Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эргономическое проектирование



Эргономические принципы, методы и данные имеют непосредственное отношение ко всем стадиям создания и использования систем: анализу, проектированию, разработке, испытаниям, оценке, функционированию оборудования.

Определяющим является проектирование, т.е. тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта — прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, процесса.

Проектирование систем «человек—машина», направленное на оптимизацию деятельности человека или группы людей по их освоению, управлению (использованию), обслуживанию и ремонту в нормальных и экстремальных условиях с целью обеспечения эффективного, надежного, безопасного функционирования систем при одновременном сохранении здоровья работающих людей и развитии личности, выделилось в самостоятельное направление — эргономическое проектирование. Его наличие позволяет установить порядок, согласно которому с самого начала проектируются системы «человек—машина», а не только технические средства, которые лишь на стадии их практической " подгонки" к человеку становятся компонентами этой системы.

Это позволяет учитывать влияние на эффективность и качество деятельности функционального состояния человека и находить рациональные способы обеспечения его работоспособности.

Эргономическое проектирование осуществляется на всех этапах общего процесса проектирования.

На стадии технического задания важно выполнить корректный эргономический анализ задач инженерного проектирования, определив действительную роль человека в управлении, обслуживании и ремонте системы, возможное воздействие на него условий ее функционирования.

Анализ рабочих задач, деятельности человека или группы людей, прототипов и аналогов проектируемого объекта, а также нормативно-технической документации, проводимый по выбранной или специально разработанной методике, является первым этапом эргономической деятельности на стадии технического предложения и эскизного проекта.

В концептуальном эргономическом проекте, основанном на уточнении распределения функций в системе «человек—машина», при первоначальном проектировании рабочих задач и деятельности человека или группы людей, конкретизируются эргономические требования к технической системе, рабочему пространству и рабочему месту, среде, предварительно определяется число людей, необходимых для управления и обслуживания технической системы.

На стадии разработки технического проекта в качестве его составной части выполняется эргономический проект, содержание которого сводится к окончательному эргономическому решению проектируемого объекта, основывающемуся на распределении функций в системе «человек—машина», проектировании рабочих задач и деятельности человека или группы людей. Проект включает эргономические требования к человеку (группе людей), технической системе, рабочему месту, среде. В техническом проекте также определяются окончательный для технической системы состав специалистов, их функциональные обязанности и организация работы; состав коллективных и индивидуальных средств отображения информации, органов управления, рабочих мест пультов управления; организация рабочих мест, компоновку средств отображения информации, органы управления и их размещение в рабочем пространств.

На стадии подготовки рабочей документации, изготовления и испытания опытного образца осуществляются анализ и экспериментальная оценка последнего (желательно в условиях опытной эксплуатации) с целью определения степени реализации эргономических требований и предложений. В случае необходимости формулируются предложения по эргономическому совершенствованию объекта, включая и конструктивные изменения, направленные на облегчение и удобство эксплуатации и обслуживания.

Эргономическая оценка как проектный акт проходит через все стадии проектирования, а оценка опытного образца подводит ее итог.

Рекомендуется планировать процесс эргономического проектирования с определенным опережением работ на стадиях технического проектирования, так как эргономические исследования и разработки, как правило, продолжительны и сложны в методическом и техническом исполнительском плане.

Эргономическое проектирование не может абстрагироваться от проблемы экономической эффективности, т.е. от определения отношения между эргономическими результатами и затратами на этот результат. Выгоды от эргономических разработок и исследований могут быть связаны с повышением производительности труда и улучшением качества промышленных изделий, повышением эффективности и надежности сложных систем «человек—машина», сохранением здоровья и обеспечением безопасности, удовлетворением работой и

индивидуальным развитием работающих людей. Проблема состоит в измере-

нии этих выгод или предотвращенных потерь и их соотнесении с затратами.

Эргономический анализ учитывает следующие факторы:

1) насколько учтены антропометрические, психофизиологические, биомеханические и гигиенические данные оператора;

2) обеспечивает ли рабочее место человеку–оператору простую и естественную позу, достаточное ли рабочее пространство, возможность смены рабочей позы (например, сидя–стоя ), удобный обзор всех функционально важных узлов и элементов объекта, созданы ли условия для оперативного обслуживания и профилактики;

3) создаёт ли цветовое решение объекта положительные эмоции у оператора;

4) является ли информация, поступающая к оператору, наглядной и соответствующей сложившимся у него представлениям и стереотипам действий.

Часто при эргономическом анализе применяют контрольные карты, содержащие перечень вопросов по этим группам факторов, влияющих на трудовой процесс.

 

Эстетический анализ объекта

Эргономический анализ объекта (машины) тесно связан с эстетическим анализом: к примеру, создание цветового климата в интерьере и цветовое решение оборудования – должны рассматриваться не только с позиций красоты и гармонии, но в аспектах создания определённого эмоционального настроя «человека–оператора» и закономерностей его зрительного восприятия.

Эстетическим анализ можно выполнить лишь после серьёзного изучения всех его утилитарных качеств и особенностей.

Эстетическим анализ требует знания основ теории композиции, тенденций развития объектов данного вида, особенностей восприятия цвета, наличие чувства материала и стиля, профессионального художественного вкуса и т.д.

Принципы “нравится – не нравится”, ”красиво – не красиво” – неприемлемы.

Эстетический анализ позволяет выявить: объёмно-пространственную струк-

туру объекта; тектонику (художественное выражение закономерностей); гармо-

ничность формы; цветовое решение.

Для оценки художественно–конструкторского решения применяют показатели:

1. Информационная выразительность которая характеризует способность объекта отражать в своей форме действующие в обществе эстетические представления и культурные нормы, такие как, например: оригинальность ( отличие от аналогов ); стилевое соответствие (устойчивые признаки формы соответствующие определённому периоду); соответствия моде ( внешний вид, соответствие временно господствующим эстетическим вкусам); рациональность формы (соответствие назначению, конструкции, технологии изготовления и применяе-

мым материалам).

2. Целостность композиции – характеризует гармоническое единство частей и целого, органическую взаимосвязь элементов формы объекта и его согласованность с формой окружающих объектов.

3. Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида – характеризуются чистотой выполнения контуров, округлений и сочленений элементов, тщательность нанесения покрытий и отделки поверхностей, чёткость исполнения фирменных знаков и указателей, комплекта эскизно–технологической документации и информационных (рекламных) материалов, устойчивость к повреждениям.

Можно сказать, что внешние поверхности объекта, их отделка и окраска являются основными элементами, создающими его эстетическое восприятие. При художественно–конструкторской отработке этих элементов необходимо выполнять следующие требования:

· к форме объекта (машины):

форма обладает двумя свойствами: она материальна и пространственна.

Материальная форма – это объём, ограничивающий часть пространства определённых размеров и конфигурации.

Объём и пространство – равноправные элементы композиции.

Объём должен выражать внутренние закономерности, свойственные объекту, отражать его функционально-конструктивную основу, а также в определённой закономерности развиваться в пространстве, – таким образом, чтобы, видя форму изделия в одной проекции, можно было представить, как она выглядит в других.

Основные категории композиции тесно взаимосвязаны. Нарушение тектоники – ложное отражение работы конструктивной основы, нарушает органическую связь элементов объекта.

Такие нарушения возникают, когда (инженер-конструктор) рассматривает форму только её технической основы – как бы «изнутри» или (оформитель) – только «снаружи».

Дизайнер идёт к форме одновременно «изнутри» и «снаружи» – в итоге создаёт целостное, гармоничное изделие.

Внешние очертания объекта должны быть простыми и строгими. Например, единство формы и содержания для внешних рабочих органов; предпочтительная форма – простая геометрическая фигура, острые углы скругляются, но большой радиус скругления визуально «утяжеляет» конструкцию. Простая форма облегчает удаление загрязнений.

Пропорции отдельных частей обеспечивают выделением в конструкции вертикальных или горизонтальных линий. При этом учитывают, что вертикальные линии делают объект визуально «выше», а горизонтальные «ниже».

Форма объекта в целом должна быть гармонически увязана с формой пультов управления.

Элементы внешней поверхности объекта: петли и ручки крышек (люков, дверей), крышки и кожухи для подвижных частей не должны выделяться на фоне наружной поверхности. Петли и ручки должны быть тщательно обработаны: гальваническое покрытие или покрашены.

к отделке и окраске объекта (машины):

1) окраска объекта должна соответствовать его конструкции, и не совпадать с окраской помещения (или окружающей среды);

2) пёстрая окраска вносит впечатление беспорядочности и «дробности» конструкции;

3) тёмная окраска создаёт впечатление тяжести и грязи, светлые – впечатление лёгкости; тёмные – только для окраски фундаментов и несущих конструкций;

4) травмоопасные детали и части изделий окрашивают в яркие, предупреждающие цвета; для движущихся элементов оборудования (столы, салазки), подвижных объектов следует применять «растигровку», которая активизирует внимание окружающих;

5) органы управления окрашивают в яркие, хорошо различимые цвета;

6) внутренние поверхности корпусных деталей окрашивают для облегчения сборки в светлые цвета; двери, люки, откидные панели – в яркие цвета, чтобы они отчётливо выделялись в открытом положении;

7) объекты, излучающие тепло, окрашивают в серебренный или голубой цвета.

На восприятие формы и цвета значительно влияет освещение.

Основные требования к искусственному освещению рабочих мест:

1) предпочтительны индивидуальные светильники, расположенные посередине длины рабочей зоны на высоте 1900–2000 мм от пола и на расстоянии 150–200 мм от переднего края рабочей зоны (работа стоя). При других работах индивидуальные светильники устанавливаются оператором в желаемом положении относительно рабочей зоны;

2) блестящие предметы следует освещать рассеянным светом; мелкие тёмные предметы лучше видны на светлом фоне, светлые – на тёмном;

3) свет должен падать на поверхность предмета под небольшим углом, это лучше выявляет фактуру;

4) прозрачные предметы должны быть освещены сзади;

5) необходимо избегать резкой контрастности в освещённости объекта (местное освещение) и окружающего фона (общее освещение);

6) необходимо исключать участки с повышенной отражательной способносью, а также – ритмическое чередование тёмных и светлых поверхностей в поле зрения. Это снимает у работающих так называемые послеобразы, человек видит какой–то яркий предмет, в то время как он уже ушёл из поля зрения. Послеобразы снимаются применением дополнительных цветов.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь