Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Три уровня восприятия реальности



Что такое край.

Если рассматривать человека, как совокупность Первичного и Вторичного процессов, может возникнуть вопрос: «А почему они не смешиваются? ». Действительно, что мешает нам так же свободно осознавать Вторичные Процессы, протекающие в нашей жизни? Вот Край и мешает! Предположим, ваше Эго – это страна. У каждой страны есть границы. Нам же как-то надо определять, где мы, а где – другие. Граница и есть Край.

Государственная граница охраняется пограничниками, а Край – Краевыми Фигурами. Это система убеждений, сформировавшаяся в процессе жизни, помогающая нам выживать. Краевые Фигуры всячески оберегают наше Эго от влияния Вторичного Процесса. Я не случайно пишу о них, как о живых существах. Их действие, порой, похоже на влияние демонов или на проклятье. Наши убеждения звучат в нашем сознании голосами пап и мам, бабушек и дедушек, других значимых людей. В качестве примера приведу случай из собственной практики (имена и некоторые обстоятельства изменены из соображений конфиденциальности).

Одна моя клиентка, назовём её Юлия, обратилась ко мне из-за постоянных проблем с коллегами по работе. На неё постоянно перекладывали львиную долю заданий и, при этом, постоянно её обвиняли в том, что она плохо относится к остальным сотрудникам. Юлия – скромная молодая женщина, лет 35. У неё тихий голос. Она постоянно извиняется, даже если и не виновата. На консультации она рассказала, что рано вышла замуж и 15 лет жила с мужем у его матери. Свекровь и старшая сестра мужа постоянно были недовольны Юлией. Как-то так сложилось, что на её плечи легло большинство бытовых обязанностей. Свекровь постоянно всем видом демонстрировала, что ей не нравится, как Юлия ведёт хозяйство. Муж занял нейтральную позицию. Со временем она привыкла подчиняться и выслушивать в свой адрес гадости. Она научилась уходить в себя, тем самым защищаясь, от постоянного давления. Она приняла за правило, что проще промолчать и сделать, чем отказаться и нарваться на скандал. В результате из интересной, общительной девушки, получилась замкнутая, безотказная женщина. На работе она не открывалась коллегам, не поддерживала их разговоры. Она привыкла, что любое слово может обернуться против неё. Поэтому её невзлюбили сотрудники её отдела. При этом, она не могла отказать, когда ей давали дополнительную нагрузку «за спасибо». Про неё пошли слухи, что она пытается выслужиться и даже «стучит» начальству.

Когда Юлия рассказывала об этом, она была явно недовольна собой. Я спросил её, как она себя ругает? Она сказала: «Да никак! Просто хочется фыркнуть и отвернуться!.. Так моя свекровь всегда делала».

Я предложил ей побыть в роли своей свекрови. Она скопировала её походку, осанку, дыхание. Я предложил ей «посплетничать» о Юлии. Некоторое время мы беседовали, а потом клиентка вдруг замерла и сказала: «Мне страшно… Я боюсь остаться одна… Она уведёт от меня сына, и я буду никому не нужна! ».

Когда Юлия осознала, что все поступки её свекрови продиктованы лишь страхом одиночества, она расправила плечи её дыхание стало ровнее, на щеках появился румянец. Ей захотелось успокоить эту женщину, поддержать её. Она вдруг почувствовала себя Мудрой Матерью, которая видит скрытые мотивы поступков детей. Она увидела своих коллег маленькими мальчиками и девочками в песочнице, которые ссорятся из-за того, что просто не знают, как можно разговаривать по-другому. Помолчав немного она сказала: «Знаете, а я ведь сама на работе себя вела, как злобный замкнутый подросток. Я, конечно, молчала в ответ на упрёки, но мысленно постоянно на всех ворчала. Вот они и ополчились против меня».

Сейчас у Юлии ровные отношения с коллегами. К её мнению прислушиваются. Иногда обращаются за советом.

Теперь разберём эту историю с точки зрения Первичного и Вторичного Процесса, а также найдём в ней Край.

Первичный процесс Юлии. «Я никому не нравлюсь. Я проще сделаю лишнюю работу, чем откажусь. Я слабая и беззащитная в окружении злых людей». Такое поведение часто демонстрируют подростки по отношению к сверстникам и взрослым.

Край – нельзя быть взрослой и иметь своё мнение. Как вы помните, Юлия рано, в 19 лет, вышла замуж. Фактически, она из одного родительского дома, перешла в другой. Она не успела сформировать свою взрослую часть. От своих родителей она ждала похвалу и получала её. От свекрови она ждала упрёков и тоже получала их. Своего мнения о жизни и людях она просто не слышала.

Краевая фигура. Образ вечно недовольной свекрови.

Убеждение: «Ты ничего не можешь сделать нормально, поэтому молча подчиняйся старшим».

Вторичный Процесс. Мудрая Мать – взрослая, проницательная, опытная женщина, которая видит истинные мотивы поступков людей.

Теперь я объясню, что произошло в процессе консультации. Когда Юлия вошла в образ свекрови и осознала её страх, она забрала Силу краевой фигуры. Это позволило ей перейти за Край и найти новый способ взаимодействия с людьми.

Край может быть высоким и низким. Через низкий край относительно легко перешагнуть в новый образ себя. Вы это делаете, когда пробуете незнакомое блюдо. Есть лёгкое опасение, что вам не понравится, но оно не настолько сильно на вас влияет, чтобы отказать себе в этом эксперименте.

Высокий край требует внимательного и бережного отношения. Он часто является следствием психологической травмы или каких-то базовых установок, «впитанных с молоком матери». Не стоит стремиться сразу его преодолеть – это может привести к серьёзным проблемам. Одна моя знакомая стала посещать лидерские курсы. Знаете, такие, где говорят: «Выйди из зоны комфорта! Хватит работать на дядю! ». Она бросила работу. Попыталась открыть свой бизнес. Разругалась с мужем. Растеряла подруг и друзей. Прогорела… Причина в том, что у неё был высокий край на лидерство. Она не задумываясь следовала инструкциям, в результате, чуть не попала в психиатрическую лечебницу.

В её случае необходимо было сначала найти её Внутреннего Лидера, освоить новую идентичность в безопасной обстановке и только тогда идти за край.

Когда вы столкнётесь с высоким краем, не спешите его преодолевать. Сначала присмотритесь к тому новому образу, который получится. Найдите в обыденной жизни моменты, где бы вы могли безопасно проявлять новое качество. Тогда вы однажды осознаете себя уже по ту сторону края, но это произойдёт естественным путём. Если яйцо разбивают снаружи – получается яичница, если изнутри – рождение новой жизни.

Теперь практика.

1. Вспомните кого-то из своих коллег по работе, друзей или соседей.

2. Некоторое время погрузитесь в наблюдения за этим человеком. Как он или она заявляет о себе? Кем он себя считает? Кем считает других людей? Как он выглядит, и как звучит его голос?

3. Предположите, какой у него Первичный Процесс. Попробуйте его сформулировать одной-двумя фразами.

4. Какие могут быть у этого человека края?

5. Какой может стать жизнь этого человека, когда он преодолеет этот край? Так вы найдёте предположительный Вторичный Процесс.

Внимание, это просто тренировочное упражнение, помните, что вы смотрите на других людей через призму своих установок. Полученный результат – это только ваше предположение, поэтому не выносите никаких окончательных суждений о вашем испытуемом.

Возможно, вас удивило то, что я предложил вам поработать не с собой, а понаблюдать за другим человеком. Это сделано для того, чтобы вы увидели Первичный и Вторичный процессы в динамике. Наблюдать за другими гораздо проще, чем за собой. Соринка в чужом глазу гораздо заметнее. Однако в этом упражнении был небольшой подвох. Скажите, вы можете объяснить, что заставило вас выбрать именно этого человека в качестве испытуемого? Вы можете ответить с позиции логики: «Я его хорошо знаю. Мы часто пересекаемся. Этот человек мне интересен. Я просто ткнул пальцем в список друзей». С точки зрения обыденной реальности, вы абсолютно правы. Но этот ответ будет не совсем точным. Вы же не одного человека хорошо знаете, правда? Вам же интересны несколько человек в этом огромном мире? Да и пересекаетесь достаточно часто вы с десятками, если не с сотнями людей. Что касается «случайного выбора», то тут можно спросить, какая Сила двигала вашей рукой в этот момент?

Если бы вы пришли на консультацию ко мне, я бы задал вам несколько вопросов. Но, поскольку мы общаемся через текстовый документ, сами себе ответьте на них. Вот они:

1. О чём вы думали, прежде чем выбрать для исследования этого человека?

2. Какую жизненную проблему вы сейчас решаете, каких целей стремитесь достичь?

3. Какие сны вам снятся?

4. Что в облике, поведении, голосе, отношении к вам или жизненной позиции этого человека как-то связано с вашей жизнью?

Возможно, вы подумали, читая эти вопросы: «Ну вот, началось, сейчас начнёт говорить о том, что люди – это наши отражения! Да об этом уже всем известно! ». Нет, люди – не отражения. Это, скорее, посланники, принёсшие вам какие-то дары. Одним из способов, которым ваша Сила пытается до вас достучаться, являются ваши взаимодействия с другими людьми. Так что же это за Сила? Пришло время рассказать о ней подробнее.

Усиление процессов

Для того, чтобы исследовать свой Вторичный Процесс, его надо сделать доступным для осознания. Вы помните, что в повседневной жизни он проявляется еле заметно, в мелочах. Следовательно, его нужно усилить, чтобы найти скрытое за обыденной проблемой послание.

Есть много способов усиления Вторичного Процесса. Рассмотрим, как их применять в различных каналах восприятия. Выполняя упражнения, пребывайте в «Уме Новичка», то есть с удивлением и любопытством наблюдайте, как будет разворачиваться процесс.

Зрительный канал. Необходимо увидеть, как можно больше подробностей того образа, который возникает у вас в голове, когда вы работаете над собой. Вот небольшое практическое задание на тренировку усиления в зрительном канале. Цель этого задания – просто потренироваться, поэтому делайте его кое-как. Вам нет нужды прийти к какому-то откровению.

«Погода».

1. Прислушайтесь к себе. В каком вы настроении?

2. Если бы это было погодой, то какой?

3. Опишите эту погоду, как будто вы видите её из окна.

4. Добавляйте детали: оттенки цвета, различные объекты. Так, если сначала вы видите просто пасмурный день, то расскажите сами себе, где этот день? В городе, на природе, на другой планете?

5. Наполняйте зрительный канал подробностями до тех пор, пока не возникнут звуки и телесные ощущения. Как только заметили, что канал переключился, остановитесь.

Если вам трудно визуализировать – вы можете рисовать! Рисунок тоже позволяет усилить процесс, выманить его наружу.

Аудиальный канал. Здесь мы работаем со звуком. Голос, вообще очень мощный ресурс. В первые, сразу после рождения, мы заявляем о себе криком. Поэтому, звучание на разные лады позволит вам с лёгкостью проникнуть в таинственный мир там, за Краем. Вот вам ещё одна забавная практика

«Бу-бу-бу»

1. Вспомните какой-нибудь случай из жизни приятный или неприятный. Важно, чтобы это был яркий момент. Их много. Выберите один.

2. Начните вслух рассказывать о нём. Говорите громко, с выражением, играйте интонацией.

3. Чтобы сосредоточиться на звучании голоса, уберите слова. Вместо этого говорите «Бу-бу-бу»… Ну, вы поняли.

4. Максимально выразительно «бубните». Постепенно, ваше «бу-бу-бу» обретёт некий ритм, тембр. Будет меняться темп. Получится какая-то простая мелодия. Напевайте её!

5. Как только поймаете себя на том, что появились ощущения, зрительные образы, или вы начали пританцовывать, остановитесь. Помните, это просто тренировочное упражнение.

Так же вы можете поиграть следующим образом:

«Как ты звучишь? »

1. Вспомните любого своего знакомого.

2. Подумайте, какой звук у вас ассоциируется с ним.

3. Издавайте этот звук некоторое время.

4. Остановитесь, когда надоест, или, когда что-то необычное узнаете об этом человеке.

Так можно даже лечить себя и других! Вы просто выражаете звуком болезнь и наблюдаете, что происходит. Возможно, у вас возникнет спонтанное желание что-то съесть или сделать. Каким бы странным не было это желание, осуществите его, если это возможно! Вам или вашему другу станет легче!

Канал ощущений. Вы удивитесь, но вы достаточно часто делаете практику усиления канала ощущений. Скажите, у вас когда-нибудь голова болела? Давило виски? Наверняка! Вспомните, что вы делали тогда? Многие начинают ещё сильнее руками давить на виски. То есть они усиливают дискомфорт! Возможно, это глубинная мудрость подсказывает способ получить послание от телесного симптома. Когда человек доходит до Сущностного уровня симптома и получает некие Знания и Силу, скрытые в ощущении, боль проходит. Но сейчас мы не пойдём так далеко, а просто поучимся ощущать и потренируем «Ум Новичка».

«Теплое место»

1. Найдите самое «тёплое» место в комнате. Логика вам подсказывает, что это где-то у батареи, но нас интересует сейчас другая «теплота». Поэтому включите «Новичка» и походите по комнате медленно и осознанно. Где, кроме как у батареи, вам вдруг становится чуть-чуть теплее.

2. Возможно, вы не сможете найти это место. Вам всё покажется бредом. Ну, что ж, тогда просто ткните пальцем в любое место комнаты. Ваша глубинная мудрость не даст вам ошибиться. Встаньте в то место, которое вы выбрали «случайным образом» и притворитесь, что ощущаете тепло. В конце концов, мы же просто играем!

3. Когда найдёте место, сосредоточьтесь на ощущении тепла. Какое оно? Сухое или влажное? Лёгкое или тяжёлое? Гладкое или шершавое?

4. Возможно, вы будете отвлекаться на повседневные мысли. Не расстраивайтесь. Бережно и терпеливо возвращайте себя к ощущению теплоты.

5. Остановитесь, когда захотите или, когда каналы восприятия начнут спонтанно переключаться.

Если вы читали книги Карлоса Кастанеды, то это упражнение напомнит вам экзамен, который устроил ему Дон Хуан в самом начале обучения. Помните, он предложил Карлосу найти «хорошее место». Такое упражнение гораздо сложнее, так как в нём задействованы все каналы восприятия. Но вы тоже можете попробовать его выполнить.

Канал движения. Вы замечали, сколько неосознанных движений совершаете в минуту? Вы можете слегка покачиваться, потирать руки, отбивать ритм ногой или рукой, кивать или покачивать головой, даже просто ходить из угла в угол! Арнольд Минделл назвал такие движения «Двойными Сигналами». Именно в них проявляется Вторичный процесс! Следующая практика позволит вам поработать с каналом движения и увеличить удачливость в повседневной жизни!

«Танец Удачи»

1. Вспомните время, когда вам везло. Наверняка в вашей жизни был такой период!

2. Обратите внимание, ваше тело уже хочет как-то двигаться. Позвольте ему начать любое движение. Вам это покажется странным или глупым, ну и что. Используйте «Ум новичка» и начинайте слегка двигаться.

3. Скорее всего, это будет какое-то совсем крошечное, незавершённое движение. Потихоньку усиливайте его. Например, если у вас двигался только указательный палец, позвольте ему потянуть за собой предплечье, потом руку целиком, потом плечи и так далее, пока ваше тело не начнёт какой-то танец.

4. Постепенно отпускайте контроль и позвольте танцу полностью захватить вас. Пусть амплитуда и скорость движений увеличивается в комфортном для вас темпе.

5. В какой-то момент вы заметите, что ваше настроение изменилось. Вы ощутите движение Энергии Удачи по всему телу. Тогда, постепенно замедляйтесь, переводите движения внутрь.

6. Остановитесь и ощущайте, как движется Энергия Удачи внутри вас. Выразите её походкой. Чтобы можно было в повседневной жизни пробуждать её по мере необходимости.

Возможно, вы даже что-то узнаете о своих взаимоотношениях с удачей. Но это необязательно. Достаточно использовать «Походку Удачи» каждый день и замечать, что происходит.

Это очень простые упражнения, выполняйте их каждый день, и вы заметите, что становитесь более внимательными, чуткими, уравновешенными. Возможно, вам начнут сниться яркие сны. Скорее всего, включится интуиция. Уже этого достаточно, чтобы улучшить качество жизни! А ведь, мы ещё не брали работу с конкретными проблемами! Но об этом дальше!

 

Тихо, сам с собою…

В этой главе вы сможете встретиться… с самими собой. Возможно, это не будет тихо, как заявлено в заголовке, там посмотрим. Встреча с собой может проходить, как в полной тишине, так и в яростных воплях внутреннего конфликта. Это уже индивидуальный стиль самоисследования: кто-то наблюдает и делает выводы, а кто-то, как Наполеон, сначала ввяжется в драку, а потом смотрит, что получилось. Любой из этих стилей ведёт к открытиям, поэтому вы можете свободно перемещаться в пространстве между этими крайностями.

Знаете, когда пришло время рассказывать о конкретных способах обретения Силы, я растерялся… Я даже несколько дней не мог подойти к тексту! С чего начать? Всё такое вкусное! Одно я понял точно, вряд ли мне удастся сохранить стройную логику! Мы, ведь, пытаемся исследовать совершенно нелогичное существо под названием Человек. Поэтому я просто переверну мешок с подарками, а вы можете выбирать – что делать, чего не делать. Пусть ваша Сила руководит вашим выбором, или любопытство, или… да мало ли что может повлиять! Поехали!

 

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью! »

Очень мудрые строки! Автор, наверняка, не понял сам, насколько мудрые! Возможно, именно в этом и есть смысл нашего существования – воплотить в жизнь те сказки, которые мы слышали в детстве, читали сами, да и продолжаем читать и рассказывать себе и другим.

В различных направлениях психологии встречается идея о Личном Мифе человека! Есть мнение, что жизнь каждого из нас имеет некий сценарий, сюжет… Вы – главный герой, который проходя испытания, совершая подвиги, переживая поражения и победы идёт неким путём. Частично, этот Миф складывается из тех историй, которые вам рассказывали родители и тех, которые читали или смотрели вы сами. То есть, зная, какие книги читал человек, какие фильмы смотрел, можно предугадать его жизненный путь и способы преодоления препятствий на этом пути!

Есть и другая идея. В «сказках» живут те качества и способности человека, которые он не может проявлять в повседневной жизни. Я не случайно взял слово сказки в кавычки. Я предлагаю расширить это понятие: пусть это будет не просто отдельный жанр литературы или устного народного творчества. Предположим, что любая история – реальная или вымышленная, но случившаяся с кем-то другим, а не с вами – это и есть сказка. От этого и будем плясать.

Мудрец в изгнании

Мы постоянно ищем мудрых советов, подсказок, рецептов. Мы спрашиваем людей, читаем книги, обращаемся в своих молитвах и медитациях к священным образам. Мы ищем мудрость во вне, забывая, что мудрец всегда с нами с самого нашего рождения! Он растёт и развивается с нами. Он постоянно пытается нам что-то подсказать, помочь, защитить, но мы не слышим его. В силу нашего воспитания, образования, религиозных и общественных предрассудков, мы отказываем ему в праве голоса. Я сейчас говорю о теле. Да, о простом человеческом теле.

В современном обществе принято знание, память, опыт, даже интуицию помещать в голову. Нас всю жизнь учат думать, сопоставлять факты, делать выводы, искать причину и следствие. Это здорово! Без развитого интеллекта, без умения логически мыслить, мы бы не смогли даже поговорить друг с другом. Слова бы не связывались в предложения! Нам было бы сложно считать деньги или запоминать информацию. Поэтому, логика важна и нужна! Но это не мудрость – это лишь интеллект. А вот, мудрости-то нам и не хватает.

Давным-давно, когда образование было достоянием лишь небольшой группы людей, наши предки больше внимания уделяли не размышлениям, а интуиции. Это способствовало выживанию нашего вида. Если мы от чего и вымрем, так это от ума! Мы забываем о телесном чувстве. Мы разучились слушать сигналы наших тел. Им приходится болеть, чтобы обратить наше внимание на себя. Шаманы вообще говорят, что память не только в голове – она во всём теле. Современные открытия в области психологии это подтверждают. Оказывается, каждое пережитое событие, оставляет о себе след в виде физических изменений тела и мозга, как его части. Если же человек регулярно переживает похожие ситуации, то в мозгу образуется устойчивая нейронная цепочка, а в теле формируется мышечная память. Например, шесть лет назад, я начал учиться набирать текст на компьютере слепым десяти пальцевым методом. Как это было трудно! Мне казалось, что я нажимаю клавишу безымянным пальцем, а срабатывал – средний! Сейчас, я не задумываюсь, каким пальцем на какую клавишу нажимать. Я просто хочу увидеть нужную букву на мониторе компьютера, а руки сами «знают», что делать дальше. Это был позитивный пример телесной памяти. Но бывает и по-другому.

Если ребёнку часто «прилетают» подзатыльники, он учится втягивать голову в плечи. А потом родители удивляются: «Чего это мой сын дёргается, когда я хочу поправить его воротник или потрепать его по волосам? ». Тоже мышечная память. Ребёнок краем глаза видит движение руки. Тело реагирует заранее. Так получаются ершистые подростки, которые избегают ласки и любого телесного контакта.

Есть и более глубокие мышечные зажимы, связанные с психологическими травмами. Они, до поры до времени, незаметны, но с возрастом начинают влиять на здоровье. Я не буду здесь перечислять виды мышечных блоков и причины их появления. Об этом написано огромное количество книг. Так что, если тема интересна – материал найти достаточно легко. Я хочу поговорить о том, что лежит за мышечными зажимами, головными и сердечными болями, хроническими и острыми заболеваниями.

В процессуально-ориентированной психологии вообще не говорят о болезни, или о боли. Любые проявления в канале ощущений называются «телесный симптом». Это позволяет убрать расхожий стереотип отношения к подобным телесным проявлениям. Когда у нас что-то болит, мы стремимся избежать боли. Мы терпим её, если возможно. Принимаем таблетки. Обращаемся к врачам с целью вылечиться. Мы постоянно пытаемся избавиться от неприятных ощущений. Мы не хотим их слушать. Мы поступаем, как поступили жители Афин с Сократом. Мы стремимся заставить внутреннего мудреца замолчать с помощью различных веществ, некоторые из которых действительно ядовиты!

А ведь в нашем теле, прямо сейчас уже кроются ответы на те вопросы, которые нам не дают спать по ночам. В нём прячется опыт и память, которые в различных комбинациях рождают свежие идеи. Оно точно чувствует фальшь и искренность, считывает эмоциональный фон человека или группы людей. Замечает только зарождающиеся возможности или угрозы. Более того, оно позволяет передавать другим людям гораздо больше информации, чем кроется в словах. Поэтому ни одна книга не заменит живого общения с опытным специалистом.

Что же нужно, чтобы лучше понимать свою телесную мудрость. Необходимо развивать чуткость в канале ощущений и в канале движений. Вот простая практика для подобной тренировки.

«Левое - Правое».

1. Вы можете выполнять эту практику стоя, сидя или лёжа. В последствии, вы научитесь делать это даже на ходу или стоя на голове! Если, конечно, будете как можно чаще выполнять её.

2. Займите любое удобное положение стоя, сидя или лёжа. Если вы ещё недостаточно хорошо умеете распознавать телесные ощущения, то вам будет удобнее устроиться так, чтобы ни руки, ни ноги не скрещивались.

3. Представьте, что вы находитесь в полудрёме. То ли почти засыпаете, то ли не до конца проснулись. Посвятите некоторое время наблюдению за дыханием. Ничего не делайте, просто дышите и замечайте, как вы делаете вдох, и как вы делаете выдох. Сравните воздух, который вы вдыхаете с тем, который вы выдыхаете.

4. Теперь начните сравнивать левую и правую стороны вашего тела. Вы удивитесь, но они ощущают себя по-разному. Одна сторона может быть более тёплой или тяжёлой, чем другая. Так же, можно заметить разницу в количестве и яркости ощущений. С одной стороны их может быть больше, чем с другой, они могут быть разными по интенсивности.

5. Просто сравнивайте левую и правую части столько, сколько захотите, открывая всё новые и новые тонкие ощущения. Просто, замечайте их.

Это приятная, почти медитативная практика. Она позволяет успокоиться и прийти в состояние «здесь и сейчас». Со временем, вам будет достаточно просто вспомнить о ней, сказать себе что-то вроде: «Левое - Правое», чтобы прийти в уравновешенное состояние. Кроме того, вы начнёте замечать, что становитесь более чуткими, внимательными, интуитивными.

Следующая практика позволит вам сначала выглядеть более уверенно в глазах других, а потом и стать более уверенными в себе. Мы будем работать с ощущением веса. Не случайно, люди говорят о том, что чьё-то мнение более весомо, аргументы – веские, некоторые стремятся приобрести вес в обществе. Человек, ощущающий свой вес, имеющий более надёжный контакт с землёй, воспринимается окружающими, как знающий, авторитетный, сильный и уверенный в себе. Приступим!

«Жидкая тяжесть»

1. Встаньте прямо. Плечи расслаблены. Глаза смотрят вперёд. Взгляд направлен в бесконечность. На некоторое время сосредоточьтесь на дыхании. Сравните свой вдох и выдох.

2. Сравните по ощущениям левую и правую стороны тела.

3. Перенесите всё внимание на стопы. Какая из них больше давит на пол? Это будет полная нога. Та, которая давит меньше, будет – пустая.

4. Сосредоточьтесь на полной ноге. Представьте, что она наполнена жидкостью. Ощутите, какая часть ноги наполнена тяжестью? Вся нога? Только до колена? Всего лишь стопа?

5. Теперь представьте, как эта жидкая тяжесть перетекает из полной ноги в пустую. Вы можете помочь ей слегка наклоняясь, чтобы перенести вес на пустую ногу. Стремитесь сделать это движение как можно более плавно. Представьте, что жидкая тяжесть – густой гель, который медленно и тягуче переливается с места на место.

6. Теперь переливайте жидкую тяжесть то в одну, то в другую ногу, прислушиваясь к телесным ощущениям. Сохраняйте спину прямой, а плечи расслабленными. Глаза смотрят вперёд и в даль.

7. Распределите равномерно тяжесть между левой и правой ногой. Насколько вы устойчивы сейчас? Обратите внимание, на то, что ваши ноги тяжёлые, а торс, голова и руки – лёгкие.

8. Походите по комнате, замечая, как тяжесть перетекает из ноги в ногу. Вы заметите, что двигаетесь всем телом. Возможно, вы ощутите мощь в каждом движении. Может быть именно это имел в виду Брюс Ли, когда говорил: «Превращай камень в катящийся камень».

9. Время от времени проверяйте свой контакт с землёй. Напоминайте себе об ощущении собственного веса. Замечайте, как люди реагируют на ваши изменения.

Хоть это и тренировочное упражнение, но оно имеет и практическое применение. Те, кто регулярно выполнял его, говорят, что стали более основательными в жизни. Некоторые отмечают, что исчезла суета, время стало расходоваться более рационально. Другие говорят о том, что их голос стал глубже, фразы – короче. Большинство отмечают, что стали спокойнее воспринимать реакции окружающих. Их стало труднее вывести из себя.

Если вы выполнили предыдущие практики, то вы уже обрели необходимую чуткость, чтобы работать с телесным симптомом. А, может, вы уже давно практикуете йогу, ци-гун, у-шу, или занимаетесь танцами? Тогда вы уже достаточно «расчувствованы».

Прежде чем мы начнём саму работу, я расскажу вам, как устроен симптом. Он, оказывается, состоит из двух частей! Одна – тот, кто ощущает симптом, другая – создатель симптома. К примеру, вам говорят: «У меня на виски давит! ». Это значит, что есть голова, которая ощущает давление на виски. И есть некая Сила, которая осуществляет это давление! Вот, теперь вы полностью готовы к исследованию симптома!

1. Вспомните любой телесный симптом, который вы переживали когда-то, или сосредоточьтесь на том симптоме, который ощущаете прямо сейчас.

2. Как можно более подробно исследуйте его. Представьте, что вам нужно кому-то о нём рассказать так, чтобы этот человек почувствовал симптом также, как и вы.

3. Найдите ту часть, которая испытывает этот симптом. Опишите её любым способом. Чтобы добавить волшебства, наделите её каким-то обликом. Так будет интереснее и веселее работать.

4. Станьте этой частью, изобразите её всем телом, звучите или говорите, как она. Чего хочет эта часть? Например, в случае ощущения давления на виски, возможно, эта часть хочет наружу. Ей тесно.

5. Где в обыденной жизни вы ведёте себя, как эта часть? Продолжаем историю с ощущением давления. Возможно, есть какие-то ограничения, рамки, которые не дают вам проявлять себя полностью? Что будет, если вы дадите себе больше свободы? Запишите полученные ответы.

6. Теперь обратимся к создателю симптома. Представьте себе кого-то, кто создаёт этот симптом? Развиваем историю с головной болью. Кто давит на виски?

7. Изобразите этого создателя симптома. Если мы говорим о головной боли, то возьмите подушку или игрушку и давите на неё так же.

8. Говорите от имени создателя симптома. Пусть это будет бред! Забудьте о цензуре и морали. Выражайте его смело! Вот сейчас, рассматривая пример, мне хочется кричать: «Хватит умничать! Перестань! ». При этом я давлю на подушку.

9. В чём мудрость этого послания? Что хочет сообщить создатель симптома? Продолжая работать с гипотетической головной болью, могу сказать, что он говорит: «Твои ограничения – это ум! Не думай! Делай! ».

10. Запишите послание симптома на бумаге и подумайте, как вы можете воплотить полученные знания в жизнь?

А теперь, самая хорошая новость! Часто, после того, как послание симптома получено, он исчезает. Он становится больше не нужным. Люди выздоравливают!

В качестве примера расскажу свой опыт общения с духом Гриппа.

«Грипп – это сила! »

Это было года два назад. Я тогда ещё, как все ненормальные люди, ходил на работу в офис. Была зима. Погода была какая-то неприятная. Вроде и не очень холодно, но мрачно и промозгло. Дела не клеились. Мне в очередной раз захотелось всё бросить и уйти в дворники, грузчики, разнорабочие. Сами понимаете, какое было настроение. Надо было просто взять паузу. Отдохнуть. Но, без уважительной причины, это бы не вышло. Тут, как раз, в городе началась очередная эпидемия гриппа. Естественно, мой иммунитет выключился, и я заболел. Вот, легальный повод не ходить на работу. Только заболел я достаточно тяжело. Так что отдохнуть бы не получилось. А ещё и дома не оказалось лекарств. Пришлось идти в аптеку. По дороге домой я решил исследовать, что со мной происходит. Шёл я медленно, так что сосредоточиться на ощущениях было просто. Только я подумал о том, кто сейчас мучится, как увидел образ путника, упрямо бредущего по заснеженной равнине. Создателем симптома оказался сильный ветер, который заставлял путника сгибаться.

Сначала я стал путником. Я с удивлением ощутил прилив сил. В голове вертелась фраза: «Врёшь, не возьмёшь! ». При этом, я откуда-то знал, что эта снежная равнина рано или поздно кончится, что мне всё равно надо идти, других вариантов просто не было. Ну не помирать же!

Тогда я стал ветром. Я пытался свалить путника с ног, швырял ему в лицо пригоршни снега, а он просто продолжал неумолимо продвигаться вперёд. Я ощутил бессилие и уважение. Мне захотелось уступить этой несгибаемой воле. И я сказал почему-то: «Ну, ты силён, мужик! ».

Меня бросило в пот. Вместе с потом пришло озарение: «Иногда нужно просто идти! ». Я смог признаться себе, что мой успех зависит не только от меня, но и от внешних обстоятельств. Что ощущение слабости, которое возникло перед моей болезнью – ложное. Оно очень напоминало то ощущение, которое возникает, когда идёшь по снежной равнине, где всё одинаковое. Тогда кажется, что стоишь на месте, что эта равнина никогда не кончится. Единственный способ пересечь её – это просто идти. И путник не виноват, что его путь лежит через это пространство. Так же, как и я не был виноват в том, что временно снизился поток клиентов и мой заработок. Я понял, что даже если я не замечаю моментального результата своих усилий, это не значит, что они бесплодны. Это значит, что нужно просто продолжать свой путь.

Я зря в тот день тратил деньги на лекарства. К вечеру от болезни осталась только слабость. Я с чистой совестью позволил себе ещё два дня оставаться дома. А потом, спокойно и планомерно приступил к работе. Не скажу, что дела сразу наладились, но, постепенно всё пришло в норму.

 

Неповторимый образ «Я»

Вот и подходит к концу вторая часть этой методички. Напомню, что в первой части вы на примере практических заданий познакомились с основными идеями самостоятельной работы над собой. Во второй части вы узнали, как можно обретать Силу из своих фантазий, телесных симптомов, страхов и сомнений. Завершить эту часть я хочу «стратегической», если так можно выразиться, практикой.

Вы помните, что для работы мы используем трёх уровневую модель реальности. Обыденная реальность – то место, где мы живём и умираем, достигаем целей и решаем проблемы. Пространство сновидений – мир наших грёз, фантазий, мечтаний, идей, сладких снов и ночных кошмаров. Сущностный уровень – мир, где существует лишь энергия в чистом виде цельная и неделимая, не имеющая знака, изначально созидательная. Вы, также помните, что энергия с сущностного уровня воплощается в образы пространства сновидений и в объекты материального мира обыденной реальности. То есть, в каждом событии, вещи, человеке, животном, растении или явлении воплощается некая энергия. Почему так происходит – никто не знает. Возможно, как предполагают некоторые учёные и мистики, Вселенная стремится познать саму себя с нашей помощью. Да и так ли это важно? На мой взгляд, гораздо важнее те возможности, которые открываются при подобном подходе к построению собственной жизни. Только представьте: вы – это воплощение некой Силы, части огромной Вселенной! Фактически, вы обладаете неограниченным источником ресурсов для построения своей жизни. Но… что-то мешает пользоваться всей этой мощью. Возможно то, что мы ассоциируем себя лишь с каким-то одним маленьким «я», и с его помощью пытаемся менять огромный мир! Это, как если бы ваш мизинец на левой ноге пытался бы вас куда-то отвести! Забавная картинка, правда?

При этом, в жизни каждого человека бывают моменты, когда всё происходит как бы само собой, без видимых усилий и причин. На самом деле и усилия присутствуют, и причины можно найти, если поискать. Но выглядит всё «волшебным образом». Мне кажется, именно в эти моменты мы находимся в мире с той Силой, что воплотилась в нас и действует через нас. Следующая практика позволит вам пережить опыт подобного взаимодействия.

Здесь потребуются некие предварительные пояснения. Для работы мы будем пользоваться идеей, что каждый из нас – это некое большое «Я», проявляющееся в обыденной реальности через бесконечное множество маленьких «я». Получить представление об этом большом «Я» можно, собрав паззл из всех его частей. Беда в том, что их огромное множество! Как же быть? А мы их сгруппируем в четыре группы:

1. «Я обычный» - тот образ вас, с которым вы себя ассоциируете в повседневном мире.

2. «Тот, кем я точно не буду никогда» - это кто-то, кто совершенно не ассоциируется у вас с вашим образом. Важно отметить, что это не кто-то «плохой» или «идеальный», это кто-то абсолютно другой, чуждый вам на столько, на сколько вам хватит фантазии.

3. «Тот, кем я боюсь стать» - этот образ будет содержать все ваши страхи о том, в кого вы можете превратиться. Важно использовать реальные страхи и не жалеть подробностей!


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.082 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь