Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История Восточного Средиземноморья в III-I тыс. до н.э. Финикийская колонизация.



1. Гео: Территории разрозненые. Не удобное земледелие. Этн.: Пёстро. В основном, семиты (ханаанеи, угариты, амореи). На севере – хурриты и хетты. Две реки – Оронт и Иордан.

2. Древнейшие образования: Иерихон (8-7 тыс) – неолитическая культура.

В конце IV- нач. III образуются города-государства (вернее, ещё пгт): Библ, Угарит, Сидон, Тир (все – на побережье), Алалах, Эбла (материковые). Государство только складывается. Хотя дифференциация уже сильная. Города укрупняются. Живут за счёт торговли. Всё определяет влияние Египта и Шумера.

Первое крупное государство – Ямхад (XVIII-XVII вв.). Очень рыхлое, начинается как союз племён. Довольно большое: северная половина Сирии. Живут на торговле с Мари.

На юге в это время – гиксосское объединение. Центр – Кадеш. Мощная армия. Громят Египет (см. Среднее царство, воп. 14). Однако выгнаны в XVI в. оттуда (Яхмос, XVII дин.) и в XV окончательно разгромлены (Тутмос III, XVIII).

Затем - период раздробленности. Угарит – типичный город. Живёт на торговле и скромном с/х. Цари полновластны. Соц: три категории: царские приближённые, общинники, сервы («рабы рабов царя», см. воп. о рабстве). Кроме того, собственно рабы (рабство классическое). Расцвет Угарита кон. XV – нач. XII. Кончается с нашествием «народов моря». Две их ветви – филистимляне и чакара оседают на побережье.

После этого резко поднимаются финикийские города. Тир, Сидон. Монополизируют торговлю. Колонизация. Тенденция к объединению - XI – возникает Тиро-Сидонское царство. Восточная Финикия, часть Палестины, Кипр. Нет торговой конкуренции, развитое ремесло, флот, классическое рабство (источник – пиратство). Олигархия, несмотря на стремление царей к деспотизму. Расцвет при Ахираме (969-936). Строится островная крепость Тира (та, которую не возьмут до Македонского). Существуют до середины VIII, когда приходят ассирийцы (в два похода: 725-720, 701). После падения Ассирии восстанавливается и временно вновь объединяет всю Финикию. Потом под Египтом (см. Иудея, воп. 37) и Вавилонией. После того, как города заключают добровольный союз с Персией, создаётся федерация важнейших финикийских городов. Центр – в Триполи.

В континентальной части одновременно (начиная сер. X в.) – возвышение Дамасского царства. Его образование связано с переселением арамеев из Аравии. (Арамееи – семитоязычные племена из Аравии, появившиеся на арене в нач. I тыс. Амореи – семитоязычные племена кочевников, жившие ещё задолго до этого в Сирии.) Они подчиняют себе местные племена. В сер. IX Дамаск возглавляет коалицию 17 восточно-средиземноморских правителей против Хаматского царства на Оронте. Хамат выдержал, коалиция распалась. Дамаск догнивал, пока не был разграблен ассирийцами в конце IX в.

Помимо: государства Палестины (см. воп. 37), Каркемиш после распада Хеттов и пр.

Кончается всё ассирийцами в сер. VIII в.

1. Финикийские колонии начинают появляться на рубеже II-I т. Среди них – Утика, Галес. Карфаген основан в конце IX в (из Тира). Перекрёсток торговых путей, нет земледелия.

С VII превращается в центр западных финикийских колоний (необходимо объединение, т. к. конкуренция с греками, отдалились от метрополий). В Карфагене наращивается военная мощь (искусственная гавань для ВМС), развиваются ремёсла. Начинает собственную колонизацию, устанавливает протекторат над другими колониями. Держава постепенно расширяется. Союз с Персией (нач VI) и этрусками (сер. VI) позволил закрепится на западе Сицилии, юге Сардинии, увеличить своё влияние в Пиренеях (везде теснят греков). Но на Сицилии, в конце концов, провал – битвы при Гимере (480) и Кумах (474). Оттеснены на крайний запад.

Расцвет: сер. V – сер. III. Начинают активное освоение Северной Африки (в т. ч. и атлантическое побережье). Экспедиция Ганнона (60 кораблей, 30000 чел(?)) – новые колонии.

60-е III- сер. II – Пунические войны. Конец (но не только из-за Рима. Ряд мощнейших восстаний зависимого населения и наёмников).

Армия: наёмники, несколько сотен мощных кораблей.

Управление: олигархическая республика. Во главе – 2 суфета (изб. на год). Совет 30, совет старейшин (300 чел), совет 104 (контрольный орган). Было народное собрание, но решало мало. Несколько попыток установить диктатуру (полководцами) проваливались.

2. Экономика: сначала – только торговля и ремесло. Торгуют в основном пр. ремесла, рабами и металлом. Но при расширении территорий включается и с/х. Собственно карфагенское – виллы с интенсивным производством. Подвластные племена платят десятину от урожая.

3. Соц.: Верхушка – торговая, в основном. В Карфагене – свободные мелкие производители и плебс, на них работающий. Общинники вне Карфагена – зависимое население (бывают восстания, причём очень крупные).

4. Культура: неотёсанные вояги и торгаши. Серьёзное развитие получили только прикладные науки. География, трактат Магона по агрономии, инженерное дело и пр. Религия финикийская.


 

Палестина в Древности.

Историческая область в Передней Азии, расположенная на восточном побережье Средиземного моря между Египтом и Сирией. Она охватывала земли, составлявшие в конце 20 в. территорию Израиля, оккупированных Израилем Западного берега реки Иордан (Самарию и Иудею) и сектора Газа, Южного Ливана и Северо-Западной Иордании к востоку от Иордана. Древняя Палестина представляла собой Святую Землю библейской традиции, родину иудаизма.

Древняя Палестина включала пять географических зон. Четыре из них протянулись параллельно друг другу с севера на юг. По побережью Средиземного моря проходит узкая прибрежная равнина. К востоку от нее расположена гористая область, охватывающая Галилею, Самарию и Иудею. Еще восточнее находятся долина реки Иордан и Мертвое море – участок древней тектонической впадины. Далее на восток располагается Заиорданское нагорье. От холмистых районов Иудеи на юг, к заливу Акаба, простирается пустыня Негев.

Древнейшее из имеющихся в нашем распоряжении свидетельств о языковой и этнической принадлежности населения Палестины относится ко II тысячелетию до н.э. Тогда, как и позже, область была населена многочисленными племенами, говоривших на языках преимущественно семитской группы. Переселившиеся сюда евреи называли эту область Ханааном, а ее обитателей ханаанеями. У египтян основным наименованием этой земли было Рецену (Ретену), прилагали они к ней и названия Пуенет (Пунт) и Тонетер (Божья земля). По-гречески страна называлась Келесирия (Южная Сирия). Современное название Палестина, происходящее от греческого звучания Филистия (южное побережье Средиземного моря), было введено после восстания Бар-Кохбы (132–135 н.э.) римлянами, когда они уничтожили или выселили большую часть еврейского населения страны, прежде численно преобладавшего в этом регионе.

Каменный век.

Каменный век был временем медленного развития, когда была заложена основа всей экономической и социальной жизни последующих эпох. В период палеолита (ранее 20 000 до н.э.) население этой области проживало на сезонных стоянках и в пещерных укрытиях, добывая пропитание охотой и собирательством. В период мезолита (примерно 20 000–8000 до н.э.) появились более обширные и постоянные поселения. Эпоха неолита (ок. 8500–4500 до н.э.) была ознаменована появлением первых полностью окультуренных растений и одомашненных животных. Одно из древнейших известных поселений городского типа с кирпичными жилыми домами и каменной городской стеной находилось в Иерихоне, оно датируется примерно 6850 до н.э. Около 6000 до н.э. в Палестине появилась керамика. К неолитической эпохе относятся и первые опыты использования металла (меди). Период халколита, или медно-каменного века (примерно 4500–3300 до н.э.), характеризуется дальнейшим развитием хозяйства. В это время начали выращивать зерновые культуры, возможно, с применением примитивных методов орошения. Продукты земледелия – такие, как маслины и виноград, – из горных районов доставляли в долину Нижнего Иордана. Развивалось производство изделий из камня, глины, меди, а также плетение и ткачество.

Ранний бронзовый век.

Раннебронзовый период (примерно 3300–2000 до н.э.) был ознаменован развитием, расцветом и упадком первой истинно городской цивилизации Палестины. Раннебронзовый I период (около 3300–3200 до н.э.) представлял собой непродолжительный переходный этап, известный преимущественно по материалам удаленных друг от друга поселений и нескольких обширных могильников. По сравнению с эпохой халколита это было время упадка. Тем не менее уже тогда существовала торговля с Египтом позднего додинастического периода.

К началу раннебронзового II периода (примерно 3200–2600 до н.э.) число поселений значительно увеличилось, причем большинство из них разрослось до размеров городов, а наиболее крупные из них были обнесены массивными стенами. Жители Палестины вели торговлю с Египтом и основали колонии на юге Синая, возможно, с целью добычи меди и других полезных ископаемых. Еще до окончания этого периода торговля с Египтом пришла в упадок.

Раннебронзовый III период (примерно 2600–2400 до н.э.) был временем возрождения, а быть может и дальнейшего развития городской культуры, главным образом в центральных и южных областях региона. Были возведены гигантские городские стены, храмы и дворцы. Контакты с Египтом были незначительны, зато существовали связи с Месопотамией, а найденные образцы великолепной керамики с блестящей поверхностью из Хирбет-Керака свидетельствуют о влиянии и со стороны северной Сирии и Анатолии. Ближе к концу этого периода некоторые города были разрушены, а большинство других пришло в упадок. Примерно к 2400 до н.э. все поселения, относящиеся к раннебронзовым II и III периодам, были заброшены.

Раннебронзовый IV период (примерно 2400–2000 до н.э.) характеризуется появлением сотен новых поселений и стоянок, многие из которых располагаются на окраинах региона – в таких районах, как долина Иордана, Заиорданье, Негев и Синай. Большинство крупных теллей (жилых холмов), возникших в предшествующие периоды урбанизации, были покинуты обитателями или заселялись только в определенный сезон; некоторые были превращены в могильники кочевых скотоводческих племен.

Среднебронзовый век.

Среднебронзовый век (примерно 2000–1500 до н.э.) принес с собой наивысший расцвет «ханаанейской» цивилизации. На протяжении среднебронзового I периода (около 2000–1800 до н.э.) происходило постепенное возрождение городов, чему, возможно, способствовали связи с Египтом и продвижение на территорию региона амореев – западносемитских племен из Сирии. Почти все городские поселения предшествующих эпох в окраинных районах были заброшены, а на побережье и во внутренних областях возникли новые города, возобновилась жизнь и на территории старых жилых холмов, где были возведены оборонительные стены. В среднебронзовый II период (около 1800–1650 до н.э.) все эти процессы в совокупности привели к формированию полноценной системы городов-государств.

Заключительный этап – среднебронзовый III период (ок. 1650–1500 до н.э.) – совпадает с эпохой наивысшего расцвета второй урбанистической эпохи в Палестине, во многих отношениях бывшей пиком развития региона в доримский период. Так, Сихем, обнесенный массивными укреплениями с двумя городскими воротами, представлял собой тщательно спланированное городское поселение с жилыми кварталами, административным центром дворцового типа, общественной площадью и двумя храмами. Цитадель Гезера, к примеру, имела на своей территории крепость примерно 17 м в поперечнике. Почти все поселения имели сложнейшие фортификационные системы.

Приблизительно в это время азиатские вожди, получившие название гиксосов («правителей чужеземных стран»), захватили власть в Египте, но около 1550 до н.э. были изгнаны обратно в Палестину основателями XVIII династии. Затем на протяжении половины или трех четвертей столетия в Палестине были разрушены практически все поселения.

Наиболее значительным и сыгравшим важную роль культурным достижением жителей Палестины среднебронзовой эпохи явилось создание протосинайской письменности – древнейшей из известных нам алфавитных систем письма. Выполненные этим простым и эффективным письмом надписи обнаружены как на Синае, так и в Палестине. В последующие столетия алфавитное письмо распространилось из этого региона по всему свету. К числу технологических новшеств среднебронзового века относится появление керамики, изготовленной на гончарном круге быстрого вращения, и первое в истории широкое распространение изделий из настоящей бронзы, что сделало возможным появление новых типов орудий и предметов вооружения. Олово, необходимое для получения такой бронзы, доставляли из Верхней Месопотамии на расстояние ок. 800 км.

Позднебронзовый век.

Позднебронзовый век (примерно 1500–1200 до н.э.) был периодом возрождения, но политически Палестина находилась под властью Египта эпохи Нового царства. После некоторого перерыва, вызванного произошедшим в позднебронзовом I периоде (ок. 1500–1400 до н.э.) разрушением, большинство крупных городов среднебронзовой эпохи были вновь заселены в позднебронзовом II периоде (примерно 1400–1200 до н.э.). Многие из них стали центрами египетской администрации в Палестине, о чем свидетельствуют письма различных палестинских правителей 14 в. до н.э. к фараону Эхнатону. К числу городов, упомянутых в этих письмах (на глиняных табличках из т.н. амарнского архива), относятся Мегиддо, Таанах, Сихем, Гезер, Иерусалим, Хеврон, Лахиш, Аскалон и Газа. Каждый правитель старается представить фараону своих соперников как предателей и льстецов, одновременно всячески демонстрируя собственную верность и преданность. В одних письмах содержатся просьбы о военной защите, в других – жалобы на продажность египетских должностных лиц, на высокие налоги или на каких-то местных нарушителей порядка, именуемых в этих текстах «хапиру».

В 13 в. до н.э. палестинские города-государства постепенно пришли в упадок. Хотя предметы роскоши, найденные в дворцах и гробницах, свидетельствуют об относительном богатстве и изысканных вкусах знати, большинство населения влачило жалкое существование.

Позднебронзовый век в Палестине был ознаменован активностью в религиозной сфере. Во многих местах найдены храмы и предметы культового назначения, а в Угарите на побережье Сирии близ Латакии обнаружены таблички, содержащие мифологические тексты и повествующие о военных и любовных подвигах ханаанских богов и богинь. К их числу относятся Балл Эль (Балу) – верховное божество, его супруга Ашера – главная богиня-мать; молодая пара богов – Баал (Ваал), бог бури, и его возлюбленная Анат; божество смерти Мот; бог хлебных злаков Дагон.

Железный век.

Бронзовый век завершился ок. 1200 до н.э. целым рядом социальных сдвигов не только в Палестине, но на всем пространстве Восточного Средиземноморья. Первичным толчком для начала этих процессов послужило вторжение на побережье Леванта с запада, с островов Эгейского моря, загадочных «народов моря». Среди этих завоевателей были и филистимляне, осевшие в прибрежных областях Палестины после того, как Рамзес III примерно в 1180 до н.э. отразил их нашествие на Египет. Они, возможно, заимствовали в Анатолии секрет выплавки железа, и с собой принесли также новые погребальные обычаи, расписную керамику микенского стиля и развитую технологию строительства из камня. К 11 в. до н.э., в ранний период железного века I (ок. 1200–900 до н.э.), филистимляне господствовали на всем побережье.

Другой новой для Палестины этнической группой в это же время стали евреи. Впервые упомянутые в надписи на стеле, повествующей о победах фараона Мернептаха (ок. 1210 до н.э.), они первоначально расселились в небольших поселениях в центральных гористых областях. Здесь обнаружены остатки 250 еврейских поселений, относящихся к 12–11 вв. до н.э. Почти все они были основаны на прежде незаселенных возвышенных местах, а не на развалинах разрушенных ханаанейских городов, как утверждается в библейской Книге Иисуса Навина. Судя по всему, евреи были кочевниками, которые прежде занимались земледелием, а позднее покинули поселения позднебронзовой эпохи (подобно упомянутым хапиру) и освоили более отдаленные нагорья.

К концу периода железного века I филистимляне и евреи оказались соперниками в борьбе за владычество над Палестиной. Эта борьба привела к созданию единого израильского царства, которым правили последовательно Саул (примерно 1020–1000 до н.э.), Давид(примерно 1000–960 до н.э.) и Соломон (около 960–920 до н.э.). Наивысшего расцвета оно достигло при царе Соломоне, который в своей столице Иерусалиме возвел знаменитый Храм. После его смерти царство распалось на два государства, но филистимляне к этому времени были вытеснены на прибрежную равнину. О достижениях израильтян той поры свидетельствуют такие археологические материалы, как укрепления, технология изготовления керамики и обработки железа, резные изделия из слоновой кости и печати, а также сохранившиеся литературные памятники, самым значительным из которых является, конечно, еврейское Священное Писание.

Период железный век II (ок. 900–538 до н.э.) был эпохой борьбы между двумя еврейскими царствами – Израилем на севере и Иудеей на юге. Израиль раздирали династические конфликты, кроме того, он испытывал постоянную угрозу со стороны северных соседей – арамеев и финикийцев. Культ национального бога Яхве был потеснен почитанием божеств неизраильского происхождения – таких, как Ваал и Ашера. Еврейские пророки, подобные Илии или Осии, обвиняли властителей Израиля в обращении к религиозному синкретизму, подрывавшему культурное единство нации. В конечном счете северное царство оказалось завоеванным Ассирией. С падением в 722/721 до н.э. его столицы Самарии многие жители Израиля были угнаны в рабство. Яркое описание этих событий содержится в Библии (4 Цар 17) и в ассирийских летописях. О них свидетельствуют также слои со следами разрушений, обнаруженные практически в каждом археологическом памятнике в северных областях.

Южное царство Иудея уцелело. Последние полтора столетия его истории явились «золотым веком» еврейской пророческой литературы; именно на это время приходится расцвет деятельности Исайи, Михея, Иеремии. К числу иудейских царей-реформаторов относятся Езекия (примерно 716–687 до н.э.) и Иосия (примерно 640–609 до н.э.). Иосия находился под влиянием книжников, принадлежавших к школе Второзакония и призывавших к соблюдению Закона Моисеева. Однако нравственный пыл не мог противостоять военной мощи вавилонян, которые в 586 до н.э. захватили Иерусалим. Значительная часть Иудеи опустела. Вавилон, в свою очередь, в 539 до н.э. был завоеван персами под предводительством Кира Великого.

Персидский период.

На протяжении двух столетий Палестина являлась частью Персидской державы, простиравшейся от Египта до Индии. Между различными провинциями империи установились тесные торговые связи. Политика Персии по отношению к подвластным народам была достаточно мягкой. В 538 до н.э. Кир издал эдикт, разрешавший некоторым из еврейских изгнанников вернуться в Палестину и восстановить иерусалимский Храм. В 5 в. до н.э., при Эзре (Ездре) и Неемии, палестинские евреи пережили религиозное и социальное возрождение, однако столкнулись с противодействием других народов Палестины, особенно самарян (потомков жителей северного еврейского царства, Израиля). Персидское владычество в Палестине завершилось, когда Александр Великий в 332 до н.э. захватил ее в период войны с персами.

Эллинистическая эпоха.

После смерти Александра в 323 до н.э. Палестина оказалась под властью египетских царей из династии Птолемеев, а позже – царей Сирии Селевкидов. В селевкидский период в Палестине быстро распространилась греческая культура, применительно к этой эпохе называемая современными историками «эллинистической». Разговорным языком вместо древнееврейского стал греческий и арамейский. Синагога – помещение, служившее местом обучения и молитвы, – превратилась теперь в главный социальный институт еврейского общества.

Селевкиды пытались искоренить еврейские обычаи и внедрить поклонение греческим богам, что привело ок. 167 до н.э. к восстанию евреев, которое возглавили Маккавеи, в результате было создано управляемое их преемниками Хасмонеями государство (142–63 до н.э.). Хасмонейские правители, сочетавшие функций царя и верховного жреца (первосвященника), постепенно завоевали большую часть Палестины и обратили большинство населения в иудаизм. В иудаизме в это время разгорелся религиозный конфликт между различными течениями, особенно между саддукеями, фарисеями и ессеями. Одной из важнейших археологических находок, относящихся к этому периоду, является поселение на вершине скалы в Кумране, на западном берегу Мертвого моря. Оно было основано ок. 150 до н.э. членами неортодоксальной еврейской секты – возможно, ессеями.






Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.092 с.) Главная | Обратная связь