Глава 8. Девятый день. Экскурсия по Еревану и ближайшим окрестностям.

Это последний день нашего путешествия по странам Закавказья. Прошлым вечером, сидя в кафе после фотосъёмки на перегоне, мы с Денисом успели изучить карту, расписание электричек, а также нашли фотографии с ближайших к Еревану перегонов и выбрали место для съёмки утром. Мы поставили себе задачу – снять пассажирский поезд из Батуми. Поезд этот прибывает в Ереван около 7 часов утра, так что встать нам пришлось рано – в 5 утра. Вставать мне было так тяжело, и так не хотелось, что я чуть не отказался от фотосъёмки вовсе, и Денису пришлось меня расталкивать.

К счастью, ему удалось добиться результата, и спустя 10 минут мы оба уже стояли в прихожей гостиницы, а хозяин вызывал нам такси. Мы сели в автомобиль и водитель повёз нас не перегон.

Я сидел спереди и смотрел, как за окнами пролетают утренние улицы Еревана. Солнце ещё стояло низко и город был залит тенью, а небо уже вовсю светилось. Я приметил довольно большое количество советских автомобилей, среди которых были и Волги и Жигули и Еразы. Здания в этой местности были не примечательны. Через 5 минут мы были уже на окраине города, где разместился частный сектор – домашние хозяйства с одноэтажными и двухэтажными домами. Большая часть дворов задействована под автомобильные разборки, как я уже говорил раньше. В таких хозяйствах люди зарабатывают, продавая по запчастям самые разные автомобили, и кузова их хранятся прямо на участках.

В скором времени мы доехали до переезда на перегоне Масис - Норагавит. Когда автомобиль пересекал железнодорожные пути, мы увидели хвостик батумского поезда – опоздали! Это была не большая потеря, так как поезд в тот же день поедет из Еревана и его можно будет ещё сфотографировать. Денис всё ещё горел желанием заснять грузовой поезд. Помимо этого, ожидалась гора утренних электричек – в течение часа должны были проехать 3 штуки.

Мы проехали на такси по автодороге, которая шла рядом с путями, ещё около километра в сторону Еревана, и вышли из машины около небольшого пригорка. Отсюда открылся впечатляющий вид – гора Арарат предстала перед нами во всей своей красе, освещённая утренним солнцем и присыпанная снегом на вершине. На её груди, как в стихотворении Лермонтова, ночевала тучка, только была она не золотой, а сизой. На часах было 6 утра, и она ещё не успела проснуться, чтобы в путь умчаться, весело играя на лазури.

С одной стороны от путей пролегает автомобильная дорога, с другой стороны – раскопанное поле для посевов.

Железнодорожная ветка в этом месте абсолютно прямая, поэтому мы могли видеть переезд, который недавно пересекли, и даже пути станции Масис за ним. И в какой-то момент на этой станции замаячил прожектор – это был долгожданный грузовой поезд на Ереван! Денис снимал его со стороны дороги – с горой Арарат в кадре. Я же решил снять его со стороны поля, отдав предпочтение равномерному освещению с солнечной стороны. В голове поезда шёл зелёный электровоз ВЛ10, переданный с российских железных дорог. Интересность локомотива для меня была крайне низкая, учитывая, что у армян есть и ВЛ8 и свои ВЛ10 в трёхцветном окрасе, а такой обычный электровоз можно снять, не выезжая из Москвы. Фотографией я остался доволен, но у меня она получилась совсем уж обыкновенной.

Денис же пожертвовал равномерным освещением, но его снимок вышел более выигрышным, так как скучность локомотива компенсировалась величественной горой с белой снежной шапочкой на заднем плане, а длинные утренние тени от вагонов скользили по соседнему пути.

После груза мы сфотографировали, не отходя далеко от этого места, три круглых электрички. Первой со стороны Еревана проехала блёклая ЭР2-988, в которая везла нас на перегон днём ранее. На Ереван проследовали электрички 983 и 909 в трёхвагонном исполнении.

Больше поездов не ожидалось. Мы с Денисом пешком отправились с перегона в город. Дошли сначала до переезда, затем по городской улице – до ближайшей автобусной остановки. Дворы были завалены автомобилями – донорами и разными запчастями, по улицам проезжали разбитые советские автомобили – РАФы, ЕрАЗы, волги, «копеечки» и другая классика.

На маршрутке мы доехали до центра города. Для начала решили осмотреть короткую линию метро, которая целиком расположена на улице и соединяет станции Шенгавит и Чарбах, других станций на линии нет. Сама она двухпутная, а движение на ней осуществляется двухвагонным составом, который курсирует «челноком», то есть, прибыв на станцию, не заезжает в оборотный тупик, а машинист просто переходит в другую кабину по перрону. В этот день работал «номерной» из вагонов 339 и 340.

Денис уже успел изучить карту местности и знал, куда нужно прийти, чтобы сделать самые интересные фотографии. Через жилой район, застроенный двухэтажными домами, между которыми были натянуты бельевые верёвки, мы направились к путепроводу над линией метро. По пути мы встретили очень мало людей и автомобилей, и несколько котов. Возле одного из зданий я сфотографировал ЕрАЗ – грузовой автомобиль Ереванского автозавода, сделанный на основе латышского микроавтобуса РАФ-977. На перекрёстке, где нам надо было повернуть налево, мы обнаружили, что вдоль улицы, на которую мы сворачивали, идёт подъездной путь, прямо под окнами жилых домов, в пяти метрах от их стен. Наката на головках рельсов не было, из чего я сделал вывод, что путь этот бездействует.

Скоро мы дошли до путепровода и несколько раз сфотографировали с разных сторон единственный поезд на линии. Чтобы сделать разные снимки, мы находились на путепроводе полчаса, за это время поезд проехал мимо нас три раза. Я понял, что не желаю его больше видеть, когда он в очередной раз ехал мимо нас, пока мы шли обратно к автобусной остановке вдоль линии метро. После осмотра короткого участка метро, мы спустились на станцию и доехали до железнодорожного вокзала, рядом с которым пообедали в кафе.

После трапезы мы отправились на прогулку в исторический центр Еревана. Как им любой другой исторический центр, он оказался чистым, отремонтированным, с красивыми зданиями и огромными сувенирными торговыми рядами, которые по размеру сравнимы с нашим Рижским рынком. Надо сказать, что эта часть посещения Еревана меня не слишком впечатлила, так как, на мой взгляд, подобные места есть в любом городе.

Следующим пунктом в нашей программе было повторное посещение перегона Масис – Норагавит, того же самого места, где утром мы снимали электрички. В этот раз мы фотографировали пассажирский поезд Ереван – Батуми, на который опоздали утром. Красно-синие вагоны вёз электровоз ВЛ10, переданный с Северо-Кавказской железной дороги. Он был довольно грязным, но зато имел интересный окрас – зелёный с большой белой полосой.

Пока мы с Денисом ждали наше такси, по трассе проехал редкий автобус – оранжевый ПАЗ-672М, который я, конечно, тоже заснял.

Когда мы уже были в городе, я внезапно обнаружил, что в Ереване есть троллейбусы. Это была зелёная Шкода 14, а позже мы видели ещё одну шкоду около железнодорожного вокзала, когда ужинали в том же кафе. Ходят троллейбусы очень редко, вторая шкода была единственным за время нашего ужина.

После еды мы доехали до аэропорта на такси. Там Денис купил в Москву несколько бутылок армянского коньяка, и уже чере

Глава 9. Заключение

Поездка по странам Закавказья оказалась для меня самой продолжительной, самой объёмной и очень насыщенной, обошлась она чуть более 40 тысяч рублей. За восемь дней мы посетили Махачкалу, Баку, Тбилиси, Кутаиси, Батуми, Ереван и пригороды этих городов.

По части фотосъёмки моё общее впечатление можно описать фразой «ну сойдёт», так как мы с Денисом планировали снять хотя бы электровозы ВЛ8 в Азербайджане, а их не было. Но ведь где-то там они всё же есть, может быть, это нам так не повезло? Не было ВЛ8 и в Грузии и в Армении. В Кутаиси с пригородным поездом не приехал ВЛ22. Подвижной состав во всех трёх странах мне не показался очень уж интересным, однако некоторые примечательные локомотивы, которые мы видели, всё же стоит отметить – круглоглазый ВЛ10-585, электровозы-половинки ВЛ10 в Азербайджане и Грузии, ВЛ10 с белой полосой и поезд Ереван – Батуми в Армении. И, разумеется, круглые ЭР2 приписки депо Ереван, эти милые электрички из детства. Однако всё остальное – зелёные и пидованные ВЛ10 и ВЛ11, электрички с новыми мордами в Грузии, обычные зелёные ВЛ11 в Азербайджане, электропоезда «Штадлеры» - сами по себе не являются чем-то сверхъестественным. Но фотографиями я всё-таки остался доволен, ведь они были сделаны в уникальных местах, где, с одной стороны, имеются впечатляющие горные пейзажи, а с другой, мало кто доехал до них из железнодорожных фотографов. Так что мы с Денисом в какой-то степени оказались первооткрывателями в области железнодорожной фотографии – совершили поездку сразу по трём странам Кавказа, увидели местные поезда, немного познакомились с обычаями и бытом людей, побывали в местностях необыкновенной красоты.

В общем, путешествуйте, познавайте мир и добивайтесь своих целей! Я благодарю вас за внимание, дорогие читатели и надеюсь, что в будущем мне удастся вновь порадовать себя поездкой, а вас интересной статьёй.