Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Терминологический словарь-справочник к темам
Теория и методика музыкального воспитания с практикумом Приложение № Раздел I Изучение теоретических основ музыки как учебного предмета Тема 1.1. Изучение основ элементарной теории музыки Вока́ льная му́ зыка (от ит. vocale – голосовой) – музыка для пения – сольного, ансамблевого или хорового с аккомпанементом или без него. Выразительность – отражение внутреннего состояния, переживания художником изображаемого явления. Г армония – область выразительных средств в музыке, основанная на объединении звуков в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Гармония создаёт определённый благозвучный фон (аккомпанемент), поддерживающий, обогащающий мелодию. Детский музыкальный фольклор – одна из важнейших областей устного народного творчества, вобравшая в себя многовековой коллективный опыт становления и развития полноценной человеческой личности, достойного члена семьи и общества, способного сохранять духовное наследие предков и передавать его потомкам. Детский фольклор – это синтез поэтического народного слова и движения. Духо́ вная музыка – музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Динамика, динамические оттенки (нюансы) – изменение громкости звучания в процессе исполнения музыкального произведения. Длительность – свойство звука, определяющее его протяжённость. Жанр – род (вид, тип) музыкальных произведений; понятие, определяющее содержание, характер, направленность музыкального произведения, например жанр оперной, симфонической, вокальной, камерной музыки. Жанровой обычно называют музыку, близко связанную с бытом (марш, танец и т.п.). Звук – наименьший структурный элемент музыкального произведения. Одновременно он представляет собой физическое явление (колебательное движение какого-либо тела). Звук музыкальный – колебание звучащего тела, имеющего основные свойства: высоту, длительность, тембр, динамику (силу). Изобразительность – это конкретность, наглядность изображаемых действий, поступков человека, предметов и явлений реальной и фантастической действительности. Класси́ ческая музыка (также – музыкальная классика) – свободное от терминологической строгости понятие, употребляющееся, в зависимости от контекста, в различных значениях, имеющее вполне определённый исторический смысл и менее определённый оценочный. Компози́ тор (лат. compositor – сочинитель, составитель, создатель) – автор музыкального произведения. Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение; музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Направление мелодического движения: восходящее, нисходящее, волнообразное, горизонтальное (движение на повторяющемся звуке – рецитация). Музыка –вид искусства, который отражает действительность в звуковых музыкальных (художественных) образах. Народная музыка, музыкальный фольклор, или фолк-музыка (англ. folk music) – музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества, существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение. Популярная музыка – музыка разных музыкальных жанров, музыка сегодняшнего дня, которая является известной широкой публике. Поп-му́ зыка (англ. pop-music от popular music) – направление современной музыки, вид современной массовой культуры (отдельный жанр популярной музыки). Профессиональная музыка – музыка, созданная профессиональным композитором. Средства музыкальной выразительности – это те средства, которыми пользуется композитор для воплощения своего замысла. Тембр (фр. timbre) – специфическое качество, характерная окраска звука голоса или инструмента. Т емп – скорость исполнения музыкального произведения. Фактура произведения – способ изложения музыкального материала: гомофонно-гармонический (аккордовый) и полифонический (многоголосие). Фолькло́ р (от. англ. folk – народ и lore – учение, наука) – совокупность произведений устного литературного и музыкального народного творчества. Форма (построение) – определённый композиционный план музыкального произведения; совокупность выразительных средств, воплощающих содержание музыкального произведения.
Приложение № Тема 1.2. Изучение основных элементов музыкальной грамоты Звуковысотность) Диапазон – звуковой объем человеческого голоса, музыкального инструмента, звукоряда между самым низким и самым высоким звуком. Звукоряд – это последовательное расположение звуков системы по высоте. Ключ – знак, определяющий высоту и название звука; ставится в начале нотной строки. Наиболее употребительны – скрипичный и басовый ключи. Но́ та (лат. nota — знак) — условный графический знак, находящийся на нотном стане. Нотный стан (нотоносец) – пять параллельных линий, на которых записываются ноты, указывающие высоту и относительную длительность музыкальных звуков. Октава – расстояние между одноименными ступенями (от «до» до «до», «ре» до «ре» и т.д.) Основные ступени звукоряда – это ступени, имеющие собственные названия, названия же производных получают, изменяя названия основных. Ступень – так называется каждый звук звукоряда. Регистр – это часть звукоряда, которая обладает своеобразной тембровой окраской звучания. Энгармони́ зм (от греч. en – в и harmonia – созвучие) – высотное равенство ступеней, различных по названию и обозначению. Приложение № Ознакомление с метроритмической организацией в музыке Акко́ рд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo – согласовываю) – созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков. Акце́ нт – ударение в музыке (ударная доля). Группировка длительностей – образование ритмических групп внутри такта; используется для более чёткого осознания ритма и размера. Группировка выполняется посредством объединения длительностей в группы (связанные общими ребрами), а также посредством связывания длительностей лигой. Дли́ тельность – одно из основных свойств музыкального звука, результат продолжительности колебания звучащего тела. До́ ля (в музыке) — элементарная единица музыкального метра. Зата́ кт – неполный такт, с которого начинается музыкальное произведение или часть его; затакт начинается со слабой доли. Ли́ га – дугообразная черта, обозначает связность исполнения ряда звуков; звуки одинаковой высоты, соединённые лигой, не повторяются, а длятся столько времени, сколько обозначают залигованные ноты. Метр – равномерное чередование сильных и слабых долей. Па́ уза – перерыв в звучании. Разме́ р – выражение долей метра определенной длительностью. Ритм (от. греч. rythmos – мерное течение) – организация музыкального движения во времени, периодическое чередование и соотношение сильных и слабых долей. Сильные доли – доли, на которые приходятся акценты (ударения). Слабые доли – доли, не имеющие акцентов. Такт – часть музыкального произведения от одной сильной доли до другой (от одной тактовой черты до другой). Тактирование – обозначение каждой доли такта движениями (взмахом руки, хлопками ладоней, ударами и т.д.). Та́ ктовая черта – вертикальная черта на нотном стане, которая ставится перед сильной долей. Точка справа возле ноты или паузы удлиняет длительность на её половину. Ферма́ та – знак увеличивает длительность звука или паузы по желанию исполнителя (приблизительно в два раза), в зависимости от характера произведения. Приложение № Ознакомление с ладовой организацией звуков Гамма – звукоряд в пределах октавы. Лад (слав. лад – согласие, мир, стройность, порядок) – организация устойчивых и неустойчивых звуков вокруг тоники.Каждый лад имеет определённое название: мажор, минор и др. Мажор – ладовое звучание, передающее чаще всего светлое, радостное настроение музыки. Минор – ладовое звучание, передающее чаще всего задумчивое, грустное настроение музыки. То́ ника (от нем. Tonika, восходит к др.-греч. τ ό ν ο ς — звук, тон) – главный устойчивый звук лада. Приложение № |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы