Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Доходы Делосского храма (около 180-го года до Р. Х.).
Отдача в наем и в аренду. Аполлону Делосскому принадлежали дома и пахотные земли, которые он сдавал в аренду; условия, устанавливаемые в этих случаях, запечатлены в образце найденного в недавнее время контракта. Аренда заключалась на десять лет. Арендатор был обязан доставить к определенному сроку поручительство, в противном случае договор уничтожался. Уплата ренты должна была производиться в определенные сроки; в с. 337 случае запоздания платежа, сумма его увеличивалась прежде всего штрафом, а затем последовательно применялись следующие меры строгости: продажа жатвы, наложение ареста на скот и рабов, арест всего имущества, принадлежащего арендатору или его поручителям, внесение арендатора и наследников его в список должников бога. Пошлины. Делосское государство передало храму право сбора пошлин с мореплавания, торговли и промышленности. Это были пошлины с ловли у берегов острова раковин, доставляющих пурпурную краску, с ловли рыбы в пруде или море, налоги с тех лиц, которые пользовались пастбищами бога, с кораблей за право бросать якорь в гавани, с привозимых товаров за право выгрузки их. Проценты с отдаваемых в рост капиталов. Храм давал в долг как частным лицам, так и государству свои капиталы. Заем совершался на 10 лет и из 10 %. Должник обязывался доставить закладную и поручителей. В случае несостоятельности должника бог пользовался правом наложить арест на его имущество и на имущество его поручителей. Когда должником являлось государство, гарантии требовались не меньшие: город представлял своих уполномоченных, которые были несомненно ответственны за долг и должны были доставить поручителей; кроме того, выдавалась закладная на общественные доходы. Различные доходы. К этому разряду принадлежали доходы от продажи пожертвованных гусей, горлиц и шкур заколотых в жертву животных, кружечный сбор и т. д.27. (Homolle. Bulletin de correspondance hellé nique, т. VI, (1882 г.), стр. 62 и сл.). С. 338 Приношения по обету в Делосский храм. В храме Аполлона Делосского и в принадлежащих ему службах ежегодно собирались целые кучи пожертвований верующих. Их заботливо сохраняли и вели им подробные списки. Если металлические вещи подвергались какой-нибудь порче или начинали занимать слишком много места, их переплавляли в слитки. Прежде всего, Аполлон имел свою посуду, столовый прибор, состоящий главным образом из серебряных и золотых чаш и блюд различной формы. Самый многочисленный разряд этой посуды составляли фиалы — разновидность блюд или очень низких чаш с бесконечно разнообразными украшениями — в Делосских храмах было накоплено значительное количество их: в одном только святилище Аполлона заключалось более 1600 фиалов. Среди них были и гладкие и разукрашенные, с чеканными или рельефными изображениями фруктов, птиц, животных и людей, позолоченные, с насечкой или с инкрустацией из драгоценных камней. Затем шли чаши различных сортов, всяких наименований, форм, величин, то для питья, то для возлияний. Далее следовали шкатулки, курильницы, светильники, канделябры, люстры, столы для перенесения приношений, ложа для выставления статуй, треножники, словом — полная утварь. После столовой посуды большое место занимали одеяния, множество тканей и драгоценностей, головных уборов и венков, материй, расшитых золотом или пурпуром, которые служили одеждой изображению божества или, вместо него, одеянием жрецам. Голова статуи Аполлона украшалась венком, а на смену ему в сокровищнице хранилась еще диадема; на пальце у бога сверкало кольцо; хариты28были увенчаны таким же образом. Другая статуя бога имела свой особый гардероб и полное убранство. Храму с. 339 принадлежало также множество венков, колец, браслетов, ожерелий, цепочек, шпилек, серег, украшенных драгоценными камнями или камнями с резьбой, брошей, шкатулок для благоуханий и для притираний, вееров, опахал от мух из слоновой кости с золотой инкрустацией. Все эти предметы выставлялись напоказ в торжественных случаях и должны были производить на толпу сильное впечатление. К этому надо еще прибавить инструменты для разнообразных ремесел: лоты, жезлы, луки, колчаны, мечи и шлемы, якоря и рули и множество пожертвований по обету, в воспоминание об избегнутых опасностях. Наконец, металлические слитки и монеты, в особенности произведения искусств, разрисованная мебель, картины, портреты, золотые, серебряные, бронзовые или деревянные статуэтки людей или животных, статуи Артемиды и Аполлона из мрамора и из золоченого дерева. (Diehl. Excursions arché ologiques en Grè ce, стр. 179—181). Должники Делосского храма. Проценты, платившиеся следующими городами29:
с. 340 Проценты, уплачивавшиеся частными лицами, имена которых приводятся ниже:
(Corpus inscript. Atticar., т. II, 814). Управление финансами Аполлона Делосского. Финансами бога управляли четыре должностных лица, называемые иеропоями и назначаемые на год. Нам неизвестно, получали ли они свою должность путем избрания или путем жребия. Они распоряжались отдачей под проценты свободных денежных сумм, заведовали арендой недвижимых имуществ, откупом пошлин, сдавали с торгов производства различных работ и уплачивали деньги подрядчикам. Кроме того, они были хранителями посвящаемых богу пожертвований и различных предметов богослужения. С. 341 Они зависели от народного собрания, которое в финансовых вопросах, как и во всем прочем, обладало верховной властью. При всех предприятиях присутствовал уполномоченный города, и это обстоятельство придавало действиям иеропоев характер законности: при городском уполномоченном производилась передача сокровищницы; он должен был засвидетельствовать все приходы и расходы, все изменения, происходящие в имуществах, так как это должно было согласоваться с решением народа. Сдавать производившиеся в священных зданиях работы или какие-нибудь владения бога, совершать различные платежи можно было только согласно с законами или в силу особого постановления. Иеропои назначались народом и сменялись, несомненно, по его же воле; на них лежала обязанность отдавать отчет в своих действиях. Они подлежали более непосредственному и даже непрерывно действующему контролю со стороны Совета и, в частности, со стороны его постоянной комиссии, т. е. состоявших на действительной службе пританов. Пританы наблюдали за всеми административными действиями иеропоев и присутствовали при совершении их. Без пританов нельзя было ни составить описи, ни совершить передачу сокровищ, ни открыть священную казну. Священная сокровищница находилась в храме Аполлона; ее называли ἱ ε ρ ὰ κ ι β ω τ ό ς. Деньги сохранялись в особых кувшинах, на каждом из которых находилась надпись, которая заключала одно или несколько указаний следующего рода: происхождение содержавшейся в вазе суммы денег, год и месяц вклада, имя и должность чиновника, совершавшего вклад, время, когда это было сделано, содержание этого вклада и общую его сумму. Приношения поступали не прямо в руки иеропоев: для этого существовали еще какие-то посредствующие лица, но, конечно, не откупщики; были ли это сборщики податей или банкиры — мы не знаем. Они собирали деньги, отмечали в своих записях сумму каждого взноса и, выполнив возложенное на них поручение, вносили свои получки иеропоям вместе с оправдательными документами. С. 342 Когда иеропоям надо было произвести какую-либо уплату, они брали из храма один из кувшинов; при этом иногда приходилось опустошать все содержимое кувшина, иногда же они вынимали только часть денег; обязательства брать деньги из одного и того же кувшина до полного истощения заключавшейся в нем суммы не существовало: можно было заимствовать деньги последовательно из нескольких кувшинов. (Homolle. Bulletin de corresp. hellé nique, т. VI (1882 г.), стр. 58—61, 71—72, 76—77). Молитва. «Всякий благоразумный человек», говорит Платон, «утром и вечером обращается к божеству и старается воздействовать на него возлияниями, дымом благовонных курений и молитвой». Молились не всегда одним и тем же богам — их меняли в зависимости от обстоятельств. Иногда призывали богов вообще, иногда обращались только к одному, в особенности, если испрашивали милость, входившую в область его специального ведения. Часто, обращаясь к какому-нибудь богу, старались предохранить себя от возможного недоразумения. «Нам, людям», говорит Платон, «ничего не известно о богах. Мы не знаем ни их природы, ни их имен, которыми они называют себя сами и которые являются их настоящими именами». Отсюда и появился обычай при молитве признаваться богам в своем неведении и прибавлять: «каким бы именем вам ни угодно было, чтобы вас называли». В произведениях Эсхила мы также читаем следующее: «Кто бы ты ни был, Зевс, но если это имя тебе нравится, я и призываю тебя им». Торжественные моления сопровождались известными обрядами: молящиеся должны были по меньшей мере вымыть руки и окропить себя люстральной (святой) водой; кроме того совершались возлияния, курились благовония, и молящиеся возлагали себе на головы венки. с. 343 Когда взывали к небесным богам, то подымали вверх руки и обращались лицом к востоку; призывая морских богов, молящиеся простирали руки к морю; если имели дело с подземными богами, то наклонялись к земле. Иногда брали особый жезл, обернутый шерстью, или оливковую ветвь. Обычно молились стоя, но нередко молящиеся преклоняли колена, падали ниц на землю и целовали ее. Когда благочестивые люди проходили мимо святилища, то имели обыкновение подносить руку ко рту. Большей частью молитву произносили про себя. Охотно также приносили богам писанные молитвы. Для этой цели пользовались дощечками, к которым верующие прикладывали свою печать; такие дощечки клали в складки одежды божества или прикрепляли их воском к его коленям. Один из диалогов Платона показывает нам, как понимали молитву великие умы Греции. Сократ предлагает для молитвы такую формулу: «Зевс, даруй нам истинное благо независимо от того, просим мы о нем или нет, и отврати от нас зло даже в том случае, если мы его домогаемся». Сократ просил также богов посылать ему то, что они считали сами для него благом. По его мнению, боги лучше знали, что для него было нужно. Так как общепринятых догматов не существовало, то в молитве каждый становился на точку зрения своих верований, и средний уровень религиозного сознания не был особенно высок. Молитва в виде гимнов и песнопений играла в публичных церемониях важную роль. При отплытии из гавани, на свадьбах, похоронах, даже в конце трапезы или в начале пиршества пели особую молитву, называемую пэаном. (Schö mann. Греческие древности, т. II, стр. 317 и сл.). Панафинеи. Панафинеи были большим религиозным праздником в Афинах в честь Афины — богини-покровительницы государства. Они праздновались в середине июля и с. 344через каждые четыре года совершались с особой пышностью. В этом случае они продолжались в течение 6 дней и носили название Великих Панафиней. Ряд празднеств начинался представлениями в Одеоне30, где выступали лучшие артисты, певцы и декламаторы, кифаристы и флейтисты; хоровая музыка исполнялась в соседнем театре. Затем следовали гимнастические игры, которые состояли, кроме обычных состязаний, происходивших на ристалище, т. е. бега, кулачной борьбы и т. п., еще из бега с факелами; он происходил темной ночью и был самой блестящей частью празднества. В большинстве состязаний появлялись последовательно соперники разных возрастов: дети, юноши и взрослые люди; они выступали или от своего имени или от имени своей филы. Наградами победителям служили расписные глиняные вазы, наполненные маслом из священных оливок. Победителям, выступавшим за свой собственный счет, раздавалось от шести до ста сорока таких амфор. Другие получали только почетные награды, которые они благоговейно посвящали от имени своей филы богине. Эти состязания служили поводом для соревнования девяти фил, которые стремились выставить самых красивых и самых сильных борцов. Недалеко от Пирея был расположен гипподром, где устраивались конские бега и состязания колесниц. Перед самым Пиреем происходили гонки на триерах. Фила, которая выставила наиболее отличившиеся военные корабли, получала известную сумму денег для жертвоприношения. Игры завершались торжественной процессией, которая с восходом солнца собиралась в Керамике31, чтобы оттуда двинуться к Акрополю. Во время Малых Панафиней Афине преподносился пеплос, чтобы одеть в новую одежду старую деревянную статую богини в годовщину ее рождения. Этот пеплос ткался молодыми афинскими с. 345 девушками под руководством жрецов. Во время же Великих Панафиней в святилище Афины приносили великолепную ткань, прикрепленную в виде паруса к поставленному на колеса кораблю. Это был ковер с вышивками, изображавшими различные события из жизни богини и из национальной истории и даже портреты граждан, оказавших услуги своему отечеству. В этой процессии принимали участие победители предшествующих дней, самые красивые и сильные афиняне различных возрастов, на колесницах, верхом на лошади или пешком, в праздничных одеждах, с венками на головах и в торжественном порядке. Происходило как бы представление избранников города божеству государства. Но эта церемония давала возможность выставить на вид также и мощь государства. За гражданами шли метэки, исполнявшие различные низшие обязанности, т. е. несшие зонтики, седалища, драгоценные вазы, чаши, амфоры, что служило им напоминанием об их подчиненном положении. Ото всех афинских колоний присылались депутации, которые должны были принести в жертву богине быков и овец. В V веке вошло даже в обычай приглашать посланников разных иностранных государств, чтобы и они присутствовали на этой торжественной выставке мощи и богатства Афин. (Курциус. Греческая история, т. II). Процессия Панафиней. Во главе процессии выступали жрецы, самые красивые старцы, девушки из благородных фамилий, депутации союзных городов с приношениями, затем метэки с вазами и золотою и серебряною чеканною утварью, атлеты пешком, верхом на лошадях или в колесницах, длинная вереница священнослужителей и жертвенных животных, наконец, народ в праздничных одеждах. Двигалась и священная триера, на мачте которой развевалось покрывало Паллады, вышитое молодыми девушками, которые воспитывались в Эрехтейоне. Выйдя из с. 346 Керамика, процессия направлялась к Элевсиниону, огибала его, шла вдоль Акрополя к северу и останавливалась около Ареопага.
Там покрывало отвязывалось и относилось к богине, а вся процессия подымалась по громадной мраморной лестнице, длиною в 100 футов и шириною в 70 футов: она вела в Пропилеи, которые были преддверием к Акрополю. Этот крутой посвященный богам холм был весь усыпан священными памятниками, храмами, часовнями, колоссами, статуями. Но благодаря своей высоте в 400 футов он господствовал над всей страной. Из-за колонн и углов зданий, ярко выделяющихся на небе, была видна половина Аттики, кольцо обнаженных, выжженных летним зноем гор, сверкающее море, обрамленное тусклыми выступами берегов, Пентелик, Гимет, Анхесм. Покрывало приносилось в Эрехтейон, который был самым священным из всех храмов, истинным хранителем реликвий: тут находился упавший с неба Палладиум32, гробница Кекропса33 и священное оливковое дерево, бывшее родоначальником всех остальных деревьев этого рода. Благодаря всем этим легендам, церемониям, божественным именам, в душах людей подымалось смутное и великое воспоминание о первых завоеваниях борьбы, первых шагах человеческой с. 347цивилизации. В сумраке мифа человек провидел старинную и плодотворную борьбу воды, земли и огня: ему рисовалось, как земля выступала из воды, становилась плодородной, покрывалась полезными растениями, злаками и плодовыми деревьями, населялась и очеловечивалась под давлением тайных сил, которыми приводились в столкновение дикие стихии; как мало-помалу среди хаоса устанавливалось господство разума… В этом храме, хотя и в неясной и неотчетливой форме, афинянин чувствовал историю своего народа. Он был убежден, что души родоначальников его народа и его предков продолжали жить около могил и покровительствовать тем, кто чтил их гробницы, а потому приносил им пироги, мед, вино. Предлагая им эти приношения, он окидывал взглядом прошлое и будущее; он вспоминал долгое процветание города, и это славное прошлое давало ему надежду на будущее. При выходе из древнего святилища, где первобытная Паллада восседала под одной кровлей с царем Эрехтеем34, можно было видеть почти перед собой новый храм, построенный Иктином35. Тут богиня обитала одна, и все гласило о ее славе… Чтобы воспринять тесную связь богини с множеством вещей, почувствовать ее присутствие в великолепии сияющего дня, в блеске быстрых лучей, в чистоте того легкого воздуха, от которого, по мнению афинян, зависела живость их воображения, их гения, не было надобности предаваться размышлениям или погружаться в науку, а достаточно было только глаз и поэтического сердца. Афина была гением, самим разумом эллинской нации. Ее дары, плоды ее вдохновения, ее труды были разбросаны повсюду, виднелись на всем пространстве, какое только глаз мог охватить. Ими были полны поля с оливковыми рощами, пестрые склоны высот, три гавани, где подымался дым арсеналов и теснились суда, длинные и крепкие стены, с. 348 которые соединяли город с морем; они были рассыпаны в самом их прекрасном городе, который покрывал хребты и склоны холмов своими гимназиями, театрами, всеми вновь перестроенными памятниками и недавно возведенными домами: ведь этот город, благодаря своим искусствам, промышленности, празднествам, изобретениям, неутомимому мужеству, сделался«школою Греции», распространил свою власть над всем морем, а свое влияние — над всей нацией. В это мгновение двери Парфенона могли отвориться, и среди приношений, чаш, венков, воинских доспехов, колчанов, серебряных масок появлялось громадное изображение Покровительницы, Девы и Победительницы, которая, стоя неподвижно с копьем на плече и со щитом у ног, держала на правой руке статую богини Победы из золота или слоновой кости. На груди Афины блистала золотая эгида, на голове был надет небольшой золотой шлем, тело облекало длинное золотое платье различных оттенков; лицо статуи, ноги, руки выделялись на блестящем фоне оружия и одеяния своею теплою и жизненною белизною слоновой кости, а ее ясные глаза, сделанные из драгоценных камней, сверкали неподвижным блеском в полутьме разукрашенной целлы36. Несомненно, что ясное, возвышенное выражение лица богини, по мысли Фидия, должно было изображать могущество, не вмещающееся ни в какие человеческие рамки; одну из тех мировых сил, которая управляет течением вещей; деятельный ум, представлявший для афинян как бы олицетворение их отечества. (Taine. Philosophie de l’art, т. I, стр. 248—256). |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы