Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Другой акт отпущения на волю.



«Эпихарид, сын Эвдама из Лелеи, продал богу на следующих условиях одну женщину, родом сириянку, по имени Азию. Согласно условию между Азией и богом, цена ее равняется трем с половиной минам серебра (около 130 руб.). Она будет свободной, и ее свобода должна быть защищена от посягательств в течение всей ее жизни; она может делать, что ей угодно, но при условии жить в Лелее. Поручители: Диодор, сын Геракона, и Тимокл, сын Тразеи, — дельфийцы.

Если кто-нибудь попытается обратить Азию в рабство, Эпихарид и его поручители обязаны отстаивать действительность покупки, совершенной богом. Если они не сделают этого, то подлежат ответственности согласно договору и законам. Вместе с тем, если кто-нибудь встретит Азию, может силою вернуть ей свободу, без страха судебного процесса или какого-либо наказания. Без позволения Эпихарида Азия не имеет права жить вне Лелеи; в противном случае продажа ее (божеству) делается недействительной. Ей строго воспрещается также отчуждать какую-либо часть ее имущества; в противном случае продажа Азии (богу) недействительна.

Если она умрет, ее имущество целиком перейдет к Эпихариду или его наследникам.

Свидетели: 3 должностных и 6 частных лиц. Купчая хранится у фокейца Кафисона, сына Эвклида из Лелеи, и у дельфийца Мантия, сына Дамохара».

(Dittenberger. Sylloge, 465).

< < < НАЗАД ОГЛАВЛЕНИЕ ВПЕРЕД > > >
Взять оборудование сборочных линий с выгодной процентной ставкой interrleasing.com  
       

Стр. III IV V VI VII VIII 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684

Для печати

A– A A+
ПЕРЕНОС
         
T0 T1 T2
T3 T4 T5

ПРИМЕЧАНИЯ

1Геродот — см. стр. 5, прим. 2.

2Тимей — греческий историк, живший от 352 до 256 г. до Р. Х.

3Одиссея, пер. Жуковского, песнь XV, ст. 65 и далее.

4Аристотель — см. стр. 4, прим. 3.

5Фукидид — см. стр. 4, прим. 2.

6См. стр. 55, § 16.

7Лукиан Самосатский — см. стр. 30, прим.

8Пифагореец — последователь философа и математика Пифагора, жившего в VI в.до Р. Х.

9Демосфен — см. стр. 3, прим. 3.

10Римская эпоха — время завоевания Греции Римом (со II в. до Р. Х.).Македонская эпоха — период господства Македонии (в IV в. до Р. Х.).

11Пирей — гавань близ Афин.

12В Дельфах, славившихся своим оракулом и храмом Аполлона, было найдено много различных надписей, которые имеют важное значение при изучении истории Греции.

13Валлон (Wallon) — французский историк XIX века, написавший сочинение о рабстве в древности (Histoire de l’esclavage dans l’antiquité ).

14Теренций (Публий) — римский писатель II в. до Р. Х., представитель древнеримской комедии.

15Менандр (см. стр. 40, прим.) написал около 100 не дошедших до нас комедий.

16Ксенофан — греческий философ, живший в конце VI и первой половине V в.

17Ксенофонт — см. стр. 44, прим.

18Платон — см. стр. 8, прим. 2.

19Менандр — см. стр. 40, прим.

20Лизий — см. стр. 38, прим. 3.

21Плавт (254—184 г. до Р. Х.) — римский писатель, автор комедий.

22Аристофан — см. стр. 38, прим. 2.

23Саламинская битва в 480 г. до Р. Х.

24Агора — см. стр. 13, прим. 6.

25Ареопаг — часть города в Афинах.

26Эсхин — см. стр. 84, прим.

27Мистерии — см. гл. VIII, § 33.

28Лекиф — см. стр. 112.

29Гиматион — см. стр. 119.

30Нимфодор — греческий летописец III века до Р. Х.

31Битва при Аргинусских островах в 406 г. до Р. Х.

32Патрон — покровитель.

 
             

1262418393 1262418983 1262419377 1262418700 1262886237 1262890238 1262896623 1262993827На главную | Публикации | Государство | Общество и быт

Яндекс.Директ

Конструкторы от 9 грнСравните цены интернет-магазинов. Экономьте ваше время и деньги! vcene.ua   Отели Украины онлайн – Харьков114 отелей в Харькове на Booking.com. Бесплатная отмена брони. Выбирайте! booking.com   Электронные Книги. Все моделиЦены магазинов Харькова, Широкий выбор Электронных книг! Покупай! price.ua
  Гиро П. ЧАСТНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ГРЕКОВ.
< < < НАЗАД ОГЛАВЛЕНИЕ ВПЕРЕД > > >

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. Петроград. Издание т-ва О. Н. Поповой, 1915.
Перевод с последнего французского издания Н. И. Лихаревой
(постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную по главам)

Используется греческий шрифт.

С. 206

Глава шестая.

Труд и богатство.

Содержание: 1. Мнение греков о труде. — 2. Похвала земледелию. — 3. Крепостное право. — 4. Арендный договор. — 5. Мелкие землевладельцы. — 6. Крупные землевладельцы. — 7. Земледельческие продукты. — 8. Скотоводство. — 9. Промышленность Греции. — 10. Разделение промышленного труда. — 11. Организация промышленного труда. — 12. Рудники. — 13. Торговля Греции. — 14. Рынки в греческих городах. — 15. Приемы торговцев. — 16. Ярмарки. — 17. Торговое законодательство. — 18. Афинская политика и хлебная торговля. — 19. Денежные операции. — 20. Банкир Пасион. — 21. Богатый город Великой Греции. — 22. Богатство в Афинах. — 23. Подробности о нескольких афинских состояниях. — 24. Социализм.

Мнение греков о труде.

Грек гомеровской эпохи не испытывал по отношению к физическому труду и к людям, посвящавшим этому труду свою жизнь, того презрения, какое появилось в более позднюю эпоху. Наиболее прославленные герои древности охотно занимались физическим трудом. Парис строит свой дом с помощью самых умелых троянских мастеров. Одиссей на острове Калипсо рубит деревья, обрезывает на них ветви, обтесывает их и выравнивает по шнурку; потом он просверливает в них отверстия, с помощью гвоздей и болтов прилаживает их друг к другу и делает из них корабль; он выкраивает паруса для своего корабля и с. 207 приготовляет все снасти; он же совершенно самостоятельно делает кровать для своей брачной комнаты.

В ту эпоху ремесленники по специальности, как оружейники, кожевники, плотники, золотых дел мастера, носили почетное наименование: они былиδ η μ ι ο υ ρ γ ο ί, т. е. трудящиеся для общества, как и врачи, прорицатели, музыканты и герольды. Почему же их стали бы презирать? Каждый глава семьи в то время, как женщины занимались тканьем, обрабатывал поля и изготовлял со своими слугами все предметы домашнего обихода, оружие, домашнюю утварь или земледельческие орудия, не нуждавшиеся в особом искусстве. К ремесленникам обращались только в том случае, когда работа требовала специальных навыков.

Гезиод1 советовал всем трудиться. «Человек праздный внушает отвращение и богам и людям; он подобен тому насекомому без жала, тому жадному трутню, который откармливается работою пчел, сам ничего не делая… Человек работающий видит, как увеличиваются его стада и растет его благосостояние. Своим трудом ты станешь любезен богам и людям, потому что они не выносят праздности. Работать не стыдно; постыдна только лень»…

С течением времени нравы высшего класса изменились. Крупные землевладельцы захватили в свои руки управление государством и образовали землевладельческую аристократию. Доходы с их поместий, обрабатываемых фермерами или колонами, позволяли им посвятить себя исключительно интересам государства и ношению оружия и сложить все житейские заботы на плечи рабов или бедных рабочих. Эти богатые собственники, уже относившиеся свысока к мелким землевладельцам, глубоко презирали тех, чьими услугами они пользовались. Рабочий, говорили они, должен только повиноваться; он не способен распоряжаться, пока необходимость добывать себе пропитание трудом своих рук ставит его с. 208 в зависимость от тех, кто им пользуется. Аристотель был верным истолкователем подобных чувств, когда писал следующие строки: «Ремесленники — почти рабы; никогда ни одно благоустроенное государство не допустит их в разряд граждан, а если и допустит, то не даст им гражданских прав во всем их объеме; эти права должны быть предоставлены тем, кто не имеет надобности зарабатывать себе пропитание». Поэтому в истинно-аристократических республиках ремесленник не мог быть гражданином, а если и пользовался гражданскими правами, то не мог занять общественную должность.

В тех государствах, где власть принадлежала богатым, положение труда было несколько лучше; там, чтобы получить доступ к общественным должностям, достаточно было приобрести богатство. Так, например, в Афинах Солон не выказывал нерасположения к ремесленникам. Приписываемые ему законы служат доказательством, что он не имел предубеждения даже против ручного труда. Согласно его законам сын не обязан содержать своего отца, если последний не обучил его какому-нибудь ремеслу. Человек, не обладавший собственными средствами и ничего не делавший, привлекался судом к ответственности. Если иностранцы переселялись в Афины, чтобы заниматься там ремеслом, им давалось право гражданства. Бедные ремесленники не могли занимать общественных должностей, но они имели доступ в народное собрание и даже на трибуну. Было запрещено попрекать кого бы то ни было его профессией, как бы низменна она ни была.

В демократиях люди, занимающееся физическим трудом, были по закону приравнены к другим гражданами «У нас, — говорил Перикл (Фукидид, II, 40), — не стыдно признаться в бедности; стыдно только ничего не предпринимать, чтобы выйти из нее. В Афинах одни и те же люди заботятся о своих собственных нуждах и об интересах государства, и простые ремесленники там достаточно сведущи в политических вопросах».

С. 209 В одном сочинении Ксенофонта есть целая глава, где от лица Сократа свободным людям с недостаточными средствами дается совет увеличивать свое благосостояние физическим трудом; Сократ доказывает, что они, поступая так, принесут пользу и себе и своим согражданам.

Фемистокл2, чтобы побудить граждан заниматься ремеслом, советует освободить ремесленников от всяких налогов. Наконец Перикл3 ставит себе в заслугу то, что он предпринял крупные общественные работы и, направив таким путем деятельность афинян к искусствам и промышленности, способствовал обогащению города, а вместе с тем и его украшению.

Но общественное мнение в этом отношении не легко поддавалось внушениям Фемистокла и Перикла. Геродот, рассказав, что в Египте воины живут в праздности, прибавляет: «Не знаю, заимствовали ли греки эти обычаи у египтян, так как я вижу, что и фракийцы, и скифы, и персы, и лидийцы, и почти все варвары относятся к гражданам, занимающимся механическими искусствами, и к их потомкам, как к людям, не заслуживающим особого уважения, и считают более благородными людей, которые освободились от ручного труда, особенно тех, кто посвящает себя военному делу. Эти же понятия разделяются всеми греками, особенно лакедемонянами; коринфяне менее других презирают ремесленников» (II, 167).

Подобный предрассудок поддерживали самые знаменитые философы, которые в этом отношении только развивали взгляды высших классов. «Ремесла, — говорит Ксенофонт (О домоводстве. IV, 2), — по справедливости пользуются дурной славой, потому что они истощают тело тех, кто ими занимается; такой труд заставляет поневоле вести сидячий образ жизни, оставаться в темноте, а иногда проводить все время близ огня; а когда тела ослаблены, души скоро утрачивают всю свою с. 210энергию». «Ремесла, — говорит Аристотель, — не оставляют времени думать о делах государства; они не дают умственным способностям возможности свободно развиваться и возвышаться». Поэтому философ запрещает молодым людям «занятия ремесленников». По его мнению, между свободным рабочим и рабом существует лишь незначительная разница. «Работать на отдельного человека — значит быть рабом, работать для публики — значит быть рабочим и наемником».

(Caillemer. Dict. des antiq. I, стр. 441—443).

Похвала земледелию.

Сократ: «Земледелие является источником и удовольствия, и домашнего благосостояния, и физических упражнений, благодаря которым тело делается способным выполнять все обязанности свободного человека. Земля дает обрабатывающему ее все необходимое для жизни, прибавляя еще и то, что услаждает существование. Наконец, она же производит приятные по запаху и восхитительные по виду украшения для алтарей и статуй, а также для самих людей. К этому надо добавить множество видов пищи, которые она доставляет или развитию которых она способствует; так, скотоводство тесно связано с земледелием; благодаря этому мы получаем возможность приносить жертвы для угождения богам и удовлетворения наших собственных потребностей.

Кроме того, доставляя нам все в изобилии, земледелие не поощряет лености; оно учит нас переносить зимний холод и летнюю жару. Физические упражнения, необходимые для тех, кто собственными руками обрабатывает землю, дают им силу; тех же, кто руководит работами, земледелие закаляет, заставляя их рано вставать и много ходить…

Земля побуждает земледельцев защищать их страну с оружием в руках, потому что ее плоды предоставлены в распоряжение всех желающих и делаются добычей наиболее сильных. Существует ли, затем, с. 211 такое искусство, которое так успешно учило бы людей бегать, метать в цель, прыгать, которое так щедро вознаграждало бы тех, кто им занимается, которое, наконец, доставляло бы больше наслаждений? … Я был бы очень удивлен, если бы свободный человек нашел какое-нибудь состояние более привлекательным или какое-нибудь занятие более приятным и полезным для жизни. Но это не все; земля учит быть справедливым того, кто умеет пользоваться уроками, потому что блага, даруемые ею, находятся в зависимости от забот, прилагаемых к ней.

Пахари.

Земледелие научает нас также оказывать друг другу помощь. Для выступления против врагов нужны совместные действия людей, то же самое и при обработке земли. Человек, желающий быть хорошим земледельцем, должен подготовить для себя деятельных и послушных работников; точно так же и человек, идущий против врагов, должен уметь вознаграждать людей деятельных и наказывать нарушающих долг с. 212 повиновения. Земледелец должен ободрять своих работников не реже, чем предводитель войска — своих солдат. Надежда для рабов не менее необходима, чем для людей свободных, даже больше, потому что она привязывает их к господину.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь