Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Искусство как главная сфера воплощения красоты.



Искусство по праву считается главной сферой воплощения красоты. Поэтому влияние искусства на развитие человеческой личности, да и общества в целом, также важно, как и образование и привитие элементарных норм культуры поведения.

Красота, создающая синестезию, то есть многогранность восприятия и многообразие ощущений в процессе восприятия, достигает своей полной формы именно в искусстве, в художественном творчестве и восприятии, в которых сливается прошлое, настоящее и будущее. «Эстетическое созерцание обязано своей полнотой и богатством действию памяти. Не той памяти, которая под давлением референции оказывается суженной и специализированной, а той, которая в своей свободной деятельности расширяет и усиливает способность чувствовать. В таких условиях мы оказываемся открытыми для более диффузной и более разнообразной стимуляции, поскольку ограничения, которые обычно сковывают наши реакции, оказываются снятыми». «Искусство представляет собой конденсаторы ценностей, которые увековечивают моменты жизни исключительных людей, когда их жизненный путь в полной мере в их власти, когда все возможности существования открыты их взору…когда обычная узость интересов, жизненная суета преобразуются в гармонию», - так Ричардс характеризует искусство[10].

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.

Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают индивидов.

Формой бытия искусства является художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета – знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Особенность искусства как составляющей духовной сферы заключается, главным образом, в том, что произведения искусства способны оказывать значительное воздействие на общественные преобразования.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в следующем.

Во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства – жизнь людей – чрезвычайно разнообразен и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее, представляют собой отражение действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и, став символами своего времени, способны оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи – цвет, в музыке – звук, в скульптуре – объемно-пространственные формы и т.д.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания. В отличие от различных общественных наук (истории, философии, социологии и т.д.), изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности. Искусство включено в целостную систему форм общественного сознания, куда наряду с ним входят философия, политика, право, наука, мораль и религия. Все они реализуют свои функции в едином культурном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям.

 


Функции искусства

 

Искусство полифункционально: оно выполняет в обществе множество разнообразных функций. Перечислим основные из них:

 

- общественно-преобразующая;

- утешительно-компенсаторная;

- художественно-концептуальная;

- функция предвосхищения;

- воспитательная;

- внушающая;

- эстетическая;

- гедонистическая;

- познавательно-эвристическая.

 

Суть их состоит в следующем.

Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно- эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.

Утешительно-компенсаторная заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению ее психического равновесия.

Художественно-концептуальная функция выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.

Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства.

Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.

Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.

Эстетическая функция – это специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы и потребности человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты.

Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.

Познавательно-эвристическая функция показывает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Кроме того, иногда выделяют культурно-историческую и коммуникативную функции искусства.

Культурно-историческая функция обеспечивает культурную преемственность исторических эпох, сменяющих друг друга.

Коммуникативная функция искусства заключается в расширении пространственно-временного и социального поля для свободного духовного общения.

 

 


Золотое сечение.

 

 

Красота скульптуры, красота храма, красота картины, симфонии, поэмы… Прослеживается некоторая общность между этими творениями искусства. Если будут найдены единые критерии прекрасного, если будут открыты общие формулы красоты, объединяющие понятие прекрасного самых различных объектов – от цветка ромашки до красоты обнаженного человеческого тела. Попытки найти подобные критерии прекрасного в различных видах искусств и природе составляют круг изучения эстетики.

«Формул красоты» уже известно немало. Уже давно в своих творениях люди предпочитают правильные геометрические формы – квадрат, круг, равнобедренный треугольник, пирамиду и так далее. Симметричные фигуры обычно предпочтительнее, чем несимметричные. В пропорциях различных сооружений предпочтительны целочисленные соотношения. Человек вообще предпочитает порядок – беспорядку, простоту – сложности, определенность – неопределенности. Очевидно, в этом проявляется сущность самой жизни как феномена природы – упорядочение беспорядка (хаоса).

Из многих пропорций, которыми издавна пользовался человек при создании гармонических произведений, существует одна, единственная и неповторимая, обладающая уникальными свойствами. Она отвечает такому делению целого на две части, при котором отношение большей части к меньшей равно отношению целого к большей части. Эту пропорцию называли по-разному – Золотой, Божественной, Золотым сечением, Золотым числом.

Накопленные знания об этом уникальном соотношении частей в целом по эстафете передаются от поколения к поколению, наполняясь новым содержанием, проявляются в самых разнообразных областях науки, проникают в технику.

К понятию «Золотая пропорция» в наибольшей степени подходит определение «формула красоты». Действительно, эта пропорция обладает наиболее отчетливыми признаками гармоничности прекрасного. Эта пропорция знаменует собой как бы вершину эстетических изысканий, некий предел гармонии природы. Эта пропорция не только является господствующей во многих произведениях искусства, она определяет закономерности развития многих организмов, ее присутствие отмечают почвоведы, химики, геологи и асторономы.

Такая универсальность Золотой пропорции не делает ее простой и доступной для изучения. Многое в сущности этой «константы гармоничности» остается неизведанным. Еще неясно, почему природа предпочла эту пропорцию всем другим – возможно, за ее уникальность.

«…Кроме открытого во времена незапамятные Золотого сечения, диктующего самые общие пропорции художественного целого, за последние две тысячи лет не было найдено ни одной количественной закономерности, существенно связанной не с материалом художественного произведения, а с его формой», - пишет Ю. К. Орлов.

Характерно, что Золотая пропорция отвечает делению целого на две неравные части, следовательно, она отвечает асимметрии. Почему же она так привлекательна, часто более привлекательна, чем симметричные пропорции? Очевидно, эта пропорция обладает каким-то особым свойством. Целое можно поделить на бесконечное множество неравных частей, но только одно из таких сечений отвечает Золотой пропорции. По-видимому, в этой пропорции скрыта одна из фундаментальных тайн природы, которую еще предстоит открыть. Рассмотрение особенностей проявления Золотой пропорции – от объектов природы до произведений искусства – вызывает неподдельный интерес.

Золотая пропорция – понятие математическое, ее изучение – это прежде всего, задача науки. Но эта же пропорция является критерием гармонии и красоты, относящихся к категориям искусства.

Таковая связь науки и искусства подтверждает единство материального и духовного начал. Золотое сечение доказывает тот факт, что «поверить алгеброй гармонию» вполне возможно…


Философия искусства

 

Красота является неотъемлемым элементом эстетического восприятия. Эстетическое отношение к действительности, которое содержится во всех видах человеческой деятельности, не могло не стать предметом самостоятельного культивирования. Таким особым видом человеческой деятельности, в котором эстетическое, воплотившись в художественное, есть и содержание, и способ, и цель, является искусство.

Искусство служит средством самовыражения человека, а значит, предметом искусства являются отношения человека и мира, а также и сам человек во всех его измерениях (психологическом, социальном, нравственном, бытовом). Такие гуманитарные науки как психология, социология, этика и иные имеют своим предметом человека. Однако все они рассматривают его с какой-либо одной (и притом сознательно ограниченной) точки зрения. Искусство же затрагивает все самые глубокие пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек – тайна природы. Искусство зародилось еще в первобытном обществе, а приобрело свои основные черты в Античности; однако еще долго искусством называлось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Процесс обособления эстетической деятельности начался в конкретных ремеслах (орнаментах), а затем был перенесен в область духовной деятельности.

Литература как искусство была представлена большей частью поэтическими произведениями. Что касается прозы, то при всей ее эстетической оформленности она была по своим целям философской или исторической.

Искусство как таковое, начинается там, где целью эстетической деятельности становится сама художественная деятельность, обеспечивающая создание особого, изящно вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека. Его особенность составляют две черты.

  1. Мир этот не есть порождение чистого вымысла, не имеющего никакого отношения к действительному миру. Стефан Цвейг утверждал, что настоящее художественное произведение тогда достигает своей цели, когда в творении забывается, как оно создавалось, и оно воспринимается как голая жизнь.
  2. Эта реальность, именуемая художественной картиной мира, есть лишь более или менее правдоподобное изображение жизни, но не сама жизнь. Подлинное произведение искусства содержит неисчерпаемость истолкований, будто автору было присуще бесконечное количество замыслов.

Обращено же искусство не только к чувствам, но и к интеллекту, к интуиции человека, ко всем утонченным сферам его духа; художественные произведения являются не только источником эстетического наслаждения, но и источником знания.

 

Искусство, как и духовная культура в целом, развивается, с одной стороны, на основе накопления культурных ценностей, передачи их из поколения в поколение, сохранения целостных художественных произведений, а с другой – в процессе создания нового духовного богатства.

Значение искусства, бесспорно, нельзя недооценивать. Ведь это не только главная сфера воплощения красоты, но та составляющая общественной жизни, без которой невозможно дальнейшее развитие и совершенствование человечества в целом и каждой личности в отдельности.

 

 

Глава IV

Красота в литературе


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь