Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Значение деструктивных процессов



1. Конфликт - полноценная форма диалога ( 2 A, 3 A; Тема VI. 14 ), и с некоторыми культурными субъектами она единственно допустимая. «С варваром нужно говорить по-варварски» (Тема XII. 1; Тема XX. 3 Ib). Конфликт все еще остается одной из востребованных форм диалога, часто единственно допустимой.

2. Продуцирование новых смыслов и развитие знаковых систем. Диссистемный материал бросает вызов системе, но при этом является хранилищем альтернативных моделей развития ( Тема IV. 3 O; Тема VII. 7).

3. Возможность формирования нового порядка. С жертвами и страданиями всегда связаны прорывы наверх (Тема VII. 7)

Новые смыслы могут образоваться в системном качестве только, когда предыдущая система разрушена до основания. Для появления готики был необходим развал Античности, Реформации предшествовал период антиклерикализма, нигилизм авангарда в начале XX века породил много новых культурных форм.

Периодические обвальные сбросы и разрушение старых смысловых иерархий - неотъемлемый элемент развития культуры. Они освобождают ментальное и культурное пространство, уплотняя его и делая возможным новый синтез смыслов ( Тема VI. 13 B). Так в частности задерживается распад синкрезиса ( Тема II. 8 ). Каждый новый виток воспроизводит уплотненный опыт предшествующего развития. Иногда деструкция и упрощение - предпосылка последующего усложнения.

Хаотизация - ступень ко следующей стадии развития. Для того, чтобы начать двигаться по вертикали, иногда нужно разрушить часть горизонтальных связей, разбалансировать ритмы материнской системы.

Среди процессов уплотнения: переупаковка структур, повышение концентрации элементов системы, «вторичные упрощения»[468]

Кризис ( Тема XX. 1 ) это всегда рекомбинация элементов, заставляющая каждый из них открываться новыми гранями,

Ядро маргинальных субкультур - как правило, носители более высоких эволюционных качеств. Традиционная культура обычно просто уничтожала их ( Тема XI. 7 G), в эпоху Дуалистической Революции ( Тема XV. 2; Тема XVII. 5 AB) они вышли на первый план и создали собственные учения.

Всплески деструктивной энергии в итоге служат самоупорядочиванию культурного пространства

Полное подавление диссистемного материала делает культуру более монолитной, но крайне негибкой и неприспособляемой. В стратегическом отношении такая культура не выигрывает.

Развитие диссистемных элементов внутри системы - показатель ее способности к эволюции.

В современности сформировалась тяга к обвальному сбросу, расчистке, избавлению от лишних смыслов, которую может не удовлетворить локализация конфликтов на отдельных пространствах ( Тема XVIII. 5; Тема XX. 3 F).

4. «Отдушина» от контроля и нормативности – иногда диссистемные феномены и смыслы признаются культурой и инкорпорируются ею (институт шутов, юродивых) трикстер в мифологии ( 4; Тема XI. 7 B)

Роль трикстера. Когда партисипация к сакральному объекту исчерпывается – отчуждение крайне мучительно для переживающего сознания. Трикстер смягчает этот шок, привнося идею относительности ценностей. В арсенале трикстера – определенная степень жестокости и разрушительности, но также и юмора. Он освобождает сознание от «партиципационной зависимости» ( Тема III. 10; Тема IX. 4 ).

Трикстер, разрушая цивилизационный ресурс (Тема VII. 1Cd; Тема XI. 7 BC) и подрывая ценности, готовит место для новых ценностей и приращения цивилизационного ресурса на новом витке. Трикстер никогда не бывает абсолютным нигилистом (даже, когда он сам это заявляет). Он предчувствует новые ценности, трансцендентные по отношению к современным, но не называет их, так как знает, что имянаречение – первый шаг к отчуждению (Тема VIII. 1, 2, 5).

В современном городе трикстер осуществляет медиацию ( Тема VI. 13 B) между современностью ( Тема XVII. 5 I; Тема XVIII. 5 ), традицией ( Тема XI. 3 ) и мифом ( Тема X ), между игрой и реальностью, между оппозициями города. Он обращен в область вечного, где все уже «предсуществует». Поэтому была так сильна тема шута, клоуна в искусстве XX века ().

5. Новая жизнь старых ценностей

В некоторых случаях самоотрицание культуры парадоксально способствует не разрушению, а сохранению традиции. Так динамически обновляются отношения партиципации ( Тема III. 2, 5 ), особенно в культурах с сильным синкрезисом ( Тема II. 3 ). Пример – ритуальное кощунство в дзен-буддизме.

6. Удовлетворение индивидуальной потребности в партиципации

Партиципация к хаосу ( Тема III. 4, 9 ) делает возможным имманентное трансцендирование (Тема VIII. 4) - дает индивидуальному субъекту то, что ему не могла дать культурная традиция (Тема VII. 6).

7. Влияние на культуру

Само введение табу было вызвано неким прецедентом - какие-то случаи нелегитимного поведения. В эпоху традиционной культуры диссистемные смыслы не осознаются или отбрасываются вместе с носителями ( Тема XI. 7 G). Культура стремится уничтожать их или хотя бы делать «невидимыми».

 

Следствия

Взрыв раскультуривания  может завершиться формированием новой системы, если предел системных трансформаций старой исчерпан (Тема VII. 7; Тема XX. 1 Aac).

Диссистемные смыслы и артефакты ( 3 E; Тема IV. 3 O), расширяясь, организуются в альтернативную систему. Тогда возникает диалектика ( Тема VI. 5, 14 ) системы и контрсистемы - диссистемные элементы в этом случае узнаются в их актуально новом значении. Антисистема резко проявляется, вызывая эффект внезапного появления нового. Если контрсистема не подавлена или не развивается вместе со старой системой, она будет развиваться на обломках последней.

Новый порядок (если он образуется) – воспроизводит структуру старого, но изменяет семантику.

Ценностная окрашенность диссистемных элементов не важна - само признание их существования переводит систему в режим перехода.

Культура умирает только когда исчерпала свои возможности образования новых смыслов ( Тема IV. 2 ). Ее антисистема может лишь ускорить этот процесс, но она никогда не бывает его финальной причиной.

Состояние, аналогичное неолиту - предел культурной деструкции.

Однако отдельный человек раскультуривается очень глубоко ( 3 C; Тема XX. 1 Aa).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь