Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ЭМПИРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
По объекту познания эмпирическое знание определяется как знание о «чувственно-наблюдаемом» [105. С. 139], доступном чувственному наблюдению мире. Чувственное познание реализуется в ощущениях и восприятиях, являющихся результатом воздействия объектов познания на органы чувств человека. Рассмотрение 42 особенностей ощущений и восприятий позволяет конкретизировать понимание чувственных форм выражения знаний. Ощущения характеризуются, прежде всего, особой психической формой бытия, называемой модальностью. Зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные ощущения, обладая разной модальностью, позволяют субъекту в процессе наблюдения отличать и отождествлять объекты чувственного отражения. Ощущения при этом касаются атрибутивных форм бытия объектов, которые называют свойствами. В этом смысле ощущение дает одностороннюю информацию об ощущаемых объектах познания. Эта ограниченность ощущений отчасти компенсируется другой формой чувственности — восприятием. Восприятие, как известно, является комплексной формой чувственности, образуемой синтезом различных ощущений (мы отвлекаемся от рассмотрения альтернативных «холистских» концепций восприятия и держимся традиционной концепции). Примером восприятия является восприятие вишни как синтез ощущений красного цвета, терпкости на вкус, мягкости на ощупь, округлости форм и др. Восприятие выражает предметно (субстанциально) оформленное бытие, называемое предметом, вещью. Представление как форма чувственности формируется на основе актуализации хранящихся в памяти следов ощущений и восприятий и их дальнейшего творческого синтеза. Представление лежит в основе фантазии, «продуктивного творческого воображения». Ценность ощущений в составе эмпирического познания определяется непосредственностью их отношения к объекту познания: ощущение является непосредственным свидетельством о внешнем объекте познания. Непосредственность вообще — это характеристика связи: связь между а и b непосредственна, если между a и b нет опосредующих, промежуточных звеньев. Ощущение является непосредственным свидетельством об ощущаемом предмете, поскольку «в пространстве» между существующим в голове человека ощущением и ощущаемым внешним предметом нет других опосредующих гносеологических (познавательных) образов. Ощущение является бытием внешнего материального объекта для субъекта, первичной формой данности внешнего объекта субъекту познания. Осознание данности объекта субъекту познания в ощущении означает, что субъект приобретает первичное непосредственное знание объекта. Содержащаяся в ощущениях информация об объекте выражается в языке. Благодаря этому выражению содержащаяся в ощущении информация в принципе становится предметом общезначимого научного рассмотрения. 43 Восприятие уже не является непосредственным, поскольку связь восприятия с объектом познания опосредуется ощущениями, которые интегрируются в восприятии, а также всем предшествующим чувственным опытом. Таким образом, эмпирическое научное знание на уровне ощущений является гносеологически непосредственным осознанием познаваемых предметов внешнего мира. Гносеологическая проблема непосредственности ощущений как формы эмпирического знания предполагает ответ на вопрос о мере присутствия внешнего объекта познания в его ощущении (вообще в чувственных образах). Тысячи лет назад античный релятивизм разрабатывал концепцию «тотальной» субъективности форм чувственности, которая препятствует отражению объективного содержания предметов мира в сознании человека через формы чувственности. Человек, согласно античным релятивистам, не может обладать и не обладает адекватным содержанию предметного объективного мира чувственным знанием и формирует лишь свои субъективные мнения о содержании мира. То, что сегодня называют формами чувственной ступени эмпирического познания, античные релятивисты считали не средствами проникновения в содержание мира, но «стеной», отгораживающей сознание человека от подлинного содержания мира, Давид Юм внес свой вклад в концепцию релятивизма. Он считал, что сознание человека не может выйти из границ субъективных форм чувственности (ощущений, восприятий) к существующему «самому по себе» внешнему миру, и, следовательно, человек не может проверить адекватность своих ощущений внешнему миру. Может быть, ощущения и восприятия адекватно воспроизводят собственное содержание объективного мира, а может быть — нет. Теоретически невозможно обосновать ни то, ни другое. Человеку остается лишь создавать по практическим соображениям, с учетом своих предпочтений и ценностей одну из возможных картин мира — материалистическую, идеалистическую, религиозную или какую-либо иную. Некоторые оппоненты релятивизма принцип непосредственной связи ощущений с ощущаемыми предметами внешнего мира доводят до тождества существующих в сознании ощущений (и восприятий) и ощущаемых предметов. Принятие принципа тождества в указанном смысле ведет к серьезным затруднениям, поскольку включает в себя идею субстанциального тождества ощущения и ощущаемого материального предмета (отождествления материи и идеальных психических феноменов но способу бытия). Принятие принципа тождества в указанном смысле означает сегодня возврат к тезису Беркли: «Вещь есть комплекс ощущений». Некоторые представители современного так называемого научного материализма формулируют, в сущности, симметричный тезис: «Ощущение есть вещь (физиологическое явление)». Более реалистичным представляется классическое качественное различие форм существования ощущений и материальных объектов, исключающее их «тотальное» тождество. В этом случае можно, как уже говорилось выше, иметь в виду лишь их соответствие, согласованность и, как следствие, информационное тождество ощущения и ощущаемого предмета. В ощущении непосредственно присутствует не материя ощущаемого предмета, но характеризующая его информация как мера его внутреннего разнообразия и упорядоченности [103. Гл. II, § 3; гл. IV, § 2]. Информация, носителем которой являются ощущаемый предмет, элементы его собственного содержания, переносится в ходе чувственного отражения с предмета в сознание, где носителями этой информации становятся уже элементы собственного содержания ощущений. Смена носителей информации может сохранять саму информацию или, по крайней мере, ее существенные моменты. В этой связи становится понятным содержание понятия «отражение», которое используется применительно к ощущениям (и вообще к сознанию): ощущение есть отражение внешнего материального мира. Воздействие предметов внешнего мира на органы чувств человека оставляет в сознании человека «отпечатки», «следы» в виде ощущений, изоморфные некоторым сторонам воздействующего предмета (см. об этом [100]). Например, модальность ощущения красного цвета — это результат воздействия на сетчатку глаза электромагнитных волн длиной от 590 до 760 нм, излучаемых или отражаемых материальным объектом. Отпечатки и следы являются, в сущности, информационными моделями воздействующего предмета [102. Ч. III, гл. 1, § 4; гл. 2, § 1]. При выходе за рамки гносеологического аспекта к «онтогенетическому» аспекту возникает необходимость учета современных научных представлений о причинной связи ощущений с объектом познания. Согласно этим представлениям причинная связь ощущений с внешним миром включает в себя целую цепочку переходя-и; их один в другой достаточно сложных материальных процессов, которые завершаются возникновением в сенсорном центре мозга идеальных ощущений. С учетом указанной цепочки вполне уместен тезис о том, что ощущение есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Однако это положение нужно расширить: ощущение есть трансформация информации, поступающей в мозг вместе с энергией внешнего раздражения, в факт 45 сознания. При анализе причинной детерминации ощущений следует также учитывать, что всякий акт формирования ощущения опосредован длительной историей развитая человеческой психики. Собственное содержание форм чувственности, таким образом, не прямо и не полностью совпадает с объектами материального мира, оно может находиться лишь в отношении соответствия внешним предметам и явлениям, согласованности с ними. Поэтому собственное содержание форм чувственности можно назвать моделями отображаемых явлений. Такие модели делают объекты внешнего мира в определенной мере «присутствующими» в субъективных чувственных формах. Мера соответствия и согласованности форм чувственности с содержанием объектов познания требует всякий раз конкретной оценки. В особенности это касается случаев, когда субъективный момент вырастает до размеров чувственной иллюзии. Так, мри быстром последовательном, циклически повторяющемся вспыхивании четырех электрических лампочек, расположенных в точках пересечения двух взаимно перпендикулярных диаметров с окружностью, возникает иллюзия непрерывного светящегося круга. Другим примером является восприятие «прозрачности» быстро вращающегося винта самолета. Интересным примером чувственной иллюзии является испытываемое человеком ощущение боли в ампутированной конечности [ 26. С. 63 j. Критериальной характеристикой эмпирического познания в форме ощущений и восприятий является его соотнесенность с. единичными объектами, событиями, процессами. В науке эмпирическое знание рассматриваемого типа представляет результаты опытного познания объектов, событий, процессов, существующих в определенной конкретной области пространства и времени (здесь и теперь) и при определенных конкретных условиях. Знание в своих чувственных формах является знанием конкретных единичных объектов в конкретных условиях места, времени, обстоятельств. При этом ощущения репрезентируют в сознании человека атрибутивную форму бытия, то есть свойства объектов познания, такие как цвет, форма, температура, структура поверхности тел и т. п. Восприятие является комплексным чувственным феноменом. 46 Понятия «чувственное познание» и «эмпирическое познание» не равнозначны: эмпирическое познание включает в себя кроме форм чувственности также знания «низшей рациональной ступени», получаемые с помощью мыслительной обработки информации, доставляемой формами чувственности. Эта обработка происходит уже на стадии выражения в языке информации, содержащейся в формах чувственности. Существование упоминавшихся выше чувственных иллюзий говорит о том, что чувственные формы могут быть иллюзорными способами данности предметов внешнего мира сознанию субъекта. Это значит, что в общем случае решение вопроса о действительном соответствии ощущений предметам внешнего материального мира недостижимо для субъекта, ограниченного восприятием своих собственных форм чувственности. Проблема адекватности форм чувственности приобретает рациональный смысл только лишь при вовлечении форм чувственности в языковую деятельность человека. При таком вовлечении эмпирическое знание представляется такими элементами научного языка, как эмпирические термины и эмпирические высказывания. В понятии как форме рационального мышления фиксируется («синтезируется») некоторая совокупность признаков объектов познания. Понятие, в отличие от представления, лишено конкретной чувственной наглядности. Так, представление брони включает в себя, в частности, чувственно наглядную картину плит или листов стали на бортах наглядно рисуемых воображением транспортных средств (кораблей, танков, поездов и др.). В понятии броня мыслится в отвлечении от всякой конкретной наглядности (форм, размеров и т. п.), обобщенно, с отвлечением от индивидуализированных характеристик предметов мысли. Точно так же понятие «трехсторонняя замкнутая фигура» обобщенно представляет разом все возможные по величине сторон трехсторонние замкнутые фигуры. Совокупность мыслимых в понятии признаков (предикатов) объектов познания составляет содержание понятия. Содержание, состоящее только из взаимно независимых признаков, называется основным содержанием понятия. Способом раскрытия основного содержания понятий является определение (дефиниция) понятий. Содержание понятия, состоящее из основных и производных признаков, называют полным. Основное содержание понятия представляет абстрактное знание объекта на уровне мышления, тогда как понятие с полным содержанием, представленным, в частности, в виде цельной сово- 47 купности многочисленных характеристик и отношении соответствующего объекта, согласно Марксу, представляет конкретное знание объекта на уровне мышления [36. С. 726 и далее]. Совокупность признаков, образующих основное содержание понятия, обычно рассматривается как необходимая и достаточная для выделения соответствующих понятию объектов из всего множества объектов вообще. Формирование конкретного знания на уровне мышления— это уже задача теоретического уровня познания. Понятие характеризуется также объемом, который и представлен полным множеством объектов, каждый из которых обладает всеми отображенными в содержании понятия (по меньшей мере, основными) признаками. Например, множество всех живых существ, обладающих способностью к разуму и речи, составляет объем понятия «человек». Объем понятия в общем случае не следует отождествлять с совокупностью реально существующих объектов. В некоторых случаях объему понятия вообще не принадлежат реально существующие объекты (в случае понятий об идеализированных, фантастических объектах). Объем — это в определенном отношении «абстрактная вещь». Таким образом, понятия являются формой мысленного выделения в предметной области познания множеств объектов со сходными признаками и служат отождествлению и различению, классификации объектов предметной области. Слова, выражающие понятия, содержание которых состоит из чувственно устанавливаемых признаков объектов познания, называются эмпирическими терминами. Высказывания, фиксирующие результаты однократного чувственного контакта субъекта познания с конкретным единичным объектом познания, образуют класс эмпирических сингулярных высказываний (протокольных предложений). В формулировке эмпирических высказываний участвуют эмпирические термины. Совокупность сингулярных эмпирических высказываний, фиксирующих результаты многократного чувственного контакта субъекта с конкретным объектом познания (совокупностью объектов) при стандартных или изменяющихся условиях, именуются протоколом наблюдения. Эмпирические понятия, высказывания и протоколы являются формами эмпирического знания в собственном смысле слова. В широком плане эмпирическое знание — это множество всех накопленных людьми различных эмпирических понятий, высказываний и протоколов, отражающих опыт взаимодействия человека с объектами, событиями и процессами предметной области познания. 48 Эмпирическое знание, полученное в результате однократного чувственного контакта, является «точечным»: оно характеризует объект познания в определенный интервал времени, в определенной области пространства и при определенных условиях. Эмпирическое знание, полученное в результате многократного контакта с объектом познания, является «фрагментарным» в том смысле, что всегда является простым множеством в общем случае разрозненных сведений об объекте, существующем в различные моменты времени, возможно, в разных областях пространства и в различных условиях. Точечность, фрагментарность и несистемность эмпирического уровня познания преодолеваются обобщением чувственных данных, результаты которого выражаются общими эмпирическими высказываниями, классификациями, статистикой, графиками и др. Считается, что эмпирическое знание содержит информацию не только об объектах познания, но и о субъекте познания. М. Бун-ге эту особенность отнес к критериальным характеристикам эмпирического познания (см. [19. С. 92]). Так, эмпирическое знание о заряде электрона содержит информацию о роде рассматриваемых объектов (электронах), о масштабах и системах единиц измерения, об исследовательской группе, осуществившей измерение, о примененном исследователями методе измерения, об использованных исследователями технических средствах измерения, об осуществленной последовательности операций измерения. Такую информацию можно выразить следующим высказыванием: «Величина заряда электрона (Э), измеренная такой-то исследовательской группой (ИГ) таким-то методом (М), с помощью таких-то технических средств (ТС) и при такой-то последовательности операций измерения (ПО), выраженная в таких-то масштабах и единицах измерения (МЕИ), численно равна-4, 803 • 10-10 единиц СГСЭ». |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы