Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Кроме того, разве боги, имевшие такое большое сходство с людьми и обладавшие всеми их потребностями и страстями, не должны были владеть тем, что могло принести пользу или доставить удовольствие?
Первоначально жертвоприношение играло роль налога, взимаемого в пользу богов с различного имущества и продуктов питания человека. Когда основывался какой-нибудь город, то при распределении участков земли, на которые ее предварительно делили, прежде всего выделялись владения, предоставлявшиеся богам. При дележе добычи поступали так же, и первые части посвящались богам. Им же отдавалась и часть общественных доходов. Часто обязательство посвящать богам первые плоды урожая устанавливалось прямо законодательным путем. Таково было отношение к этому вопросу государства. Частные лица действовали таким же образом. Был ли возведен какой-нибудь гражданин на общественную или религиозную должность, приобрел ли знаки отличия член какой-нибудь организации, всякий из них прежде с. 331 всего выполнял свои обязательства по отношению к богам, как главным творцам всякого блага. Получал ли кто-нибудь прибыль или наследство, сделал ли находку, был счастлив в игре или на охоте, одерживал победу в состязании, имел успех в каком-нибудь предприятии, вел ли удачную торговлю, — всякий считал обязательным совершить приношение богам. Естественные продукты земли в особенности должны были подлежать такому священному налогу. В отношении их обязательство поддерживалось дольше и соблюдалось строже, чем в других случаях. Все рождающееся и растущее являлось источником таких почестей, и человеческие поколения не были освобождены от такой повинности. Греки признавали этот варварский обычай, и ἀ π α ρ χ ὴ ἀ ν δ ρ ῶ ν доставляли людей для жертвоприношений, а позднее — для гиеродулий25 и для выселения в колонии. Когда обязательность приношения богам получила всеобщее признание, жрецы попытались установить на этот счет определенные правила, ввести определенную таксу. Обыкновенно налог с предметов, первые плоды которых подлежали обложению, равнялся 1∕ 10, иногда доходил даже до нескольких десятых. С течением времени приношения приобрели другой характер: они стали считаться обязательными только в некоторых случаях, например, при захвате добычи, в случаях необыкновенных или непредвиденных приобретений, например, при находках. Они были также обязательны в том случае, когда человек связывал себя формальным обещанием, давал, например, обет; не выполнить такой обет считалось настоящим преступлением, за которое боги или, вместо них, могущественные люди налагали наказание; но за исключением этих случаев приношение считалось свободным и добровольным даром, одним словом — актом благочестия. Впрочем, боги располагали средствами навести отдельных людей и целые города на мысль оказать им почести с. 332 посредством приношений: общественные бедствия, болезни, неурожаи, войны, пророчества были предостережением; точно такую же роль играли предсказания, сны, видения. В случае надобности боги указывали на те предметы, которыми можно было доставить им удовлетворение. Нет возможности перечислить все те случаи, в которых государства или отдельные лица делали приношения богам. Вот наиболее частые из них: 1) когда испрашивали какую-нибудь милость; 2) когда благодарили за одержанную победу на войне или в играх, при выздоровлении, чудесном спасении, вступлении в брак, рождении ребенка, выигранном судебном процессе, при освобождении за определенный выкуп и отпущении на волю, при получении должности или какой-нибудь выгоды; 3) когда желали получить искупление; так, например, роль приношений играли те конфискации и штрафы, которым подвергались за святотатство. Особенно охотно дары богам предлагались во времена каких-нибудь празднеств. Случалось также, что в силу обычая, предписания закона или завещания в определенные сроки делались приношения, всегда носящие одинаковый характер. Таким образом, существовало различие между обычными приношениями, совершаемыми в определенные периоды времени и зависевшими от постоянных причин, и приношениями экстраординарными, которые находились в связи с особыми обстоятельствами. При совершении приношения необходимо было сотрудничество двух лиц: жертвователя и жреца, приносившего дар от имени божества. Жертвоприношение состояло из двух актов. В первом жертвователь отказывался от прав на приносимый им предмет, во втором жрец пытался заставить божество принять его. Стремления жертвователя и жреца и формулы, которые они произносили — и только они одни — сообщали предмету священный характер, который распространялся на всякий предмет, каков бы он ни был. Иногда дар приносился в полное и безусловное владение богов, без всяких условий и ограничений. В с. 333 других случаях передавалось только право считаться владельцем того или иного предмета. Так, жертвователь мог подарить богу землю и сохранить за собою право пользования ею; он мог также дать деньги, но установить наперед, каково должно быть назначение доходов с них.
В некоторых случаях дар носил чисто фиктивный характер; например, когда господин, освобождая своего раба, посвящал его божеству, но ставил условие, чтобы раб этот жил у него до самой смерти. Существовала еще особая форма приношения, состоявшая в том, что богам предлагался дар, которым жертвователь сам не имел права ни владеть, ни свободно распоряжаться, но в молитве жертвователь приглашал богов захватить предлагаемое. Таким путем можно с. 334 было обречь богам и их врагов и своих собственных. На этих людей призывалось небесное мщение, и они обрекались всякому, кто желал принять на себя выполнение этого мщения. Подобные посвящения могли касаться и целых городов и отдельных лиц. Первоначально смертная казнь была настоящим приношением богам: преступник нанес оскорбление богам; чтобы отвратить от его семьи или от страны, оскверненной им, заразу преступления или опасность наказания, его приносили в жертву. Предмет, предложенный божеству и принятый им, становился ἱ ε ρ ό ν (священным). Похищение его, перенесение в другое место, изменение его назначения или даже поднятие на него руки считались святотатственными действиями. Правда, приношение можно было лишить его священного характера и сделать из него предмет обычного употребления, даже уничтожить его. Но для этого нужно было вмешательство общественной власти, действующей с одобрения власти религиозной. По всей вероятности, вначале приношения делались только натурой. Они были лишь частью имущества, предоставляемого богу человеком. Но уже в древнюю эпоху эти приношения заменялись предметами, форма которых напоминала старинные приношения натурой, а ценность была одинаковой с ними. Так стали разрешатьсясимволические приношения, т. е. изображения первых плодов, которые должны были отдаваться богам. Вот объяснение золотой жатвы, посылаемой метапонтинцами в Дельфы, золотых колосьев, упоминаемых в перечне имущества Парфенона, глиняных, бронзовых, серебряных и золотых виноградных лоз, деревьев, разных растений, животных, которые встречаются во всех святилищах. Таким же образом вместо людей богам стали посвящать человеческие изображения. Потому-то для храмов и для могил начали делать особые вещи, непригодные к употреблению и предназначавшиеся только для того, чтобы служить воспоминанием и представлять как бы подобие с. 335 настоящих предметов. С течением времени перестали считаться со связью между пожертвованием и причиной, вызвавшей его. Жрецы ввели обычай продавать приносимый хлеб или посвященных богам животных, в которых не было надобности для потребностей храма, и заменять их приношениями, стоимость которых равнялась продажной цене пожертвования. Сами жертвователи тоже производили такую замену. С этих пор место всех первоначальных приношений заняли главным образом статуи и вазы. Пожертвованиями могли служить всякого рода материальные предметы: земля, здания, денежные капиталы, деревья или другие растения, существа одушевленные, прислуга, вещи для богослужения или для украшения святилища и т. д. (По Homolle. Dictionnaire des antiquité s, т. II, стр. 364 и сл.). 16. Благочестивое учреждение. Когда Десять Тысяч26 прибыли в Керазунт, они разделили между собой добычу. Десятая часть была предоставлена Аполлону и Артемиде, и на военачальников была возложена обязанность совершить это приношение. Ксенофонт получил для этой цели часть денег и, поселившись в Скиллунте, распорядился с ними следующим образом. «Он купил на эти деньги поместье в честь Артемиды, на том месте, где ему указал бог. Совпало так, что через эту местность протекала река Селинунт, а в Эфесе при храме Артемиды протекает река тоже Селинунт, и в обеих реках водятся рыбы и черепокожные животные. Там Ксенофонт устроил на священные деньги храм с жертвенником и, впоследствии уделяя десятую часть из произведений своего поместья, посвящал ее богине. Праздник посещали все горожане и с. 336 соседи, одинаково как мужчины, так и женщины. Для приезжающих (на праздник) богиня подавала ячменную муку, хлеб, вино и плоды, а также известную долю из животных, которые приносились в жертву из священного пастбища и из пойманных на охоте, потому что к этому празднику сыновья Ксенофонта и других граждан устраивали охоту, в которой принимали участие и взрослые, кто желал. Некоторых животных можно было поймать здесь же, а некоторых в Фолое; это — дикие кабаны, серны и олени. В этой же священной местности находятся луг, рощи и горы, покрытые деревьями и годные для кормления свиней, коз, волов и лошадей, так что здесь пасется и тот скот, на котором приезжают к празднику. Вокруг храма разведен сад из разного рода плодовых деревьев, плоды которых служат для лакомства. Самый храм, несмотря на малый размер, совершенно похож на великий храм. При храме стоит колонна со следующей надписью: “Священное место Артемиды. Владетелю и получателю доходов ежегодно посвящать десятину на жертвоприношения; из остального поддерживать благоустройство храма. Кто не станет этого делать, воздаст богиня”». (Ксенофонт. Анабазис, кн. V, гл. 3. Перевод Янчевецкого). |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы