Глава 1. Путешествие из Москвы в Баку. Первый день в Азербайджане.

Глава 9. Заключение

Поездка по странам Закавказья оказалась для меня самой продолжительной, самой объёмной и очень насыщенной, обошлась она чуть более 40 тысяч рублей. За восемь дней мы посетили Махачкалу, Баку, Тбилиси, Кутаиси, Батуми, Ереван и пригороды этих городов.

По части фотосъёмки моё общее впечатление можно описать фразой «ну сойдёт», так как мы с Денисом планировали снять хотя бы электровозы ВЛ8 в Азербайджане, а их не было. Но ведь где-то там они всё же есть, может быть, это нам так не повезло? Не было ВЛ8 и в Грузии и в Армении. В Кутаиси с пригородным поездом не приехал ВЛ22. Подвижной состав во всех трёх странах мне не показался очень уж интересным, однако некоторые примечательные локомотивы, которые мы видели, всё же стоит отметить – круглоглазый ВЛ10-585, электровозы-половинки ВЛ10 в Азербайджане и Грузии, ВЛ10 с белой полосой и поезд Ереван – Батуми в Армении. И, разумеется, круглые ЭР2 приписки депо Ереван, эти милые электрички из детства. Однако всё остальное – зелёные и пидованные ВЛ10 и ВЛ11, электрички с новыми мордами в Грузии, обычные зелёные ВЛ11 в Азербайджане, электропоезда «Штадлеры» - сами по себе не являются чем-то сверхъестественным. Но фотографиями я всё-таки остался доволен, ведь они были сделаны в уникальных местах, где, с одной стороны, имеются впечатляющие горные пейзажи, а с другой, мало кто доехал до них из железнодорожных фотографов. Так что мы с Денисом в какой-то степени оказались первооткрывателями в области железнодорожной фотографии – совершили поездку сразу по трём странам Кавказа, увидели местные поезда, немного познакомились с обычаями и бытом людей, побывали в местностях необыкновенной красоты.

В общем, путешествуйте, познавайте мир и добивайтесь своих целей! Я благодарю вас за внимание, дорогие читатели и надеюсь, что в будущем мне удастся вновь порадовать себя поездкой, а вас интересной статьёй.

Глава 1. Путешествие из Москвы в Баку. Первый день в Азербайджане.

Вылет нашего самолёта задержали почти на три часа. " Из-за погодных условий! ", сказали по громкой связи. Денис же где-то узнал, что в действительности задержка связана с военными учениями и воздушное пространство над Махачкалой закрыто.

Наконец мы оказались на борту воздушного судна. Здесь задержка увеличилась ещё на четверть часа: какого-то пассажира снимали с рейса. Во время взлета самолёт немного тряхнуло, будто он пошёл на снижение, а затем стал опять набирать высоту. Ничего страшного, чуть-чуть адреналина не помешает! Подлетая к Махачкале, самолёт оказался над водами Каспийского моря. Раньше я летал только над сушей, поэтому посмотреть на волны и на суда с такой высоты было для меня в диковину. Полёт прошел без происшествий.

Когда самолёт сел, Денис заказал для нас такси до железнодорожного вокзала. Из-за задержки самолёта мы попросили водителя поторопиться, чтобы успеть на поезд до Баку.

Я посмотрел на Махачкалу из автомобиля. Город произвёл не лучшее впечатление. Пейзаж – сухая степь и горы вдалеке, даже Каспийское море, сияющее на солнце, не спасало картину. Везде полицейские посты и сотрудники ГИБДД. Едешь и думаешь: " хоть бы не докопались! ". Дороги, кроме трассы в аэропорт, никуда не годятся, даже в Тверской области лучше. Троллейбусная контактная сеть провисшая, я даже поначалу думал, что движение рогатых закрыто. Но это было не так: вот мы обогнали новенькую " Трользу Оптима". Старые здания ободранные, «Приоры» заниженные, электрические сети висят вдоль улиц на столбах, как в деревнях, только в деревнях это три аккуратных провода, а здесь это куча запутанных толстых и тонких кабелей и на каждом столбе одни приходят, а другие уходят. Не представляю, как местные электрики в них разбираются. Надеюсь, они знают своё дело.

Я заключил для себя, что Махачкала сейчас не лучший город для туризма, но в будущем он, несомненно, станет более привлекательным: строится самая большая в Европе мечеть, торговые центры, новые жилые многоэтажки. Кроме того, в соседнем городе Каспийске есть достопримечательность, способная заинтересовать технарей вроде меня. Это стоящий на вечном приколе экраноплан " Лунь" – гигантских размеров военное судно-самолет, способное как плыть, так и парить над водой с огромной скоростью.

На станции нас ждал поезд с красным ЧС4Т. К досаде, мы не успевали его хотя бы как-то снять, так как по причине задержки самолёта приехали к нему почти впритык. Но невелика потеря! На соседнем пути готовился к отправлению поезд на Москву с ВЛ80Т, интересно было бы проехаться в таком поезде и почувствовать, как грузовой электровоз резво разгоняется с пассажирскими вагонами.

До Баку мы доехали без происшествий, и в наше купе никто не сел. При прохождении границы проблем не возникло. Нам задали типичные вопросы - цель приезда и есть ли у нас что-либо запрещенное, а затем попросили заполнить таможенную декларацию.

В 3 часа ночи мы сошли с поезда в Азербайджане. Нас ждали ВЛ8 и прочие интересные локомотивы, но именно ВЛ8 являлись целью посещения этой страны. Об этом мы, конечно, умолчали на таможне, сказав просто, что целью поездки является туризм.

На перегон мы собирались выезжать к шести часам утра, а рассвета дождаться на вокзале. Но таксисты, жаждущие заработать денег, не разделяли такой идеи. От первого мы легко отделались. Но следующий прилип, как банный лист!

– Куда ехать?

– Нам пока не надо.

– Вы в гостиницу?

– Нет, нам не нужна машина!

– Но у меня дешевле!

– Но мы ещё не собираемся ехать!

Мы шли к площади, а он, увязавшись следом, задавал разные вопросы, пытаясь свести всё к тому, что нам нужна машина именно сейчас. Еле-еле мы от него отделались на некоторое время, а я очень не люблю, когда мне устраивают неуместный допрос, пытаясь навязать услуги, в которых я не нуждаюсь.

Первое, что мы увидели, выйдя в город – небольшая привокзальная площадь размером примерно с 4 дачных участка, забитая автомобилями. Марки и модели, в основном, такие же, как у нас, много классических мерседесов, позже мы, стоя у дороги, наблюдали, как они проезжают сразу по три-четыре штуки. Есть небольшие жёлтые старые Рено - такси, есть такси, как в Лондоне, и, в общем, каждый пятый автомобиль - такси. На единственной отходящей от этой площади улице были ночные магазины и шаурмячные. Все вывески на азербайджанском языке, который представляет собой латиницу с несколькими дополнительными символами, так что прочитать их не составляет труда. Некоторые надписи продублированы на английском. Позже выяснилось, что эта привокзальная площадь не единстаенная, а есть ещё одна, расположенная вдоль станции, но она на ремонте и вся обзаборена.

Мы разменяли 2000 р. на местные деньги, которые называются манаты, по курсу 24 маната за одну тысячу. Потом купили по пирогу с картошкой и воды.

Было только 4 часа утра, до рассвета было далеко, и мы решили посидеть на перроне. Тут мне удалось немного поспать сидя на лавке, Денис же что-то читал в телефоне. Меня разбудил разговор, это были Денис и тот назойливый таксист. " Что вы будете тут сидеть, давайте отвезу, я должен вам делать уважение" и так далее, то есть прицепился, как клещ. Так и сяк пытался услужить, помочь, хотя мы его ни о чём не просили. В конце концов дело дошло до того, что нам оставалось либо нагрубить ему, либо воспользоваться его предложением. Пришлось выбрать второе, хотя на перегоне нам было, разумеется, нечего делать в такое время. Денис показал ему на карте, куда ехать и он пообещал доставить нас туда за 10 манатов.

Автомобиль повез нас по ночному Баку. В этой части города очень много деревьев даже на узких улицах, они растут вплотную к зданиям и кроны их образуют над улицей зеленый туннель. Правда, с ночным освещением всё довольно плохо: оно есть на крупных магистралях вроде нашей Таганки, а в переулках, подобных Марксистскому, отсутствует или имеется в недостаточном количестве. Без мощного фонаря я бы здесь не поехал на велосипеде.

Когда мы зашли по пути в магазин, водитель и там навязывал нам свою помощь: пытался за нас сделать выбор и заказ, в общем, проявлял заботу, не зная, что такая непрошенная помощь нас только раздражает, к тому же, мы, так сказать, наняли его в качестве перевозчика, а не слуги или дворецкого.

Разумеется, на место мы приехали, когда было ещё темно. Водитель, пытаясь доказать нам своё «надо делать уважение», решил подождать с нами рассвета. Пока мрак стремительно рассеивался, мы поели любительской колбасы и лепешку, уже через полчаса после нашего приезда можно было разглядеть всё вокруг.

Наконец пришло время платить за проезд, и тут выяснилось, что обещанные 10 манатов – это только за город, и, всего он хочет получить 50 манатов, то есть, почти две тысячи рублей. Хитрый шарлатан, вот как ты " делаешь уважение", навязываешь свои услуги, когда они не нужны, обещаешь одну сумму, а берёшь другую, в пять раз больше! А расстояние было примерно такое же, как от вокзала Сергиев Посад до нашей дачи – 10 километров. В общем, сошлись на 20 манатах и 300 рублях, то есть примерно на 1100 рублях. Раздосадованный таксист поехал восвояси.

Перегон оказался испорчен по сравнению с маем 2016 года, когда тут снимали до нас – вколочены новые опоры контактной сети, а старые ещё не убраны, из-за этого будет неудобно или невозможно вписать красиво поезд в некоторых местах. Но это нам не сильно помешало.

Первые два пассажирских поезда на Баку проехали, когда было ещё недостаточно светло. Первый, с ВЛ11, мы не пытались снимать, второй же, с обычным ВЛ10, покрашенным в пид, как на РЖД, получился неудовлетворительно. Мы прошли вдоль путей в направлении Баку, чтобы отыскать места для съёмки, но новые опоры были поставлены невпопад, посередине между старыми. Мы всё-таки нашли одно приличное место и сняли там в направлении Баку три поезда – пассажирский с бывшим сибирским ВЛ10, грузовой с ВЛ11, на котором был приделан советский герб, и хозяйственный поезд с новым электровозом ВЛ11М6, каких у нас вообще нет. В обратную сторону проехал хозяйственный поезд с новым тепловозом ТЭ33А, его вагоны-платформы были заполнены строительным мусором – грудами отёсанных желтых камней, досками и крупными ветками, видимо, это остатки снесенной постройки. Это был самый забавный поезд – никогда я не видел, чтобы у нас так вывозили мусор.

Локомотивные бригады устроили нам радушный приём - все махали нам из окон и приветствовали свистком, а из тамбура служебноно вагона в ещё одном хозпоезде нам отдал честь работник путевой машинной станции (на них базируются хозпоезда путейцев).

Позже мы забрались на автомобильный путепровод, с которого открывался вид на долину и красиво петляющие пути. Хотелось снять здесь грузовой поезд, и мы стали ждать. От скуки я стал рассматривать автомобили в потоке. Каждые 5 минут проезжали маленькие битком набитые автобусы на крошечных колесах – местные маршрутки. И кому-то приходится ездить в такой каждый день! Не хотел бы я быть на их месте, так как если стоишь в такой маршрутке, то не только бьёшься головой на каждой кочке, но и ничего не видишь в окно, кроме соседних полос дороги. А сесть вряд ли удастся. Примерно так же мы ездили 10 лет назад на дачу в 57 автобусе, только наш 57-й был нормальным, большим автобусом, в нём хотя бы можно было вставать во весь рост. В потоке наблюдалось большое количество мерседесов – примерно треть всех автомобилей, много старых камазов с виляющими колёсами. Также мимо проехали Жигули и Волга, набитые мешками с картошкой так, что задняя их часть чуть не скребла асфальт. Неужели местная дорожная полиция позволяет так ездить? Впрочем, вечером я видел и более из ряда вон выходящее транспортное средство, но об этом позже.

Два часа мы находились то на путепроводе, то под ним, ожидая поезда. Когда солнце перешло на другую сторону и угол освещения стал неудачным, мы покинули это место, без улова. Досадно, хорошая точка пропадает!

Теперь мы заняли позицию на склоне бархана. Отсюда, как и с моста, открылся вид на всю долину в обоих направлениях. Мы исследовали этот бархан на наличие удачных точек для съемки. На сухих кустарничках Денис обнаружил палочника – насекомые песочно-белого цвета, внешне похожее на обрезок стебля травы с длинными ногами, очень неловкое и медлительное. Уронив его в сухую траву, найти потом будет тяжело. Я сделал несколько его фотографий, после чего улёгся спать на своей куртке и рюкзаке. Денис же следил за движением поездов. Сначала с этой горы мы сняли ТЭ33А, возвращавшийся с бочками на Баку, машинист поприветствовал нас гудком, похожим на очень низко звучащую губную гармошку. В дальнейшем попались ещё два ВЛ11 и один ВЛ11М6 со стороны Баку. Все локомотивные бригады были приветливы.

В половину шестого мы прекратили фотосъёмки, вышли на трассу и сели в такси. За 4 маната нас доставили на автовокзал Баку.

Нам надо было попасть в гостиницу и привести себя в порядок.

Мы спустились в метро. Какое оно красивое! Сиреневые поезда так и говорили: " сфоткай меня! ", но в их метро, к сожалению, нельзя снимать. Много у них старых станций, а есть и новые, как Автовокзал, она даже не на всех схемах показана. Всё метро светлое, чистые цветастые составы, диковинное оформление станций, но много полиции и работников метро, так что сделать хоть одну фотографию было неоправданно рискованной затеей, поэтому мы и не пытались.

От метро до гостиницы мы прошли пешком по городу. Это почти окраина Баку. Дома здесь есть пятиэтажные, есть частные, в пятиэтажных над улицами сохнет бельё, а в частных люди разводят скот и птицу. Вдоль домов разгуливают кошки, они здесь везде, куда ни посмотри – сидят ушастые и наблюдают. Люди здесь не кажутся необычными, они такие же, как у нас, девушки не примечательны – я не встретил ни одной, на которой можно было бы задержать взгляд. Движение автотранспорта организовано кое-как: разметки почти нигде нет, и мне кажется, что перекрёстки они проследуют при помощи третьего глаза или другой сверхъестественной способности, потому что дорогу никто никому не уступает, а все только сигналят. Переходить дорогу даже по переходу лучше, когда машин нет. Просто потому, что кто их знает, как они относятся к пешеходам.

В общем, побывав в Баку, я смело заявляю каждому, кому кажется страшным ездить по Москве: чепуха! В Москве есть чёткие правила дорожного движения и их выполняют хотя бы больше половины водителей. В Баку же все только и делают, что грубо сигналят.

Приехав в гостиницу, мы столкнулись с небольшой заминкой – предыдущие постояльцы не покинули номер, предназначавшийся нам, и тут смышлёные работники приёмной быстро решили проблему – нас заселили в соседнюю, более крутую, четырёхзвёздочную гостиницу за те же деньги, да ещё доставили туда на своей машине! По дороге мы на перекрёстке обогнали нечто – «Жигули 2104» без фар, без боковых стёкол, с мятым кузовом и, разумеется, без глушителя. Как оно едет? Зачем оно едет? И, самое главное, кто разрешил на этом ехать, и разрешил ли вообще? Это самоходный металлолом, а не автомобиль.

В номере мы помылись, быстро накидали план действий на следующий день. Подумывали ещё немного погулять по городу, но, так как ещё с Москвы, где мы встали на самолёт в 5 часов утра, накопилась усталость, оставили эту идею и легли спать.

Заключение по первому дню: Азербайджан нравится, многое здесь не так, как у нас – природа, автомобили, город, интересно посмотреть на быт другого народа. По части фотосъёмки результат неплохой – есть круглоглазый ВЛ10 с пассажирским поездом и другие интересные локомотивы, но главное, за чем мы сюда пожаловали – ВЛ8 – не приехал.