Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
О свойствах имен собственных
Практически все маги согласны с тем, что собственные имена вещей при магических операциях необходимы. Естественная сила чего-либо воспринимается прежде всего чувствами, затем воображением, потом разумом, создающим образ этой вещи, и лишь в конце концов выражается голосом и словами. Так, платоники говорят, что в самом голосе, слове или имени заключается сила вещи, подобно некому виду жизни. Образовавшись первоначально в разуме, где как бы посеяны семена вещей, они рождаются на свет в словах или в голосе и, наконец, запечатлеваются в писаниях. Маги говорят, что собственные имена вещей суть присутствующие во все времена их подлинные лучи, сохраняющие силу вещей, их сущность, правила; благодаря этому через имена мы можем узнавать сами вещи, а также их живые образы. Поскольку Творец всего создавал живые существа и различные предметы под влиянием небес из элементов и свойств планет, то названия влияли на сами эти вещи, и таковых было великое множество, как звезд на небе, что и имел в виду Иисус Христос, сказав: «Имена ваши написаны на небесах ». Адам, дававший вещам первые имена, знал о небесных влияниях и о свойствах, потому и нарекал в полном соответствии с природой сущего, о чем рассказано в «Книге Бытия». Господь явил все сотворенное перед Адамом, чтобы он назвал увиденное, и когда тот называл что-либо, оно благодаря имени сохраняло свою удивительную силу. Таким образом, каждый голос значителен. Во-первых, потому, что в нем присутствует влияние небесной гармонии, а во-вторых, благодаря дополнению, идущему от человека, и порой второе бывает даже сильнее первого. Если же значительны оба фактора, тогда имя имеет двойное свойство – природное и привнесенное, наиболее действенное в том случае, если произносится в нужное время и в нужном месте, с полной серьезностью и в праведном деле. Так, мы читаем у Филострата, что когда римская девушка умерла в день своего замужества, то Аполлоний Тианский, узнав ее имя, произнес некое тайное слово, благодаря которому она ожила. Римляне, осаждая какой-нибудь город, обыкновенно соблюдали святые обычаи, узнавая прежде всего название места и имена божеств, под защитой которых оно находилось. Узнав имена, они с помощью заклинаний выводили оттуда богов-покровителей, проклинали жителей и брали город. Вергилий так пишет об этом:
Все отсюда ушли, алтари и храмы покинув, Боги, чьей волей всегда держава наша стояла.[188]
Заклинания, посредством которых римляне выводили богов и проклинали своих врагов во время осады города, можно найти у Тита Ливия и Макробия, а также многие из них есть в книге «О загадочных вещах» Серена Саммоника.[189]
Глава семьдесят первая О соединении слов; о предложениях, стихах и их чарующих свойствах
Помимо слов и имен величайшее свойство содержится в предложениях – благодаря заключающейся в них истине, которая обладает огромной силой впечатления, изменения, связывания и установления. И если они используются для утверждения, речь приобретает дополнительное очарование, а если для отрицания – укрепляется и консолидируется. Подобного свойства нет в отдельных словах – только в предложениях, в которых что-либо утверждается или отрицается; таковы стихи, заклинания, проклятия, осуждения, речи, молитвы, клятвы, заговоры и прочее. При составлении стихов или речей, чтобы привлечь свойства какой-нибудь звезды или божества, нужно прежде всего тщательнейшим образом рассмотреть таковые, их последствия и действия и вносить их в стихи, восхваляя, возвышая и усиливая те качества, которые данная звезда дает, осуждая то, что она желает разрушить и отвергнуть, поддерживая и моля желаемое, порицая и ненавидя то, что хотим уничтожить и чему помешать. Так же составляются изящные речи, которые должны быть обязательно разбиты на строфы с определенным количеством строк и в надлежащих пропорциях. Более того, маги требуют при обращении к определенной звезде или имени того, кому посвящены стихи, молить и повелевать именно их чудесами, проклятиями, светом, королевским величием, красотой и яркостью, силой и могущественными свойствами и тому подобным. У Апулея Психея молит Цереру: «Заклинаю тебя твоей десницей плодоносной, радостными жатвы обрядами, молчаливыми тайнами корзин священных, крылатой упряжью драконов, твоих прислужников, бороздою почвы сицилийской, колесницей хищной, цепкой землею, к бессолнечному браку Прозерпины схождением, солнечным обретенной дочери возвращением, и прочим, что скрыто в святилище Элевсина аттического …»[190] Кроме того обращения к различным именам звезд они требуют также, чтобы мы призывали имена Интеллигенций, управляющих этими звездами, о чем мы поговорим подробнее в соответствующем месте. Те же, кто желает еще более убедиться в этом, пусть обратятся к гимнам Орфея, и тогда [они увидят, что] нет ничего более действенного в естественной магии, чем использование с величайшим вниманием всех обстоятельств, известных [только истинным] мудрецам, в сочетании с должной гармонией. Но вернемся к нашей теме. Подобного рода стихи должны быть точным образом и хорошо составлены согласно правилу звезд; полны значимости и смысла, произноситься со страстью, точно следуя числу и пропорциям строф. Именно так силой воображения создается мощь заклинаний и переносит их на околдовываемую вещь, привязывая ее, направляя к той же цели, ради которой произносятся заклинания. Инструмент заклинателя – дух очень чистый, гармоничный, пылкий и живой, который несет в себе движение, воздействие, значимость, составленные из этих строф, наполненные чувством и убеждающие смыслом. Таким образом, благодаря качеству духа и небесному сходству стихи, помимо тех вещей, о которых мы говорили, получив еще и сверхсовершенные свойства, становятся более тонкими и действенными, чем духи и испарения, исходящие из растительной жизни – из трав, корней, смол, ароматов и благовоний и т. п. И маги способны, вдыхая силу запахов, притягивая силу звезд, произнося или чертя магическую формулу, творить чудеса. Здесь следует также отметить, что каждая речь, запись или слова, воздействуя обычным образом согласно их привычным пропорциям и формам, будучи произнесены или написаны в обратном порядке, производят еще и необычное действие.
Глава семьдесят вторая О чудесной силе заклинаний
Говорят, сила заклинаний и стихов настолько велика, что они будто бы могут почти перевернуть всю природу. Апулей уверяет, что «от магического бормотанья могут быстрые реки бежать вспять, море лениво застыть, лишиться дыханья ветер, солнце застрять, луна вспениться, звезды сорваться, день пропасть, ночь воцариться! »[191] О том же пишет и Лукан:
Замерли смены времен; отсроченный долгою ночью, День не настал и застыл; эфир непокорен законам. Мир в стремленьи своем цепенеет, заслыша заклятья.
И немного выше:
Прочь от чужих алтарей фессалийка уводит всевышних. Без повеленья судьбы при словах гемонийских заклятий В хладную грудь проникает любовь…
И еще:
…никакою отравой не тронут Ум человеческий сам слабеет от тех заклинаний.[192]
И Вергилий Дамону:
С неба на землю луну низвести заклятия могут; Ими Цирцея в свиней обратила друзей Одиссея, Змей холодных волшба разрывает надвое в поле…[193]
Также у Овидия в его книге без названия говорится:
От чародейства и хлеб становится злаком бесплодным, От ворожбы в родниках пересыхает вода; Падают гроздья с лозы и желуди с дуба, лишь только Их околдуют, и сам валится с дерева плод.[194]
Если бы все это было неправдой, то не существовало бы и строгих наказаний в статутах, направленных против тех, кто наводит порчу на плоды. Тибулл так говорит об одной колдунье:
Видел не раз я: она низводит созвездия с неба И заклинаньем своим рек изменяет русло, Тени влечет из гробниц, утробу земли разверзая, Песней над хладным костром кости из пепла зовет; То из подземных темниц вздымает их шепотом вещим, То, окропив молоком, вспять возвратиться велит; Властью своею метет туманы с ненастного неба, Властью своею зовет в летнюю пору снега…[195]
О том, что вытворяют колдуньи, пишет Овидий:
Вами, по воле моей, возвращаются реки к истокам На удивленье брегам; заклинаньями я усмиряю Бурного моря волну и волную безбурное море; Ветры зову и гоню, облака навожу и свожу я; Лопаться зевы у змей заставляю я словом заклятья; Дикие камни, дубы, что исторгнуты с корнем из почвы, Двигаю я и леса; велю – содрогаются горы, И завывает земля, и выходят могильные тени. Силой влеку и тебя, луна, хоть медью темесской.[196]
Более того, все поэты утверждают, а философы не отрицают, что стихами можно творить чудеса – воровать зерно, управлять молниями, лечить болезни и т. д. Сам Катон при управлении государством пользовался заклинаниями против болезни животных, что можно найти в его записках. И Иосиф подтверждает, что Соломон был искусен в подобного рода заклинаниях. Цельсий Африканский сообщает нам, что в соответствии с египетской доктриной человеческие тела охраняются знаками Зодиака, это, согласно деканам, тридцать шесть духов, каждый из которых соответствует определенной части тела; при назывании их по имени можно силой заклинания вернуть здоровье больным частям тела.
Глава семьдесят третья |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы