Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Монофелитство после смерти императора Ираклия



 

После смерти Ираклия на престол восходит его внук Констант II, который продолжал покровительствовать монофелитам.

Свт. Софрония в это время уже не было в живых. Новая ересь встречает острое противодействие со стороны нового борца - прп. Максима Исповедника.

Преп. Максим родился в 580 г. в аристократической константинополь­ской семье и получил прекрасное образование. Он начал свою светскую карьеру при дворе Ираклия в 610 г., в возрасте 30 лет, и, судя по началу, ему предстояло блестящее будущее. Однако Максим предпочел другой путь и, сделавшись монахом, поселился в монастыре в малоазиатском городе Хризополе. Он так навсегда и остался простым монахом и никогда не притязал ни на какие церковные чины. Он много путешествовал и в 632 г. побывал в Африке, где принял участие в монофелитском споре.

Противником преп. Максима был экс-патриарх Константинополя Пирр. Пирр еще будучи константинопольским архимандритом помогал патриарху Сергию формулировать его ересь. После его смерти Пирр занял патриаршую кафедру. Однако в дело вмешались политические обстоятельст­ва: патриарх занял не ту сторону в политической борьбе, развернувшейся в Константинополе после смерти Ираклия, был арестован, низвергнут (па­триархом стал другой монофелит — Павел) и сослан в Карфаген, где встре­тился с преп. Максимом (будущим Исповедником). В 645 г. между Пирром и Максимом состоялся богословский диспут, по­сле которого Пирр публично признал себя побежденным и принял пра­вославие (как окажется впоследствии - притворно).

Из Северной Африки преп. Максим перебирается в Рим. Он производит хорошее впечатление на папу Феодора, бывшего греком, и тот делает его своим референтом в вопросах богословия. В 646 г. папа Феодор разрывает евхаристическое общение с монофелитским патриархом Павлом.

В 648 г. император Констант II попытался закрыть тему монофелитства. Он издал декрет, известный под именем «Типос», в котором вообще запрещал «лю­бые споры и разговоры об одной воле или одной энергии, равно как и о двух волях или двух энергиях». Однако такая постановка вопроса не могла удовлетворить борцов с новой ересью.

В 649 г. римским папой становится св. Мартин. Его избрали без санкции императора, что опять-таки было протестом против проводимой Константинополем религиозной политики.

Вместе с папой св. Мартином преп. Максим собирает в 649 г. поместный собор, получивший название Латеранского по названию папского дворца, где он заседал. Император посылает офицера, чтобы он арестовал зачинщиков, однако тот предпочел взбунтоваться и провозгласить себя императором. Это только усложнило положение православных. В 653 г. папа Мартин был обвинен в политических и религиозных пре­ступлениях. Ему ставили в вину, что он был незаконно избран (т. е. без имперской санкции), и в том, что он посылал деньги арабам (Мартин ока­зывал поддержку направлявшимся в Иерусалим паломникам). Экзарх Ра­венны прибыл в Латеранский дворец, объявил папу низложенным и, арес­товав его, привез под конвоем в Константинополь. Св. Мартин тогда был уже стар и очень болен и к тому же измучен жестоким обращением во вре­мя путешествия. Он лично предстал перед церковным судом, обнаружив необычайное мужество и стойкость в вере. Его лишили сана, пытали и при­говорили к смертной казни, замененной под конец изгнанием. Совершен­но замученный старец был отвезен в крымский Херсонес, где в скором времени (16 сентября 655 г.) скончался. Папа Мартин I причислен к лику святых и почитается Церковью как исповедник и мученик.

Когда папа Мартин был арестован, вместе с ним арестовали и Максима и двух его учеников. Поскольку он был простым монахом, его пытали отдельно, но обвинения против него были выдвинуты те же, что и против папы, — богословские и политические. До нас дошла стенографи­ческая запись его дела, «Acta Maximi». Максим стоял на своем твердо, и история суда над ним показывает, какую огромную духовную роль играла в то время его личность. Когда ему было поставлено на вид, что он, обык­новенный монах, восстает против мнения всех патриархов, он отвечал, что если даже ангел с небес проповедовал бы ересь, он, Максим, все равно отстаивал бы истину. Отвечая на предложение согласиться с «Типосом» хотя бы ради единства Константинополя и Рима, он заявил: «Я думаю не о единении или разъединении римлян и греков, но о том, чтобы мне не отступить от правой веры». Он бросил вызов цезарепапистскому поведе­нию Ираклия и Константа II, сказав, что «не дело царей, но дело священ­ников исследовать и определять спасительные догматы кафолической Церкви... Во время анафоры императоры поминаются с мирянами...». Когда эмиссары объявили, что легаты папы Евгения находятся в городе и завтра вступят в общение с патриархом Петром, преп. Максим повторил: «Св. Дух осуждает даже ангелов, поступающих против того, что пропове­довалось...»

Преп. Максима сослали во Фракию на берег Черного моря (655 г.), от­куда он продолжал писать против монофелитства и волновать умы. В 662 г. его привезли обратно в Константинополь, произнесли ему, папе Мартину и патриарху Софронию анафему, снова пытали, отсекли язык и правую ру­ку. Затем преп. Максим был вторично изгнан, на этот раз на Кавказ, где он вскоре скончался (13 августа 662 г.) в возрасте 82 лет.

 

VI Вселенский Собор.

 

В Византии меняется политическая ситуация. Погибает император, покровительствовавший монофелитам - Констант II. Он был талантливым правителем, однако вступает в конфликт со столицей – Константинополем и делает себе резиденцией Сиракузы (Сицилия). Здесь против него был организован заговор окружавшей его армянской знатью. Сын Константа II - Константин IV Погонат (" бородатый" ) сурово покарал мятежников и стал новым византийским императором.

В это время положение империи все более ухудшается. Арабы делают постоянные набеги на Малую Азию, они господствуют на море, захватив Кипр, Родос, Хиос, Кос. С начала 60-х гг. VII в. их отряды постепенно приближались к столице. В 674 г. начинается 4-х летняя осада столицы. Наконец, империя собирает силы, и в 678 г. происходит решающее морское сражение, в котором арабский флот был наголову разбит византийцами. В этой битве был впервые применен " греческий огонь" - средневековый напалм (рецепт в настоящее время утерян). Почти одновременно византийская армия одерживает победу над арабами и в Малой Азии. Арабы не только убираются оттуда, но и становятся данниками Византии. Это вразумило других врагов империи. Аварский каган и славянские племенные вожди ищут дружбы Византии, признавая ее владычество.

Однако на Балканы вторгается новый народ - болгары, теснимые хазарами. В войне с болгарами византийцы терпят ряд неудач и признают новое государство на Балканах, обязуясь даже выплачивать ему дань, что было великим позором. Такова внешнеполитическая ситуация того времени. Перейдем к делам церковным.

Для решения вопроса о монофелитстве Константин Погонат собирает VI Вселенский Собор. Собор был очень продолжительным: начался 7 ноября 680 г., а закончился 16 сентября 681 г. Во главе Собора был сам император, который и председательствовал на большинстве его заседаний. В случае его отсутствия председательствовали его чиновники.

Вначале в работе Собора принимало участие всего 43 епископа, но определение Собора подписано уже 174 иерархами. Такие низкие цифры отражают состояние христиан­ского мира в 680-681 гг., когда Сирия, Палестина, Египет и Северная Аф­рика были оккупированы арабами, Малая Азия разорена, а большая часть Балканского полуострова занята славянами. Представительство восточ­ных патриархатов было номинальным. На Соборе присутствовал Макарий, титулярный патриарх Антиохийский, проживавший в Константинополе, но Александрия и Иерусалим, где халкидонские кафедры были вдовыми, были представлены лишь «викариями», тоже, по всей видимости, проживавшими в столице.

По левую руку императора сидели православные, по правую - монофелиты. Заседания Собора происходили в Трулльской палате императорского дворца.

Работа участников собора в значительной степени носила «архивный» характер. Была поставлена задача выяснить, имеются дли в святоотеческом предании основания для признания моноэнергизма и монофелитства. Исследование соборных и святоотеческих текстов началось на первой сессии, когда оба патриарха, присутствовавшие в Трулльском зале — Геор­гий Константинопольский и Макарий Антиохийский, — попытались поддер­жать монофелизм и объявили, что позиция Сергия и его последователей находилась в рамках Предания. В последовавших дискуссиях было сделано открытие, что письмо патриарха Мины папе Вигилию, служившее главным аргументом в поддержку моноэнергизма и произведшее большое впечат­ление в Риме во время Гонория, было подложным.

На 8 сессии (7 марта 681 г.) патриарх Георгий Константинопольский объявил, что его убедили, и официально принял учение о двух волях. Лишь Макарий Антиохийский с кучкой сторонников остался верным монофелизму. После тщательного изучения на 11 и 12 сессиях его исповедания веры Собор низложил его.

Собором было составлено вероопределение, осуждавшее монофелитство и утверждавшее православное учение о 2-х энергиях и 2-х волях во Христе. Кроме того, осуждались те, кто разделял эту ересь, среди них патриарх Сергий и папа Гонорий. Вот определение веры Собора: «Проповедуем также, по учению свв. от­цов, что в Нем и две природных воли или два природных желания, и два природных действия нераздельно, неизменно, неразлучно, неслиянно. И две природных воли, не противоположных одна другой, как говорили нече­стивые еретики, — да не будет! Но его человеческое желание не противо­речит (т. е. не стоит в противоположности фактически) и не противоборст­вует (т. е. не противится преднамеренно), а следует им» лучше сказать, подчиняется Его божественному и всемогущему желанию».

На Пасху 681 г. было восстановлено евхаристическое общение между западной и восточной церквями, прерванное из-за монофелитства: папский легат, епископ Портлендский совершает Евхаристию на латыни.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь