Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 5. Нетрадиционная техника рисования.
Содержание. Выполнение пейзажа в технике граттаж. Нетрадиционная техника рисования – это рисование не только с помощью кисточек, но и с помощью различных добавочных материалов. Например, спички, палочки, кисточками по сырому, по сухому, жесткими кисточками и т.д. Техника выполнения граттажа. Данная техника выполняю следующем образом. На поверхность плотной бумаги наносят воск или парафин. Потом покрывают, гуашью (желательно теинами оттенками). После высыхания поверхности, острой палочкой методом «царапывания» наносят тот или иной рисунок. По фоне данной техники лучше смотрится различные виды пейзажи. Самостоятельная работа. Выполнение пейзажа. Тема 6. Графические изображения. Содержание. Интерьер. Изображение интерьера с учетом графических приемов, а также светотени. Методика выполнения перспективы комнаты. Предметы, находящиеся внутри помещения, подчиняются общим законам перспективы. Линия горизонтов в комнате, как и на улице, проходит на уровне глаз. Объекты, нарисованные во фронтальной перспективы, будут иметь одну точку схода, параллельных линий, совпадающую с главной точкой схода. При построении объекта в угловой перспективы на линии горизонта будут две точки схода, справа слева от главной точки схода. Самостоятельная работа. Изображение интерьера с учетом перспективы комнаты.
Тема 7. Портрет. Содержание. Выполнение по представлению (образ-портрет) портретной композиции по выбору «Автопортрет», «Моя бабушка» и т.д. Методика работы над рисованием головы человека. Первый этап. Общее композиционное размещение головы на листе. Лучше разместить ее несколько выше геометрического центра листа. При повороте головы в три четверти или в профиль перед лицевой частью, как правило, оставляют немного больше места, чем со стороны затылка. Второй этап. Построение головы начинается с поиска ее общей формы, основных пропорций, а так же пропорций лицевой части. Затем определяют характер поворота головы и шеи, проводят серединную линию через центр черепной и лицевой части сверху вниз. Это – ось симметрии головы. Горизонтальная линия, пересекающая центр глазных впадин, обычно то же делит голову пополам. Пересечение этих линий, так называемая «крестовина», дает четкое представление о положении головы в пространстве. Третий этап. Деление лица на три равные части для лба, носа и губ с подбородком. Предварительная прорисовка глаз, ноздрей, губ, ушей, прически. Уточнение формы скул, сравнение лицевой и боковой поверхности головы. Четвертый этап. Уточнение деталей, соотношение всех частей лица между собой, их положения по отношению к общей форме головы. Светотеневая моделировка формы, определение самого светлого и самого темного мест на голове, тональных переходов. В процессе работы рекомендуется постоянно сравнивать отдельные участки по силе тона, избегать его раздробленности и пестроты. Нужно стремиться к цельности рисунка. Самостоятельная работа. Выполнение в виде графики головы человека.
Тема 8. Городецкая роспись. Содержание. Освоение приемов росписи. Основные элементы. Виды композиций. Последовательность выполнения. Выполнение мотива «лист», «бутон», «цветок» и их варианты оживок. Выполнение цветочной композиции на выбор «букет», «гирлянда», «ромб», «полоса», «венок», с мотивом «птица», «конь». Декоративно – прикладное искусство. Декоративная работа развивает эстетический вкус, творческое воображение детей, знакомит их с ролью декоративно – прикладного искусства, творчества народных мастеров в быту. Во время занятия учащиеся изучают взаимосвязь практического назначения предмета, его формы, материала и элементов украшения, учатся отличать действительно художественное решение от украшательства. Декоративная работа должна дать элементарное представление о технической эстетике. Народная роспись, как правило, является кистевой, то есть она выполняется свободно, без предварительного рисунка, сразу кистью. Еще одна важная особенность народных орнаментов России заключается в том, что растительные, зооморфные и геометрические мотивы навеяны образами и красотой русской природы. Эта взаимосвязь природных и орнаментальных мотивов в народном творчестве наиболее ярко проявились именно в кистевой росписи. Из истории. На берегу Волги чуть севернее Нижнего Новгорода раскинулся древний русский город Городец. Этапы росписи. Первым этапом росписи шел «подмалевок». Мастер брал один цвет и вырисовывал коня, птицу или цветок. Этим цветом он проходил по своей партии донец. Затем брал другой цвет и вновь писал всю партию. И так до тех пор, пока все донца не были замалеваны основными пятнами. Теперь мастер приступал «оттеневке». Более темным цветом, чем подмалевок, он написал мазки на цветы, выделял тычинки, прописывал прожилки листочков. Последним этапом была «разживка». Она выполняется черным или белым цветом, способствует оживлению цвета, объединяет все мотивы в целостную композицию. Виды композиции. Виды композиции городецкой росписи можно разделить на три вида: цветочная роспись, цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица», сюжетная роспись. Цветочная роспись. В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента: «букет» – изображается симметрично. «Гирлянда» – представляет собой один или два крупных цветка в центре и расходящиеся в стороны более мелкие цветы с листьями. «Ромб» – один из вариантов гирлянды, когда в центре пишутся один или более цветков, образующие ромбовидный центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены на двух пересекающихся перпендикулярно осях. «Цветочная полоса» – представляет собой повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ленточную же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету, цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. «Венок» – напоминает цветочную полосу, но только замкнутую. Цветочная композиция, с включением мотива «конь» и «птица». Так же как в цветочной росписи в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут симметричной. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. «Сюжетная» росписью выполняются сцены, взятые из повседневной жизни. Самостоятельная работа. Выполнение городецкой росписи. Тема 9. Хохлома. Содержание. Освоение приемов традиционной Хохломской росписи. Ознакомление основными элементами, видами росписи, последовательность их выполнения. Самостоятельная работа. Выполнение хохломской росписи.
Из истории. Зарождение хохломской росписи искусствоведы относят ко второй половине 17 в., Заволжских краях. Виды Хохломской росписи. В хохломской росписи сложились два вида письма, фоновое » и «верховое». При «верховом» письме мастер наносит рисунок черной или красной краской на золотой или серебряной фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента: «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик». Травная роспись напоминает, знакомое всем с детства и привычные травы: осоку, белоучь, луговик и другие. Они пишутся завитками разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. Письмо, в которое помимо травки, мастера включают листья, ягоды и цветы, носит характерное название «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягод, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы, поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы ромашки, колокольчика, листа винограда, и т.д. Основы росписи «под листок» составляют остроконечные или округлые листья, соединенные по три или пять, ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее – вишня, клубника, крыжовник. В сравнении с «травкой» она многоцветное, например, если в «травной» росписи используют в основном черный и красный цвет, то в росписи «под листок» или «под ягодку» мастера пишут зелеными, а так же в сочетании с коричневым и желтым. Эти росписи обогащаются травным узором, кот которые пишутся в таких композиция зеленой, красной, коричневой краской. К «верховому» письму относится еще одна своеобразная роспись – «пряник» или «рыжик». «Пряник» - это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, украшенная кустиками в углах, а в середине прямоугольника – большой рыжик – солнце. В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: роспись «под фон», «Кудрина». Роспись «под фон» начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображения птиц или рыб. Затем фон записывается краской – чаще всего черной. «Кудрина» ее отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Фон закрашивают ярко красным или черным цветом.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы