Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Восприятие красоты в начале ХХ века.



 

Особым образом трактуется красота в творчестве А. М. Горького. Объясняется это, главным образом, особенностями политического и социального развития той эпохи, представителем которой являлся Горький.

Складывавшееся в то время единство этики и эстетики в литературе социалистического реализма было результатом длительной и упорной борьбы Горького и других лучших представителей пролетарского искусства против различных направлений буржуазной эстетики. В течение четверти века в дореволюционной России не прекращались попытки противопоставить искусство борьбе за социальные преобразования, ее идеалам, а следовательно, нравственности, этике. Целью искусства объявлялось служение так называемой «чистой красоте»*, которая, не имея в себе реального содержания, обрекала искусство на потерю своего смысла и назначения или подчиняла его религии. Так, модернисты истолковывали слова Достоевского «красота спасет мир» как «увенчание духа», как слияние искусства и религии.

В действительности эти служения красоте являли собой не венчание духа, а духовный упадок. Безразличие к уродствам жизни, эксплуатации и нищете народа; забвение, собственно, истинной красоты – красоты самой жизни, источником которой служила трудовая деятельность и борьба масс; создание культа «неземной» красоты и, наряду с ним, проповедь аморализма, упоение красотой зла, уродства, смерти. Более того, отказ вообще от всякой красоты. Демонстративное выпячивание безобразного в жизни, как якобы единственного, только и присущего ей. Во всем этом «служении» красоте, а точнее ее ниспровержении, нашла отражение агония буржуазного общества в предчувствии своей неизбежной гибели.

Борясь с эстетизмом, Горький отстаивал реальность существования красоты. В его понимании, потребность в красоте не является прихотью человека, а выступает выражением его социальной сущности, как созидателя, творца, художника. Своим трудом человек изменяет природу – первозданную красоту и создает вторую природу – идущую от него материальную и духовную красоту, отличную от красоты природы, прежде всего, тем, что она уже не выступает в «чистом» виде, а органически соединена с нравственными побуждениями и оценками. В классово-антагонистическом обществе этот процесс искажается частнособственническими производственными отношениями, и только с ликвидацией последних он обретает свою подлинную красоту, великую гуманистическую роль. Еще до Октябрьской революции Горький представлял коммунистическое будущее торжеством не только справедливости, но и красоты. «Человечество есть неиссякаемый источник творчества. И когда оно, овладев всем опытом прошлого и настоящего, равномерно распределит в мире все плоды своей духовной работы, создаст условия для свободного и всестороннего развития личности, - оно испытает радости, нам неведомые, обогатит планету нашу красотой, нами немыслимой». Поэтому строительство социализма писатель рассматривал как создание условий для изменения жизни по законам красоты.[11]

 


Единство нравственного и эстетического в воспитании.

Позиция А.М. Горького.

А. М. Горький смотрел на литературу и искусство как на «социальную педагогику», «социальную этику» и, наконец, «этику будущего». Он не отделял цели воспитания нового человека от задач советского искусства, считая, что искусство, обращенное к народу, утверждающее жизненный идеал в служении народу, способно наиболее полно, эмоционально и умственно, облагородить человека, сформировать его «активное отношение к жизни», направленное на социалистическое преобразование действительности, на создание новой, то есть коммунистической действительности. Социалистический реализм, подобно социальной педагогике, писал Горький, «исходит из убеждения, что всестороннее и гармоническое развитие энергии личности возможно только в бесклассовом, коммунистически организованном обществе». Все дальнейшее развитие личности при коммунизме будет идти через разрешение вечного противоречия между возможностями жизни и потребностями самой личности. «Жизнь, - говорил Горький, - будет всегда достаточно плоха для того, чтобы желание лучшего не умирало в человеке»[12].

Хотя позиция Горького «привязана» к той исторической эпохе, представителем которой являлся писатель, в ней есть немало нюансов, которые актуальны и сегодня. В частности, значение литературы и искусства в формировании мировоззрения личности также велико, как, к примеру, ознакомление с социальной ситуацией. Именно поэтому приобщение к прекрасному должно являться неотъемлемым атрибутом воспитания гармонично развивающейся личности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод: красота, будучи эстетической ценностью, является основополагающим фактором развития культуры и, вероятно, «двигателем» общественного развития на пути к совершенству.

Рассмотрев трансформацию понятий «красота» и «прекрасное» в историческом контексте, можно прийти к выводу о практической тождественности этих понятий. Оба они основаны на гармонии, которая, по сути, есть «источник всякой прелести и красоты». Принципиальное же различие рассматриваемых понятий таково.

Красота – это эстетическая ценность, одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, выступающих своеобразным стержнем культуры. Красоту следует воспринимать как свойство объекта или субъекта, характеризующееся его подчинением законам гармонии.

Прекрасное – понятие, означающее высшую эстетическую оценку чего-либо. Начиная с XVIII века, с возникновением эстетики, прекрасное становится одной из ее категорий, и должно бы рассматриваться только как одно из проявлений «эстетического». Тем не менее, всеобъемлющий характер прекрасного сохраняется: повсеместно его используют как синоним эстетического в целом, а сама эстетика именуется «наукой о прекрасном». Современное понятие прекрасного основано на древнем идеале калокагатии, который можно охарактеризовать как полную гармонию душевного и телесного.

Гармоничное искусство способно гармонизировать душевный мир людей, которые к нему приобщаются. Таким образом, становится очевидной связь между эстетическим воспитанием отдельной личности и культурой всего общества. В этой связи актуальность рассматриваемой темы не может подвергаться сомнению.

 

Практическое значение работы состоит в следующем:

1) в процессе работы над рефератом были в значительной степени расширены представления о красоте как ценности;

2) накопленный по данной теме материал может быть применен при дальнейшем изучении рассмотренной и тесно связанных с ней тем.

Весь материал, рассмотренный и освоенный в процессе работы над данной темой позволяет установить связь между созерцанием, восприятием и воплощением красоты, как основными этапами созидания прекрасного.

В перспективе работы над данной темой целесообразно расширить накопленный материал, для того чтобы углубить представления о воплощении эстетической ценности – красоты – в литературе и искусстве.

Тема, безусловно, представляет интерес и достойна дальнейшего рассмотрения.


БИБЛИОГРАФИЯ

 

  1. Ашукин, Н.С., Ашукина, М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. / Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина. – М.: «Художественная литература», 1966. – 824 с.
  2. Васютинский, Н.А. Золотая пропорция. / Н.А. Васютинский. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2008. – 368 с.
  3. Добролюбов, Н.А. Стихотворения. Рассказы. Дневники. / Н.А. Добролюбов. – Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1986. – 288 с.
  4. Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы. / Ф.М. Достоевский. – М.: «Художественная литература». 1977. – 768 с.
  5. Ковалев, Ф.В. Золотое сечение в живописи. / Ф.В. Ковалев. – Киев: Вища школа, 1989 – 348 с.
  6. Кравченко, А.И., Певцова, Е.А. Обществознание: Учебник для 11 класса. / А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005. – 192 с.
  7. Курылев, Ю. И. Философско-этические воззрения А. М. Горького. / Ю.И. Курылев. – Саратов, Изд-во Саратовсткого Упиверситета, 1988. – 152 с.
  8. Локшина, С.М. Краткий словарь иностранных слов. / С.М. Локшина. – М.: Советская энциклопедия, 1966. – 384 с.
  9. Пособие «Примерные билеты и ответы по обществознанию для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 11 классов». / Авт.-сост. Клименко, А.В., Румынина, В.В., Стрелков, А.Л. – М.: Дрофа, 2007. – 175 с.
  10. Прозерский, В.В. Критический очерк эстетики эмотивизма. / В.В. Прозерский. – М.: «Искусство», 1983. – 175 с.
  11. Померанцева, Н.А. Эстетические основы искусства. / Н.А. Померанцева. / М.: Искусство, 1985. – 325 с.
  12. Салыгин, Е.Н., Салыгина, Ю.Г. Обществознание: Человек в обществе: Экспериментальный учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. / Е.Н. Салыгин, Ю.Г. Салыгина. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 272 с
  13. Современный словарь-справочник по искусству. / Науч. ред. и сост. Мелик-Пашаев А. А. – М.: Олимп: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 816 с.
  14. Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и научн. ред. С. И. Кормилов. – М.: Олимп: ООО «Издательство АСТ», 1999. – 704 с.
  15. Современный словарь-справочник: Античный мир. / Авт.-сост. М.И. Умнов. – М.: Олимп: ООО «Издательство АСТ», 1999. – 480 с.
  16. Соколов А. Тайны золотого сечения // Техника молодежи.– 1978.- № 5.
  17. Татаркевич А. Античная эстетика. / А. Татаркевич. – М.: «Искусство», 1972. – 250 с.
  18. Тростников, В.Н. Алгебра гармонии. / В.Н. Тростников. – М.: «Знание», 1968. – 220 с.
  19. Фролов Б. Загадка золотой пропорции // Moscow news. – 1974. - № 6.
  20. «Чаша мудрости» (композиция Воронцова В. В.) – М.: «Детская литература», 1978. – 510 с.

21. [Электронный ресурс]. – Электрон.текстовые данные (4572 bytes) /-М.: ГПНТБ РФ, 2008. – Режим доступа http: //www.fictionbook.ru/author/belyanin_andreyi/html/

22. [Электронный ресурс]. – Электрон.текстовые данные (4523 bytes) /- М.: ГПНТБ РФ, 2008. – Режим доступа http: //www.pstbi.pagez.ru/item.php? id=452& cid=6/html

23.[Электронный ресурс]. – Электрон.текстовые данные (57855 bytes) /- М.: ГПНТБ РФ, 2008. – Режим доступа http: //www.interlit2001.com/nozdrina-1.html

 

 

Приложение 1.

 

 

Глоссарий

 

Гармония – (греч. harmonia – связь, стройность, соразмерность) – согласованность, стройное сочетание, соразмерность (разных качеств, предметов, явлений, частей целого).

 

Золотое сечение – строго определенное математическое соотношение пропорций, при которых большая из двух частей целого относится к меньшей части, так же, как целое относится к большей части. Художники и теоретики прошлого нередко считали его идеальным (абсолютным) выражением пропорциональности; на деле же эстетическое значение этого «непреложного закона» ограничено и условно уже в силу известной неравноценности горизонтального и вертикального направлений.

 

Идеал – (франц. ideal от греч. idea – понятие, представление) – совершенство, совершенный образец чего-либо, конечная цель стремлений.

 

Идеализация (франц. idealisation) – представление чего-либо в лучшем виде, чем это есть в действительности; преувеличение положительных сторон кого-либо или чего-либо, приукрашивание.

 

Идеализм (франц. idealisme от греч. Idea - первообраз) – философское направление, которое в противоположность материализму и вопреки данным науки и практика считает идею, сознание, дух первичным, а природу, материю – вторичным.

 

 

Искусство –

1) художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира;

2) только изобразительное искусство;

3) высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

 

Мораль (от лат. mores - нравственный) - совокупность нравственных норм, получивших в отличие от простого обычая или традиции идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и др., исполнение требований морали санкционируется только формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения); включает непреходящие духовные идеалы, а также исторически преходящие нормы и принципы; изучается специальной философской дисциплиной – этикой.

 

Прекрасное («очень красивое», наделенное красотой высшего порядка) –

1) одна из основополагающих эстетических категорий;

2) понятие, означающее высшую эстетическую оценку чего-либо;

повсеместно используется как синоним эстетического в целом.

 

Пропорция – соразмерность, определенное соотношение частей между собой.

 

Симметрия (греч. symmetria) – одинаковое, соразмерное расположение чего-либо относительно центра, оси, плоскости.

 

Философия (от греч. phileo – люблю, sopphia – мудрость ) – это учение о всеобщих принципах и законах развития природы, общества, познания и мышления.

 

Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом; объективная значимость многообразных компонентов действительности, содержание которых определяется потребностями и интересами субъектов общества.

 

Эмоция (франц. еmotion от лат. emovere – волновать, потрясать) – чувство, волнение, душевное переживание.

 

Эстетика (греч. astetikos – относящийся к чувственному восприятию) – наука о прекрасном, об искусстве, об общих законах художественного творчества.

 

Эталон (франц. etalon) –

1) образцовая мера, образцовый измерительный прибор, служащие для воспроизведения, хранения и передачи единиц измерения с наивысшей достижимой при данном состоянии науки и техники точностью;

2) мерило, образец для сравнения с чем-либо.

 

Этика (греч. ethike – нрав, обычай) –

1) наука о сущности, происхождении и развитии морали;

2) совокупность принципов и норм поведения, принятых в определенной общественной среде или профессиональной группе.

 

Этикет (франц.etiquette) – установленный порядок поведения, форм обхождения в каком-либо обществе, в определенной среде.

 

 

Приложение 2.

 

Теория вчувствования

 

Вчувствование – понятие, на котором была основана популярная в конце 19 – начале 20 века эстетическая теория. Ее авторы – немецкие философы, психологи, специалисты по эстетике Т. Липпс, Р. Г. Лотце, Р. Фишер и др. Согласно этой теории, эстетическое впечатление от производят на человека те формы и образы, в которых он «вчувствует» самого себя, приписывая предметам те внутренние состояния, которые испытывает он сам, всматриваясь, вслушиваясь, вживаясь в них. Так, благодаря вчувствованию в какую-либо вертикальную форму, человек как бы и сам «в ней» выпрямляется, «взлетает вверх» с восходящей формой, «срывается вниз» с ниспадающей. Видя жест, выражающий счастье, человек чувствует и себя осчастливленным «в нем». Благодаря вчувствованию, которое особенно свойственно художникам, мир кажется им живым, родственным, полным внутреннего содержания. Выразительные формы (цвета, движения, звуки), которые художник создает в своих произведениях, передают это эмоциональное содержание зрителям и слушателям, опять-таки благодаря акту вчувствования.

Теория вчувствования улавливает очень важную сторону отношения художника к внешнему миру: чувство единства с ним и ощущение того, что предметы «говорят» с художником именно языком формы, цвета, движения. Однако критики этой теории находят в ней и серьезные изъяны. Во-первых, слиться с предметом, отождествиться с ним, раствориться в нем недостаточно, чтобы создать его художественный образ. Для этого нужна «позиция вненаходимости» (М. Бахтин); художник должен одновременно и чувствовать свое единство с предметом, и сознавать отличие от него. Кроме того, теория вчувствования исходит из того, что в самих явлениях жизни нет того содержания, которое волнует и вдохновляет художника: он, сам того не замечая, вкладывает его в предметы. Художники, напротив, убеждены, что им открывается действительная глубина, внутренняя жизнь и ценность вещей, которые не видит обычный взгляд, но о которых можно дать представления произведения искусства. Ван Гог писал: «Природа говорила со мной; сказала мне что-то, и я застенографировал ее речи. В моей записи осталось кое-что из того, что сказали мне лес, или берег, или фигура, и это голос самой природы».


Приложение 3.

 

Изречения о красоте

 

«Красота – это открытое рекомендательное письмо, заранее завоевывающее сердце».

А. Шопенгауэр

 

«Красота, истинное счастье и подлинный героизм не нуждаются в громких словах».

В. Раабе

 

«Красота везде желанный гость».

И. Гете

 

«Красота обладает силой и даром вносить мир в сердца».

М. Сервантес

 

«Только красота, сочетающаяся со скромностью, имеет право называться красотою. Красота же без скромности – это не красота, а всего-навсего миловидность».

М. Сервантес

 

«Красота, грация, внешность, приятный голос облегчают жизненный путь. Но не следует переоценивать красоту: не подкрепленная другими достоинствами она может принести вред».

Я. Корчак

 

«Красота порождает самоуверенность».

Т. Фонтане

«Идеальная красота, самая восхитительная наружность ничего не стоят, если ими никто не восхищается».

О. Бальзак

 

«Изящество для тела – это то же, что здравый смысл для ума».

Ф. Ларошфуко

 

«Не может быть красоты в том, в чем нет мудрости».

Э. Лабуле

 

«Внешняя чистота и изящество должны быть выражением внутренней чистоты и красоты».

В. Г. Белинский

 

«Красота заключается не в отдельных чертах и линиях, а в общем выражении лица, в том жизненном смысле, который в нем проявляется».

Н.А. Добролюбов

 

 

«Красота тела может привлечь истинных поклонников, но для того чтобы удержать их, требуется красота души».

К. Колтон

 

Приложение 4.

 

 

Николай Александрович Добролюбов

Очарование

 

С душою мирной и спокойной

Гляжу на ясный божий мир

И нахожу порядок стройный,

Добра и правды светлый пир.

 

 

Нигде мой взгляд не примечает

Пороков, злобы, нищеты,

Весь мир в глазах моих сияет

В венце добра и красоты.

 

 

Все люди кажутся мне братья,

С прекрасной, любящей душой, -

И я готов раскрыть объятья

Всему, что вижу пред собой…

 

 

Мне говорят, я вижу плохо,

Очки советуют носить.

Но я молю, напротив, бога,

Чтоб дал весь век мне так прожить.

 

 


Приложение 5.

 

Немного из истории Золотого сечения

Древнейшие сведения о Золотой пропорции относятся ко времени расцвета античной культуры. О ней упоминается в трудах великих философов Греции: Пифагора, Платона, Евклида. Платон привел формулировку Золотого сечения, одну из самых древних, дошедшую до нашего времени. Сущность ее сводится к тому, что для соединения двух частей с третьей совершенным образом необходима пропорция, которая бы «скрепила» их в единое целое. При этом, одна часть целого должна так относится к другой, как целое к большей части. Такая пропорция отвечает гармоническому соединению, она и является Золотой. Античные скульпторы и архитекторы широко использовали ее при создании своих произведений. В этом легко убедиться при изучении шедевров древнегреческого искусства.

В эпоху итальянского Возрождения Золотая пропорция возводится в ранг главного эстетического принципа. Леонардо да Винчи именует ее, откуда и получил начало термин «Золотое сечение». (По мнению белорусского философа Э. Сороко, термин «Золотое сечение» идет от Клавдия Птолемея, который дал это название числу 0, 618, убедившись в том, что рост человека правильного телосложения делится именно в таком отношении.) Лука Пачоли в 1509 году пишет первое сочинение о Золотой пропорции, названной им «божественной». Иоганн Кеплер говорит о ней как о «бесценном сокровище», как об одном из двух сокровищ геометрии.

После Кеплера Золотое сечение было предано забвению, и около двухсот лет о нем никто не вспоминал. Лишь в 1850 году немецкий ученый Цейзинг открыл его снова. В своих «Эстетических исследованиях» он пишет: «Для того чтобы целое, разделенное на две неравные части, казалось прекрасным с точки зрения формы, между меньшей и большей частями должно быть такое же соотношение, что между большей частью и целым.» Он называет это законом пропорций и обнаруживает его проявление в пропорциях человеческого тела и животных, в некоторых эллинских храмах, в ботанике и музыке.

Дать определение Золотой пропорции еще не значит ее изучить. Нужно было определить величину этого удивительного соотношения. Опуская все вычисления (глубокий математический анализ), скажем лишь, что число это иррациональное и равно 1, 6180339…

Накопленные знания об этом уникальном соотношении частей целого в целом по эстафете передаются от поколения к поколению, наполняясь новым содержанием, проявляются в самых разнообразных областях науки, проникают в технику.

 

 


Приложение 6.

 

 

Золотое сечение в живописи.

 

 

Примеров наличия золотого сечения в произведениях великих художников можно найти немало. Остановимся лишь на некоторых из них.

На картине Н. Н. Ге «А. С. Пушкин в селе Михайловском» фигура поэта расположена точно в золотом сечении, расстояние между двумя слушателями поэта равно той же величине. Здесь явно выражена гармоническая пропорция, которая и составляет основной стержень, ключ композиции.

Аналогично расположена фигура поэта и на картине И. Е. Репина «А. С. Пушкин в Лицее 8 января 1815 года». Удивительным совпадением кажется то, что поэт, в произведениях которого так часто господствовала золотая пропорция, и на картинах гениальных художников помещен в золотом сечении.

В картине И. Е. Репина «Не ждали» золотая пропорция доминирует в композиции, но проявляется неявно, скрыто, подчеркивая внутреннюю сложность и напряженность сюжета. Два золотых сечения приходятся на фигуру девушки-прислуги, открывшей дверь вошедшему мужчине, и на согнутую фигуру женщины, очевидно, жены вошедшего.

Подсчитывая расстояния между персонажами, можно прийти к выводу, что вся композиция картины проникнута ритмикой золотой пропорции, в ней заключена основа гармонии и силы эмоционального воздействия на зрителя. Ритмика золотой пропорции связывает все произведение, все его 7 – число гармонии – персонажей в органически единое целое. Едва ли модно предположить, что Репин с мерной линейкой размечал расположение персонажей картины на полотне. Здесь творила его гениальная интуиция; художнику диктовало его подсознание, ему он доверял и не ошибся.

Золотой пропорцией связаны фигуры, расположенные на картине Карла Брюллова «Всадница». На его же картине «Итальянский полдень» восторженный взгляд прекрасной женщины устремлен на янтарные ягоды виноградной кисти точно в то место, которое отвечает золотому сечению.


[1] Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А. А. Мелик-Пашаев. – М.: Олимп: ООО «Издательство АСТ», - 2000. – с. 274.

[2] Современный словарь-справочник по искусству, с. 125.

[3] Современный словарь-справочник по искусству, с. 147.

[4] Современный словарь-справочник по искусству, с. 171.

[5]Современный словарь-справочник по искусству, с. 241.

 

[6] Васютинский Н. А. «Золотая пропорция» - СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2006. – с. 3 – 4.

[7] В. В. Прозерский «Критический очерк эстетики эмотивизма». – М.: «Искусство», 1983. – с. 81.

[8] Синестезия – психологический термин, обозначающий объединение ощущений различных органов чувств в процессе восприятия.

[9] Эмотивисты – сторонники эмотивизма.

Эмотивизм – учение об особом виде языка, ставящее своей целью анализ оценочных суждений. В более широком смысле эмотивизм молжно считать общим корнем целого ряда течений, разветвившихся в разных школах буржуазной гносеологии, аксиологии, этике и эстетике.

[10] В. В. Прозерский «Критический очерк эстетики эмотивизма», с. 93

 

*

[11] Курылев Ю. И. «Философско-этические воззрения А. М. Горького» - Саратов, Изд-во Саратовсткого Упиверситета, 1988. – с. 149.

[12] Курылев Ю. И. «Философско-этические воззрения А. М. Горького», с. 151.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.093 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь