Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Изобразительная деятельность как составная часть эстетического воспитания младших школьников.Стр 1 из 11Следующая ⇒
Содержание. Художественное образование призвано вовлечь каждого школьника в эстетическое освоение и создание жизненных ценностей. Обучение школьников изобразительному искусству развивает познавательный и эстетический потенциал личности, помогает освоить категории эстетики. Раскрыть значение и функции эстетического сознания. Стимулировать его формирование как основы эстетической деятельности и культуры личности, помогает школьникам в самостоятельном творческом освоении эстетики жизни культуры, приобщает учащихся к широкому использованию эстетического опыта человечества в искусстве и жизни. Эстетика труда и природы, духовного мира человека, его внешнего облика, быта, спорта, художественного творчества – все осваивается учащимися на занятиях изобразительным искусством. При этом учитывается и активизация естественной человеческой реакции на эстетический объект, на реальную культурную жизнь, то есть личные представления школьников о «живой эстетике» окружающей среды. Учитель, ведущий уроки изобразительного искусства в общеобразовательной школе, должен четко представлять, что главная цель преподавания любого вида искусства в общеобразовательных учреждениях – воспитание гуманиста, личность с духовно – эстетическими потребностями, способную к творческому труду в любом виде деятельности, готовую трудиться в новых условиях общественного и индивидуального производства. Эстетическое образовании и воспитание на уроках изобразительного искусства, как правило, включает в себя народное и профессиональное искусство как важнейшие составные части единого процесса, обеспечивающего гармоническое художественно – эстетическое развитие личности. Это, в свою очередь, является залогом успеха возрождения национальной культуры, дальнейшего развития традиций народного искусства, традиций русской реалистической художественной школы. Важность и необходимость возрастания подрастающего поколения в условиях красоты, любви к прекрасному, высокому подчеркивается и тем вниманием, с которым относились к эстетическому воспитанию философы, педагоги с древнейших времен. Платон, Аристотель, Плутарх Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Каменский выдающиеся деятели утверждали, что на ряду с умственным, физическим, нравственным воспитанием необходимо вырабатывать у личности понимание красоты, эстетическое отношение к действительности, развивать эстетические чувства и вкус и прививать высокие эстетические идеалы и потребности. Декоративная работа развивает эстетический вкус, творческое воображение детей, знакомит их с ролью декоративно – прикладного искусства, творчества народных мастеров в быту. Декоративная работа должна дать школьникам элементарное представление о технической эстетике. Эти занятия открывают широкие возможности для эстетического воспитания школьников. Таким образом, школьники учатся видеть прекрасное.
Изобразительная грамота и творчество. Содержание. Рисунок как основа всех видов изображения. Виды рисунков линейный и тоновой, длительный рисунок и набросок. Материалы и принадлежности для рисования. Технические приемы карандашного рисунка: линия, штрих, тон. Виды и жанры изобразительного искусства: графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетные жанры. Наблюдательная перспектива. Понятие о предметной и картинной плоскости, луче зрения, линии горизонта, точках схода. Перспектива, изображение плоских и объемных предметов. Анализ строения предметов ограниченных плоскостями – многогранники. Грани и ребра многогранников. Светотень как средство передачи объемной формы предметов. Понятие «светотень», цветоведение на примере объемного изображения шара раскрытие понятия светотень, составные части светотени. Особенности распределения светотени от условий освещения. Особенности распределения светотени на многограннике. Последовательность и порядок выполнения тонового рисунка. Цвета холодные и теплые, основные, составные (производные) и дополнительные, хроматические и ахроматические. Объяснение по построению и соответственно цветового круга.
Виды и жанры изобразительного искусства. Виды изобразительного искусства. Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль. К живописи относятся произведение искусства, выполненные красками, нанесенными на какую - нибудь твердую поверхность. Живопись означает «писать жизнь, писать живо», т.е полно и убедительно передавать действительность. По своему практическому назначению живопись делится на: монументальную, станковую, иконопись, миниатюру, театрально-декорационную, декоративную роспись. Графика. Само слово графика происходит от греческого слова «графо» - «пишу, черчу, рисую». Графика – это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным карандаш, уголь или другой сухой красящий материал. Бывает: станковая – выполняется на станке, несет в себе всю информацию, как правила небольших размеров. Книжная – это все, что связана с оформлением книги. Прикладная – занимается оформлением внешнего вида товаров народного потребления. Плакатная – это разработка и изготовление плакатов информационных, рекламных, предупреждающих и т.д. Скульптура (от лат. Отсекаю трехмерное объемное изображение). Различают: круглая скульптура – это скульптура, обработанная со всех сторон. Рельефная выполняется или монтируется на какой- нибудь поверхности. Бывает: станковая скульптура – статуэтки как правило небольших размеров, выполняется на станке, несет в себе всю информацию. Монументальная скульптура – изготовляется в честь какой-либо выдающейся личности или события, которые в истории известны. Монументально - декоративная призвана украшать (садово-парковая). Мемориальная скульптура призвана увековечить память об усопших (могильные плиты). Скульптура малых форм – статуэтки, медальоны, броши. Архитектура. Применение разных видов чертежей в строительстве. Декоративно-прикладное искусство. По своему происхождению искусство народное: народ создает вещи, находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту. Жанры изобразительного искусства . Портрет – изображение человека. Наиболее часто встречающееся портреты: подгрудные, погрудные, или в полный рост. По положению туловища и головы часто встречаются: фас, профиль или три четвертых поворота. Если на портрете изображен один человек – портрет однофигурный, два и более – многофигурный. Пейзаж – изображение всего того, что находится под открытом небом (природу). Как правило, это трехплановое изображение. Пейзаж бывает лесной, степной, сельской, городской, морской и т.д. Натюрморт ( с французского «мертвая натура») - изображение искусство созданных композиций или случайно подсмотренных. Жанры по сюжетам. Бытовой – изображение сцен из повседневной жизни. Исторически – изображение зафиксированных исторически событий. Как правило, полотна с многофигурными позициями, реалистичные по цветовому решению. Анималистический жанр – изображение его живого, кроме человека. Мифологический жанр – библейский изображение сцен из мифов, сцен из библейский преданий. Батальный жанр – изображение военных событий и всего, что с ними связано. Маринистический – изображение морских пейзажей и событий, происходящих на море.
Перспектива. Чтобы правдиво нарисовать предмет на плоскости бумаги, надо передать его видимую (перспективную) форму со всеми характерными особенностями и свойствами: строением, пропорциями, объемом, материалом, расположением в пространстве. Изображение на бумаге должно вызвать по возможности такое же зрительное ощущение, какое производит предмет, когда зритель смотрит на него в действительности с определенной точки и при определенном освещении. Прежде всего, уясним себе, в каком виде предметы представляются нашему глазу. Если выйти на середину улицы и посмотреть вдоль нее, то можно наблюдать следующие явления: улица по мере удаления от нас как будто сужается, хотя в действительности она одинакова на всем протяжении. Рельсы трамвайного пути, будучи параллельными, воспринимаются как сходящиеся в далии линии. Здания тоже выглядят тем меньшими. Чем дальше от нас они находятся. На больших расстояниях предметы кажутся плоскими, с неясными почти не различными очертаниями. Видимые изменения формы подчиняются определенным законам. Наука, изучающая эти законы, называется перспективой. Все предметы по мере удаления от наблюдателя кажутся уменьшающимися. При этом сокращаются не только высота и ширина предметов, но и протяженность их в глубину, а дальние предметы выглядят более плоскими, чем ближние. Основные законы перспективы (от лат.) «видеть на сквозь» строится на специфике человеческого зрительного восприятия, обусловленного устройством глаза. Термин «перспектива от лат. – ясно вижу. В изобразительном искусстве перспектива возникла в Древней Греции в связи потребностями архитектуры и живописи. Перспектива – это точная наука, дающая метод получения на плоскости такого изображения, которое соответствует восприятию нашего глаза. Перспективой – называется изменение внешнего вида и сокращение размеров предметов по мере их удаления к горизонту на большое расстояние от глаз наблюдателя. Общая перспектива в живописной картине достигается одновременно и построением линейной перспективы (построение рисунка) и передачей воздушной среды (посредством определенных цветовых отношений), т.е. рисунком и цветом. Существует два вида построения перспективы на картинной плоскости. Воздушная перспектива – построение пространства в картине посредством определенных живописных (цветовых, тоновых, яркостных) отношений между элементами картины и передачи плотности воздушной среды (а также ее цвета и тона), согласно основным планам картины (ближний, средний, дальний). Воздушная перспектива связана с изменением объема и цвета. Если наблюдать предметы в ясный день, то легко заметить, что дальше сопки, например, окутаны синеватой дымкой. Все, что мы видим в глубине пространства, воспринимается мягким, блеклым, будто растворенные в воздухе. Строения, деревья, поляны кажутся малозаметными силуэтами, плоскими, приглушенными по цвету. Также объекты на первом плане воспринимаются очень насыщенными в цвете, четко выявляющими объемно-пространственную форму. Это явление воздушной перспективы. Слой воздуха преграждает восприятие цвета и объема предметов по мере их удаления вглубь пространства. Линейная перспектива – передача пространственной глубины в картине на основе законов линейно –графического изображения объемных тел на плоскости холста с использованием всех выразительных средств искусства рисунка: тоновых пятен, линий, штрихов, разных видов исполнения контура, разных масштабов и пропорций. Линейная перспектива поясняет изменения, связанные с величиной и очертанием предметов. Смотря – куда либо, мы видим, что удаленные предметы, дома, деревья кажутся маленькими, а ближние – большими. Поэтому, рисуя пейзаж, на переднем плане даем крупное изображение предметов, а на заднем – мелкое. Таким образом, учитывая явления линейной и воздушной перспективы, можно вывести следующую основную закономерность перспективы: уменьшение предметов пор мере их удаления от нашего глаза, а также изменение их объема и цвета. Элементы перспективы. Линия горизонта. Под словом «горизонт», или линия горизонта, подразумевается горизонтальная, бесконечная прямая, проведенная на картинной плоскости, на которую ориентируется художник при изображении наблюдаемых предметов. Линия горизонта всегда находится на уровне глаз рисующего. Наблюдаемый на ровной местности окажется иным при рассмотрении его с холма: поднимается линия горизонта, расширятся пространство. И наоборот, если на ровной местности присесть, то наблюдаемый пейзаж покажется узкой, плоской, и объекты пейзажа будут восприниматься по-другому. На открытой местности линия горизонта – это кажущаяся граница между небом и землей. В закрытом пространстве (в классе) ее нет, но можно представить как изображаемую горизонтальную прямую, проходящую на уровне наших глаз. Точка схода – это точка на линии горизонта, куда устремляется и уходит вся композиция в целом. Она всегда находится на месте пересечения главного луча зрения с картинной плоскостью и является главной точкой схода для всех прямых, направляемых перпендикулярно картинной плоскости. Следует иметь ввиду, что все прямые направлены в главную точку схода в том случае, если мы изображаем предмет, расположенный одной своей плоскостью параллельно картинной плоскости. Такое перспективное изображение называется прямым (фронтальным). Если изображаемый объект расположен под углом к картинной плоскости, то такое перспективное изображение называется угловым. Две стороны этого объекта будут перспективно сокращаться в двух направлениях. При мысленном продолжении данных сторон линиями схода до линии горизонта они сойдутся в двух точках схода. Эти точки называются дополнительными точками схода. Линии схода. Воображаемые линии, продолжающие края предметов и смыкающиеся в точке схода. Линии схода легко вообразить, если наблюдать за железной дорогой, уходящей от нас в глубь пространства. Их можно прочертить по краю шпал железнодорожного полотна, по макушкам и основаниям телеграфных столбов у обочины железной дороги. Особенно четко прослеживаются линии схода при наблюдении городской улицы. Контуры строгих зданий, многочисленные окна, балконы, карнизы своей формы и ритмическим чередованием четко уходят в глубь пространства. Легко вписываются в воображаемые линии, которые смыкаются в точке схода. Точка зрения. Положение глаза рисующего по отношению к картинной плоскости называется точкой зрения. Угол зрения. Чтобы изобразить какой-либо предмет (например, дерево), надо, чтобы этот предмет попал в поле наилучшего зрения, иначе говоря, оказался в границах определенного угла зрения, который образуются лучами зрения. Рисующим рекомендуется брать угол зрения не более 30 градусов. Лучи зрения. Наш глаз с наблюдаемым предметом мы соединяем с помощью воображаемых линий. Эти линии называются лучами зрения. Главный луч зрения. Центральная прямая, проведенная из точки зрения под прямым углом к картинной плоскости, называется главным лучом зрения. Главный луч зрения всегда уходит в главную точку схода. Поле зрения. Все видимые одновременно с одной точки зрения, есть поле зрения. Основание картины – линия пересечения картинной плоскости с предметной. Картинная плоскость – это прозрачная вертикальная плоскость, находящееся между глазом рисующего и изображаемым предметом. Она всегда расположена перпендикулярна к главному лучу зрения. Картинная плоскость это лист или холст, на котором работает художник. Предметная плоскость – это горизонтальная плоскость, определяющая местоположения рисующего и изображаемых им предметов.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы