Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1.3. Ознакомление со стилем в музыке и музыкальными жанрами



Анса́ мбль (от фр. ensemble — вместе, множество) — совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками и само музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей.

Ария (от итал. aria – воздух) – законченный по построению эпизод (двух- или трёхчастного строения) в опере, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра. В арии раскрывается душевный мир героя, его эмоциональное состояние, отношение на окружающие явления, события. Это музыкальная характеристика, музыкальный портрет героя.

Балет (французское ballet происходит от итальянского ballo – танец, пляска) – вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в музыкально-хореографических образах

Жанр (от лат. genus – род, вид) музыкальный – одно из важнейших средств художественного обобщения; музыкальные жанры характеризуют исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений в связи с их происхождением, назначением, способом, условиями исполнения и восприятия, а также с особенностями содержания и формы.

Кантата (от итал. cantare – петь) – один из основных жанров вокальной музыки, крупное вокально-инструментальное произведение торжественного характера, обычно для солистов, хора и оркестра.

Концерт (от лат. concerto – состязаюсь) – произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов или голоса и оркестра, а также публичное исполнение музыкальных произведений.

Марш (от франц. marche – шествие, движение вперед) – музы­кальный жанр, характерными чертами которого являются стро­гий, размеренный темп, чёткий ритм.

Опера (с итал. орега – труд, дело, сочинение) – вид музыкально-театрального искусства, основанного на синтезе слова, сценического действия и музыки. Составные части оперы: арии, ансамбли, речитативы, хоры, балетные сцены, увертюра.

Песня (от лат. cantus) – наиболее распространенный жанр вокальной народной и профессиональной музыки, основанный на взаимосвязи музыки и поэтических образов.

Симфония (от греч. symphonia – созвучие) – ведущий жанр оркестровой музыки, написанный в сонатной циклической форме.

Стиль (в музыке) – совокупность признаков, характеризующих творчество композиторов определённой страны, исторического периода, отдельного композитора.

Сюита (от франц. suite – ряд, последовательность) – циклическое инструментальное произведение из нескольких разнородных самостоятельных пьес, связанных общим замыслом.

Танец (от нем. Tanz) – вид искусства, основным средством создания художественного образа которого является движение.

Увертю́ ра (фр. ouverture – открытие, начало) – 1. Оркестровая пьеса, исполняемая перед началом оперы или балета, обычно основанная на темах произведения, которому она предшествует, и сжато воплощающая его главную идею. 2. Название самостоятельного одночастного оркестрового произведения, часто относящегося к программной музыке.

Приложение №

Тема 1.4. Ознакомление со средствами музыкальной выразительности

Аккомпанемент (accompagnamento, accompagnement) – музыкальный термин, обозначающий сопровождение мелодий, имеющее целью преимущественно её гармоническое украшение, а также поддержку вокальных партий инструментами.

Выразительные средства – средства, предназначенные для воплощения идейно- эмоционального содержания музыкальных образов. Основное средство музыкального выражения – мелодия, а также лад, гармония, инструментовка.

Динамика (от греч. dynamixos – имеющий силу, от dunamis – сила) в музыке – совокупность явлений, связанных с различными степенями громкости звучания.

Изобразительные средства – отражение различного рода звуков действительности     ассоциативных представлений, порождаемых музыкальными звуками – их высотой, длительностью, тембром.

Мело́ дия (греч. melodia – пение песни от melos – песнь и ode – пение) – основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности.

Орке́ стр (от греч. orchestra – в древнегреческом театре место перед сценой, на котором размещался хор) – многочисленный коллектив музыкантов-исполнителей, предназначенный для совместного исполнения музыкальных произведений.

Симфонический оркестр – самый совершенный и богатый по звучанию вид оркестра. Он состоит из трёх основных групп инструментов: струнных смычковых, духовых и ударных.

Средства музыкальной выразительности – это средства, которыми пользуется композитор для воплощения своего замысла (мелодия, аккомпанемент, гармония, лад, темп, динамика, штрихи, тембр, регистр, форма, жанр и др.

Тембр (фр. timbre) – специфическое качество, характерная окраска звука голоса или инструмента.

Темп – скорость движения, чередование метрических единиц.

Приложение №

Интонационная выразительность и особенности развития в музыке

Интонация (от tonus – тон) – произносить громким голосом (характер произношения). В широком смысле: воплощение художественного образа в музыкальных звуках. В узком смысле: мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительно-смысловое значение (2-3 звука, иногда небольшая часть мелодии – «зерно-интонация»).

Разви́ тие музыка́ льное – движение музыкальных образов, их изменения, столкновения, взаимопереходы, отражающие процессы, которые протекают в душевной жизни человека или героя музыкально-театрального представления, а также в окружающей реальной действительности. Музыкальное развитие – важный фактор музыкальной драматургии, направляющий внимание слушателя на наиболее существенные части повествования. Музыкальное развитие осуществляется с помощью разнообразных композиционных и выразительных приёмов; в нём участвуют все средства музыкальной выразительности.

Приложение №

Ознакомление со структурой музыкальной речи

Купле́ т (фр. couplet – строфа) – повторяемая часть песни.

Вариации (от лат. variat – изменение) – музыкальная форма, состоящая из завершённой по форме темы и последующих её видоизмененных повторений.

Двухчастная форма – простейшая музыкальная форма, состоящая обычно из последования двух периодов.

Моти́ в (от ит. motivo – повод, побуждение, и лат. motus – движение) –1. Часть мелодии, имеющая самостоятельное выразительное значение; группа звуков мелодия, объединённая вокруг одного акцента – ударения. 2. В общераспространенном значении – напев, мелодия.

Музыкальная форма – построение музыкального произведения, соотношение его частей.

Одночастное произведение – произведение, в котором отсутствует деление на самостоятельные части.

Период – один из элементов музыкальной формы, небольшое построение, в котором выражена законченная мысль (от греч. periodos – определённый, замкнутый круг времени); период обычно состоит из 2 предложений.

Предложение – один из элементов музыкальной формы, наименьший отрезок мелодии; обычно состоит из 2 фраз.

Припе́ в – часть песни, неизменно, вместе с одним и тем же словесным текстом, повторяющаяся после каждого её куплета.

Рондо – музыкальная форма, состоящая из многократного (не менее 3 раз) повторения основного раздела – рефрена с которым чередуются другие разнообразные разделы – эпизоды.

Сюита (от франц. suite – последовательность) – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких контрастных частей.

Трёхчастная форма – музыкальная форма, состоящая из 3 разделов: крайние (1-й и 3-й) совершенно одинаковы или сходны, средний отличается от них и часто бывает резко контрастным.

Фрагме́ нт (от. лат. fragmentum – обломок, кусок) – отрывок чего-либо.

Фра́ за (греч. phrasis – оборот речи, выражение) – относительно завершённый отрывок, часть мелодии, один из элементов музыкальной формы, в котором выражена более или менее законченная музыкальная мысль; обычно состоит из 2 мотивов.

Циклические формы – музыкальные формы, состоящие из нескольких самостоятельных частей, образующих связное целое (от греч. kyklos – круг).

   

Приложение №


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь