Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 4. Гуманизм как определяющая характеристика эпохи Возрождения.



При всех различиях Средневековья и Возрождения следует признать, что Возрождение, столь критичное к Средневековью, в действительности было подготовлено им, выросло из него: оно явилось выражением естественно происходящих социально-культурных перемен, «вынуждавших искать равновесия между средневековой верой в Бога и верой в себя ренессанского человека».(Э. Кассирер). Как заметил русский философ, знаток античности, А.Ф. Лосев, « Возрождение, подобно юноше, бунтующему против родителей и ищущему поддержку у дедов, было склонно забывать обо всём, чем оно обязано Средневековью».

С происхождением понятия Возрождение (Ринашита по-итальянски, Ренессанс по французски) разночтений не возникает. Его ввёл итальянский живописец и историк искусств Джорджо Вазари, отозвавшись о представителях итальянского искусства XV-XVI веков как о «людях, которым удалось возродить античные традиции, низвергнутые до крайней своей погибели». Действительно, если в Средние века античное культурное наследие отвергалось и даже преследовалось, то теперь взоры вновь стали обращаться прежде всего к античным идеалам, с их возвышением человека.

Возрождение не было чисто внешним обращением к античной культуре-философии, науке, искусству. Два-два с половиной века (конец XIV для Италии, XV-XVI) этой великой по значению эпохи явились, по существу, Возрождением Человека, освобождением человеческого духа, научной и философской, а также экономической мысли. Выдвигая тип человека решительного, уверенного в себе, инициативного, но и ответственного в своих действиях, Возрождение переосмысливало подобный же идеал античности: теперь возвышение личности связывалось вовсе не с военными подвигами, пугала и средневековая фанатичность в вере. Из античности подлинно близким Возрождению оказались увлечение творчеством, высокая духовность. Человека делали человеком знания, искусство, гуманистическая философия.

Значительную роль в формировании такого мировоззрения сыграло естественным образом происходившее зарождение капитализма. По прошествии веков не должно удивлять, что «с высот художественных достижений Возрождения, составляющих золотой фонд человеческого наследия, социально-экономические достижения, превзойдённые последующим развитием, блекнут и предстают не как определяющие причины, а лишь как сопутствующая внешняя среда»[7]. Между тем именно в этот период происходили социально-экономические преобразования, надолго определившие дальнейшее развитие цивилизации и предоставившие человеку невиданную до того свободу как в производственных отношениях, так и в повседневной жизни.

Ведущей составляющей ренессансного мышления стал гуманизм, последовательное обоснование и развитие которого произошло в философии. Важно подчеркнуть, что даже искусство Возрождения, воспевающее человека, его физическую красоту и духовное величие, хотя в немалой степени способствовало идеалам гуманизма, было всё же не источником философских идей, а их воплощением, выражением. Достаточно привести название популярных в ту эпоху философских сочинений флорентийских гуманистов: «О достоинстве и превосходстве человека» Джаноццо Манетти (1396-1439); «Речь в защиту достоинства человека» Джованни Пико делла Мирандолы (1463-1494). Флорентийские гуманисты связывали величие человека с его свободным и ответственным выбором, доставляющим ему высшее и восхитительное счастье…владеть тем, что пожелает, и быть тем, чем хочет»[8]. Согласно Пико, Бог, создав мир и вслед за этим человека, предназначил ему особое место: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе удобнее было обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь»[9].

Человек, высшее творение Бога, в каком-то смысле мог быть и в сотворчестве с ним. Вот как пишет об этом Леонардо да Винчи (1452-1519): «Там где природа производит свои виды, там человек начинает из природных вещей создавать с помощью этой же природы бесчисленные виды новых вещей». Вот почему особую роль приобретает фигура художника-творца, инженера, во власти которого «порождать и самые прекрасные формы, и самые уродливые». Сам Леонардо в равной мере сочетал в себе и великого художника, и ученого, изучавшего строение не только человека, но и природы в целом.

Меняется отношение к изучению природы, в которой «разлит» и «наиприсутствует» Бог. Философское учение, в котором Бог – везде (букв. пантеизм), означало в то же время возвышение природы, изучение которой, вместе с тем означало приобщение к замыслу творца. Природа в представлениях гуманистов – «открытый познанию божественный образ».

Эта позиция проходит через все Возрождение – от ученого кардинала Николая Кузанского (1401-1464) до Джордано Бруно (1548-1600), который, на основе учения Николая Коперника (1473-1543), не просто отвергал центральное положение во Вселенной Земли, но пошел еще дальше, приписав Вселенной атрибуты, допускаемые только у творца – бесконечность и несотворимость. В концепции Бруно Универсум – это динамичная и яркая, единая в противоположностях Вселенная, «внутренний мастер, …производящий из своего лона все формы». Человек же сливается с природой в «героическом восторге ее познания». В концепции «героического энтузиазма» Бруно смертный человек становится причастным бессмертию человечества, которое обретается через познание и передачу его результатов следующим поколениям. Краткость жизни – лишь призыв к действию, полному гордости и упоения. Приговоренный к сожжению на костре за «развращение молодежи», Бруно отказался от прощения в обмен на отречение от своего учения: «Вы с большим ужасом произносите приговор, чем я его выслушиваю». В этом поступке также содержится величайший гуманистический смысл – так он заставил понять, сколь важно учение, за которое он согласился отдать жизнь.

Хотя открытие Коперника, выйдя далеко за пределы собственно астрономии, вызвало смятение в душах людей (отчего он долгие годы не решался его опубликовать), оно, «вместо того, чтобы унизить гордость людей, в еще большей степени возвышало ее» (Дж. Бернал). В новой картине мира Вселенная неизмеримо расширила свои пределы, обрела жизнь и движение, что вскоре выразилось и в картинах живописцев – даже в течение одного поколения, даже в течение жизни одного и того же художника, (например, Я. Тинторетто). Еще более восхитительной картина Вселенной стала с созданным Галилео Галилеем (1564-1642) телескопом. Картина, представшая перед восхищенным взором и разумом ученого, неизмеримо перевешивала «дружеские предостережения» инквизиции. Вынужденный все же к формальному отречению, но не к отказу от дальнейших исследований, Галилей осмелился даже написать: «Требовать, чтобы люди отказались от своих собственных аргументов и подчинялись суждениям других, и назначать лиц, невежественных в науке и искусстве, судьями над людьми учеными…это новшества, способные довести до гибели республику и разрушить государство»[10].

Важнейшее место в социокультурной панораме Возрождения принадлежит Реформации, которую правомерно характеризовать как «религиозную буржуазную революцию XVI века (Ф.Энгельс).
Поскольку гуманизм оставался идейной ориентацией достаточно узких, наиболее просвещенных кругов, как правило, аристократического происхождения, то Реформация явилась наиболее массовым движением эпохи Возрождения, оказавшим влияние на все сферы общественной и духовной жизни.

В 1517 г. немецкий монах Мартин Лютер (1483-1546) вывесил на воротах г.Виттенберга 95 тезисов с осуждением злоупотреблений церкви и требованием чистоты религии. В них резко осуждалась практика продажи индульгенций (поскольку церковь не может быть посредником между Богом и человеком), содержался призыв к отказу от пышных церковных обрядов, к сосредоточенности верующих на Боге, твердости в вере, а не внешней мишуре. Лютер отвергал идею спасения за заслуги — мотивом должен быть не торг, а внутренняя убежденность. Еще более подрывающим позиции католической церкви было требование, чтобы каждый христианин имел право на поиск собственного пути к Богу и даже на собственное осмысление Библии. Сам же Лютер впоследствии перевел ее на немецкий язык. Вскоре переводы Библии на национальные языки были сделаны Жаном Кальвином – на французский и представителем пуританства У. Тинделем – на английский.

Надо сказать, что у Лютера были предшественники: начиная с VIII века права на собственный путь к Богу требовали армянские павликиане, испанские манихейцы, французские альбигойцы, балканские богомилы. Эти движения были подавлены с невиданной жестокостью. То, что Лютера не постигла подобная же участь, объясняется не только его личной непреклонностью («на том стоял, и стоять буду»), а тем, что теперь подобные идеи уже находили широкую поддержку. Как заметил К.Маркс, «Лютер победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека»[11].

После Лютера огромное количество людей поверило в право на собственный путь к Богу, на собственное мнение и собственный выбор в любых вопросах. Характерно, что хотя Лютер резко отрицательно относился к науке как подрывающей основы веры, но отказ от слепого поклонения авторитетам, проповедуемый Реформацией, сыграл значительную роль в создании гелиоцентрической системы Коперника.

В новых условиях особенно уместным стало учение Фомы Аквинского о «внутреннем учителе». Следствиями Реформации стали концепции свободы совести, естественного права, правового государства, сформированные уже в Новое время. Происходила гуманизация и политических взглядов: «понять границы возможного, действовать в соответствии с временем – задача государственного деятеля», – доказывал итальянец Николо Макиавелли в знаменитой работе «Государь». Реформация обосновала санкцию на свободное предпринимательство, сочтя благочестивым христианином человека, обогащающегося собственным трудом (Ж.Кальвин). Реформаторы внесли значительный вклад в формирование гуманистической педагогики. Лютер и его сподвижники в Германии и других странах Европы создавали новые программы общедоступного образования, писали учебники. Начатые им реформы образования распространились и на университеты, освобождавшиеся от засилья схоластики. Значительный вклад в образование внесли также Эразм Роттердамский, гуманисты Франции (Франсуа Рабле, Мишель Монтень).

К концу эпохи Возрождения одновременно в разных странах стали выдвигаться идеалы справедливого общества без классового расслоения. В «Утопии» Томаса Мора (1478 – 1535) , «Городе Солнца» Томазо Кампанеллы (1568 – 1639) государство обеспечивает гармоничное воспитание и образование, когда каждый имеет возможность «развивать свои духовные силы, заниматься изучением наук и искусств», пользоваться библиотеками и музеями. Воспитание должно основываться на возврате к природе, а образование – стремиться к универсализации вместо узкой специализации, отказе от «слепого заучивания».

Наиболее ярким, убедительным и доступным выражением гуманистического духа Возрождения стало искусство. Возвышая человеческий дух, Возрождение реабилитировало и телесную красоту. Обнаженное женское тело, вдохновляя художников и скульпторов, заставляет восхищаться и сегодняшних посетителей музеев. Люди, изображаемые искусством Возрождения, даже некрасивые внешне, полны внутреннего достоинства, неукротимой энергии, осознания своего предназначения на Земле. Очень характерно социально-культурные сдвиги, происходившие в течение той великой эпохи, красноречиво прослеживаются и в религиозных сюжетах. Мадонны раннего Возрождения экзальтированны, отрешенны, «бесплотны», на их лицах написаны мука и страдание: они несут свой крест, как понесет 33 года спустя их дитя. Лики их выражают молчаливую покорность, смирение перед жестокой судьбой – но и нежелание, немыслимость любой иной. А всего через несколько десятилетий изображены уже, по существу, земные мадонны, радующиеся и умиляющиеся при взгляде на своего младенца. А вот в литературе и живописи позднего возрождения много горечи, сатиры: «Корабль дураков»,

''Операция глупости'', саркастически изображен П. Брейгелем даже неизменно героический сюжет с падением Икара: никому нет дела до героя: ''с нас достаточно, дайте нам спокойно жить и трудиться''.

Вопросы и задания

1. Каковы социокультурные предпосылки гуманизма Возрождения?

2. Каковы особенности гуманизма Возрождения?

3. В чем состоит гуманистическое содержание открытия Коперника?

4. Как соотносятся Гуманизм и Реформация?

5. Каким образом идеалы гуманизма выражались в искусстве?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь