Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ ИСТОРИИ СКИФСКОЙ КУЛЬТУРЫ



Материал Ульских курганов давно известен как богатый, интересный, но в значительной степени перепутанный. Поэтому, видимо, он практически не рассматривается в целом, хотя отдельные произведения скифского искусства из этих курганов часто привле­кают внимание исследователей.

Традиционно Ульские курганы датируются 6 – 5 вв. до н.э. – временем конца " скифской архаики" и перехода к новому этапу в истории скифской культуры. Отличия ма­териальной культуры архаики от более поздней нередко в настоящее время интерпретируют как результат смены населения. Наиболее развернуто эта точка зрения высказана А.Ю.Алексеевым, считающим, что в последней трети 6 в. до н.э. традиции архаического времени прервались, т.к. в это время с востока пришло новое население (Алексеев 1992).

Поскольку время существования Ульских курганов не только приходится на этот момент, но и захватывает предыдущую и последующую эпохи, (Галанина, Лесков 1996 а, б), их материал особенно важен для проверки гипотезы " двух Скифий".

Обращаясь к материалу этого памятника, следует учитывать, что Ульские курганы расположены в Прикубанье, всегда игравшем роль зоны контактов культур степных кочевников и мира Переднеазиатских цивилизаций. Признаки искусства Передней Азии традиционны для скифского звериного стиля Прикубанья и отличают, в частности, предметы из Ульских курганов.

Произведения скифского звериного стиля были почти во всех курганах Ульской группы, но особый интерес представляют несколько комплексов.

Прежде всего это материал кург. №1 1908 г. – наиболее раннего из группы: по комплексу находок он датируется рубежом 7 – 6 вв. до н.э. (Галанина, Лесков 1996 б, 13). В нем найдено навершие с головой грифо-барана на бубенце (OAK, 1908, 118, рис.169) и серия золотых бляшек. Изображение головы грифо-барана на навершии можно отнести к скифскому звериному стилю с некоторыми признаками влияния переднеазиатского искусст­ва. Золотые бляшки в виде хищников с согнутыми под тупым углом ногами типичны для скифского звериного стиля (Там же, рис.168). То же можно сказать и о бляшках в виде фи­гур оленей с подогнутыми ногами (Там же, рис.166). Кольцевидные отростки рогов сбли­жают их с подобными изображениями из кург. 100 у с.Синявка в лесостепном Приднепровье


Звериный стиль из этого кургана характерен для скифской архаики: сочетание при­знаков собственно скифского искусства с переднеазиатскими элементами присутствует и в материале Келермесских курганов, представляя собой следы переднеазиатского происхож­дения звериного стиля на этой территории. Типичны и лесостепные аналогии, отражающие процесс распространения образцов звериного стиля из областей его происхождения (Погребова, Раевский 1992).

К несколько более позднему времени – рубежу 6 – 5 вв. до н.э. (Галанина, Лесков 1996 б, 14) – относятся курганы №1 и 2 1909 г., где найдены самые известные произведения скифского звериного стиля. Материал этих курганов перекликается: в обоих комплексах присутствуют совершенно одинаковые золотые бляшки в виде хищной птицы с распростер­тыми крыльями, а также весьма похожие золотые бляшки в виде фигур козлов с подогнуты­ми ногами и повернутой назад головой (Scythian Art 1986, pl. 21). Найдена также золотая бляшка в виде хищника с согнутыми под прямым углом ногами (Артамонов 1966, 16, рис.17). Эта бляшка, как и бляшка в виде козла, выполнена в канонах скифского звериного стиля. Наиболее похожие по форме, размерам, материалу и стилю предметы найдены в кур­гане Витова Могила в лесостепном Поднепровье (Граков 1971, табл. XX); здесь они украша­ли колчан. Можно с осторожностью предположить такое же назначение для бляшек из Ульского кургана (при общей дефектности наших материалов можно допустить, что таких бля­шек было больше).

Бляшка же в виде хищной птицы, хоть и напоминает контуром крыльев изображе­ние птицы из Мельгуновского кургана (Артамонов 1966, 11, рис.5), не вполне вписывается в каноны скифского звериного стиля: мелкие рельефные полоски, показывающие перья на крыльях и хвосте, не свойственны скифской изобразительной традиции, а характерны для античной и переднеазиатской.

Такой же смешанный стиль отличает и золотые бляшки в форме хищного зверя с повернутой анфас головой; так же, как и бляшки в виде птицы, они не находят прямых ана­логий.

Более всего предметов смешанного стиля дал курган №2 1909 г. Именно отсюда происходят наиболее известные предметы: навершия с головами быков на бубенце (OAK, 1909-10, 150, рис.215), навершия в форме голов хищных птиц (Там же, 151, рис.216 сл.), серебряные и бронзовые псалии с гравировкой (Там же, 150, рис.213 сл), золотая оковка неизвестного предмета в виде головы лошади (Там же, рис.211 а, б). Сочетание в этих вещах признаков скифского звериного стиля и искусства Передней Азии многократно описано в литературе. Можно остановиться только на изображении головы лошади, в манере передачи


которой признаки скифского звериного стиля (обобщенная моделировка, преувеличенные круглые глаза, изображение зайцев на ноздрях) сочетаются с переднеазиатскими (рубчатый кант вокруг зрачков и полоса треугольников, проходящая по лбу и щекам). Полоса тре­угольников напоминает гнезда такой же формы для инкрустации на ухе Келермесской пан­теры, что говорит о преемственности стиля рассматриваемого материала от памятников келермесского круга. Заслуживает внимания и тот факт, что столь высокая концентрация предметов смешанного стиля обнаружена не в самом раннем из Ульских курганов. Его можно объяснить либо какой-то до сих пор не известной второй волной контактов с Перед­ней Азией, отнеся ее к рубежу 6 — 5 вв. до н.э., либо же просто дефектностью материалов Ульских курганов, не донесших до нас следов контактов более раннего времени. В кургане №10, относящемся к 5 в. до н.э. (Галанина, Лесков 1996 а, 55; 1996 б, 14), найдены навершия в виде плоских голов хищных птиц, по форме и стилю явно производные от наверший из кургана №2 1909 г. Эта преемственность находится в русле эволюции форм скифских наверший на территории Восточной Европы (Переводчикова 1980, 40 cл).

Бронзовые уздечные бляхи из кургана №11 4 в. до н.э. по стилю наследуют предме­там из Семибратних курганов (Масленицына 1992, 58).

Обобщая сказанное, можно заметить, что налицо, прежде всего, преемственность между предметами в скифском зверином стиле на протяжении всего времени существова­ния Ульской группы курганов. Сочетание почти во всех комплексах курганов произведений скифского звериного стиля с изображениями смешанного характера говорит о продолжаю­щейся традиции контактов с искусством Передней Азии. Наиболее высокая концентрация предметов смешанного стиля наблюдается в комплексе рубежа 6 — 5 вв. до н.э. Никаких принципиально новых, не выводимых из существующей традиции признаков в последней трети 6 в до н.э. не обнаруживается. Все эти наблюдения не позволяют разделить концеп­цию " двух Скифий", предполагающую разрыв в традиции в последней трети 6 в. до н.э. и формирование новой культуры при участии населения, мигрировавшего с востока.

 

Литература

Алексеев, 1992: Алексеев А.Ю. Скифская хроника (Скифы в 7 6 вв. до н.э.: историко-археологический очерк). Спб.

Артамонов, 1966: Артамонов М.И. Сокровища скифских курганов в собрании Государст­венного Эрмитажа. Прага-Л.


Галанина, Лесков, 1996 а: Галанина Л.К., Лесков А.М. Население Закубанья 65 вв. до н.э. По материалам Ульских курганов. В сб.: Актуальные проблемы археологии Се­верного Кавказа (XIX Крупновские чтения) (Москва, апрель 1996 г.). Тезисы док­ладов. М.

Галанина, Лесков, 1996 б: Галанина Л.К., Лесков A.M. Улъские курганы как исторический источник. В сб.: Эрмитажные чтения памяти Б.Б.Пиотровского (14.2.1908 15.10.1990). Тезисы докладов. Спб.

Граков, 1971: Граков Б.Н. Скифы. М.

Масленицына, 1992: Масленицына Е.С. Некоторые стилистические группы памятников в искусстве Прикубанья в конце 5 — 4 вв. до н.э. В сб.: Граковские чтения на ка­федре археологии МГУ. 1989 — 1990 гг. М.

Переводчикова, 1980: Переводчикова Е.В. Типология и эволюция скифских наверший. СА, № 2.

Погребова, Раевский, 1992: Погребова М.Н., Раевский Д.С. Ранние скифы и древний Восток. К истории становления скифской культуры. М.

Scythian Art, 1986: Piotrovski В., GalaninaL., GrachN. Scythian Art. London.


Г.Н.Вольная


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь