Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Путеводные звёзды: страхи, сомнения, «плохие» новости
Кто любит плохие новости, страхи или сомнения? Никто! Мы сами не любим думать о «плохом» и бесимся, когда кто-то нам сообщает свои негативные ожидания, сомнения, переживания. «Ну, зачем! Всё же так хорошо было! Сколько можно ныть! », - говорим мы своим друзьям, родственникам, коллегам. То же самое мы слышим от них, когда сами пытаемся пожаловаться на жизнь, или предостеречь окружающих от возможных ошибок. Чтобы защищаться от неприятной информации, человечество даже выработало специальный способ мышления – «Позитивное». В его основе идея, что если направить внимание на то, чего мы хотим, то жизнь наладится. Кстати, реально работает! При одном условии: вы все свои мысли строите изначально позитивно! То есть, вместо мысли: «Только бы не опоздать! », - думаете: «Я успеваю! ». Большинство же тех, кто пытается практиковать позитивное мышление, сначала «отлавливают» негативные установки, а потом делают из них позитивные. Это в лучшем случае, а в худшем – просто отмахиваются от неприятных мыслей, разговоров, переживаний. И никто не задумывается, а зачем вообще природа нас снабдила способностью негативно мыслить? Всё, что есть в человеке, в его психике и физике, предназначено природой для одного – выживания вида Homo Sapiens. Поэтому, с точки зрения природы, любое отношение к жизни полезно, если вы до сих пор живы! Следовательно, выбирая какой-то один образ мысли, человек сознательно себя ограничивает! Создаёт новый край! То есть всё, что не подходит, оказывается во Вторичном Процессе и будет пытаться любым способом привлечь наше внимание! Энергия негативных переживаний никуда не девается, она просто ждёт своего часа! Так стоит ли отмахиваться от страхов, сомнений, негативных формулировок? Мне кажется, нет. Я предлагаю вам проявить уважение к ним. Выяснить суть их послания и забрать их силу.
Практика «Демон = Ангел» Да, вот так пафосно назвал! Объясню, почему. Вы никогда не задумывались, а как в вашу голову попадают негативные мысли? Откуда они берутся? «Как откуда? Я сам их думаю! » - скажет кто-то. Но вы помните, что у нас есть огромное количество маленьких «я». Предположим, одно из них обретает форму демона, и начинает вам нашёптывать: «У тебя не получится! Ты не справишься! ». Если мы сможем выделить этого демона, то мы найдём и его противоположность – ангела, который нас во всём поддерживает. Теперь, собственно, о самой практике. Для работы вам обязательно понадобится бумага и то, чем рисовать. Необязательно – пластилин, тряпочки, ниточки, цветной картон, то есть всё, что поможет вам сделать кукол! Поехали! 1. Выберите ситуацию, по поводу которой вы беспокоитесь, сомневаетесь в своих силах, или боитесь, что случится что-то плохое. Для первой пробы лучше взять что-нибудь по проще. То, что не так сильно вас затрагивает. Чем сильнее эмоции, тем труднее сохранять Ум Новичка. С серьёзными опасениями стоит всё же работать с психологом. Страх, особенно обоснованный, развода – слишком сильное переживание. А вот, боязнь опоздать куда-нибудь, вполне подходит! В прочем, сами решайте! Я же вас не знаю! 2. Запишите несколько характерных фраз, которые звучат в вашей голове, когда вы беспокоитесь по поводу выбранной ситуации. 3. Представьте, что их произносит некий демон. Прислушайтесь к его голосу, как он звучит? Придайте этому голосу облик. Нарисуйте портрет этого демона подробно и с любовью. Чтобы он обрёл плоть на бумаге. 4. Чтобы вы смогли ответить этому демону? Придумайте несколько ответов, запишите их. 5. Теперь пришла пора позвать ангела. Представьте, что есть кто-то, кто готов защищать вас от этого демона, кто-то, кто подсказывал вам ответы. Точно так же нарисуйте его портрет. 6. Теперь, вы можете пойти разными путями. Вы можете использовать практику смены облика и разыграть в лицах диалог между ангелом и демоном. Вы можете использовать свои руки, как в театре теней и так же разыграть сцену общения между частями. А для тех, кто хочет более полно прочувствовать эффект, я предлагаю взять пару готовых кукол (игрушек, солдатиков) или сделать их. Для тех, кто не может сейчас шуметь (вдруг вы решили поработать ночью), остаётся старая добрая бумага! Пишите диалог, а лучше – рисуйте комикс по мере развития ситуации. 7. Дайте каждой части полностью высказаться, подталкивайте их, помогайте! Не спешите. Возможно, сначала вы будете пребывать в некотором ступоре. Именно поэтому я и предложил вам сначала записать несколько реплик от каждого персонажа. Вы озвучиваете то, что написали, а потом втягиваетесь и начинаете импровизировать. Выслушайте каждую часть! Войдите в положение и ангела, и демона. 8. А теперь, обратите внимание на то, что вы-то ни тот, ни другой. Вы кто-то, кто организовал их встречу. Кто-то, кто их зачем-то столкнул! Осознайте то, что вы сейчас находитесь в роли создателя этой ситуации. Режиссёра, если хотите. Как режиссёр, вы совершенно точно знаете, зачем вы создали этот конфликт, какая основная идея этого спектакля. 9. Погрузитесь в роль создателя ситуации и выразите своими словами саму суть происходящего. Можете ответить на этот вопрос: «Что я хочу сказать публике этим спектаклем? ». Выводите эту основную мысль рассуждая до тех пор, пока не придёте к какой-то очень простой и ёмкой формулировке. Например, если мы говорим о страхе опоздания, она может быть такой: «Двигайся в своём ритме». Запишите её. 10. Вернитесь к своим актёрам. Как они могут взаимодействовать друг с другом? Чем каждый из них может быть полезен? Если они никак не хотят мириться, помогите им любым способом! Вы же автор этой пьесы! Включите фантазию! В результате, вы получите либо два равноправных советника, либо, что бывает довольно часто, они сольются в некую новую фигуру. 11. Когда ангел и демон «помирятся» вы ощутите очень приятное переживание. Как будто вы нашли то, что давно искали. Как будто вы обрели свой дом. Что-то такое. Если остаётся дискомфорт, значит, не всё ещё сказано. Ищите источник дискомфорта и исследуйте его. Может, вы насильно примирили части? Или есть ещё кто-то, кто хочет высказаться? Или за этой маленькой ситуацией стоит что-то большее? Запишите полученные ответы. Можете повторить весь цикл с новыми персонажами, а можете отложить до следующего раза. 12. Представьте, как вы сможете привнести полученные ответы в свою жизнь? Как вы видите, страхи и сомнения, так же важны, как цели и намерения. Уважайте каждую свою часть. Помните, у вас нет ничего лишнего! Главное, всё расставить по местам! Мудрец в изгнании Мы постоянно ищем мудрых советов, подсказок, рецептов. Мы спрашиваем людей, читаем книги, обращаемся в своих молитвах и медитациях к священным образам. Мы ищем мудрость во вне, забывая, что мудрец всегда с нами с самого нашего рождения! Он растёт и развивается с нами. Он постоянно пытается нам что-то подсказать, помочь, защитить, но мы не слышим его. В силу нашего воспитания, образования, религиозных и общественных предрассудков, мы отказываем ему в праве голоса. Я сейчас говорю о теле. Да, о простом человеческом теле. В современном обществе принято знание, память, опыт, даже интуицию помещать в голову. Нас всю жизнь учат думать, сопоставлять факты, делать выводы, искать причину и следствие. Это здорово! Без развитого интеллекта, без умения логически мыслить, мы бы не смогли даже поговорить друг с другом. Слова бы не связывались в предложения! Нам было бы сложно считать деньги или запоминать информацию. Поэтому, логика важна и нужна! Но это не мудрость – это лишь интеллект. А вот, мудрости-то нам и не хватает. Давным-давно, когда образование было достоянием лишь небольшой группы людей, наши предки больше внимания уделяли не размышлениям, а интуиции. Это способствовало выживанию нашего вида. Если мы от чего и вымрем, так это от ума! Мы забываем о телесном чувстве. Мы разучились слушать сигналы наших тел. Им приходится болеть, чтобы обратить наше внимание на себя. Шаманы вообще говорят, что память не только в голове – она во всём теле. Современные открытия в области психологии это подтверждают. Оказывается, каждое пережитое событие, оставляет о себе след в виде физических изменений тела и мозга, как его части. Если же человек регулярно переживает похожие ситуации, то в мозгу образуется устойчивая нейронная цепочка, а в теле формируется мышечная память. Например, шесть лет назад, я начал учиться набирать текст на компьютере слепым десяти пальцевым методом. Как это было трудно! Мне казалось, что я нажимаю клавишу безымянным пальцем, а срабатывал – средний! Сейчас, я не задумываюсь, каким пальцем на какую клавишу нажимать. Я просто хочу увидеть нужную букву на мониторе компьютера, а руки сами «знают», что делать дальше. Это был позитивный пример телесной памяти. Но бывает и по-другому. Если ребёнку часто «прилетают» подзатыльники, он учится втягивать голову в плечи. А потом родители удивляются: «Чего это мой сын дёргается, когда я хочу поправить его воротник или потрепать его по волосам? ». Тоже мышечная память. Ребёнок краем глаза видит движение руки. Тело реагирует заранее. Так получаются ершистые подростки, которые избегают ласки и любого телесного контакта. Есть и более глубокие мышечные зажимы, связанные с психологическими травмами. Они, до поры до времени, незаметны, но с возрастом начинают влиять на здоровье. Я не буду здесь перечислять виды мышечных блоков и причины их появления. Об этом написано огромное количество книг. Так что, если тема интересна – материал найти достаточно легко. Я хочу поговорить о том, что лежит за мышечными зажимами, головными и сердечными болями, хроническими и острыми заболеваниями. В процессуально-ориентированной психологии вообще не говорят о болезни, или о боли. Любые проявления в канале ощущений называются «телесный симптом». Это позволяет убрать расхожий стереотип отношения к подобным телесным проявлениям. Когда у нас что-то болит, мы стремимся избежать боли. Мы терпим её, если возможно. Принимаем таблетки. Обращаемся к врачам с целью вылечиться. Мы постоянно пытаемся избавиться от неприятных ощущений. Мы не хотим их слушать. Мы поступаем, как поступили жители Афин с Сократом. Мы стремимся заставить внутреннего мудреца замолчать с помощью различных веществ, некоторые из которых действительно ядовиты! А ведь в нашем теле, прямо сейчас уже кроются ответы на те вопросы, которые нам не дают спать по ночам. В нём прячется опыт и память, которые в различных комбинациях рождают свежие идеи. Оно точно чувствует фальшь и искренность, считывает эмоциональный фон человека или группы людей. Замечает только зарождающиеся возможности или угрозы. Более того, оно позволяет передавать другим людям гораздо больше информации, чем кроется в словах. Поэтому ни одна книга не заменит живого общения с опытным специалистом. Что же нужно, чтобы лучше понимать свою телесную мудрость. Необходимо развивать чуткость в канале ощущений и в канале движений. Вот простая практика для подобной тренировки. «Левое - Правое». 1. Вы можете выполнять эту практику стоя, сидя или лёжа. В последствии, вы научитесь делать это даже на ходу или стоя на голове! Если, конечно, будете как можно чаще выполнять её. 2. Займите любое удобное положение стоя, сидя или лёжа. Если вы ещё недостаточно хорошо умеете распознавать телесные ощущения, то вам будет удобнее устроиться так, чтобы ни руки, ни ноги не скрещивались. 3. Представьте, что вы находитесь в полудрёме. То ли почти засыпаете, то ли не до конца проснулись. Посвятите некоторое время наблюдению за дыханием. Ничего не делайте, просто дышите и замечайте, как вы делаете вдох, и как вы делаете выдох. Сравните воздух, который вы вдыхаете с тем, который вы выдыхаете. 4. Теперь начните сравнивать левую и правую стороны вашего тела. Вы удивитесь, но они ощущают себя по-разному. Одна сторона может быть более тёплой или тяжёлой, чем другая. Так же, можно заметить разницу в количестве и яркости ощущений. С одной стороны их может быть больше, чем с другой, они могут быть разными по интенсивности. 5. Просто сравнивайте левую и правую части столько, сколько захотите, открывая всё новые и новые тонкие ощущения. Просто, замечайте их. Это приятная, почти медитативная практика. Она позволяет успокоиться и прийти в состояние «здесь и сейчас». Со временем, вам будет достаточно просто вспомнить о ней, сказать себе что-то вроде: «Левое - Правое», чтобы прийти в уравновешенное состояние. Кроме того, вы начнёте замечать, что становитесь более чуткими, внимательными, интуитивными. Следующая практика позволит вам сначала выглядеть более уверенно в глазах других, а потом и стать более уверенными в себе. Мы будем работать с ощущением веса. Не случайно, люди говорят о том, что чьё-то мнение более весомо, аргументы – веские, некоторые стремятся приобрести вес в обществе. Человек, ощущающий свой вес, имеющий более надёжный контакт с землёй, воспринимается окружающими, как знающий, авторитетный, сильный и уверенный в себе. Приступим! «Жидкая тяжесть» 1. Встаньте прямо. Плечи расслаблены. Глаза смотрят вперёд. Взгляд направлен в бесконечность. На некоторое время сосредоточьтесь на дыхании. Сравните свой вдох и выдох. 2. Сравните по ощущениям левую и правую стороны тела. 3. Перенесите всё внимание на стопы. Какая из них больше давит на пол? Это будет полная нога. Та, которая давит меньше, будет – пустая. 4. Сосредоточьтесь на полной ноге. Представьте, что она наполнена жидкостью. Ощутите, какая часть ноги наполнена тяжестью? Вся нога? Только до колена? Всего лишь стопа? 5. Теперь представьте, как эта жидкая тяжесть перетекает из полной ноги в пустую. Вы можете помочь ей слегка наклоняясь, чтобы перенести вес на пустую ногу. Стремитесь сделать это движение как можно более плавно. Представьте, что жидкая тяжесть – густой гель, который медленно и тягуче переливается с места на место. 6. Теперь переливайте жидкую тяжесть то в одну, то в другую ногу, прислушиваясь к телесным ощущениям. Сохраняйте спину прямой, а плечи расслабленными. Глаза смотрят вперёд и в даль. 7. Распределите равномерно тяжесть между левой и правой ногой. Насколько вы устойчивы сейчас? Обратите внимание, на то, что ваши ноги тяжёлые, а торс, голова и руки – лёгкие. 8. Походите по комнате, замечая, как тяжесть перетекает из ноги в ногу. Вы заметите, что двигаетесь всем телом. Возможно, вы ощутите мощь в каждом движении. Может быть именно это имел в виду Брюс Ли, когда говорил: «Превращай камень в катящийся камень». 9. Время от времени проверяйте свой контакт с землёй. Напоминайте себе об ощущении собственного веса. Замечайте, как люди реагируют на ваши изменения. Хоть это и тренировочное упражнение, но оно имеет и практическое применение. Те, кто регулярно выполнял его, говорят, что стали более основательными в жизни. Некоторые отмечают, что исчезла суета, время стало расходоваться более рационально. Другие говорят о том, что их голос стал глубже, фразы – короче. Большинство отмечают, что стали спокойнее воспринимать реакции окружающих. Их стало труднее вывести из себя. Если вы выполнили предыдущие практики, то вы уже обрели необходимую чуткость, чтобы работать с телесным симптомом. А, может, вы уже давно практикуете йогу, ци-гун, у-шу, или занимаетесь танцами? Тогда вы уже достаточно «расчувствованы». Прежде чем мы начнём саму работу, я расскажу вам, как устроен симптом. Он, оказывается, состоит из двух частей! Одна – тот, кто ощущает симптом, другая – создатель симптома. К примеру, вам говорят: «У меня на виски давит! ». Это значит, что есть голова, которая ощущает давление на виски. И есть некая Сила, которая осуществляет это давление! Вот, теперь вы полностью готовы к исследованию симптома! 1. Вспомните любой телесный симптом, который вы переживали когда-то, или сосредоточьтесь на том симптоме, который ощущаете прямо сейчас. 2. Как можно более подробно исследуйте его. Представьте, что вам нужно кому-то о нём рассказать так, чтобы этот человек почувствовал симптом также, как и вы. 3. Найдите ту часть, которая испытывает этот симптом. Опишите её любым способом. Чтобы добавить волшебства, наделите её каким-то обликом. Так будет интереснее и веселее работать. 4. Станьте этой частью, изобразите её всем телом, звучите или говорите, как она. Чего хочет эта часть? Например, в случае ощущения давления на виски, возможно, эта часть хочет наружу. Ей тесно. 5. Где в обыденной жизни вы ведёте себя, как эта часть? Продолжаем историю с ощущением давления. Возможно, есть какие-то ограничения, рамки, которые не дают вам проявлять себя полностью? Что будет, если вы дадите себе больше свободы? Запишите полученные ответы. 6. Теперь обратимся к создателю симптома. Представьте себе кого-то, кто создаёт этот симптом? Развиваем историю с головной болью. Кто давит на виски? 7. Изобразите этого создателя симптома. Если мы говорим о головной боли, то возьмите подушку или игрушку и давите на неё так же. 8. Говорите от имени создателя симптома. Пусть это будет бред! Забудьте о цензуре и морали. Выражайте его смело! Вот сейчас, рассматривая пример, мне хочется кричать: «Хватит умничать! Перестань! ». При этом я давлю на подушку. 9. В чём мудрость этого послания? Что хочет сообщить создатель симптома? Продолжая работать с гипотетической головной болью, могу сказать, что он говорит: «Твои ограничения – это ум! Не думай! Делай! ». 10. Запишите послание симптома на бумаге и подумайте, как вы можете воплотить полученные знания в жизнь? А теперь, самая хорошая новость! Часто, после того, как послание симптома получено, он исчезает. Он становится больше не нужным. Люди выздоравливают! В качестве примера расскажу свой опыт общения с духом Гриппа. «Грипп – это сила! » Это было года два назад. Я тогда ещё, как все ненормальные люди, ходил на работу в офис. Была зима. Погода была какая-то неприятная. Вроде и не очень холодно, но мрачно и промозгло. Дела не клеились. Мне в очередной раз захотелось всё бросить и уйти в дворники, грузчики, разнорабочие. Сами понимаете, какое было настроение. Надо было просто взять паузу. Отдохнуть. Но, без уважительной причины, это бы не вышло. Тут, как раз, в городе началась очередная эпидемия гриппа. Естественно, мой иммунитет выключился, и я заболел. Вот, легальный повод не ходить на работу. Только заболел я достаточно тяжело. Так что отдохнуть бы не получилось. А ещё и дома не оказалось лекарств. Пришлось идти в аптеку. По дороге домой я решил исследовать, что со мной происходит. Шёл я медленно, так что сосредоточиться на ощущениях было просто. Только я подумал о том, кто сейчас мучится, как увидел образ путника, упрямо бредущего по заснеженной равнине. Создателем симптома оказался сильный ветер, который заставлял путника сгибаться. Сначала я стал путником. Я с удивлением ощутил прилив сил. В голове вертелась фраза: «Врёшь, не возьмёшь! ». При этом, я откуда-то знал, что эта снежная равнина рано или поздно кончится, что мне всё равно надо идти, других вариантов просто не было. Ну не помирать же! Тогда я стал ветром. Я пытался свалить путника с ног, швырял ему в лицо пригоршни снега, а он просто продолжал неумолимо продвигаться вперёд. Я ощутил бессилие и уважение. Мне захотелось уступить этой несгибаемой воле. И я сказал почему-то: «Ну, ты силён, мужик! ». Меня бросило в пот. Вместе с потом пришло озарение: «Иногда нужно просто идти! ». Я смог признаться себе, что мой успех зависит не только от меня, но и от внешних обстоятельств. Что ощущение слабости, которое возникло перед моей болезнью – ложное. Оно очень напоминало то ощущение, которое возникает, когда идёшь по снежной равнине, где всё одинаковое. Тогда кажется, что стоишь на месте, что эта равнина никогда не кончится. Единственный способ пересечь её – это просто идти. И путник не виноват, что его путь лежит через это пространство. Так же, как и я не был виноват в том, что временно снизился поток клиентов и мой заработок. Я понял, что даже если я не замечаю моментального результата своих усилий, это не значит, что они бесплодны. Это значит, что нужно просто продолжать свой путь. Я зря в тот день тратил деньги на лекарства. К вечеру от болезни осталась только слабость. Я с чистой совестью позволил себе ещё два дня оставаться дома. А потом, спокойно и планомерно приступил к работе. Не скажу, что дела сразу наладились, но, постепенно всё пришло в норму.
Неповторимый образ «Я» Вот и подходит к концу вторая часть этой методички. Напомню, что в первой части вы на примере практических заданий познакомились с основными идеями самостоятельной работы над собой. Во второй части вы узнали, как можно обретать Силу из своих фантазий, телесных симптомов, страхов и сомнений. Завершить эту часть я хочу «стратегической», если так можно выразиться, практикой. Вы помните, что для работы мы используем трёх уровневую модель реальности. Обыденная реальность – то место, где мы живём и умираем, достигаем целей и решаем проблемы. Пространство сновидений – мир наших грёз, фантазий, мечтаний, идей, сладких снов и ночных кошмаров. Сущностный уровень – мир, где существует лишь энергия в чистом виде цельная и неделимая, не имеющая знака, изначально созидательная. Вы, также помните, что энергия с сущностного уровня воплощается в образы пространства сновидений и в объекты материального мира обыденной реальности. То есть, в каждом событии, вещи, человеке, животном, растении или явлении воплощается некая энергия. Почему так происходит – никто не знает. Возможно, как предполагают некоторые учёные и мистики, Вселенная стремится познать саму себя с нашей помощью. Да и так ли это важно? На мой взгляд, гораздо важнее те возможности, которые открываются при подобном подходе к построению собственной жизни. Только представьте: вы – это воплощение некой Силы, части огромной Вселенной! Фактически, вы обладаете неограниченным источником ресурсов для построения своей жизни. Но… что-то мешает пользоваться всей этой мощью. Возможно то, что мы ассоциируем себя лишь с каким-то одним маленьким «я», и с его помощью пытаемся менять огромный мир! Это, как если бы ваш мизинец на левой ноге пытался бы вас куда-то отвести! Забавная картинка, правда? При этом, в жизни каждого человека бывают моменты, когда всё происходит как бы само собой, без видимых усилий и причин. На самом деле и усилия присутствуют, и причины можно найти, если поискать. Но выглядит всё «волшебным образом». Мне кажется, именно в эти моменты мы находимся в мире с той Силой, что воплотилась в нас и действует через нас. Следующая практика позволит вам пережить опыт подобного взаимодействия. Здесь потребуются некие предварительные пояснения. Для работы мы будем пользоваться идеей, что каждый из нас – это некое большое «Я», проявляющееся в обыденной реальности через бесконечное множество маленьких «я». Получить представление об этом большом «Я» можно, собрав паззл из всех его частей. Беда в том, что их огромное множество! Как же быть? А мы их сгруппируем в четыре группы: 1. «Я обычный» - тот образ вас, с которым вы себя ассоциируете в повседневном мире. 2. «Тот, кем я точно не буду никогда» - это кто-то, кто совершенно не ассоциируется у вас с вашим образом. Важно отметить, что это не кто-то «плохой» или «идеальный», это кто-то абсолютно другой, чуждый вам на столько, на сколько вам хватит фантазии. 3. «Тот, кем я боюсь стать» - этот образ будет содержать все ваши страхи о том, в кого вы можете превратиться. Важно использовать реальные страхи и не жалеть подробностей! 4. «Тот, кем я мечтаю стать» - даже если вам под девяносто лет, вы всё равно будете хотеть стать кем-то другим. Если, конечно, вы не достигли просветления. В этот образ вы воплотите все ваши мечты, о том, каким бы вы хотели себя видеть. Вы можете отойти от реальности настолько, насколько вам хватит наглости. А можете, просто, создать образ своего идеального будущего. Выбор за вами, а «правильного» способа – нет. Как вы видите, это некие крайние точки. А поле, которое находится внутри данной системы координат, и будет ваше большое «Я»! Практика «Неповторимый образ Я» 1. Выберите время, когда вам никто не будет мешать. Эта практика может занять час и даже больше! 2. Вооружитесь бумагой и ручкой. Хорошо, если вы так же будете держать под рукой набор для рисования. 3. Ответьте на вопрос: «Каким я бываю обычно? ». Не скупитесь на подробности. Описывайте внешний вид, стиль одежды, черты характера, хронические болезни, семейное положение, социальный статус, национальность, сексуальную ориентацию, уровень достатка, возраст. Когда вы посчитаете, что подробностей уже достаточно, подумайте, с какой мелодией или песней ассоциируется у вас полученный образ. Возможно, всплывёт несколько вариантов, тогда – выберите любой. (Кстати, вовсе не обязательно идти через мелодию, вы можете выбрать цвет, походку, увидеть себя в виде животного или растения – разницы нет никакой. Данный текст, лишь один из множества способов). Напевайте эту мелодию и двигайтесь под неё. Если она у вас есть в записи – то включите и танцуйте. Держите в своём сознании вопрос: «В чём мудрость этого образа «Я»? В чём его Сила? ». В какой-то момент, вы заметите, что вы делаете какое-то одно движение (или повторяете одну строчку песни). Погрузитесь в это движение. Выполняйте его медленно и осознанно. Если есть необходимость – дополните его до целостного образа. На выходе, вы получите простую и понятную фразу – это и будет объяснением мудрости и силы данного образа. Запишите её и зарисуйте движение энергии в этом танце. 4. Точно так же поработайте со следующими вехами: «Тот, кем я точно не буду никогда», «тот, кем я боюсь стать», «тот, кем я мечтаю стать». Делайте перерывы между исследованиями для того, чтобы отстроиться от одного образа и перейти к другому. 5. Теперь, вы имеете представление о мудрости и силе каждого образа «я». Даже если вы не получили конечный ответ – ничего страшного. Главное – это проявить уважение к каждой части и попробовать её на вкус! Переходим к финальной части практики. Представьте, что где-то в глубине вас есть вечная, мудрая и неуничтожимая часть, единая со Вселенной. Она возникла в момент Большого Взрыва и продолжает развиваться во времени и пространстве. 6. С помощью дыхания соединитесь с этой частью. Позвольте ей звучать через вас. Это может быть одна нота, простая мелодия или даже детская песенка – не важно. Звучите как эта часть, выражайте её движением до тех пор, пока у вас не сложится какой-то законченный рисунок танца и (или) песня. Используйте Ум Новичка и с удивлением наблюдайте за образами и фразами, которые возникают в процессе танца. Подумайте, какая Сила воплощается в эти звуки, движения, ощущения. 7. Погружайтесь в эту Силу, убирая внешние признаки. Позвольте себе побыть чистой Энергией. Если вам захочется петь – пойте, если захочется танцевать – танцуйте. А может, вам захочется замереть в тишине и неподвижности, тогда – замрите. 8. Посмотрите на свою обыденную жизнь. Где эта Сила проявляется легко, а где её не хватает? Как вы можете более полно воплощать эту силу с помощью походки, речи, поступков, повседневных дел? Как изменится, если изменится, ваш подход к достижению ваших целей, созданию благосостояния, решению проблем, отношениям с другими людьми, когда вы позволите этой Силе спокойно течь через вас? 9. Возможно, вы решите, что ещё не готовы полностью доверять этой могучей Силе. Это нормально. Тогда найдите какие-то простые и безопасные повседневные действия, где вы сможете пребывать с Ней в контакте, чтобы освоиться и подружиться. 10. Запишите свои выводы на бумагу. Сформулируйте простой фразой напутствие, которая эта Сила шепнула вам. Если вы будете каждый день напоминать себе о пережитом опыте, то заметите, как жизнь начнёт налаживаться. Изменения будут очень мягкими и естественными. Не торопитесь, позвольте себе просто идти по жизни в потоке этой Силы.
Дары волхвов Вы, наверняка, читали знаменитый рассказ О’Генри «Дары волхвов». Помните, там девушка продала свои роскошные волосы, чтобы купить своему любимому цепочку для часов, а он продал часы, чтобы купить ей гребень для тех самых волос? Если не помните, то перечитайте, не пожалеете! Это буквальная иллюстрация скрытых процессов, которые происходят в отношениях. Именно об отношениях пойдёт речь в этой части книги. Для начала, поразмышляем о том, что такое отношения. Как мы относимся друг к другу? Относимся… Относим себя! То есть, любое наше взаимодействие с людьми – это обмен дарами! Мы привносим себя в общее поле и получаем ответный подарок. Кстати, это не только про людей. Мы же как-то относимся к вещам, еде, событиям, природе, домашним животным. Поэтому, предложенный здесь материал, приложив воображение, вы сможете использовать в гораздо более широком контексте. Экспериментируйте! Три уровня отношений Вы помните, что мы, одновременно, существуем на трёх уровнях реальности: обыденном, сновидческом и сущностном. С отношениями всё точно также. Обыденный уровень отношений. На уровне обыденной или, точнее, общепринятой, реальности существуют разные люди. Мы ограничены друг от друга кожей, одеждой, социальными нормами и правилами, расой, ориентацией. Между нами происходят постоянные взаимодействия. Мы любим, конфликтуем, миримся, воспитываем, слушаемся, бунтуем, защищаемся и защищаем и так далее. Мы пытаемся как-то ладить друг с другом, но часто попадаем впросак. Возможно, да что там – скорее всего, это связано с тем, что мы привыкли игнорировать другие уровни отношений. Фактически, решая проблемы или пребывая на седьмом небе от счастья, мы сталкиваемся с последствиями изменений, которые происходят на других уровнях реальности. Однако не стоит пренебрежительно относиться к обыденности. Как бы сказал Дон Хуан – человек знания из племени Яки: «Это наши охотничьи угодья». Поэтому, если у вас есть возможность тренировать навыки конструктивного общения – обязательно ей пользуйтесь. Изменения на поведенческом уровне отразятся и на всех остальных. Учитесь точно доносить мысль до собеседника, осваивайте «язык тела», будьте внимательными к окружающим – тогда ваши отношения будут вас радовать всё чаще и чаще! А теперь, ложка дёгтя. Может получиться так, и это происходит довольно часто, что никакие приёмы и навыки коммуникации не срабатывают. Вроде бы, вы всё делаете, как вас учили, а на выходе получается совершенно неожиданный и неприятный результат. Значит, стоит рассмотреть ваши отношения с других уровней. Там вы и найдёте ответ. Сновидческий уровень отношений. Это удивительное пространство! Здесь стираются границы между отдельными людьми. Можно говорить о едином поле пары, семьи, организации, города и так далее, до Вселенной. Здесь мы видим сны друг о друге. От того, какой «сон» мы сейчас смотрим, будет зависеть наше поведение. Приведу пример. Скажите, вами когда-нибудь молча восхищались? Наверное, да. А как вы узнали об этом? Совершенно верно, по взгляду, мимике, жестам, общему рисунку тела. Как же возникли эти сигналы? А просто, тот, кто вами восхищается в данный момент – видит вас в некоем ореоле. Возможно, он, мысленно, говорит какие-то слова и ощущает тепло, идущее от сердца и разливающееся по всему телу. Обратите внимание, слов вы не слышите, вы даже можете быть незнакомы с этим человеком, а восхищение передаётся. Так сновидческий уровень воздействует на наше повседневное поведение. Ещё пример. Чувствовали ли вы себя третьим лишним? Вероятно, да. Такое чувство, как будто вы за стеклом от этой пары. При этом они могут общаться с вами, удивляться тому, что вы собираетесь их покинуть и даже уговаривать вас остаться! Это удивительно! Люди на сновидческом уровне уже вместе, а на уровне обыденной реальности ещё не осознали этого. Сущностный уровень отношений. О нём очень сложно говорить. Если вы выполняли практики из предыдущей части – вы меня поймёте. Это очень приятные, глубокие и невыразимые словами переживания. Скорее всего, это тот скрытый смысл, послание Вселенной если хотите, которое материализуется в данных отношениях. Если рассматривать с такой точки зрения, то фраза: «Браки заключаются на небесах», - справедлива. В каждых отношениях Вселенная стремится познать себя. В каждых отношениях заложено какое-то объединяющее начало, некая Сила, которая их создаёт. Обычно описывается сущностный уровень отношений самыми простыми и банальными фразами, типа: «Идём рядом», - или, - «Тёплая радость», - или что-то ещё. Для обывателя данные фразы покажутся какими-то слишком банальными, но те, кто их произносят, знают, какой смысл в них вкладывают. В качестве практики предлагаю вам просто отслеживать, как ваши «сны» о других людях влияют на их и ваше поведение. Это можно делать после того, как вы пообщались. Просто ещё раз вспомните, о чём вы думали, когда говорили с этим человеком? Каким вы его считаете? И с этих позиций рассмотрите, что происходило между вами. И ещё. Почаще напоминайте себе, что всё, что вы думаете о других людях – это не они, это ваши сны о них. Тогда, получается, что мы почти ничего не знаем друг о друге, хотя можем жить вместе десятки лет! А это уже хороший повод «включать» во время диалогов Ум Новичка. Дар Силы Поле отношений – мощный источник ресурсов. Можно посвятить всю свою жизнь только его исследованию и окажется, что нужно ещё десять таких жизней! В этом поле возникают разные явления. В обыденной жизни, мы, почему-то, чаще обращаем внимание на проблемы, возникающие в нём. Кто-то постоянно говорит о собственном одиночестве, кто-то – о конфликтах, кто-то устал от взаимного непонимания… Возможно, это связано с тем, что, когда мы счастливы, мы просто живём. Наслаждаемся моментом. И это здорово! Начнём осваивать способы исследования и изменения отношений с приятных вещей. Поговорим о подарках! Наверняка, среди ваших близких, есть человек, которому вы уже подарили всё, что только можно. С каждым годом, с каждым праздником, вам всё труднее и труднее подбирать ему (или ей) подарок. Вам важно, чтобы это было не просто данью традиции, а оставило какой-то тёплый след в жизни. Следующая практика позволит вам по-новому взглянуть на выбор подарка. 1. Подумайте о человеке, которому вы хотите сделать особенный подарок. Вспомните всё, что вы о нём (или о ней) знаете. В каких отношениях вы сейчас находитесь? Как развиваются эти отношения? Это позволит вам настроится на работу. 2. Теперь определите, что вы хотите сказать подарком? Это признание в любви? Напоминание о себе? Способ вселить уверенность или вдохновить на новые достижения? Если бы ваш подарок мог говорить, что бы он сказал тому или той, кому вы его дарите? В принципе, не так важна форма, то есть, что конкретно подарить. Гораздо важнее, каким посланием эта форма будет наполнена. 3. Станьте той Силой, что хочет воплотиться в будущий подарок. Для этого говорите от имени подарка и фантазируйте. Каким голосом говорит дух подарка? Если к этому голосу добавить внешность, то какой образ вы увидите? У некоторых, этот образ возникает спонтанно, а кто-то его конструирует сознательно. Можно и так, и так. Вы можете нарисовать этот образ на бумаге, или вылепить из пластилина, для удобства работы. Говорите голосом духа подарка, двигайтесь, как он, танцуйте, если хотите. Позвольте себе на время почти полностью раствориться в этом образе. Когда будете готовы, идите глубже, туда, где живёт та энергия, которая воплотилась в вашу фантазию. Замечайте спонтанно возникающие фразы. Позвольте им всплывать в вашем сознании до тех пор, пока послание не кристаллизуется полностью. В итоге – это будет какое-то пожелание или напутствие. Очень простое, но наполненное глубоким смыслом. Запишите это послание на бумаге. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы