Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
МЕХАНИЗМ СОЗНАНИЯ И АБСТРАКЦИЯ
Сознательное отношение субъекта к окружающему его миру - в отличие от условно-рефлекторной, бессознательной формы его отражения мозгом животного - можно образно представить наподобие того, что и как делает художник-портретист. Живописец, как известно, ставит перед собой и модель, и холст на подрамнике, а затем начинает целенаправленно приводить изображение на холсте - к сходству, к соответствию с моделью. Портрет или пейзаж, возникающий на холсте, есть отражение, образ модели. Но это отражение - как и сама модель - находится вне художника, как предмет и продукт его деятельности. Сам он - как субъект деятельности - сравнивает изображение с моделью со стороны, с третьей позиции. И предмет изображения, и изображение предмета противостоят ему как два вне его находящихся предмета, сравнимые между собой. Механизм человеческого сознания целиком подобен этому отношению. И это - не аналогия: художественное отражение есть одна из форм сознательного отражения, его характерный вид. В форме речи человек точно так же противополагает самому себе свое собственное сознание, переводит на экран общественного сознанияиндивидуально воспринятые им впечатления. Выраженные в речи, индивидуальные впечатления приобретают такую форму, в какой они становятся сравнимы с предметом. На этой основе и становится возможной неведомая животному способность критического отношения к собственным впечатлениям. У животного этого нет - оно безотчетно сливается с образом вещи, явления, события, отпечатавшемся в его мозгу, в его отражательном аппарате, в системе условных рефлексов. Посмотреть на самого себя со стороны - приобрести самосознание животное поэтому и не может. У него нет средства, с помощью которого оно могло бы взглянуть на самого себя со стороны, с точки зрения более высокой, нежели индивидуальная. Человек же отличает себя от впечатления, которое произвел на него предмет, факт, событие, - противополагает это впечатление самому себе, ставит его перед собой и проверяет - соответствует ли оно предмету на самом деле? Это и значит, что человек создает представление о вещи. На многих языках " представление" и означает нечто, поставленное перед собой, представленное. Сознавая вещь (событие, факт, вообще всякую вне субъекта находящуюся реальность), человек вырабатывает представление о ней, - и этот акт, акт выработки сознательного представления, заключает в себе всю тайну сознания. Недаром вся философия Фихте и Шеллинга отправлялась от проблемы представления как от самой загадочной и необъяснимой с точки зрения созерцательно-метафизической теории отражения вещи. Нетрудно понять, указывали и Фихте и Шеллинг, что предмет может отпечатлеть свой образ в другом предмете, - в частности в человеческом мозгу. Трудно понять другое - как и почему человеческий мозг приобретает способность различить себя от этого образа, противопоставить его самому себе и тем самым обрести сразу и сознание предмета, и сознание самого себя, образ своего собственного действия - " самосознание". Сложный механизм, образующий сознание, способность представления, - это самая сложная реальность, с которой имеет дело человек. Сознание есть действительно высший и сложнейший продукт природного и общественного развития, и неудивительно, что понять его рационально, без мистики удалось лишь на очень высокой ступени развития науки и философии. Как, в силу какой необходимости возникло и развилось сознание этого не смогли, как известно, понять ни Фихте, ни Шеллинг, ни Гегель, - это вообще возможно сделать только на почве материализма, и не всякого, а только диалектического. Но они своими трудами подготовили торжество материализма и в данном вопросе прежде всего тем, что описали очень скрупулезно и точно факты, касающиеся диалектики возникновения и развития сознания. Человек как субъект отражательной деятельности (а не просто как объект внешних воздействий, пассивно воспринимающий впечатления и действия извне) и на самом деле ведет себя в акте осознавания так, как это описывает " Феноменология духа". Осознавая чувственные впечатления, он не просто страдательно и пассивно их испытывает в себе, не просто " переживает" некоторое изменение внутри себя. Он их осознает - то есть совершает по отношению к ним особого рода деятельность. В ощущении человек всецело пассивен, всецело определен со стороны предмета, воздействующего на его органы чувств. Но в акте осознания этих ощущений - он по существу активен, он производит идеальное действие - он целенаправленно сосредоточивает внимание на одних ощущениях и " не обращает внимания" на другие, отличает важное от неважного, существенное - от несущественного и таким образом вырабатывает сознание, представление о вещи, чувственно-данной ему через органы чувств. Но уже сама способность сосредоточивать внимание на определенных сторонах действительности, способность активно рассматривать факты, то есть отражать их по-человечески, - органически сращена с речью, со способностью выражать впечатления в слове. Без слова, без речи невозможно само сознание, как особого рода деятельность субъекта. Слова (а следовательно, и абстракция) поэтому и оказываются подлинным опосредствующим звеном между неосознанным - и осознанным, - той призмой, преломляясь сквозь которую, чувственные впечатления (физиологически совершенно одни и те же у человека, что и у животного) превращаются в осознанные чувственные впечатления, в представления. Для того чтобы осознать чувственно-данные факты, человек вынужден активно и целенаправленно рассматривать их, должен активно и целенаправленно подбирать в словарном запасе родного языка соответствующие слова или, наоборот, в фактах активно подмечать такие стороны, которые имеют уже соответствующие наименования, " подводятся" под известные понятия, категории. Этим и отличается процесс отражения, происходящий в голове человека - от процесса отражения, свойственного животному, - своим сознательным характером. А вовсе не тем, что человек способен производить абстракции, а животное - нет. Бессознательные абстракции производит, не осознавая того, и животное. Условный рефлекс представляет собой абстракцию чистейшей воды, - он тоже фиксирует только неоднократно повторяющееся, только " общее". Это обстоятельство, как известно, резко и категорически подчеркивал Энгельс, * а И.П.Павлов показал как экспериментально констатируемый факт. * К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 14, с. 43О. " Нам общи с животными все виды рассудочной деятельности: индукция, дедукция, следовательно также абстракция (родовое понятие четвероногих и двуногих)...". Так что абстракция сама по себе, абстракция как таковая вовсе не представляет собой чего-либо специфического для человека. Как таковая, абстракция - это попросту отражение " общего", неоднократно повторившегося факта, явления, отношения между вещами и т.д. и т.п. в мозгу - в системе условных рефлексов, в первой или во второй сигнальной системе - безразлично. Больше ничего об абстракции как о таковой сказать нельзя - это вообще очень несложная с философской точки зрения вещь (хотя и очень сложная с точки зрения физиологии). В физиологии она как таковая и может подвергаться очень детальному анализу. Как сложную реальность ее может рассматривать и психология. Но в логике способность фиксировать " обще", неоднократно повторяющееся, то есть производить абстракцию как таковую, - рассматривать было бы нелепо - это вообще не предмет логики как науки. В логике рассматривается не просто абстракция, а сознательно производимая абстракция. Сознательное же отношение к абстракции предполагает, как мы уже выяснили, что сама абстракция делается предметом особого рода деятельности. Человек не просто производит абстракцию (это делает и любое животное), а фиксирует ее в слове, и в форме слова противополагает ее себе самому, как предмет особого рода идеальной деятельности, как идеальный " предмет", с которым он может производить определенные сознательные действия. В этой форме абстракция и становится предметом логики. Но это сразу создает крайне своеобразный угол зрения на вещи, - логику интересует не слово само по себе, а нечто иное - выражающееся с помощью и в форме слова - сознание, законы его специфического развития. Этого обстоятельства, например, не понял Фейербах в своих попытках критически преодолеть гегелевскую постановку вопроса. Не видя общественной природыи реальности сознания В своих попытках опровергнуть аргументацию " Феноменологии духа" Фейербах констатирует: " В начале феноменологии мы прямо наталкиваемся на противоречие между словом, представляющим нечто общее, и вещью, которая всегда единична". Дальнейшие аргументы Фейербаха остроумны, но крайне неглубоки. Все они сводятся к тому, что единичная чувственно воспринимаемая вещь есть нечто более реальное, нежели слово. Но этим ничуть не затрагивается та реальная проблема, которая здесь на самом деле была поставлена Гегелем - проблема общественного характера познания мира индивидом. Реальность общественного сознания, то есть сознания как такового, осуществляется в индивидуальной голове через речь. Все то, что индивид не может перевести на язык слов, он не может перевести и в сферу человеческого, общественного сознания, не доводит и до своего собственного человеческого сознания. Поэтому Фейербах и здесь опровергает Гегеля с очень слабой позиции - признавая индивидуальное антропологически-чувственное бытие человека как нечто " более реальное", нежели его общественное бытие, реализующееся в сознании именно через речь, через слово. Реальная проблема, рассматриваемая в " Феноменологии духа", это вовсе не проблема отношения между единичной вещью и словом, выражающим общее, - как ошибочно полагает Фейербах. На самом деле это проблема отношения индивидуального и общественного моментов в сознании человека, внутренней диалектики развивающегося сознания. Но с общественной точки зрения слово как форма общественного сознания не только не менее " реально", чем единичное восприятие единичной вещи единичным индивидом, - но обладает гораздо более устойчивой общественной реальностью хотя бы потому, что в нем выражаются в обобщенной форме миллиарды единичных восприятий единичных вещей. Гегеля в " Феноменологии духа" интересует ведь не слово само по себе. Слово его интересует только как та ближайшая форма, через которую реализуется общественный момент в индивидуальном сознании. От слова и его отношения к чувственной достоверности Гегель сейчас же переходит к рассмотрению диалектического отношения между индивидуальным и общественным моментами внутри единичного сознания, а Фейербах так и застревает на абстрактном противопоставлении слова как " общего", как " абстрактного" - единичной " конкретной" вещи. С точки зрения абстрактного индивида он так и не сходит. Общественная ткань сознания поэтому для него кажется чем-то иллюзорным, чем то менее реальным, нежели антропологически толкуемая чувственность отдельного индивида. Единичное отношение индивида к единичной вещи, непосредственно осуществляющееся через непосредственную чувственность, для него представляется единственной достоверной реальностью, а общественное отношение человека к совокупному миру вещей, - в сознании индивида осуществляющееся именно через слово, - превращается в его глазах в чистую абстракцию, в фантом, обладающий чисто идеальным, а не реальным существованием. Точка зрения " созерцания индивида", как исходная точка зрения Фейербаха, не дает возможности разглядеть за " абсолютным субъектом" феноменологии реального общественно-исторического субъекта познания и деятельности, - общественно производящего свою материальную жизнь совокупного, коллективного субъекта, общественное человечество. субъектболее " реален" , чем абстрактный индивидФейербаха. А слово есть как раз элементарная, чувственно воспринимаемая " предметная" реальность общественного сознания. По отношению же к этой реальности первичным является общественное же бытие вещей и людей, а не единичная вещь, чувственно данная индивиду. общество в целом, в совокупности его отношений к миру вещей, первично В начале Феноменологии раскрыто как раз противоречие между сугубо индивидуальным характером чувственного восприятия вещей отдельным " абстрактным" индивидом - и реализующимся через его познавательную деятельность общественным процессом осознания этих вещей. В слове впервые индивид переводит индивидуальное восприятие вещи в форму, в которой происходит процесс общественного осознания, в форму, в которой человек доводит до другого человека - а лишь тем самым и для самого общественно значимое содержание своего индивидуального представления. Иначе говоря, эта операция совпадает с первым актом восприятия вещи в общественное сознание, или просто в сознание, так как иного сознания, кроме общественного, в природе нет и быть не может. " Невыразимое" в речи для Гегеля совпадает (и тут он прав) - с неосознанным. Поэтому он и противополагает чувственную полноту индивидуального образа - его выражение в речи, которое по необходимости " абстрактно". Абстрактно не слово само по себе. Абстрактно сознание единичного человека, начинающего путь познания чувственно данных ему вещей. Первый акт восприятия чувственно-данного факта в общественное сознание, или просто в человеческое сознание, и совпадает с актом образования сознательной абстракции. Естественно, что первый шаг сознавания переводит в сознание крайне ничтожную долю того, что человек воспринимает своими органами чувств, то есть чисто физиологически. Подытожим сказанное. С точки зрения диалектики, исходящей из общественного характера субъекта познания, интересна и важна не абстракция как таковая, не просто " абстракция" и процесс ее возникновения, а абстракция особого рода - сознательно образуемая абстракция, как специфически человеческая форма отражения. Иными словами, вопрос о возникновении и развитии способности производить абстракции, в форме и с помощью которых совершается познание объективной реальности человеком, переносится в план исследования процесса развития сознания, - форм сознания, под контролем которых осуществляется процесс образования абстракции и действия с нею. ЧУВСТВЕННОСТЬ И СОЗНАНИЕ Теоретическая оценка этого обстоятельства ставит анализ процесса познания перед новой трудностью, перед проблемой, которая оказывается роковой для любой формы материализма, кроме диалектического. Это проблема отношения чувственности и сознания. В этом плане показателен пример того же Фейербаха, который видит эту проблему, остро высказывает ее - и не в состоянии решить ее иначе, как идеалистически. Этим камнем преткновения созерцательно-метафизического материализма, теории отражения, исходящей из точки зрения " абстрактного индивида", оказывается проблема отношения чувственности как таковой, как физиологического аппарата, в общем и целом тождественного и у человека и у животного - к сознанию, общественной природы которого философ совершенно не понимает. Фейербах понимает, что в существе, в котором проснулось сознание, происходит качественное изменение всего отражательного аппарата в целом, что сама чувственность такого существа начинает воспринимать мир по-иному, что глубоко изменяется сам характер чувственного восприятия. " На животного производят впечатление только непосредственно необходимые для жизни лучи солнца, на человека - равнодушные лучи отдаленных звезд", - констатирует Фейербах в начале " Сущности христианства". Животное действительно " видит" только то, что имеет отношение к его непосредственной физиологической потребности, характерной для того биологического вида, к которому оно принадлежит. Равнодушные, " бесполезные и безвредные" лучи отдаленнейших звезд отражательный аппарат животного попросту не фиксирует, они бесследно проскальзывают по сетчатке его глаза, не оставляя никакого следа в системе условных рефлексов, - хотя физиология животного и не ставит никакой преграды для этого. Фейербах далее прекрасно понимает, что философское понимание чувственности, как ступени познания, вовсе не совпадает с естественнонаучным, с физиологическим ее пониманием, что философию интересует вовсе не чувственность как таковая, не те ее законы, которые совершенно одинаковы у человека с животным, - а специфически человеческий характер чувственного восприятия. Последний же тесно связан с процессом осознания чувственных данных. " Вижу ли я без сознания или вовсе ничего не вижу - это одно и то же. Только осознанное зрение есть действительное зрение или действительность зрения", - справедливо говорит Фейербах. В состав чувственного знания действительно входят лишь осознанные чувственные впечатления. Все те ощущения, которые проскользнули мимо сознания, не доведены до сознания, не оставили следа в сознании, - не являются и фактами познания, не являются чувственными данными. Поэтому акт превращения ощущений в сознательно воспринимаемые чувственные данные предстает как сложнейший акт деятельности, в котором принимает участие общественная природа человека. В сознание воспринимается лишь то, что сознание способно вобрать. Последнее положение представляет собой на первый взгляд лишь тавтологию. Но под этой тавтологией кроется большая проблема, с которой Фейербах, например, совершенно не в состоянии справиться. " Конкретность" сознательно воспринимаемых чувственных данных оказывается поставленной в прямую зависимость от высоты развития сознания, способности сознавать. Первобытный человек " видит" с сознанием гораздо меньше, чем современный индивид. Это значит, что в самом созерцании вещь отражается в голове современного человека гораздо полнее, гораздо богаче, гораздо " конкретнее", чем в голове первобытного человека. Способность человечески созерцать совпадает со способностью осознавать в общественно-развитых формах чувственно предлежащую реальность. Но проблема развития способности сознавать, сознательно воспринимать абсолютно неразрешима с позиций созерцательно-метафизического материализма. Если количество и качество сознательно воспринимаемых впечатлений зависит от высоты развития сознания, от высоты развития духовной культуры, то чем же в таком случае определяется сама высота развития культуры? От количества и качества чувственных впечатлений, воспринятых субъектом, - ответит материалист-метафизик, попадая в тавтологический круг. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы