Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Эрнст Кассирер: философия символических форм
Философия символических форм Эрнста Кассирера внесла определяющий вклад в решение проблемы соотношения природы и культуры. По Кассиреру, для человека существует единый мир — «мир культуры», ибо человек живет не в естественном, а в символическом универсуме. Он настолько погружен в языковые формы, в произведения искусства, в мифические символы или религиозные ритуалы, что без посредничества этих искусственных средств не может ничего ни увидеть, ни прочувствовать, ни зафиксировать в собственном опыте. Разнообразные сферы культуры, называемые Кассирером «символическими формами» (язык, миф, религия, искусство, наука), рассматриваются им как самостоятельные образования. Философия жизни XIX века Последствия первой индустриальной революции – формирующееся массовое общество и возрастающее самоотчуждение индивида – ставят под вопрос рациональность человека как родового существа. Возникшее у Руссо сомнение в рациональной ориентации развития человечества вновь подхватывается и радикализируется философией культуры XIX века, центральной для которой становится категория жизни. Жизнь, понятая не как биологическое явление или повседневная практика, но как тотальная теоретическая и нормативная категория, образует основание аргументации. Референтной категорией по отношению к ней становится категория историчности. Вильгельм Дильтей Понятие «жизни» и «историчности» получили широкое распространение благодаря деятельности известного немецкого философа Вильгельма Дильтея (1833—1911). Дильтей понимал «жизнь» как культурно-исторические реалии и указывал на исторический характер всех культурных манифестаций (проявлений). Методом исторической интерпретации манифестаций должна стать герменевтика – “искусство понимания”. Фридрих Ницше Опираясь на категорию «жизни», Фридрих Ницше (1844–1900) подверг острой критике европейскую культуру. Рационализм и панморализм «выпивают» из европейской культуры всю «жизнь» — утверждал Ницше. Предъявляя высокие требования к человеку, культура Европы не способна удовлетворить его ожиданий – космологическая иерархия разрушается, вера в провидение изжила себя, социальный порядок обесценен. Освальд Шпенглер Философ жизни Освальд Шпенглер (1880—1936) в работе “Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории” (1918), описывал культуры по аналогии с живыми организмами, настаивая на индивидуальной (определяемой космическими ритмами) судьбе каждой из них и невозможности культурного заимствования.
Формирование проблемного поля изучения культуры В период с XVIII в. по к. XIX в. в философии культуры формируется следующая исходная проблематика культурных исследований: 1) соотношение природы и культуры; 2) культура как область интерсубъективной жизни человека; 3) историчность культуры; 4) культурное разнообразие и межкультурная коммуникация. Пролиферация исследований культуры В к. ХIХ– с. XX вв. изучение различных форм и аспектов культуры развивается в рамках множественной дисциплинарности. Культурная антропология, психоанализ, социология, герменевтика, структурализм, деконструктивизм предлагают различные подходы к исследованию культуры. Происходит пролиферация (умножение конкурирующих схем объяснения) культурных исследований. Культурная антропология Культурная антропология возникла в к. XIX в. Первоначально ее занимали вопросы культурных сходств и различий, поведения культурной группы, проблемы происхождения религии, обычаев и соглашений, технических новшеств и семейных связей в неевропейских регионах. Развиваясь от описания экзотических культур к осмыслению культуры как таковой, культурная антропология выдвинула следующие принципиальные установки: (1) все аспекты культурной жизни человека взаимодействуют между собой; необходимо исследовать всю ткань культуры в целокупности; (2) каждая культура является ценностью сама по себе, и поведение конкретного человека необходимо рассматривать с точки зрения его собственной традиции. Бронислав Малиновский Бронислав Малиновский (1884–1942) – английский антрополог польского происхождения, ратовавший за холистический (целостностный) подход к культуре как к упорядоченной структуре ожиданий и ролей, организации соединенных частей, формирующих единой целое. Рут Бенедикт Рут Бенедикт (1887–1948) – американский антрополог, разработавший понятие «модель культуры». Модель культуры – общая «тема» культуры, этос, определяющий конфигурацию культурных элементов. Роберт Редфилд Роберт Редфилд (1897–1958) – американский антрополог, переориентировавший антропологию с изучения " примитивных" обществ на исследование современных культур с использованием основного понятия “картина мира”. Маргарет Мид Маргарет Мид (1901–1978) – американский антрополог, исследовавший социополовые и генеративные отношения в различных культурах. Мид создала значимую концепцию основных типов обмена знаний между поколениями. Психоанализ: Зигмунд Фрейд Зигмунд Фрейд (1856–1939) – основатель психоанализа, теории, согласно которой психика человека во многом определяется вытесняемым и подавляемым культурой бессознательным началом. Карл Густав Юнг Карл Густав Юнг (1875–1961) – ученик и критик Фрейда, основоположник аналитической психологии. Юнг переосмыслил фрейдовское учение о коллективном бессознательном, в праобразах (архетипах) которого он видел источник общечеловеческой символики и мифологической сюжетики. Гуманитарная социология: Макс Вебер Макс Вебер (1864–1920) – немецкий социолог, представитель гуманитарной социологии. Его вклад в изучение культуры основывается на учении об идеальном типе. Идеальный тип фиксирует «культурный смысл» явления. Идеальная типология гипотетически упорядочивает многообразие исторического материала без привязки к заранее заданной схеме. В программной работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер прослеживает связь между этическим кодексом протестантизма и спецификой капиталистической экономики. Социология культуры: Альфред Вебер Альфред Вебер (1868–1958) – немецкий социолог, сформулировавший программу создания социологии культуры. В рамках социологии культуры культурное явление должно рассматриваться в его уникальности и при этом помещаться в систему исторической целостности.
4. Роль социологии культуры, психоанализа, структурализма, деконструктивизма, герменевтики в формировании культурологи Гуманитарная социология: Макс Вебер Макс Вебер (1864–1920) – немецкий социолог, представитель гуманитарной социологии. Его вклад в изучение культуры основывается на учении об идеальном типе. Идеальный тип фиксирует «культурный смысл» явления. Идеальная типология гипотетически упорядочивает многообразие исторического материала без привязки к заранее заданной схеме. В программной работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер прослеживает связь между этическим кодексом протестантизма и спецификой капиталистической экономики. Социология культуры: Альфред Вебер Альфред Вебер (1868–1958) – немецкий социолог, сформулировавший программу создания социологии культуры. В рамках социологии культуры культурное явление должно рассматриваться в его уникальности и при этом помещаться в систему исторической целостности. Социология: социально-критическая теория Основные представители социально-критической теории, оказавшие влияние на исследование культуры, – Макс Хоркхаймер (1885—1973), Теодор Адорно (1903—1969) и Юрген Хабермас (р. 1929). Критическая социальная теория ставит перед культурологами проблему модерна (modernity). Модерн – характеристика общества особого типа, возникшего в рамках европейской традиции в Новое Время. Теория модернизации отделяет модерн от его истоков — Европы Нового времени — и относит к целому комплексу кумулятивных и взаимно усиливающихся процессов. Герменевтика Герменевтика — способ систематического размышления о специфике проблем понимания и истолкования, берущий свое начало в античности, — становится одной из самых актуальных методологий культурных исследований ХХ века. Одним из наиболее известных представителей герменевтики ХХ века является Ганс-Георг Гадамер (1900—2002). Структурализм Формирование структурализма как исследовательского направления в культурологическом знании произошло под влиянием французской лингвистики и русской формальной литературоведческой школы и связано с обращением к анализу умозрительных конструктов (структур), детерминирующих различные явления культуры. Ролан Барт (1915—1980) и Мишель Фуко (1926—1984) рассматривали любое явление культуры как совокупность структурных элементов и выявляли связи этих элементов между собой. Деконструктивизм Деконструктивизм представляет собой развитие и радикализацию структуралистских приемов. Он основан на специфическом способе анализа культурных явлений, который возник под влиянием Жака Деррида (1930—2004). Тщательное изучение, " выслеживание" вложенных в тексты, действия, установки и стереотипы противоречий предполагает фундаментальную критику идеологии и культуры. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы