Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Введение. Понятие гуманитарной картины мира



Аннотация

В современных условиях, наряду с давно утвердившейся естественнонаучной картиной мира, всё более актуальной становится гуманитарная КМ, в связи с обострением проблемы человека в современном мире. Формируясь естественным образом, как и любые картины мира, ГКМ вбирает в себя, в обобщённом виде, важнейшие результаты гуманитарного знания. При этом она не выступает альтернативой естественнонаучной КМ, а находится с ней в отношении дополнительности – в составе общекультурной КМ. Человек в мире XXI века и мир человека XXI века – таково основное содержание современной гуманитарной картины мира.

Изучение и осмысление этого содержания, места его в современной системе знания предполагает знакомство с историей формирования и функционирования гуманитарной картины мира, которая берёт начало задолго до появления и принятия самого этого понятия.

Содержание

Введение. Понятие гуманитарной картины мира

Понятие картины мира. Особенности интеграции знаний в картинах мира. Понятие гуманитарной КМ, возможность и актуальность её выделения. Человек в мире и мир человека как содержание гуманитарной картины мира. Аксиологическое ядро гуманитарных КМ. Гуманизм как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и реализацию своих способностей. Гуманизм, гуманизация и гуманитаризация.

РАЗДЕЛ I. ГУМАНИТАРНАЯ КАРТИНА МИРА В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ

Тема 1. Гуманистическое содержание античной культуры

Происхождение понятия «гуманизм». Humanitas vs immanitas.

Переход от варварства к цивилизации как предпосылка, составляющая и следствие гуманизма. Возникновение морали как первый шаг в гуманистическом процессе. Возникновение семьи, государства и права.

Гуманизм как ведущая линия античной философии. Философское отношение к жизни и смерти как практика гуманизма. Особенности и место этики в гуманитарной картине мира античности. Античная «пайдейя» как воспитание гуманизма. Гуманизм античной мифологии и искусства.

Тема 2. Гуманитарная картина мира в культурах Древнего Востока

Философские учения Китая – даосизм и конфуцианство как теория и практика гуманизма. Требование природосообразности человеческих деяний, соответствия дао и дэ.

Гуманизм индийской культуры. Философское содержание «Вед». Нравственная практика буддизма. Этика ненасилия и её современные выражения.

Благоговение перед природой в японской культурной традиции. Стремление и умение учиться.

Общечеловеческие ценности в культуре ислама. Влияние ислама на средневековую Европу. Исламский фундаментализм и современный мир.

Тема 3. Человек в средневековой картине мира

Противоречивый характер адаптации античности к христианству. Трансформация гуманизма в любовь к Богу. Общечеловеческое начало в религиозных заповедях. Борьба добра и зла в средневековой КМ. Ответственный выбор как право и как испытание. Проблема теодицеи и гуманизм. Концепция «двух истин» как компромисс между наукой и религией.

Тема 4. Гуманизм как определяющая характеристика эпохи Возрождения

Возрождение и развитие гуманизма как выражение социокультурных перемен, «вынуждающих искать равновесия между средневековой верой в Бога и верой в ренессансного человека». Выдвижение нового типа личности, активной, инициативной, ответственной. Реабилитация красоты, природы и человека. «Речь в защиту достоинства человека». Особая роль художника – творца нереализованных форм. Гуманистическая педагогика. Значение науки. Бессмертие как причастность высшим человеческим деяниям – в науке, философии, искусстве. Гуманистическое значение Коперниканской революции, «не унижающей гордости человека, а возвышающей её». Гуманизм и Реформация. Возникновение утопических концепций. Гуманистическое содержание искусства.

Тема 5. Просвещение как гуманизм.

От «Знание сила» ко «Всем знать все обо всем». Успехи механико-математического естествознания как основа социального оптимизма Просвещения. Природа как наставник, «воспитатель воспитателей». «Республика учёных» и академии наук.

Великая французская энциклопедия и Французская революция.

Этика Канта. Категорический императив. «Человек не как средство, а как цель». Идея вечного мира.

Концепции образования, ориентированные на «самопознание, саморефлексию личности в актах самосознания культуры» (Гегель, Гердер, Гумбольдт).

Особенности просвещённого абсолютизма в России.

Тема 6. XIX век как «Смерть Бога»

Утопический социализм XIX в., идея всеобщего равенства людей «Гуманистический материализм» философии Фейербаха.

Переход от «созерцательности» Фейербаха к всестороннему анализу социокультурных условий гуманизма у Маркса. Развитие общества как естественноисторический процесс. Идеи человека как «высшей цели», «свободы-от» и «свободы-для». Творчество как естественная потребность. Выявление причин отчуждения человека от результатов его созидательной деятельности и порождения «нечеловеческих, порабощающих потребностей». «Всемирная история как прогресс в сознании свободы».

Кризис гуманизма во второй половине XIX в. «Смерть бога». Моральный протест против механистической картины мира. Философия жизни. Концепция «двух культур». Концепции культурно-исторических типов: от Данилевского к Шпенглеру. «Цивилизация как мумия культуры».

Тема 7. Гуманитарная картина мира в ХХ в.

ХХ век как век войн и революций. Революция в России и мировые войны как тяжёлое испытание гуманистических идеалов.

Кризис в экономике, политике, науке и искусстве как звенья единой цепи. Революция в естествознании и её уроки.

Россия как арена наиболее кровавых событий начала ХХ в. «Русский космизм» и несостоявшееся «восстание против непоправимого».

Кризис искусства как выражение общего кризиса культуры. «Диагноз духовного недуга эпохи» в трудах Й.Хёйзинги, З.Фрейда, К.Юнга, Э.Фромма.

Проблема отчуждённости, заброшенности человека в философии экзистенциализма. «Теология после Освенцима». Причины роста религиозных настроений. Этика благоговения перед жизнью.

Постмодернизм как диагноз. «Смерть автора» и смерть человека. «Шизоанализ» и «Игра в бисер».

«Холодная война» и крушение социалистической системы. От «холодной войны» к «холодному миру».

Концепции «конца истории» и «столкновения цивилизаций». Глобализация и глокализация.

РАЗДЕЛ II. ГУМАНИТАРНАЯ КАРТИНА МИРА В XXI ВЕКЕ

Гуманизм: опасная иллюзия, отчаянная вера или веление времени?

Тема 8. Человек и природа в современной картине мира

Отношение к природе как пробный камень цивилизации, основа научных и философских систем, социальных и политических программ. «Иметь» или «быть» в отношениях с природой. Социокультурные основания идеологии господства над природой и их выражение в стереотипах образования.

Неизбежность возвращения человека в научную картину мира. Место человека во Вселенной в свете антропного принципа и его модификаций. Самоорганизация и «естественный отбор» в сценариях космической эволюции. Гуманистическая миссия человека, порученная самой природой – «быть авангардом творческой эволюции».

Планета Земля как саморегулирующаяся и самоорганизующаяся система в концепции «Геи-Земли». Связь циклов жизни на Земле с «биением пульса Вселенной» в трудах А.Чижевского. Синергетические сценарии этногенетической эволюции.

Исчерпанность и опасность стереотипов «силового мышления» в отношениях с природой. Предотвращение «режимов с обострением» в природе и обществе. «Две опасности, наиболее угрожающие миру – беспорядок и порядок». Готовность присматриваться и прислушиваться к Природе как веление времени.

Введение.

РАЗДЕЛ II. ГУМАНИТАРНАЯ КАРТИНА МИРА ХХI ВЕКА

Литература

1. Бауман З. Текучая современность. СПб., 2008

2. Буравой М. Что делать? Тезисы о деградации социального бытия в глобализирующемся мире //Социс, 2009. №4

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности М.: Прогресс, 1990

4. Диалог цивилизаций: повестка дня. М.: ИФРАН, 2005

5. Жизнь как ценность. М.: ИФРАН, 2000.

6. Знание в современной культуре. Материалы круглого стола//Вопросы философии 2012№9

7. Истина и благо: универсальное и сингулярное М.: ИФРАН 2003

8. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990

9. Кемеров В.Е. Меняющаяся роль социальной философии и антиредукционистские стратегии //Вопросы философии. 2006.№2

10. Кемеров В.Е. Гуманитарное и социальное: от оппозиции к синтезу // Человек. 2011. №1

11. Культурная память в контексте формирования национальной идентичности России в XXI в. Коллективная монография. М.Ин-т культурологии. 2012

12. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. М.: Прогресс – Традиция, 2001

13. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. Избранные работы. М., 1995

14. Межуев В.М. Идея культуры. М.: Прогресс – Традиция, 2006

15. Меняющаяся социальность: контуры будущего. М. ИФРАН, 2012

16. Наука-философия-религия: В поисках общего знаменателя. М.: ИФРАН, 2003

17. Неретина С; Огурцов А. Время культуры. СПб, РХТИ, 2000

18. Проблема человека в западной философии. М. Прогресс.1988

19. Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995

20. Русский космизм.

21. Русская идея. Сборник произведений русских мыслителей. М., 2005.

22. Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.

23. Спектр антропологических учений. Вып.4. М. ИФРАН, 2012

24. Спектр антропологических учений. Вып.5. М. ИФРАН, 2013

25. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990

26. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. Человек играющий. М.. 2007

27. Humans G. Bringing men back in // American Sociological Review. 1964.V.29. №5

28. «Хорошее общество». Социальное конструирование приемлемого для жизни общества. М.: ИФРАН, 2003

29. Человек вчера и сегодня. Междисциплинарные исследования. Вып.5. М. ИФРАН, 2011

30. Человек в экономике и других социальных средах. М. ИФРАН, 2008

31. Штомпка П. В фокусе внимания повседневная жизнь. Новый поворот в социологии // Социс. 2009. №8

32. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991

 

 


[1] Батлук О. В. Цицерон и философия образования в Древнем Риме // Вопросы философии. 2000, № 2

[2] Древнекитайская философия. Собр. текстов. В 2-х т. Т. 1. М., 1972. С. 170

[3] Гегель Г.В.Ф. Соч.т.9., Л.1932, с.116

[4] Акутагава Рюноске. Паутинка. Новеллы. М., 1987. С. 226—227

[5] Аверинцев С.С. Христианство//Философский энциклопедический словарь. М: 1983, с.758

2 Там же

[6] См.Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.1979

[7] Сунягин Г.Ф. О некоторых предпосылках культуры Возрождения//Вопросы философии1985, №3, с.95

[8] Пико делла Мирандола. Речь в защиту достоинства человека//История эстетики. Т.1. М.1962, с.508

[9] Пико делла Мирандола. Речь в защиту достоинства человека//История эстетики. Т.1. М.1962, с.508

 

[10] Галилей Г. Избр.соч.в 2-х т. М.1964, т.1., с.556.

[11] Марк К., Энгельс Ф, Соч.т.1, с.422-423

[12] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 19. С. 189

[13] Кант И. Сочинения в 6 тт. Т. 6. М., 1966. С. 270

[14] Кант И. Сочинения в 6 тт. Т. 6. М., 1966. С. 499

[15] Шиллер Ф. Собрание сочинений в 7 томах. Т.1, М. 1955, С.290

[16] Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С. 6-7

[17] Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С.230

[18] Гегель Г. Эстетика. В 4 т. М., т. 3. 1971. С. 603

[19] Гегель. Соч. М.-Л., 1935. Т. VIII. Философия истории. С. 25, 32

[20] Гегель. Соч. М.-Л., 1935. Т. VIII. Философия истории. С. 35

[21] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 8

[22] Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт построения основ для изучения общества и истории//Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XXв. М.1987, с.127

[23] Данилевский Н. Я. Россия и Европа, М. 1991, с. 75

[24] Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993. С. 151

[25] Там же. С. 155

[26] Там же. С. 264

[27] Там же. С. 164

[28] Вейдле В.В. Умирание искусства. СПб. 1996, с. 238

[29] Бахтин М.М. Статьи. Эссе. Диалоги. М. 1995, с. 43

[30] Цит. по: Модернизм. Критика основных направлений. М. 1980, с. 91

[31] Хёйзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М. «Прогресс-Академия. 1992. с.245

[32] Хёйзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М. «Прогресс-Академия. 1992. с.246

[33] Там же, с.9

[34] Фрейд З. Недовольство культурой // З. Фрейд. Психоанализ. Религия. Культура. М.1982. С. 132

[35] Юнг К. Архетип и символ. М., 1991. С. 64

[36] Хайдеггер М. Работы и размышления последних лет. М 1993. С. 177

[37] Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990 N9, c 163

[38] Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М. 1993. с195

[39] Фуко М. Рождение биополитики. СПб. Наука. 2010

[40] См. Чухрукидзе М. Генезис события у Жиля Делёза: от множественного к Всеобщему // Вопросы философии. 2012 №8, с.146

[41] Быков Дм. Русская Касталия// Известия, 2010 #187, 7 октября

[42] Fukuyama F. The End of History? The National Interest 16, Summer 3—16. P. 4

[43] Hanaf F. Islam in the Modern World. Vel. 2. Cairo 1995, p. 21

[44]ibid, p. 489

[45] On pholosophical synthesis. I. Dewey. S. Radhacrishnan, g. Santayana//Philosophy East and West. 1951, vol. 1 № 1, p. 5

[46] См. Торосян В.Г. Диалог культур как условие глобализации. Материалы VI Всероссийского философского конгресса. Нижний Новгород. 2012, т.1

[47] Тойнби А.Д. Постижение истории. М., 1996. С.99

[48] Назаретян А.П. Антропогенные кризисы и эволюция ненасилия. //Философские науки.2004 №7. С.10

[49] Губанов Н.И., Губанов Н.Н.Менталитет: сущность и функционирование в обществе//Вопросы философии 2013 № 2.С.

[50] Кропоткин П.С. Взаимная помощь как фактор эволюции. Харьков, типография В.Г.Шеншелевича. 1919

[51] См. Лоренц К. Агрессия. М. 1984, с.114-115

[52] «Вопросы философии» 2012 №12, с.3

[53] См.например, Курдюмов С.П. Князева Е.П. У истоков синергетического движения мира// Самоорганизация и наука. Опыт философского осмысления. М.1995, с.166

[54] Винер Н. Я – математик. М. 1964, с. 314

[55] Маркс К, Энгельс. Ф. Соч. т 20, с 154

[56] Galbraith J.K. The Good Society. The Human Agenda. Boston – N.Y. 1966

[57] См. Хорошее общество: Социальное конструирование приемлемого для жизни общества. М.ИФРАН.2003, С.4

[58] См. Агацци Э. Идея общества, основанного на знаниях// Вопросы философии. 2012. №10. с 15

[59] См. Сидорина Т.Ю. Welfare State как точка отсчёта: место государства всеобщего благосостояния в социальной истории// Вопросы философии 2012 №11, с.25-28.

[60] См. Торосян В.Г. К вопросу о толерантности в современном мире // Век глобализации. 2012 №1, с.115-118

 

[61] Новый энциклопедический словарь. М. РИПОЛ классик, 2012, с.80

[62] Дарендорф Р. Письмо польскому другу // Путь. 1994 №3

[63] См. Н.В.Мотрошилова. Варварство как оборотная сторона цивилизации. //Вопросы философии. 2006 №2, с.44

[64] См. Н.В.Мотрошилова. Варварство как оборотная сторона цивилизации. //Вопросы философии. 2006 №2, с.49

[65] Виллегас Е. 15 лет без стены прожили немцы – и успели по ней соскучиться.// Российская газета 2004 №3627, 12 ноября

[66] Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М. «Весь мир» 2004. С.14-15

[67] См. Лоренц К. Обратная сторона зеркала. М. 1973, с.58-59

[68] К.Леонтьев о Владимире Соловьеве и эстетике жизни (по двум письмам) // Творческая мысль. М. 1912. с.131

[69] Ильин И.А. О грядущем России. М. 1991, с. 105

[70] См. Проблемы развития российской цивилизации. Обзор Всероссийского философского форума // Вопросы философии. 2012 №7, с.174

[71] Там же

[72] Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб. 1999. С.176

[73] Маркс. К. Соч. Т. 42, с. 125

[74] См, Человек вчера и сегодня. вып. 5 М. ИФРАН, 2011, с. 263

[75] Бауман З. Индивидуализированное общество. М. Логос. 2005, с. 73

[76] Философский энциклопедический словарь. М. 1983. с 195

[77] См. Агацци Э. Идея общества, основанного на знаниях// Вопросы философии. 2012. №10. с 16

 

[78] См. Агацци Э. Идея общества, основанного на знаниях// Вопросы философии. 2012. №10. с 19

 

[79] Ушинский К.Д. Собр. соч., Т.2., М., 1948. с.557

[80] Карпов А.О., Общество знаний: механизмы деконструкции// Вестник Российской Академии наук 2007 № 2

[81] Карпов А.О. Коммодификация образования в ракурсе его целей, онтологии и логики культурного движения// Вопросы философии 2012 №10, с.86

[82] Freire P. The Polities of Education, Culture, Power and Liberation. South Hadley. 1985, p.p. 44-47

[83] Никольский В.С. Коммодификация знания и образования: эссе о ценностях и ценах// Высшее образование России 2010 №3, с. 152

[84] См. Знание в современной культуре. Материалы «круглого стола»// «Вопросы философии» 2012 №9, с. 18

[85] Хорган, см. «Вопросы философии» 2012 №9, с.18

[86] Б.С.Гершунский. Философия образования для XXI века. М. 1998. С. 517

Аннотация

В современных условиях, наряду с давно утвердившейся естественнонаучной картиной мира, всё более актуальной становится гуманитарная КМ, в связи с обострением проблемы человека в современном мире. Формируясь естественным образом, как и любые картины мира, ГКМ вбирает в себя, в обобщённом виде, важнейшие результаты гуманитарного знания. При этом она не выступает альтернативой естественнонаучной КМ, а находится с ней в отношении дополнительности – в составе общекультурной КМ. Человек в мире XXI века и мир человека XXI века – таково основное содержание современной гуманитарной картины мира.

Изучение и осмысление этого содержания, места его в современной системе знания предполагает знакомство с историей формирования и функционирования гуманитарной картины мира, которая берёт начало задолго до появления и принятия самого этого понятия.

Содержание

Введение. Понятие гуманитарной картины мира

Понятие картины мира. Особенности интеграции знаний в картинах мира. Понятие гуманитарной КМ, возможность и актуальность её выделения. Человек в мире и мир человека как содержание гуманитарной картины мира. Аксиологическое ядро гуманитарных КМ. Гуманизм как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и реализацию своих способностей. Гуманизм, гуманизация и гуманитаризация.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 828; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.074 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь