Глава 6. Шестой и седьмой дни. Знакомство с побережьем Чёрного моря. Отъезд из Грузии.

В этот день мы с Денисом решили поспать дольше – до 11 утра.

Погода была неприятная – облачность, конца и края которой не было видно, лужи, периодически капал дождик.

Выйдя из дома, мы первым делом занялись исследованием перегона Махинджаури – Батуми. Он такой же, как перегоны около Сочи – с одной стороны море, с другой диковинные деревья; небольшой туннель, над которым, словно башня, высится зелень ботанического сада – исполинские листья пальм и других впечатляющих южных растений. Подождав 20 минут поезда и не дождавшись его, мы отправились в кафе завтракать.

Нам подали хачапури по-аджарски и шашлык. Этот хачапури представляет собой тарелку из теста, в которую сложены масло, творожный сыр и яичница. Мне пришлось по вкусу это диковинное блюдо, но я, если честно, уже соскучился по картошке с селедкой.

В этот день наша основная задача состояла в том, чтобы сфотографировать пассажирские поезда Тбилиси – Озургети и Батуми – Ереван. Поезда эти идут навстречу друг другу, но благодаря пасмурной погоде это обстоятельство не имело для нас значения, так как при отсутствии солнца освещение одинаково в обоих направлениях.

У вокзала мы взяли такси и меньше чем за час добрались до места съёмки. На стройплощадке у дороги я заметил редкий грузовик ЗИЛ-133ГЯ с автокраном, и даже сейчас мне не удалось его сфоткать, а я ведь уже не первый год гоняюсь за таким. Только вышли на перегон – сразу проехал грузовой со стороны Батуми.

Перегон очень уютный – однопутный и весь в деревьях, таким было БМО лет 8 назад. Люблю такие места, только снимать тут неудобно - некуда отойти, поэтому мы отправились на автомобильный мост, чтобы снимать с него. Я хотел забраться на него по склону, но меня не пустили заросли шипованых кустов, так что пришлось дойти до перекрестка. Подождав на путепроводе 20 минут, мы сняли озургетский пассажирский поезд. Он был с зеленым электровозом, что обрадовало нас обоих. Немного подождали грузовой, но его всё не было, и мы решили идти снимать поезд на Ереван. Но стоило нам отойти на некоторое расстояние, как характерный гул электровоза ВЛ10 за деревьями возвестил нас о том, что грузовой упущен. Денис был раздосадован, а мне почему-то было всё равно. Видимо, не сняв ВЛ8 в Азербайджане, где они должны были приехать, я получил иммунитет к подобного рода неудачам: что мне этот ВЛ10 или ВЛ11.

Мы спустились с моста и прошли пару сотен метров обратно. Здесь с автодороги мы сняли ереванский поезд – шесть красно-синих вагонов с красно-серым ВЛ11. Около пути росло старое дерево, покрытое пушистым мхом. Я поглалил его – на ощупь как кот, только не мурлычет.

Сняв ереванский поезд, мы с Денисом поспешили на маршрутку, рассчитывая догнать грузовой поезд. Автобус не заставил себя долго ждать – через пять минут подкатил «Форд Транзит», который подвёз нас ближе к Батуми. Выйдя из него, мы прошли пару километров по шпалам и оказались в месте, где дорога петляет между морем и горой, поросшей разными деревьями, тут же я обнаружил огромную сосну, которая наполовину оказалась поглощена вьющимся растением, похожим на огурец. Тут мы поймали грузовой, несколько электричек и один электровоз резервом. Одна из электричек была совсем уж дурацкая – похожая на ящик с окошками, местная переделка. По сути это два сцепленных моторных вагона, к которым кабину управления даже не приляпали, а устроили её в том пространстве, которое имелось. И кому только в голову пришло, что это красивее обычной круглой электрички?

Эта коробочка была последним, что мы сняли: солнце стало слишком тусклым. И опять вышло то же самое, что вчера – за 5 часов только один грузовой поезд. Закончив съёмку, мы спустились к морю и часок в нём покупались. Вода на поверхности была тёплая, а нырнув, я обнаружил, что внизу она ещё теплее. На воде была лёгкая качка, которая неплохо меня повеселила, поднимая и опуская на волнах.

Но вот стало совсем темно. Туристы с палатками развели на берегу костры и стали варить сосиски. Вдалеке разгоралась гроза - там, где море сливалось с небом, уже видны были зарницы. Это зрелище завораживало, и пока Денис искал свои носки на камнях, я пристально вглядывался, стараясь не пропустить ни одной вспышки.

Мы поднялись на пути и пешком направились к ближайшему остановочному пункту. Луна освещала нам путь, но в какой-то момент к нам прилетел свет от молнии. Гроза была ещё далеко, но от неожиданности я вздрогнул.

Остановочный пункт расположен в заросших отвесных скалах, путь здесь упирается в туннель, над которым стоит гостиница. Удивительное сооружение - туннель как часть здания. Спустя час приехала электричка - очередная местная переделка, внешне сделанная без какого-либо чувства вкуса, но зато с креслами, как в экспрессе.

На шестой день мы никуда не выходили, так как оба отравились, причём мне было хуже, чем Денису: перед сном меня трясло от холода и болел живот, мне даже пришлось обниматься с белым другом. Спасибо хозяйке дома – эта славная женщина поставила меня на ноги при помощи водки с марганцовкой. Благодаря этому зелью, а вдобавок, ещё и чаю в огромном количестве, уже к часу дня температура упала, а система к следующему утру была полностью прочищена. Денис же отделался таблетками. Когда мы выходили на поезд, она дала нам на дорогу заботливое наставление не есть больше хачапури.

Моросил дождик. Возле станции разворачивался местный автобус – кузов как у белорусского троллейбуса «Витовт» - носатый, с двумя дверями. Я поглядел ему вслед и понял, что это единственный крупный городской автобус, который я видел в Грузии за всё время пребывания.

На перроне пассажиры мокли под дождём. Недавно построенное здание вокзала было закрыто, внутри него было пусто, а пол был залит водой – всё это можно было видеть через огромные окна. Мне не терпелось поскорее зайти в вагон, поскольку в организме ещё оставались следы отравления, поэтому 20 минут ожидания поезда показались мне часом.

Наконец он появился, ведомый зелёным электровозом ВЛ11. Когда мы зашли в вагон, то оказались приятно удивлены. Сам вагон старый, но к нему, очевидно, относятся бережно: пластик как новый, из закрытых форточек не дует, в туалете чисто, при движении не болтает. На столике в купе нас ждали мармеладки, водичка и дорожный набор, окно прикрывали рыжие занавески. Такое чудное обслуживание и всего за две с половиной тысячи рублей! Аналогичное купе на РЖД стоило бы от четырёх тысяч, плюс заставили бы ещё взять бомж-паек за шесть сотен. Такие пайки дают в фирменных поездах и кладут туда маленький йогурт, сухой кекс, мюсли и 200 мл воды – подавись, пассажир! На мой взгляд, это плевок в лицо, давать такую шелупонь, да ещё и без возможности отказаться от неё!

Хоть мы и провалялись, как тюлени, до отъезда, ничего не пропустили, всё равно целый день лил, словно из рога изобилия, дождь, сдобренный ударами грома, и я не представляю, как бы мы вели в такую погоду фотосъёмку. Лишь подлец петух мешал отдыхать – только начало светать, как этот негодяй пустился каждые пять минут глотку драть, и в эти мгновения мне хотелось сунуть в его клюв яблоко, чтобы он помолчал.

Хочу подвести итоги по посещению Грузии. Города здесь необычайно интересные – спуски и подъёмы, уютные небольшие дома, узкие петляющие улицы, и, главное, мало автомобилей. Городского транспорта я ни в Тбилиси, ни в Кутаиси, кроме маршруток, не видел, только в Батуми были автобусы, похожие по компоновке и по внешности на белорусский троллейбус «Витовт».

Природа пестрит разнообразием растений и животных, о существовании которых я раньше и не подозревал. Сосна и вьюнок, пальмы и прочие растения с мясистыми листьями впечатляют своими размерами и красками. Коровы пасутся на склонах холмов, в лесах, на дорогах.

Горные пейзажи захватывают дух. Громады гор, туннели и виадуки, петляющие дороги и слепые повороты, солнце, исчезающее за горными вершинами на несколько часов раньше, чем в равнинной местности. И, разумеется, Чёрное море, такое тёплое и ласковое.

Что касается железнодорожного транспорта, то от него я ожидал большего! Типы локомотивов – ВЛ11, ВЛ10У, ВЛ10, причём среди ВЛ10 круглоглазых нет, так что интересность их сомнительна. Усугубляется скучность локомотивов ещё и тем, что они либо красно-серые, как на РЖД, либо зелёные, но грязные. К тому же в Грузии нередки случаи, когда установить настоящий номер, а иногда и серию, не представляется возможным. Ведь все ВЛ10 и ВЛ10У у них называются просто «10», а ВЛ11 и ВЛ11М – просто «11». Из-за этого получается, что ты сфотографировал какой-то безымянный локомотив. К примеру, на чёрноморском побережье мы поймали ВЛ10-913. Казалось бы, всё нормально, но это не так, ведь электровоз с таким номером работает в Кургане. Теперь думай и гадай, что же ты на самом деле сфотографировал.

Пассажирские поезда внешне красивые: состоят из бело-серых фирменных вагонов, в которых, однако, нещадно трясёт при движении. Также в этих местах курсирует Ереванский красно-синий поезд, его необычная окраска радует глаз. Пригородные электрички интересные, но довольно уродские – переделанные ЭР2 с новыми мордами, от которых грустно становится; скоростные же электрички смотрятся современно и гармонично. Они здесь бывают китайские «ЭС2» и немецкие – «Штадлеры». Но и те и другие мне не показались чем-то очень интересным. Пассажирских поездов днём мало, да и грузовое движение скудное, как на нашей бывшей однопутке между Дмитровом и Сергиевым Посадом. Грузинская железная дорога выигрывает за счёт головокружительных горных картин с извивающимися путями, мостами, старыми опорами контактной сети и деревянными шпалами, но всегда есть вероятность того, что вы просидите в красивом месте и ничего не снимете, просто потому, что ничего не приедет. Но такое положение вещей только увеличивает ценность каждой фотографии из этих мест.

А для увеличения количества поездов Грузии явно не хватает связи с Россией через Абхазию. Так, может быть, и было бы, что снимать.

Невзирая на тухлую в части количества поездов железную дорогу, я бы с удовольствием приехал в Грузию ещё раз, чтобы посетить узкоколейную железную дорогу Боржоми – Бакуриани, повторно отснять пригородные поезда в Кутаиси, да и просто приятно провести время в волнах или в горах на перегонах.

Зелёный электровоз увозит нас от Чёрного моря. Следующая остановка Ереван!