Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ОБ ОДНОМ АЛАНСКОМ АНТРОПОМОРФНОМ ИЗОБРАЖЕНИИ
Для юга России одним из чрезвычайно интересных археологических памятников является группа богатых курганов Нижнего Дона, возникших во второй пол. 1 в. н.э. К ней относятся хорошо известные курганы кочевой знати: Хохлач, Садовый, Кобяково-10, Вало-вый-1, Дачи, Тузлуки и др. Мнение об аланской принадлежности названных памятников впервые было высказано в конце 70-х гг. Б.А.Раевым и основано на уточнении датировок памятников, ранний этап которой совпал со временем появления алан в степях к СВ от Черного моря. (Раев 1979). В 80-е гг. многие археологи (Б.А.Раев, А.С.Скрипкин, М.Б.Щукин, А.В.Симоненко, С.АЯценко) стали основательно доказывать существование в сарматской культуре Подонья, Поволжья, Прикубанья и Северного Причерноморья ряда инноваций, имеющих восточное происхождение. Нижнедонские курганы имеют ближайшие отчетливые аналогии в погребениях предшествующего времени в Тилля-Тепе (Бактрия), более древние параллели уводят нас еще дальше на восток. Если сходство культуры донской и бактрийской аристократии практически не вызвало споров, как не встретила серьезных контраргументов и версия Б.А.Раева об аланской принадлежности названных памятников, то пути и способы проникновения восточных элементов в Причерноморье стали в последние годы предметом оживленной дискуссии. Так, Н.Е.Берлизов настаивает на существовании с 36 г. до н.э. северной трассы Великого шелкового пути, по которой шла транзитная торговля Рима с Китаем. Таким образом, все изделия восточного происхождения в сарматских погребениях он считает результатом деятельности китайских купцов, импортами из Средней Азии и Китая (Берлизов 1993; 1994). Эта версия была подвергнута критике М.Б.Щукиным, А.С.Скрипкиным, С.А.Яценко, которые высказали ряд контрдоводов: вряд ли предметами купеческой торговли могли стать роскошные и достаточно дорогие вещи царского достоинства из Хохлача, Кобяково, Дач и т.д. (Щукин 1992). Большинство предметов центрально-азиатских типов – мелкие и дешевые золотые нашивные бляшки, везти которые через пустыни за 4000 км не имело смысла (Яценко 1993). Сюжеты изделий полихромно-бирюзового стиля отражают мифологические представления определенного этноса, являются составной частью костюма, т.е. отличаются этнической информативностью (Яценко 1993; Скрипкин 1994). Появление восточных элементов объясняется, таким образом, продвижением в Причерноморье новой волны восточных мигрантов. Еще одна гипотеза принадлежит В.К.Гугуеву. Он считает, что восточные инсигнии власти могли попасть в донские курганы из храмов и сокровищниц Северной Бактрии, разграбленных кочевниками. Еще один возможный вариант — изготовление бактрийскими мастерами ювелирных изделий по заказам сакских, юэчжийских, сарматских вождей (Гугуев 1992). Некоторую ясность в обозначившуюся проблему может внести антропоморфное изображение бога или героя, сидящего со скрещенными " по-восточному" ногами, помещенное на кобяковской гривне (Рис. 1). Само изделие несомненно бактрийского происхождения и датируется рубежом эр (Гугуев 1990). В сарматской иконографии подобных изображений известно всего четыре (Яценко 1992). Наиболее иконографически близкое – из Соколовой Могилы – также бактрийского происхождения. Можно заключить что к нижнедонским аланам описываемая вещь могла попасть как военный трофей или дорогой подарок; изображенное божество – центрально-азиатское (юэчжийское) и к европейским сарматам и аланам отношения не имеет. Новые археологические материалы, однако, позволяют сомневаться в правильности такого вывода. В 1993 г. при расчистке катакомбы № 3 могильника у с.Даргавс в Северной Осетии обнаружен тайник, содержавший предметы конского убора. Среди многочисленных украшений в данном случае интересны небольшие (выс. 13 мм) литые серебряные с позолотой на лицевой стороне бляшки с антропоморфным изображением, удивительно напоминающим фигуру божества с кобяковской гривны (Рис. 2). Из-за небольшого размера и нечеткой проработки деталей говорить о наличии в руках персонажа чаши и меча невозможно, тем не менее общее семантическое сходство не вызывает сомнений: даргавская фигурка имеет те же морщинистый лоб, непропорционально большую голову, треугольную бородку, что и кобяковский божок; похожи узкие прямые штаны и позы сидящих. Согнутую в локте правую руку даргавский мужчина держит перед собой, чем мастер, видимо, обозначил наличие в его руке какого-то сосуда. Найденные предметы конского убора имеют немало аналогий в северокавказских древностях, а некоторым изделиям комплекса можно найти точные копии. К примеру, известны полукруглые орнаментированные поясные накладки с отверстиями в нижней части (катакомба № 2 у с.Кобан; Хайнрих 1995), абсолютно идентичные даргавским (Рис. 3). Учитывая, что расстояние между с.Кобан и с.Даргавс ок. 10 км, не будет смелым предположить, что обе группы украшений изготовлены в одной мастерской. Вероятно из той же мастерской происходит поясная пряжка с изображением грифона на щитке, найденная в той же катакомбе у с.Кобан (Хайнрих 1995). В даргавском комплексе имеется точно такой же щиток, но без рамки, функционально являвшийся концевой накладкой сбруйного ремня (Рис. 4). В.Б.Ковалевская (1979) приводит еще три экземпляра подобных пряжек, отмечая, что их щитки совершенно одинаковы и " безусловно вышли из рук одного мастера". Все названные вещи датируются 8 – 9 вв. Нет никаких оснований предполагать какое-либо восточное происхождение бляшек с фигуркой сидящего мужчины, поскольку все остальные детали набора происходят из одной, без сомнения местной, мастерской. Кроме того, даргавский персонаж единственное пока столь позднее изображение данного божества, имеющее бесспорно аланское происхождение. Остается надеяться, что временная лакуна от 1/2 до 8/9 вв. постепенно будет заполнена. Если кобяковский курган действительно оставлен аланами, то появление аналогичной фигуры в аланском комплексе через 800 лет позволяет сделать вывод о том, что исследуемое божество принадлежит к аланскому пантеону. Длительное его существование в иконографии в практически неизменном виде связано с тем, что изображенный – один из главных аланских богов или святых. Таким образом, новые археологические материалы свидетельствуют о родстве северокавказских аланов и бактрийских юэчжей и делают предпочтительным вывод о появлении восточных вещей в нижнедонских курганах с середины 1 в. н.э. вместе с их носителями – аланами, мигрировавшими из Средней Азии. С.Н.Савенко БРОНЗОВЫЙ ШЛЕМ ТИПА " МОНТЕФОРТИНО" ИЗ ФОНДОВ КИСЛОВОДСКОГО МУЗЕЯ Весной 1995 г. в фонды Кисловодско го краеведческого музея поступила редкая находка – бронзовый шлем, условно относимый к типу " шапочка жокея". Предмет, был доставлен Х.Узденовым – жителем с.Учкекен – районного центра Малокарачевского р-на Карачаево-Черкесской республики, расположенного в 17 км к 3 от Кисловодска в долине р.Подкумок. Вместе со шлемом были переданы и другие изделия: горшок серо-коричневого цвета с лощеной поверхностью и отбитой ручкой высотой 16.4 см (Рис. 2, 1), другой асим-метрично-биконический сосуд из охристо-коричневой глины с горизонтальными опоясывающими рельефными валиками на корпусе высотой 12.6 см (Рис. 2, 2), фрагментированные железный наконечник копья (Рис. 2, 3), удила с колесовидными псалиями (Рис. 2, 4), и предметы не ясного назначения (Рис. 2, 5). По словам Х.Узденова, предметы были обнаружены случайно на индивидуальном участке, расположенном на западном склоне известного археологического комплекса окрестностей Кисловодска – " Рим-Гора", на разной глубине. Обстоятельства находки кажется свидетельствуют о разрозненности артефактов, однако предметы представляются настолько хронологически близкими (за исключением уникального для региона охристоглиняного сосуда, скорее всего эпохи развитого средневековья), что речь может идти о едином замкнутом комплексе. Остальные изделия по широким аналогиям датируются последними веками до н..э. – 1 в. н.э. Не исключена и связь находок с одним из курганов сарматского времени в районе Учкекена – Терезе. Курганные группы, содержавшие погребения с выразительным инвентарем, в том числе и средиземноморско-причерноморского производства, уже введены в научный оборот (Алексеева 1992, с. 153 сл.). В последние годы на территории Карачаево-Черкесии участились случаи сознательного ограбления курганов с целью поиска археологического антиквариата. Не исключено, что описываемый комплекс происходит из одного из подкурганных захоронений. Наибольший интерес в комплексе представляет шлем (Рис, 1). Он полусферический, с цилиндрическим, утолщенным на конце навершием в виде усеченно-конической " шишечки" со сквозным отверстием. Нижний край отогнут и образует узкий козырек и расширенный назатыльник. На боковых сторонах у отогнутого края для крепления несохранившихся нащечников сделано по 2 отверстия, между которыми в одном случае – плоская округлая заклепка. Еще одно отверстие для крепления кожаного ремня, фиксирующего шлем на шее, сделано в центре назатыльника. Внутри навершия сохранились следы от султана из конского волоса. Высота шлема 18.5, длина без отогнутых частей 21.0, ширина 19.6, ширина козырька 1.0, назатыльника – 4.3 см. Швы на корпусе, скорее всего, являются необработанными следами литейной формы. Состояние металла плохое, он послойно разрушен окислами, у шлема сильно повреждена налобная часть и имеются утраты у навершия. Утраты, вероятно, произошли при изъятии предмета из земли. Шлем относится к числу достаточно редких в Юго-Восточной Европе находок из хорошо известной группы " Монтефортино" (Robinson 1975, 11 ff). Он обладает поздними признаками варианта " С" – почти горизонтальный козырек, отсутствие орнамента, наличие назатыльника. Эти черты присущи шлемам раннеимператорского времени (Раев 1988, 38). К наиболее близким аналогиям нашему шлему следует отнести шлем из Мариенталя, кург. D 22 (Rau 1927, 53). Сходен также шлем из кургана у х.Веселый в Нижнем Подонье (Степи Европейской части..., 370, табл. 65, 48). Исследователи уже останавливались на исторической значимости находок кельто-италийских шлемов в Юго-Восточной Европе (Раев, Симоненко, Трейстер 1990; Raev, Simonenko, Treister 1991 и вся библиография вопроса). Следует подчеркнуть, что большинство восточноевропейских находок происходят из комплексов 2–– нач. 1 вв. до н.э., а подобные экземпляры относятся к рубежу эр – 1 в. н.э. Б.А.Раев увязывает ранние экземпляры с войнами Митридата и участием в них сарматов (Раев 1988, 39). Отмечены признаки переделки некоторых шлемов местными мастерами. Находка кельто-италийского шлема близ Кисловодска дала повод для научных и не очень научных предположений. Этому способствовала связь находки с " Рим-Горой" – возвышенностью в долине Подкумка, которая получила свое название где-то в середине 19 века, когда под ней находилась (с 1825 по 1864 гг.) казачья станица Боргустанская. Название станицы связано с более древним топонимом – " Бергустант", " Боргосант" или " Боргустан". Когда по району в конце 40-х гг. 19 в. путешествовал археолог караим Авр. Фиркович, он уже знал название " Рим-Гора". Известны были и легенды о " румах-греках", живших когда-то на Рим-Горе (Фиркович 1857, 378 сл.). К концу 19 – нач. 20 вв. возникла версия о том, что на месте древней крепости размещался когда-то римский отряд. Она была с энтузиазмом поддержана краеведами и экскурсоводами, но не получила научного обоснования. Единичная на настоящее время находка шлема не может подтвердить факт пребывания римских войск в Центральном Предкавказье, но прямые или опосредованные контакты местного населения с римскими войсками в первые века н.э. были реальны. Литература Алексеева, 1992: Алексеева Е.П. Археологические памятники Карачаево-Черкессии. М. Раев, 1988: Раев Б.А. Бронзовый шлем из коллекции Новочеркасского музея-КСИА, вып. 194. Раев, Симоненко, Трейстер, 1990: Раев Б.А., Симоненко А.В., Трейстер М.Ю. Этрусско-италийские и кельтские шлемы в Восточной Европе.- Древние памятники Кубани. Краснодар. Степи Европейской части...: Степи Европейской части СССР в скифо-сарматское время. Археология СССР. М. Фиркович, 1857: Фиркович А. Археологические разведки на Кавказе.- Записки Императорс- кого Археологического общества, т. IX. Спб, Raev, Simonenko, Treister, 1991: Raev B.A., Simonenko A.V., Treister MJu. Etrusco-Italic and Celtic Helmets in Eastern Europe.— Jahrbuch des Rö misch-Germaniscen Zentralmuseums.Jg. 38. Mainz (publ. 1996). Rau, 1927: Rau P. Die Hü gelgrä ber rö mischer Zeit an der unteren Wolga. Pokrowsk
В.И.Мордвинцева |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы