Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Возникновение монофелитства.
Войны Юстиниана настолько ослабили империю, что после его смерти наступает серьезный внешнеполитический кризис. Помимо войн на Западе империи приходится отбиваться от славянского нашествия на Балканах и наступления персов на Востоке. Самым сильным врагом были славяне. Теснимые другими племенами, они начинают захватывать Балканский полуостров. Император Маврикий в течение своего 20-летнего царствования ведет постоянные войны. Он сам командует армией не только в походах, но и битвах. Однако в результате военного заговора он погибает. Его сменяет Фока, который развертывает настоящий террор против всех неправославных в империи: от монофизитов до иудеев и самарян. Кроме того, террор Фоки был направлен также против аристократических фамилий империи, которые и так пострадали в результате многочисленных войн. Фока гибнет в результате переворота, организованного карфагенским военачальником Ираклием. В начале его правления империя переживает острейший кризис. Враги империи переходят в наступление по всем фронтам. Славяне захватывают всю Грецию вплоть до Пелопонесского полуострова, персы отторгли от империи Сирию, Палестину, Египет и Армению. В этой сложной ситуации Ираклию удается перестроить социальную структуру империи и укрепить ее обороноспособность. Страна была превращена в военный лагерь, административная система стала военной, а основу новой армии составили крестьяне, которые за несение служб наделялись земельными участками. Новая армия, в отличие от прежней наемной не только сохраняла свой профессионализм, но была более стойкой, так как солдаты знали, за что воюют. Плоды реформ Ираклия скоро дали себя знать. Войска Ираклия одерживают победу за победой. Он не только возвращает империи отторгнутые территории, но наголову разбивает Персию и обеспечивает себе контроль над этой страной. Настоящим триумфом Ираклия стал его въезд в Иерусалим, куда было возвращено увезенное персами Древо Креста Господня. Сам Ираклий воздерживался от активного вмешательства в богословские споры, однако проблема монофизитства продолжала его волновать, так как мешала консолидации страны. В этот момент попытки примирить православных с монофизитами предпринимает константинопольский патриарх Сергий, который сначала формулирует свое учение, как учение о единой энергии, едином действовании в Иисусе Христе. Патриарх Сергий завязывает оживленные переговоры, и ему удается перетянуть на свою сторону Александрийского патриарха Кира. Дело начинает продвигаться, однако патриарх вскоре встречает сильное сопротивление со стороны св. Софрония Иерусалимского. В это время Сергий связывается с римским папой Гонорием, который вместо учения об энергиях во Христе, предлагает Сергию сосредоточиться на учении о единой воле. Так возникает ересь монофелитства (" монос" – один, " фелима" - воля). Новое учение сразу же встречает сопротивление со стороны св. Софрония Иерусалимского, составившего т.н. Синодику - " окружное послание". Это послание было настоящим богословским документом. Доказывая наличие двух воль во Христе, Софроний утверждал, что в Нем каждая природа действует естественно по своему существу, и только из этих действий мы познаем различие природ: наличие одной энергии или воли лишает это различие всякого смысла, превращая его в чистую абстракцию. Обожение, — говорит св. Софроний, — возможно лишь потому, что Логос добровольно воспринял человеческую природу после грехопадения (кроме греха), так что младенчество Христа, Его рост от младенчества до взрослого состояния, человеческое развитие, голод, жажда, усталость, а также страдание, смерть и физическая тленность были полностью подобны нашим до Его воскресения, когда Его плоть преобразилась. Сам Софроний Иерусалимский был занят отражением приближающихся арабов и поручил отвезти послание папе Гонорию в Рим епископу Дорийскому Стефану. Перед его отъездом св. Софроний взял с него на Голгофе клятву: «Помни, что ты дашь ответ распятому на этом месте, когда Он придет во славе судить живых и мертвых, если пренебрежешь опасностью, в которой находится Его святая вера. Сделай то, чего я не могу сделать сам из-за нашествия сарацин. Обойди, если надо всю вселенную, постарайся преодолеть все препятствия, чтобы достичь Рима. Открой там пред благочестивыми мужами по сущей правде все, что делается в наших странах. И не переставай умолять, пока они не восстанут на поражение врагов веры и не отвергнут полостью нововведенного учения». Папа Гонорий принял послание и возможно согласился с аргументами свт. Софрония. Отвечая ему он, тем не менее, просит его «не вдаваться в разделение и перечисление энергий ради мира церкви». Вскоре папа Гонорий скончаются. Его преемники уже не будут разделять его взглядов. Между тем, патриарх Сергий, ободренный поддержкой папы Гонория, убеждает императора Ираклия подписать составленное им исповедание, которое получило название " Экфесис" (" изложение" ). Экфесис был издан в 638 г. Вот его содержание: «Бог-Слово — это одна Ипостась, одно Лицо. Потому и не прирастает к Св. Троице через Иисуса Христа никакого нового, четвертого Лица. Не иной творит чудеса и не иной страдает. Хотя некоторые отцы и употребляли выражение " миа энергиа", но оно оскорбляет слух многих, ибо думают, что этим отрицаются две природы. С другой стороны, некоторых соблазняет и " дио энергие", ибо его нет ни у одного из св. отцов и оно ведет к мысли о двух противоположных волях, что есть нечестие Нестория. Не разделяя этого, мы исповедуем, что есть только одна воля Господа нашего Иисуса Христа, Истинного Бога, ибо ни на одно мгновение Его плоть, одушевленная душою разумною, не отделяется от Бога-Слова, Ипостасно соединенного с ней, и что она не действовала по собственному почину и в противность воле Слова, но только тогда и так, как хотел Бог-Слово». Однако вскоре вопрос о монофелитстве утратит свою остроту, так как исчезнет причина, вызвавшая монофелитство к жизни – желание объединить православных с монофизитами. Вскоре все территории, на которых проживали монофизиты, оказались завоеванными арабами-мусульманами.
Возникновение ислама.
После изнурительной войны с Византией Персидская империя по существу прекратила свое существование. На ее развалинах шла гражданская война. Ираклий поддерживал то ту, то другую сторону и ни одной не давал победить. Но и Византия была лишь в немного более лучшем положении. Казна была пуста, от армии оставалась едва ли половина, лучшие богатейшие области были разорены. Монофизитский раскол продолжался. В конце своего правления Иркалию пришлось столкнуться с еще более грозным, чем персы врагом. Им стали арабы-мусульмане. 12-й год правления Ираклия — 622 г., когда император начал свое контрнаступление против персов, — стал годом Хиджры — началом мусульманского летоисчисления. Когда Ираклий в 629 г. принимал поздравления в Константинополе отовсюду, включая и Галлию и Индию, в столицу Империи прибыло письмо от некоего арабского шейха Мухаммеда, объявившего себя пророком Божиим и призвавшего императора принять его веру. Подобные письма были посланы царям Персии и Эфиопии и губернатору Египта. Вряд ли кто-нибудь из них обратил внимание на эти письма. Однако всего через несколько лет имя Мухаммеда будет греметь по всему миру. Сам пророк умер в 632 г., а всего лишь через 19 лет после его смерти, в 651 г., армии его последователей не только завоевали Сирию и Египет, но и уничтожили остатки Персидской империи, убили последнего царя царей из династии Сассанидов. К началу VII в. Аравийский полуостров населяло множество независимых неуправляемых племен: некоторые из них были кочевниками, некоторые были оседлыми и занимались сельским хозяйством, некоторые проживали в торговых городах, расположенных вдоль путей караванов. В стране царило идолопоклонничество. В каждой местности были свои идолы, но наиболее чтимыми из всех были черные камни святилища Кааба в Мекке — одном из главных торговых городов. Благодаря торговле город был весьма благополучным материально, да и паломничество приносило городу стабильный доход... Однако идолопоклонничество доживало свои последние дни. В 571 г., в арабском городе Мекке в семье мелкого купца Абдоллаха родился мальчик, которого назвали Мухаммед. Его отец умер еще до рождения сына. Через шесть лет умерла и мать. Оставшись сиротой, мальчик вскоре принужден был сам себе зарабатывать: за скудную плату он нанялся пасти коз и овец (занятие, считавшееся низким), собирал ягоды в пустыне. На 24-м году жизни Мухаммед поступил на службу к богатой знатной вдове Хадидже и путешествовал по ее торговым делам с караваном в Сирию, сперва погонщиком, потом приказчиком. Пожилой Хадидже, которая была старше Мухаммеда на 15 лет, юноша понравился до того, что она, даже против воли своего отца, предложила ему свою руку. Брак этот (богатый детьми, из которых сыновья скоро умерли) дал Мухаммеду известный вес в обществе. С 600 года Мухаммед стал уединяться в пустыне и молиться. Около 610 года в пещере (недалеко от Мекки) во время молитвы Мухаммеда посетило некое видение. По преданию, ему явился архангел Гавриил с книгой в руке и, показав ее будущему пророку, сказал: " Читай! " Мухаммед пытался объяснить, что он неграмотный, но архангел заставил его читать. Как не странно, но Мухаммеду это удалось. Через чтение книги и рассказы архангела Гавриила Мухаммед якобы познал истинную веру, истинное богопочитание. В частности, Бог открыл ему, что защитит его, а на жителей Мекки скоро обрушится гнев Божий за их неправду. Мухаммед стал проповедовать на улицах Мекки. Следует отметить, что Аравия к тому времени была весьма пестрой в религиозном отношении. Здесь были и христиане (монофизиты и несториане), и иудеи, и последователи местных языческих исповеданий (по своему характеру политеистических). Его соплеменники населяли всю природу, отдельные местности и дома невидимыми духами, добрыми и злыми, имели идолов, племенных и семейных, с которыми обращались очень фамильярно и чтили их больше по привычке; род арабского пантеона был в храме Мекки. В городах вырабатывали много идолов и продавали бедуинам, но для тех часто было достаточно и простого камня. В крайнем случае, бедуины нагромождали кучу песка, выдаивали на него верблюдицу, и это был уже идол. Над всеми богами и богинями доисламские арабы признавали одного Бога, под именем " всевышнего Бога" (" Аллах Теâ ля" ). Мелкие боги назывались его детьми. Этим Богом клялись, в начале договоров писалась формула: " Во имя твое, Аллах! ", злых людей называли " врагами Аллаха", но Бог этот не имел никакого культа, и сами представления арабов о нем были крайне. Были также так называемые ханифы - монотеисты, но не иудеи и не христиане, а просто собственным путем пришедшие к монотеизму. Они проповедовали практическую (этическую) религию — веру в единого Аллаха (без догматов) и учение о воздаянии. Вера в единого Аллаха была у ханифов отожествлена с " вручением" себя Его воле (по-арабски " ислам). Под влиянием ханифов, а также своей жены, которая была иудейкой, проповедь Мухаммеда носила монотеистический характер. Постепенно у Мухаммеда появились первые сторонники. Успех Мухаммеда в качестве религиозного лидера объясняется главным образом тем, что он как никто другой понимал арабов, разделяя все чувства и предрассудки своего народа. Кроме того, он обладал несравненным политическим гением. Это сочетание талантов позволило ему создать за 10 лет из ничего империю, готовую к завоеванию мира. 622 г. стал годом Хиджры (бегства). Мухаммед с кучкой учеников и домашних бежал из родной Мекки, где он начал безуспешную борьбу с поклонением священным камням Каабы, в Медину. Мухаммед проповедовал строгий монотеизм. В Медине число сторонников Мухаммеда значительно возросло. Жители пустыни, прослывшие потом под именем бедуинов, громившие и прежде караваны купцов и паломников, начали громить их «идейно», как неверных. «Победители» начали увлекаться захватом территорий и создали завоевательное движение. Захватив юг Аравии — Геджас, они дошли до центра — Неджеда. Воины превратились в миссионеров. Успех завоевательного движения на периферии произвел подавляющее впечатление и на сопротивлявшийся первоначально центр — на корейшит-скую Мекку. В 630 г. она сдалась Мухаммеду. Он также пошел на компромисс, объявив чтимую группу камней не идолами, как было в первый момент движения, а как бы достопочтенным созданием святых праотцов-патриархов, Авраама и его сына Измаила. К 632 г., когда Мухаммед скончался, он был господином всего Аравийского полуострова, и его армии уже пересекали границы Византийской империи. Столкновения с Римской Империей начались еще при жизни Пророка. Но они ограничились мелкими и не слишком успешными набегами на Палестину. При преемнике Мухаммеда Абу Бекре захват Аравии был завершен завоеванием персидской колонии в Бахрейне, а затем арабы вошли в Петрею (нынешняя Трансиордания) и, победив местного экзарха Сергия, вышли на юг Палестины и захватили Газу. С гражданскими жителями обошлись мягко, но солдаты гарнизона стали первыми христианскими мучениками от ислама. В 634 г. Абу Бакра сменил новый калиф (наместник) Омар. Южная Палестина постепенно наводнялась арабами. Престарелый патриарх Иерусалимский Софроний даже не смог в день Рождества в 634 г. выйти из Иерусалима с паломниками в Вифлеем. Тем временем Ираклий, пребывающий с остатками армии на севере Сирии осознал, какую угрозу для империи представляют мусульмане. Но после изнурительной войны с Персией, на которую он истратил даже все ценности церквей, он уже не имел средств на армию. Тяжелые налоги и без того ожесточали население. Из последних сил Ираклий собрал армию и заставил арабов отойти от Дамаска и Эмессы на юг, за Мертвое море. Это был последний военный успех Ираклия. В 635 г. арабам все-таки удается взять Дамаск. А в 636 г. византийской армии было нанесено сокрушительное поражение на реке Ярмук. Арабы быстро завоевали покинутую страну. Монофизиты переходили на их сторону, евреи служили проводниками. Лишь Кесария и Иерусалим да пара крепостей оказали им сопротивление. Св. патриарх Софроний возглавлял оборону города до тех пор, пока была надежда на избавление. В последний момент он отослал Честной Крест в Константинополь. В конце концов, он принял тяжелое решение о капитуляции. В 638 г. св. Софроний объявил, что сдаст город лишь самому Омару. Тот прибыл на встречу с иерархом. Престарелый патриарх встретил Омара на Масличной горе. Он был поражен бедуинской простотой калифа, который явился к месту переговоров на белом верблюде, в засаленной одежде из верблюжьей шерсти и с мешком фиников, притороченным к седлу. На этой встрече были обговорены условия сдачи Иерусалима. Таким образом, после отвоевания святого города у персов он оставался в руках христиан всего 7 лет. Войдя в город, Омар отказался молиться в христианском храме у Гроба Господня и расположился на месте иудейского храма. Там сейчас стоит мечеть Омара, символизирующая преимущество мусульманского откровения над библейским. Сам факт того, что Омар отказался молиться у Гроба Господня, весьма знаменателен: помолись он там, сегодня на этом месте стояла бы мечеть, и никакой церкви не было бы. Чтобы отметить роль Софрония в сдаче города, Омар выпустил специальный документ, гарантирующий христианам право на существование. Такое же право признавалось и за иудеями. В одном месте Корана Мухаммед называет их «людьми книги» и говорит, что они имеют право на жизнь, в отличие от язычников, которые имели лишь один выбор: принять ислам или умереть. Итак, вот документ Омара: «Во имя Бога премилосердного. Омар — обитателям Элии. Они будут находиться под охраной и сохранять свою жизнь и имение. Их храмы не будут разрушены и будут предоставлены им в пользование. Но вход в храмы для мусульман невозбранен и днем и ночью. И двери открыты для проходящих. Воздвигать крест над храмом не позволено, а также и звонить в колокола. Пусть довольствуются билом. Пусть не строят новых храмов ни в городе, нив окрестностях. Мусульманскому страннику пусть дают приют в своем городе: даром ночлег и прокормление в течение трех суток. Дети христиан не обязаны изучать Коран, но пусть не проповедуют открыто своей веры мусульманам, пусть никого не привлекают к ней, но пусть не мешают своим родственникам принимать Ислам. Пусть не выносят на улицу ни своих крестов, ни своих священных книг. Пусть уважают мусульман и уступают им место, когда те пожелают сесть. Пусть не одеваются как мусульмане и не покрывают своей головы, как правоверные. Пусть не говорят тем же языком, не называются теми же именами, не имеют на своих печатях арабских надписей. Пусть не ездят верхом на седлах, не носят никакого оружия, не берут мусульманина в услужение. Пусть платят исправно подать, признают калифа своим самодержцем и ни прямо, ни косвенно не вредят его служению». Эти принципы останутся на века образцом для выживания христианских общин под властью ислама. Однако интересно, что Палестина осталась единственной областью Халифата, где все древние святыни навсегда останутся в христианских руках, и где православный патриарх считался мусульманами хранителем Святых мест. В конце концов, его права будут урезаны другими христианами, особенно латинскими крестоносцами и отчасти армянами и коптами, но не мусульманами. И это — заслуга мудрой политики св. патриарха Софрония. Антиохия пала в том же 638 г., что и Иерусалим. Приморская Кесария продержалась до 639 г. Тем временем мусульмане разгромили Персию. В декабре 639 г. мусульманский военачальник Амр с 4-тысячной армией вторгся в Египет. К 641 г. арабы завоевали Верхний Египет. В феврале 641 г. Ираклий скончался. В ноябре 641 г. сдалась Александрия. Амр вошел в город и гордо написал халифу Омару: «Я взял город, о котором могу сказать лишь, что в нем имеется 4000 дворцов, 4000 бань, 400 театров, 12000 зеленщиков и 40000 платящих подати евреев». Бразды правления над христианами Амр вручил вышедшему из укрытия монофизитскому патриарху Вениамину. Лишь небольшая группа «мелкитов» сохранила верность халкидонскому православию. К 700 г. Африка (Карфаген) была в руках арабов. Через 11 лет они оккупировали Испанию. В 717 г. мусульманская Империя простиралась от Пиренеев до центральной Индии, и арабские армии стояли у стен Константинополя.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы