Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Практика «Герой внутри меня».



В обыденной жизни вы можете быть кем угодно: менеджером, студентом, домохозяйкой, писателем, учителем. Но стоит вам открыть книгу или начать смотреть фильм, как, на некоторое время вы становитесь одним из главных героев этой истории. А если не становитесь – то откладываете книгу или выключаете фильм. Говоря при этом: «Ни о чём! ». Это значит, что в вас есть некоторые качества и способности, присущие героям произведения. Попробуем найти им применение в нашей повседневности.

1. Вспомните фильм или книгу, которые оставили после просмотра или прочтения самое сильное впечатление. Если вам вспоминается несколько произведений – выберите одно.

2. Вспомните, как вы чувствовали себя, когда сюжет разворачивался перед вами? Каково общее настроение этой истории?

3. Усильте его любым способом: нарисуйте, спойте, ощутите или станцуйте это настроение. Позвольте ему захватить вас.

4. Несколько минут просто проживайте это настроение, эту энергию сюжета во всех каналах восприятия. Где в жизни вам не хватает этой энергии? Запишите полученный ответ на бумаге.

5. Теперь вспомните всех персонажей этой истории. Кто из них сейчас больше всего привлекает ваше внимание? Используйте Ум Новичка, позвольте себе себя удивить. Возможно, вас привлечёт отрицательный герой или второстепенный персонаж!

6. Что в этом персонаже заигрывает с вами? Это может быть что угодно – черта лица или характера, походка, выражение глаз, характерный жест, голос, какая-то присказка, которой он или она постоянно пользуется.

7. Выразите всем телом эту черту персонажа. Смотрите, так, как смотрит он. Ходите его походкой. Произносите его фразу с его интонацией. Позвольте себе полностью погрузиться в эти переживания.

8. Замечайте, что происходит с вашим телом и сознанием. Двигайтесь в сторону усиления сигналов. Шевельнулась рука – позвольте ей завершить движение. Захотелось петь – пойте, смеяться – смейтесь, плакать – плачьте. Если рождаются какие-то фразы, то произносите их вслух или пишите на бумаге. Хочется рисовать – рисуйте, даже если это будут просто разноцветные линии.

9. Постепенно убирайте внешние атрибуты этого переживания. Какая Сила воплотилась в этот персонаж? Станьте самой Силой, чистой энергией. Как вы при этом себя чувствуете? Что это за Сила? О чём она поёт вам, чему вас учит? Как вы можете привнести эту Силу в повседневные действия безопасно для себя и окружающих? Как вы сможете призывать эту Силу каждый день? Как вы сможете ощущать её присутствие? Выразить её голосом, интонацией? Как изменится ваша походка?

10. Предположите, как сможет измениться ваша дальнейшая жизнь, когда вы сможете проявлять эту Силу? Запишите полученные озарения на бумаге.

Вот так, вы можете черпать Силу из героев книг и фильмов, любимых с детства. Это и позволит вам сделать сказку былью!

Пример подобной работы. Все имена и личные подробности изменены.

«Убийца Магов»

Однажды, ко мне обратился старшеклассник. Назовём его Федот. Привели его, конечно же, родители. Запрос их звучал так: «Парень уже в 10-м классе, скоро сдавать ЕГЭ, а он, вместо учёбы, в игры играет! Сделайте что-нибудь! ».

К моему огромному удивлению, Федот не стал замыкаться. Он сразу активно включился в общение. Он сказал: «Да я сам понимаю, что готовиться надо, учиться… Но вот заставить себя не могу. Обрыдла эта учёба уже. Чтобы отдохнуть, я сажусь играть за компьютер. А стоит начать играть, и я забываю о времени. Уроки делать приходится поздно ночью и кое-как. У меня просто нет силы воли, наверное».

Компьютерные игры – те же сказки, только ещё и с возможностью участия в сюжете. Поэтому я выяснил для начала, а что за игра так затягивает Федота. Это оказалась стратегия, в которой надо развивать персонажа и выполнять различные задания. Федот в игре был убийцей магов. Вот, как он описал своего героя: «Молодой стройный мужчина. Не накачанный, а скорее жилистый. Одевается неброско, но стильно. Седой. Молчаливый и собранный. Может сконцентрироваться на одной задаче так, что всё остальное уходит на второй план».

Описывая своего персонажа, Федот начал ускорять темп речи, жестикулировать. Глаза его заблестели. Я предположил, что Федот видит этого героя прямо в кабинете. Я попросил Федота показать, где именно сейчас стоит или сидит Убийца Магов. Клиент точно обозначил место.

Тогда, я предложил Федоту занять это место самому, слиться с персонажем и на время побыть им. Сначала изменился взгляд. Он стал пронзительным, холодным. В нём ощущалась нешуточная сила. Спина Федота сама собой выпрямилась. Жесты стали экономны и точны. Фразы – короткие и ёмкие. Он полностью стал своим персонажем.

Я попросил Убийцу Магов рассказать, почему он выбрал эту профессию. Он рассказал, что его родителей убил маг, когда ему было всего 11 лет. Маг не хотел зла, просто испытывал заклинание. А наш персонаж решил мстить. Только оказалось, что сам он к магии абсолютно не способен. А без неё, планы мести просто неосуществимы. Но наш герой не сдался. Он понял, что у магов тоже есть слабое место – их магия. Они, как и все жители того мира, не верили, что их можно победить простым оружием. Будущий Убийца Магов решил, что если он будет очень быстрым и ловким, то ни один маг просто не успеет применить свои чары против него. И он стал делать себя таким. Это было очень трудно и больно, но он справился. Так появился Убийца Магов.

Пока Федот рассказывал эту историю, он всё больше и больше сливался с образом персонажа. Я попросил его описать, как он себя чувствует. Федот сказал, что таким собранным и целеустремлённым он никогда не был. Ему очень понравилось это состояние. Он впервые почувствовал, что полностью владеет собой.

Тогда я предложил Федоту поискать параллели в его обыденной жизни. Он некоторое время молчал, а потом вдруг начал рассказывать, что постоянно завидовал сверстникам по разным поводам. Один – сильнее физически, у другого – богатые родители и поэтому полно всяких гаджетов, третий – пользуется бешеной популярностью у девушек. При этом себя Федот всегда считал никаким. Он всегда находил тех, кто лучше его. От этого Федот перестал стремиться достигать значительных успехов. Зачем, ведь он обычный, ему это не дано. Федот сказал: «Знаете, это как с магией. Ведь жители того мира смирялись со своей участью рабов магов потому, что не имели способностей к волшебству, а других своих талантов не замечали».

Федот с воодушевлением описывал, как он сможет использовать Силу Убийцы Магов в повседневной жизни. Он даже составил примерный план освоения этой Силы.

Спустя некоторое время родители Федота пришли ко мне с благодарностью. Они сказали, что парень «взялся за ум», у него откуда-то появилась собранность и сила воли. Теперь он успевает и уроки делать, и к экзаменам готовиться, и на игру у него тоже есть время. Ровно один час в день.

Все мы, милочка, немножко… оборотни

Для удобства работы с собственными эмоциями, переживаниями, скрытыми возможностями психики, вам пригодится практика «Смена облика». Фактически, вы её уже проделали, если выполнили упражнение про сказочного героя. Сейчас я остановлюсь на ней подробнее.

Прежде, чем осваивать эту шаманскую практику, поговорим о том, зачем она нужна. Вы, наверняка, замечали, что внутри вас одновременно происходит множество процессов. Вы, в своей голове, спорите с разными людьми, причём, они вам отвечают! При этом, вы параллельно обдумываете планы на завтрашний день, а ваше тело вообще живет своей жизнью: дышит, чешется, выполняет странные движения, никак не связанные с тем, о чём вы думаете или говорите в данный момент. Эти процессы перепутываются, накладываются друг на друга. В результате совершенно невозможно разобраться с тем, что происходит в нашей голове и вычленить значимую информацию.

Представьте себе радиоприёмник, он ловит волны всех радиостанций, но воспроизводит только ту, на которую настроен. Предположим, наш приёмник сломался и стал воспроизводить сразу все каналы без разбора, одновременно. В таком случае получится мешанина из обрывков фраз, мелодий, шумов и так далее. Так вот, практика смены облика позволяет настраиваться на волну того или иного процесса, происходящего в фоновом режиме. Например, вы решили заняться танцами, но никак не можете сделать первый шаг: позвонить и записаться на тренировку. То вам некогда, то вы устали, то забыли, то приболели. Иногда, такие проволочки тянутся годами. В чём же дело? А в том, что есть две части вас. Одна, более заметная, хочет научиться танцевать. Даже больше, она уже давно танцует внутри вас! Другая, скрытая часть – боится, что не получится, что будут смеяться, что придётся себя как-то ограничивать в еде… Да мало ли чего она боится! Это как два разных человека! Арнольд Минделл назвал их маленькими «я». Это, как отдельные грани кристалла. Их сумма составляет кристалл целиком ­- Большое «Я». Причём, каждое из маленьких «я» имеет право быть услышанным. Помните: «Все части, все процессы, все уровни восприятия реальности одинаково важны и заслуживают внимания, сочувствия, уважения». Чтобы разрешить этот внутренний конфликт вам придётся выделить эти персонажи, сделать их живыми. Затем, вам необходимо «влезть в шкуру» каждого, чтобы найти их Силу и Мудрость. А здесь вам пригодится смена облика. Потренируемся!

Практика «Я – многолик! »

1. Задайте себе вопрос: «Кто я? », - и ответьте на него десять раз.

2. Выберите из полученного списка два-три «я», которые сильно отличаются друг от друга. Например, я – отец, я – сын, я – музыкант.

3. Наделите каждое «я» обликом. Опишите, как каждый персонаж ведёт себя, что ему можно, а что нельзя. Как он смотрит на этот мир. Каковы его цели и планы.

Допустим, «Отец» - властный, авторитарный, строгий (может быть и наоборот – мягкий, чуткий, разрешающий, но я буду описывать строгого). Это крупный, сильный мужчина, даже если в обыденной реальности – метр с кепкой в прыжке. Он всегда прав. Ему нельзя быть слабым, нельзя чего-то не знать. Ему можно заставлять, игнорировать мнение своих детей, можно даже бить их ремнём по попе. У него одна цель – поставить своих детей на ноги, чтобы это для него ни значило.

«Сын» - маленький бунтарь. Он против всего, что ему навязывают родители. Он их, конечно, любит, но хочет всё делать сам. Безбашенный, рисковый, возможно, хулиган. Ему нельзя быть послушным – это будет означать, что он сдался. Ему можно делать глупости, игнорировать старших, дерзить. Ему можно, даже необходимо, пытаться «подловить» родителей на слабостях, противоречиях, чтобы доказать им, что они не правы. Цель – скорее вырваться на волю, во взрослую жизнь.

«Музыкант» - интроверт, постоянно погружён в себя. Он слышит внутри музыку. Часто не обращает внимания на окружающих. Не особенно следит за собой. Болезненно чуткий, ранимый. Обстоятельства жизни постоянно мешают ему погружаться в музыку. Ему можно ходить и мурлыкать под нос песни, музицировать, пританцовывать в такт. Ему можно забывать поесть, вынести мусор… Ему нельзя отвлекаться, когда рождается новая песня. Ему нельзя погружаться в быт – тогда он потеряет вдохновение. Его цель – создавать музыку.

4. Определите в том пространстве, где вы сейчас находитесь, место для каждого из этих «я». Обозначьте его как-нибудь. Можете расставить стулья, если захотите выполнять эту практику сидя. Важно реально разделить эти персонажи в пространстве – иначе вы будете путаться.

5. Занимайте места каждого из маленьких «я» в любом порядке. Копируйте позу, ритм движений, голос, интонацию, дыхание. Посмотрите на свою повседневную жизнь глазами каждого персонажа. Возможно, вы даже устроите консилиум! Это было бы здорово!

6. Теперь вы знакомы с этими гранями своего Большого «Я». Интересно, какой опыт вы из этого вынесли? Какие выводы сделали для себя? Как изменится ваша жизнь, когда вы научитесь отличать одно маленькое «я» от другого? Запишите полученные выводы. Поблагодарите каждую часть.

7. Прислушайтесь к себе, какая часть тела отзывается на каждое из выбранных вами маленьких «я»? Как меняются ощущения тела, когда вы вспоминаете об одном из этих персонажей? Представьте, что с каждым вдохом вы помещаете эти части на их места в теле. Комфортно ли им там? Если есть дискомфорт, позвольте вашим маленьким «я» самостоятельно разместиться в вашем теле, так как им хочется. Теперь, вам достаточно вспомнить ощущение и сосредоточиться на части тела, чтобы позвать ту или иную грань своей личности. И наоборот, чтобы вовремя заметить, в каком маленьком «я» вы находитесь, можно прислушаться к телу и найти ту часть, которая откликается.

Это было тренировочное задание. Его цель – пережить опыт смены облика. Совершенно всё равно, насколько разными получились ваши персонажи. Это же первая проба! Вы можете продолжать исследовать свой внутренний мир, с каждым разом всё более подробно переживая опыт бытия разными маленькими «я».

Меня часто спрашивают: «А крыша не съедет? Так же можно и психом стать! ». Нет, не съедет. Душевнобольные люди не осознают, что у них множество разных частей. Объединяясь с одной из них, они не помнят остальных, не имеют к ним доступа. Если вы осознаёте, что вы многолики, вы, наоборот, становитесь более здоровыми, зрелыми, цельными. У вас появляется выбор, каким сейчас быть. Психически больные люди этого выбора лишены.

Для любителей шаманизма, хочу предложить следующую практику. Она не только позволит вам пережить необычный опыт смены облика, но и подскажет, как вы можете забрать Силу у негативных эмоций!

«Зверь внутри»

«Хочу научиться управлять своими эмоциями! » - это достаточно распространённый запрос при обращении к психологу. Эмоции могут сильно мешать нам жить. Они завладевают нами и заставляют совершать необдуманные поступки, говорить то, о чём лучше молчать, не дают спать по ночам. Многие пытаются их сдерживать, прятать от окружающих. Это требует колоссальных затрат энергии. Непроявленные эмоции начинают воздействовать на наш организм изнутри. Так возникают такие болезни, как: гастрит, язва желудка, инфаркт, инсульт. Из-за перенапряжения различных групп мышц могут возникать боли. Если мы стискиваем зубы, чтобы сдержать грубые слова, напрягается всё лицо, пережимаются сосуды, питающие мозг кровью – возникает головная боль. Напряжение спины и рук может привести к суставным болям. Такие боли жизненно необходимы нам, они заставляют нас искать их причину, обращать внимание на то, что происходит с нами. О работе с болью и другими телесными симптомами мы поговорим позже, а пока вернёмся к эмоциям.

Вы конечно замечали, как много энергии берётся из ниоткуда, когда вы злитесь или радуетесь? Сама по себе энергия не имеет знака – это просто способность тела совершать работу. Негативной или позитивной делаем её мы сами, когда выбираем, как к ней относиться. Я бы предложил использовать в место терминов «негатив» или «позитив» другие названия. Например, можно назвать энергию разрушительной или созидательной.

Разрушительная – не значит, «плохая». Птенец разбивает скорлупу, чтобы появиться на свет. Человек нарушает целостность почвы лопатой, чтобы посадить картошку.

Созидательная – не значит, «хорошая». Мы можем созидать мощные стены, закрывающие нас от мира. Строить песочные замки иллюзий.

На самом деле, эмоции мешают нам жить только тогда, когда они завладевают нами. Яркий пример: «Меня всё бесит! ». Заметьте, не «я бешусь»! Есть что-то, что заставляет испытывать бешенство. Забавно, но способность эмоций захватывать власть над разумом, очень полезна! Так они заставляют нас искать способ их контролировать. В таких поисках, рано или поздно, человек получает шанс найти их скрытое послание, научиться извлекать их силу и использовать её по своему усмотрению. Практика «Зверь внутри» - отличный способ овладеть этой силой. Предлагаю для работы использовать гнев или раздражение. Хотя, вы можете вместо них подставить любую другую эмоцию. Гнев удобен тем, что он ярко проявляется и делает нас сильными. Итак, начнём!

1. Вспомните, когда вы сильно злились на себя, людей или обстоятельства. Наверное, таких случаев будет несколько, пожалуйста, выберите только один.

2. Как можно подробнее опишите эту ситуацию. Когда это было? Где вы находились? Кто кроме вас находился рядом? Что послужило поводом для гнева?

3. Описывая ситуацию, замечайте, как вы постепенно погружаетесь в гнев. Как реагирует ваше тело? Как меняется дыхание? Какие мышцы напрягаются? Как меняется ваше лицо? Как звучит голос? Как вы двигаетесь, когда злитесь? Усиливайте переживание гнева. Позволяйте ему почти полностью завладеть вами. Оставьте лишь внутреннего наблюдателя, который с интересом и любопытством отслеживает всё, что происходит с вами.

4. На какое животное сейчас вы похожи? Если бы вы были оборотнем, в кого вы бы перекинулись? Быка? Волка? А может ёжика? Позвольте самому неожиданному образу возникнуть у вас в сознании. Если сразу ничего не приходит на ум – выберите животное произвольно.

5. Станьте этим зверем. Забудьте, что вы взрослый, серьёзный человек и позвольте себе полностью погрузиться в образ. Двигайтесь, как это животное. Издавайте звуки, которые оно издаёт.

6. Прислушайтесь к себе, что происходит с вашим телом? Какая Сила струится в нём? Чем была эта Сила до того, как она воплотилась в этого зверя?

7. У берите все внешние признаки животного и оставьте только ощущение Силы. Какая она? Куда зовёт вас?

8. Растворитесь в потоке этой Силы, позвольте ей двигать вами? Как бы вы назвали то, что происходит с вами прямо сейчас? Это какая-то очень простая фраза, некое послание или напутствие.

9. Посмотрите глазами этой Силы на свою жизнь. Как бы вы жили, если бы обладали этой силой, если бы могли её привнести в свои обычные действия?

10. Подумайте, как вы самостоятельно сможете призывать её? Запишите ответы на бумагу, чтобы их сохранить. Позволяйте этой Силе проявляться безопасно для вас и окружающих!

Вот такая почти шаманская практика! Надеюсь, вы смогли взять некоторые качества вашего Внутреннего Зверя. Если нет – не страшно. Вы прикоснулись к Силе, этого уже достаточно, для изменения качества жизни. Просто наблюдайте, что будет происходить дальше. Рано или поздно, но вы осознаете смысл послания.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь