Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Распространение христианства на Западе



 

Варвары, завоевавшие Империю, не могли и не хотели уничтожать цивилизацию. Они селились своими кланами на имперской территории и номинально признавали императора, с 401 г. жившего в Равенне. Даже по­сле низложения Ромула Августа Одоакром в 476 г. они все равно признавали восточного императора. А тот, в свою очередь, признавал их со­юзниками и давал их князьям титулы патрициев. Остроготский правитель Теодорих (493-526 гг.), например, был пожалован титулом патриция и также назывался принцепс (князь) и рекс (король).

Варвары (в подавляющем большинстве ариане) жили по своим зако­нам, исповедовали свою религию, молились на своем языке, в то время как римляне продолжали жить по своим законам. Но по мере того как варвары приобщались к римской культуре, они все больше оставляли свое и присое­динялись к римскому.

В этом процессе чрезвычайно важную роль сыграли Римские папы, ос­тававшиеся в покинутом императорами имперском городе единственными представителями римской культуры. Они поддерживали постоянную связь с Кон­стантинополем и являлись представителями имперской власти на Западе. Все декреты и указы распространялись через них. Вместе с тем они были достаточно далеко от императора (географически), чтобы противостоять тем его решениям, которые они считали неправильными.

Из-за всего этого в политическом вакууме, образовавшемся на Западе, они стали восприниматься и как наследники св. Петра, и как наместники им­ператора, обладающие как духовной, так и светской властью.

Из всех стран, занятых варварами, кроме Италии, в Галлии была самая древняя христианская традиция, восходившая по меньшей мере ко II в. После Туринского собора (400 г.) Галль­ская Церковь официально восприняла организацию, сформулированную на Никейском Соборе. Во время правления императора Валентиниана III (423-455 г.) талантливый римский полководец Аэтий смог поддерживать римское правление в большей части страны. Ему же удалось сплотить все население провинции (римляне, галлы и германцы) против опасности гун­нов Аттилы. Аттила не смог взять Париж — чудо это приписывалось св. Геновьефе Парижской, — а затем был разбит Аэтием возле Труа (451 г.). Но это была своего рода лебединая песнь римлян. Вскоре после смерти Аэтия (454 г.) римская власть в Галлии пала.

К концу V в. визиготы заняли юг и учредили свою столицу в Тулузе, а бургунды заняли долину Роны. И те и другие были арианами. Северо-восток Галлии был оккупирован язычниками-франками.

В Галлии ариане были чрезвычайно терпимы к православной церк­ви. Структура епархий осталась неприкосновенной. Митрополичья кафе­дра была в Арле. Уже тогда это не слишком нравилось римской кафедре. Борьба за церковную независимость Арльской митрополии, которую возглавил св. Иларий Арльский (430-449 гг.), проходила с переменным успехом. Известный аскет и подвижник, св. Иларий ранее был аббатом Леринского монастыря. Он де-факто стал главой всей Галльской Церкви.

В 444 г. св. Иларий вступил в откры­тый конфликт с папой Римским Львом из-за дела безансонского еписко­па Целидония. Лишь в 514 г. Рим взял верх и начал ставить в Арле своих викариев. Именно благодаря духовному престижу и пастырским дарам таких людей, как св. Иларий и св. Цезарий Арльские, св. Авит Вьенский и св. Герман Оксерский, арианство утратило свои позиции в Галлии, которая к концу V в. уже была практически полно­стью православной.

Наверное, самое решительное событие в этом процессе произошло в конце V в. В 493 г. молодой король франков Хлодвиг женился на право­славной Клотильде. Вскоре ему довелось сражаться с аллеманами, и он, прибегнув к помощи «ее Бога», победил. В 497 или 498 г. он вместе с тремя тысячами своих воинов был крещен в православие в Реймсе епископом Ремигием (Сан-Реми). Заручившись, таким образом, поддержкой римско­го населения, он разбил ариан-визиготов, расширив свое королевство до Пиренеев. Бургунды вскоре тоже перешли в православие, отвергнув ари­анство, но все равно были завоеваны франками.

В 511 г. прошел первый собор Франкской Церкви в Орлеане, который де-факто явился собором национальной Церкви, где король играл роль им­ператора. С тех пор Франкская Церковь, на словах чрезвычайно почтитель­ная к Риму, на деле была независимой и оказывала громадное влияние не только в германских землях, но и в Италии.

В IV в. в Кельтской Британии, так же как и в Галлии, существовало хри­стианское меньшинство, тесно включенное в римский мир. Британцы при­нимали активное участие в жизни христианской Церкви: например, еретик Пела­гий был британцем. В провинции было три епископских кафедры: Эборакум (Йорк), Лондиний и Колония Линдиенсий (Линкольн). Где-то между 397 и 401 гг. св. Ниниан построил первую христианскую церковь в Каледонии (Шотландии).

После 407 г. из-за постоянных вторжений варваров на континенте римские войска эвакуировали из Британии. Вскоре начались вторжения англов и саксов; к 441-442 гг. они завоевали значительную часть острова. Кельты отступали в Корнуолл, Уэлльс и в Бретань, оказывая захватчикам яростное сопротивление, которое было отражено в цикле легенд о короле Артуре.

Существуют легенды о распространении христианства в Шотландии; со­гласно одной из них, греческий монах св. Регул привез туда мо­щи св. апостола Андрея, обратил короля и построил церковь. Эта легенда связана с преданием, что св. Андрей проповедовал в Скифии, т. е. на Руси, и что шотландцы (скотты) являются родственниками скифов. Скорее всего, распространению легенды о св. Андрее помогли варяги, экспедиции кото­рых проходили в средние века от Константинополя до Новгорода, Северной Европы и Исландии.

По некоторым источникам, в Ирландию (Иверния, Хиберния) в 432 г. из Рима был послан миссионер-епископ Палладий. Но настоящая заслуга в обращении Ирландии принадлежит мирянину (в начале его деятельности) св. Патрику.

Будущий отец ирландского христианства был родом из британской ро­манизированной христианской семьи. В 16 лет он был похищен «скоттскими» пиратами и провел 6 лет в качестве раба в Ирландии. В конце концов, ему удалось бежать домой. Но вскоре ему было видение вернуться в Ирландию миссионером. До этого он съездил на континент и был посвящен в епископы в Озэре.

Епископ Патрик прибыл в Ирландию около 432 г. и оставался там до своей кончины около 460 г. За эти годы он крестил многие тысячи людей и создал в Ирландии церковную структуру, основанную, как и на континен­те, на епархиальном принципе.

Но после вторжения саксов и англов, когда Британия и Ирландия ока­зались отрезанными от внешнего мира, в Церкви постепенно проходила реорганизация. В то время Ирландия не знала городов: население жило в хуторах и небольших деревушках. Поэтому если в Империи епископы бы­ли связаны с городами, то ирландская Церковь оказалась организованной вокруг монастырей. Даже приходов там практически не было.

Настоящая власть в Церкви была в руках аббатов-игуменов. Изредка аббаты получали епископское посвящение, но, как правило, епископы обычно проживали в монастырях под началом игуменов и довольствова­лись лишь сакраментальной функцией. По некоторым сведениям, игумены также совершали рукоположения.

В темные для Британских островов V-VI вв. кельтская Церковь сохранила мо­нополию на культуру. Кельтские монахи и клирики создали даже целую главу в ла­тинской литературе — правда, нужно отметить, что кельтская латынь весьма отли­чалась от классической.

Нужно отметить и кельтскую монашескую традицию — ее подлинность и исключительность. В некоторых общинах были сотни, а то и тысячи мона­хов. Во многом кельтская аскетическая традиция являет родство с сирий­ским монашеством, правда, с поправкой на местные климатические усло­вия. Для смирения плоти практиковались многочасовые воздевания рук, тысячи поклонов, длительные погружения в холодную воду.

Ирландских монахов роднит с их сирийскими собратьями и то, что они были самыми активными и самыми успешными миссионерами. Их миссия разворачивалась в Западной Европе.

Кельты были чрезвычайно верны своей традиции, несмотря на многие ее весьма странные особенности, и отказывались принять римский обра­зец. Британия вернется в орбиту римского христианского мира лишь в правление папы Римского Григория Великого в VII в.

В римской Испании христианство прочно утвердилось к IV веку. Испанские епископы твердо держались никейского православия. Однако испанское христианство было разделено в связи с присциллианизмом — сектой, в которой соединялись гностицизм и монаше­ский аскетизм. Споры, связанные с присциллианизмом, продолжались до 563 г., когда вопрос был окончательно закрыт на соборе в Браге.

В начале V в. Испания была завоевана различными германскими племена­ми. К середине V в. всех их победили ариане-визиготы. Лишь часть территории осталась занята племенами суэви, которые, правда, вынуждены были оставить свое язычество и принять арианство. Некоторые из арианских королей Испании устраивали гонения на православных, но в целом ситуация была терпимой.

Около 550-555 гг. король суэви обратился в православие. Вскоре по­сле этого в Испанию прибыл монах из Паннонии Мартин, способствовавший распространению православия на полуострове.

Около 580 г. обратился в православие Херменегильд — сын короля Леовигильда, оставшегося верным арианству. Началась гражданская вой­на. Ариане взяли верх, и в 585 г. Леовигильд казнил своего сына. Нача­лось кровавое гонение на православных. Но дело ариан уже было проиг­рано: после смерти Леовигильда его сын и наследник Рекаред (586-601) на соборе в Толедо (589 г.) торжественно перешел в православие и объя­вил его религией своего королевства.

На этом же соборе в Символ веры было включено слово Filioque, что было связано с борьбой с арианством. Испан­цы хотели подчеркнуть Божество Сына. Вскоре Filioque было воспринято и франкской Церковью.

Несколько слов о Северной Африке. В 432-439 гг. около 80 тыс. вандалов, возглавляемых королем Гайзериком, вторглись в Африку из Испании, где они уже успели пробыть некото­рое время. В 435 г. имперское правительство в Равенне было вынуждено признать их «федератами», т.е. союзниками.

Вандалы были обращены в арианство готами, но, в отличие от веротерпи­мых готов, они начали кровавые гонения на православных — всех, кто отказы­вался присоединиться к их церкви, возглавляемой собственным патриархом. Церковь была фактически запрещена, тысячи убиты, десятки тысяч изгнаны.

Кульминация гонений была при короле Хуннерике (477-484 гг.). Из­вестна история про созванный им богословский диспут. Было объявлено, что это единственный и последний шанс православных доказать свою пра­воту. На диспут собралось 466 православных епископов. Председательст­вовал король и вандальский патриарх Сирила. Епископам-кафоликам уда­лось лишь прочитать письменное исповедание своей веры, после чего их сразу объявили проигравшими, а Кафолическую Церковь объявили вне за­кона. Храмы были либо закрыты, либо переданы арианам, рукоположения были запрещены — как и все отправления культа. Богослужебные книги были уничтожены. Епископы, отказавшиеся перейти в арианство, были подвергнуты пыткам, убиты, приговорены к каторжным работам и изгна­нию. Многим удалось обосноваться на Корсике. Гонения продолжались и при преемниках Хуннерика. Лишь король Хильдерик, обеспо­коенный тем плохим «имиджем», который создавали ему православные эмигранты, вновь разрешил возвращение изгнанников и деятельность Православной Церкви — это был дипломатический шаг, направленный на улучшение отношений с Империей. В 525 г. даже прошел «Всеафриканский собор», на котором присутствовало 60 православных епископов.

К сожалению, в 530 г. процесс возвращения к православию был пре­рван — арианин Гелимер (внук Гейзерика) поднял мятеж, сверг Хильдерика и провозгласил себя королем. Но у Империи уже были силы ответить: экспедиционная византийская армия, посланная Юстинианом и возглав­ляемая гениальным полководцем Велизарием, в блестящей 6-месячной кампании (533-534) разгромила вандалов и восстановила римскую власть. Плененного Гелимера провели с триумфом по улицам Константино­поля, а все мужское взрослое вандальское население было или вырезано, или продано в рабство. Православная Церковь была вновь утверждена как государственная религия, арианство и донатизм были запрещены.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь