Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Разделение промышленного труда.
В маленьких городах одни и те же люди делают кровати, двери, плуги, столы и строят даже дома; они счастливы, если их мастерство дает им возможность прокормиться, потому что невозможно, чтобы человек, занимающейся столькими ремеслами, знал их все хорошо. Наоборот, в больших городах, где множество людей нуждается в одних и тех же вещах, одно ремесло прокармливает человека, занимающегося им; иногда достаточно знать даже только одну отрасль какого-нибудь ремесла: так, один изготовляет мужскую, другой — женскую обувь; один только шьет сандалии, другой кроит их из кожи; один выкраивает хитоны, другой только сметывает их части. Разумеется, когда человек ограничен в своей работе узкой областью, он должен делать ее хорошо. (Ксенофонт. Киропедия, VIII, 2—5). С. 228 Организация промышленного труда. В Афинах было два разряда рабочих: рабы и люди свободные. Рабы в свою очередь подразделялись на две категории: одни работали за счет своего господина, другие — за свой собственный счет. В первом случае они занимались работой в мастерских. В Греции были и фабрики, но они отличались гораздо меньшими размерами, чем наши современные, потому что там не существовало машин и все делалось руками. В мастерской собиралось по 20, 30, 40, 100, 120 рабов — не больше; во всяком случае нам неизвестны цифры выше 120. Господин кормил этих людей и давал им кров и одежду, ему же шел весь доход с их труда. Применяли также и другую систему. Чтобы не подвергать себя никакому риску и избавиться от хлопот по надзору, господин часто разрешал своим рабам наниматься на работу к посторонним лицам, но при этом взыскивал в свою пользу определенную часть их заработной платы. Так, один грек отдавал в наем арендаторам рудников 1000 рабов, что приносило ему около 600 рублей чистого дохода в день. Иногда господин разрешал также рабам работать за их собственный счет с тем, чтобы они вносили ему определенный оброк с души за день. Так, например, некто Тимарх имел десяток рабов-кожевников, которые составляли своего рода кооперативное общество, управляемое одним из них; каждый уплачивал Тимарху 2 обола в день (около 12 коп.), а их старшина — 3 обола (около 18 коп.). Такие доходы были довольно высоки, если их сравнить с обычной стоимостью раба. Господа получали от работы раба на рудниках — 40 %, а в других отраслях промышленности — 15, 20, даже 30 %. Мы знаем, что нормальным процентом считалось 12; но в виду того, что раб представлял собой капитал, который сам подвергался порче от работы, надо было брать добавочный процент, как вознаграждение за этот убыток. С. 229 Крупные рабовладельцы, промышлявшие рабским трудом, были то граждане, то иностранцы, поселившиеся на постоянное жительство в греческих государствах. Документы знакомят нас с довольно большим числом таких людей: Навсикид — мукомол, Кирен — булочник, «ведший широкий образ жизни»; Демеад — владелец мастерской хламид, Клеон и Анит — кожевники, отец Демосфена — оружейник и мебельщик, банкир Пасион — фабрикант щитов, Гипербол — фабрикант ламп, отец Исократа — фабрикант музыкальных инструментов, Клеофон — фабрикант лир; Леократ, «который имеет мастерскую рабочих-кузнецов»; Кефал, отец оратора Лизия — фабрикант щитов. Кроме того, и в Афинах и в других местах были мелкие предприниматели. Так, на агоре можно было видеть множество парикмахерских, москательных и сапожных лавок и лавок с другими произведениями ремесла. Народное собрание, по словам Ксенофонта, состояло в большинстве из шерстобитов, сапожников, каменщиков, котельщиков, земледельцев, торговцев и старьевщиков. Эти люди, обладающие очень скромными средствами, обзаводились необходимыми принадлежностями и работали непосредственно на заказчиков. Им помогали в работе то их дети, то один свободный рабочий, то собственный или наемный раб. Профессии ремесленников были обыкновенно наследственными. Эта наследственность занятий являлась обычной чертой обществ, имеющих простое устройство, каким и было эллинское общество; кроме того, так как по закону каждый бедный или малосостоятельный гражданин был обязан обучить своего сына какому-нибудь ремеслу, то, естественно, он обучал его тому, которым занимался сам. Некоторые указания наводят на мысль, что конкуренция рабского труда была причиной постепенного упадка класса ремесленников и что после несчастной Пелопоннесской войны многие мелкие хозяева мастерских опустились до положения наемных рабочих. Благодаря этому число таких наемных работников в IV веке было больше, с. 230 чем в V, и они не всегда находили применение своим силам. В Греции отличали поденную работу и сдельную. У нас есть одна надпись, в которой указывается, что одни рабочие получают плату сдельно, тогда как другие работают поденно. На о. Паросе особый полицейский чиновник, называвшийся агораномом, надзирал за тем, «чтобы поденщики и их хозяева не причиняли друг другу никаких обид: первые должны были выполнять свои обязательства, вторые — платить им жалованье, не доводя дело до судебного разбирательства. (Rangabé. Antiquité s hellé niques, 770 B).
Платон высказывает пожелание, чтобы тяжбы этого рода разбирались полицейскими чиновниками (астиномами), если сумма иска не превосходит 50 драхм (около 18 р. 50 к.); если же она больше, то дело должно перейти в суд. (Законы, VIII). Мы не знаем, является ли это воспроизведением афинского закона. Заработная плата была, разумеется, очень различна. с. 231 Вот несколько цифр, которые встречаются в документах. Носильщик зарабатывал в день 4 обола (около 24 коп.); каменщик-чернорабочий — 3 обола (около 18 коп.); пильщики камней, работающие при постройке храма Эрехтейона17, получали по драхме (около 37 коп.); то же самое платили рабочим на постройке другого общественного здания, может быть, Парфенона18 или Пропилей. Ночные работы оплачивались дороже; в документе говорится о двух молодых людях, занятых ночью на мельнице и получающих каждый по 2 драхмы (около 75 коп.).
При окраске карниза Парфенона за каждый фут платили по 5 оболов (около 30 коп.); за выдалбливание ложбинок на колоннах давали от 18 до 20 драхм (около 6 р. 65 к. — 7 р. 40 к.); плата за отделку верхней части небольших статуй равнялась 60 драхмам (около 22 руб.); за то, чтобы свалять сукно для гиматиона, брали не более 3-х оболов (около 18 коп.). с. 232 Отметим в заключение, что женский труд применялся в промышленном производстве главным образом при тканье материй. (По Bü chsenschü tz. Besitz und Erwerb im griechischen Alterthume, стр. 336 и сл.; Brants. De la condition du travailleur libre dans l’industrie athé nienne, стр. 6 и сл.; Caillemer. Dict. des antiq. т. I, стр. 321 и 445). Рудники. В Греции добывали главным образом три металла: медь, золото и серебро. Медь находилась по преимуществу на о. Кипре и о. Эвбее; золото на о. Сифне, на о. Фазосе, во Фракии, в Македонии, в некоторых местностях Фессалии и Эпире; серебро — на о. Сифне, в Македонии, в Эпире и в Аттике. Самой знаменитой из всех рудоносных местностей был Лаврион, в южной Аттике, где существовали богатые месторождения серебра. «Залежи металлов, — говорит один писатель IV в. до Р. Х., — не только не истощаются, но как будто бы с каждым днем все растут; сколько бы ни бывало на рудниках рабочих рук, ни один человек не оставался без работы; количество работы, наоборот, всегда превышало число рабочих. И даже в настоящее время ни один владелец рудников не уменьшает своего штата рабочих; каждый стремится насколько возможно даже увеличить его». (Ксенофонт. Доходы Афин, гл. IV). «Афинское законодательство, касающееся рудников, коренилось на следующих основаниях. Государство уступало рудники частным лицам за определенную цену. Человек, получивший рудоносную землю, обязывался разрабатывать ее и выплачивать государству ежегодный налог, равный одной двадцать четвертой части добываемого материала. Неисполнение этого обязательства могло повести за собой потерю прав на разработку руды. Объявления относительно отдачи для разработки этих земель публиковались в афишах. При раздаче участков руководились планом, на котором были указаны их границы». (Dareste. Plaidoyers civils de Dé mosthè ne, т. I, стр. 272). с. 233 Владельцем рудника был то один человек, то группа акционеров. Гиперид19 сообщает об одном руднике, «в котором большая часть богатых граждан имели свои доли». Применение машин было неизвестно, и вся работа выполнялась рабами. Существовало два способа разработки рудников. В одном владелец рудника мог сдавать его с рабами или без них в аренду то одному, то нескольким лицам; эти арендаторы выдавали владельцу заранее определенную плату, а сами пользовались тем, что оставалось. Пример этого находится в речи Демосфена «Против Пантенета». В других случаях владелец сам занимался разработкой рудника, приобретая необходимое количество рабов путем покупки их или найма; эта система применялась чаще всего. Афиняне, вследствие несовершенства их металлургических приемов, не извлекали из руд всего заключавшегося в них серебра, так что и до сих пор еще заводы Лавриона лишь перерабатывают оставшиеся от древних греков шлаки. Тем не менее разработка рудников давала большие выгоды. Автор «Доходов Афин»20свидетельствует, что это обогатило многих частных лиц. Нам, кроме того, известно, что раб, отданный внаймы хозяину рудников, давал своему господину доход, равнявшийся в среднем 40 % его стоимости. Торговля в Греции. Уже в гомеровские времена в Греции существовала известная торговая деятельность. Но ее развитию мешали пираты, которые были очень многочисленны в то время, и мы видим, что внешняя торговля велась главным образом через посредство иностранцев. Однако, мало-помалу греки освоились с морем. Города азиатского побережья подали пример в этом отношении, а за ними последовали и города собственно греческие. Сильное с. 234 колонизационное движение, начавшееся в VIII веке, еще более способствовало развитию склонности греков к торговле, в то же время было ярко выраженным признаком этой последней. Вскоре греки сделались самыми главными торговцами восточной части Средиземного моря. Их корабли отыскивали продукты питания и сырые материалы и развозили предметы национальной промышленности повсюду, начиная с отдаленных берегов Азовского моря и до современной Тосканы. Эгина, Коринф, города о. Эвбеи, о. Делос, Милет, о. Самос, Фокея, о. Родос, Эфес и большая часть городов Малой Азии были в течение нескольких веков крупными торговыми пунктами. Но, начиная сVI в. и особенно в V, всех их затмили Афины. «У нас, — говорил один афинянин, — сосредоточивается все, что есть лучшего в Сицилии, в Италии, на о. Кипре, в Египте, в Лидии, в Понте, на Пелопоннесе и в других местах». Достаточно просмотреть защитительные речи Демосфена по гражданским делам, чтобы убедиться в существовании деловых сношений между Афинами и Босфором (в Крыму), Египтом, Родосом, Фракией, Византией, Калхедоном, Киреной, Сицилией. Среди иностранцев, посещавших Афинский порт — Пирей, по сведениям того же автора, были жители Марселя, Византии, Финикии, Фаселиды, Галикарнасса, Кипра, Гераклеи Понтийской. Распространение глиняных вещей аттического производства позволяет наметить, так сказать, границы торгового горизонта афинян. А эти глиняные изделия встречаются в изобилии в Элевзине, в Танагре, в Фивах, Феспии и Фисбе в Беотии, в Локриде и в Фокиде, в Тегее на Пелопоннесе, в Родосе на Кипре, в Киренаике, в Малой Азии, в Крыму, в Сицилии и в центральной Италии. Рынки в греческих городах. В греческих городах рынок, или агора, не был местом, предназначенным только для торговли. В Афинах на этой площади находились и важнейшие здания: с. 235высшее правительственное учреждение, суды, храмы; там были устроены превосходные аллеи платанов и тополей, насаженных по распоряжению Кимона21; там же возвышались статуи героев-эпонимов22, на пьедесталах которых вывешивались официальные объявления, и трибуна, откуда глашатай объявлял о различных распоряжениях и судебных приговорах. Среди всех этих зданий и вокруг них располагались торговцы.
Для каждого отдельного вида продуктов было отведено особое место, которое и носило наименование продукта, продававшегося здесь; так, существовали части —«сырная», «рыбная», «горшечная», «винная» и т. п. Торговцы размещались: одни — на открытом воздухе, другие — в скромных палатках из материи, третьи — в небольших переносных лавочках, сделанных из сплетенных ветвей или из камыша. У некоторых были и настоящие магазины. С агорой сливались устраиваемые прежде по соседству с. 236 с нею различные мастерские. На самой площади располагались, сидя перед своими конторами (τ ρ ά π ε ζ α ι ), банкиры или трапезиты. На некотором расстоянии можно было видеть группы свободных людей или рабов, предлагавших в наем свой труд. В некоторых городах для рынков воздвигались специальные здания. В Афинах со времен Перикла был построен такой рынок для мучной торговли, в Мегаре — для торговли благовониями. В иных городах, в особенности в Малой Азии, строили настоящие базары, отдельные здания которых разграничивались узкими улочками. Богатая или состоятельная женщина никогда не ходила на рынок; она не посылала туда даже своих прислужниц, потому что покупкой провизии и отправкой ее домой с посыльным заведовал муж. Он выполнял эту обязанность лично или возлагал ее на своего раба. Нередко можно было видеть воина в полном вооружении, торгующегося из-за сардинок или фиг, или действительно встретить, как это описано в одной комедии Аристофана, офицеров конницы, важно несущих в своих касках вареные овощи. Феофраст и Поллукс23 упоминают, правда, о женском рынке, но это, конечно, был или рынок, где продавались различные вещи женского обихода или где продавщицами были женщины. За выполнением полицейских постановлений на агоре следили агораномы. Так, рыбный рынок мог начинать торговлю только после сигнала, подаваемого колоколом. Комические поэты упоминают также о различных подробностях, например, запрещении торговцам рыбой опрыскивать водой несвежую рыбу, продавцам вообще сбавлять с цены, которую они спросили сначала. Но эти подробности, особенно во втором случае, внушают подозрение. (Caillemer. Dict. des antiq., т. I, стр. 15). С. 237 Приемы торговцев. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы