Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные характеристики цвета. Цветовой тон определяется названием цвета (желтый, синий и т.д.) и зависит от его места



У каждого цвета есть три основных свойства:

Цветовой тон определяется названием цвета (желтый, синий и т.д.) и зависит от его места в спектре. Насыщенность цвета представляет сбой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Если в какой либо цвет добавить серую краску, свет станет меркнуть, изменится его насыщенность. Светлота. Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, т.е. определить, какой из них темнее, а какой светлее. Можно изменить светлоту цвета, добавив в него белила или воду, тогда красный станет розовым, синий – голубым, зеленый – салатовым и т.д.

 

Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста.

Содержание.Назвать психологические процессы, лежащие в основе создания изображения. Объяснить, как изобразительная деятельность способствует развитию воображения и как воображение проявляется при создании изображения.

Педагогические принципы.

 

В процессе обучения изобразительному искусству у школьников развиваются мышление, зрительная память, творческое воображение, художественные способности, эстетические чувства. Все это находит свое решение при реализации системы учебно– воспитательных задач, поставленных перед предметом «изобразительное искусство». Программа перед учителем ставит следующие учебно– воспитательные задачи: воспитание у учащихся практических навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, выполнение декоративных рисунков. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого отношения к рисованию.

Дидактические принципы обучения.

Научные основы обучения находят свое выражение в дидактических принципах, представляющих собой систему основных положений, на которые необходимо опираться при преподавании учебных предметов. Являясь научными основами процесса обучения в целом, принципы дидактики приобретают конкретное выражение и содержание в зависимости от специфики преподаваемого предмета.

Воспитывающие обучение.

Принцип воспитывающего обучения предполагает решение в процессе не только учебных, но и воспитательных задач. Занятие изобразительным искусством должны способствовать нравственному и эстетическому воспитанию детей. На уроках рисования развиваются внимание, память, волевые черты личности школьника, его умственные и художественные способности. Следуя принципу воспитывающего обучения, преподаватель не только выбирает у учащихся те или иные технические навыки, разъясняет термины, законы, понятия, но и рассматривает каждую учебную задачу широкой перспективы на общее развитие и воспитание детей. Специфические особенности проведения и всестороннее, содержание уроков рисования с натуры, на темы, декоративного рисования, уроков бесед об изобразительном искусстве могут в разной степени предоставлять возможность для идейного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Научность обучения.

Принцип научности обучения предполагает, что все сведения, которые сообщает детям учитель рисования, все умения и навыки, которыми овладевают учащиеся, должны быть научно доказаны и оправданы. Только в этом случае возможно действительно научное формирование мировоззрения школьника. Принцип научности в обучении изобразительному искусству предусматривает глубокое изучение законов линейной перспективы, оптики, светотени, композиции, цветоведения. Одно из основных требований принципа научности – точность терминологии. Учителя зачастую неправильно трактуют такие понятия, как линия, контур, тон, цветовая насыщенность, контраст, тональность, смешивая их или произвольно толкуя. Научность обучения требует от учителя хорошей научно-теоретической подготовки, постоянного повышения уровня профессионального мастерства.

Систематичность и последовательность в обучении.

Принцип систематичности и последовательности в обучении обусловлен как логикой изучаемого материал, так и закономерностями умственного и физического развития детей.

Принцип систематичности является дидактической основой процесса обучения, поскольку формирование знаний, умение и навыков обеспечивается всей системой содержания, тесно связанной системой воспитания, методов и форм и средств обучения. Особое значение приобретает систематичность для организации педагогических воздействий, обеспечивающих эффективность развития учащихся, а так же для понимания внутренних процессов развивающего обучения. Систематичность и последовательность усвоения знаний, умений и навыков, требует от учителя ИЗО строго отбора учебного материала, предметов натуральных постановок и методических наглядных пособий, логической связи нового материала с пройденными и с последующими. Не менее важно устанавливать тесную связь между теоретическими положениями и их практическим применением в рисунках с натуры, на темы и в декоративных работах.

Сознательность и активность в обучении.

Сознательность усвоения учебного материала является необходимым условием его успешного запоминания. Существует целый ряд приемов и методов, стимулирующих активность учащихся. Один из таких приемов – подробный анализ учителем целей и задач урока, учебного задания, объяснение последовательности работы, указание материала, в котором следует выполнять рисунок. Активность учащихся на уроке способствует и постановка поставленных задач, создание проблемных ситуаций. Учитель должен все время ставить перед учащимся вопросы, активизируя тем самым их мысль и направляя внимание на самое главное и важное на данном этапе урока.

Доступность обучения.

Принцип доступности обучения основан на необходимости учета возрастных особенностей развития детей и означает возможность усвоения школьниками содержания и объема изучаемого материала. Педагог должен учитывать количественные и качественные различия между этапами возрастного развития. Правильно определенная посильность обучения способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, содействует ускорению их общего развития. В этом выражается тесная связь и взаимообусловленность между обучением и развитием, т.е. обучение опирается на уровень развития ребенка и одновременно способствует повышению этого уровня. Таким образом, осуществляется развивающее обучение. Доступность обучения предполагает соблюдение дидактических правил: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Прочность усвоения учебного материала.

Принцип прочности обусловлен общими задачами школы, закономерностями самого процесса обучения и тесно связан с другими дидактическими принципами. Прочность усвоения материала зависит от сознательности учебных заданий, их доступности, посильности, от активности учащихся на уроке.

Наглядность обучения.

Один из важнейших дидактических принципов – принцип наглядности обучения – обусловлен необходимость чувственного восприятия изучаемых предметов и явлений как основы для формирования представлений и понятий. Наглядное восприятие предмета представляет собой путь к познанию сущности, к раскрытию его характерных свойств и закономерностей. Наглядность содействует развитию у учащихся наблюдательности и логического мышления. Когда дети воспринимают предметы и процессы в натуре, наглядность служит источником знаний, если изучаемые объекты не могут быть показаны учащимся, зрительная память поможет воспроизводить их образы. Применение наглядных пособий помогает лучшему усвоению многих абстрактных положений, т.е. способствует к развитию абстрактного мышления. Это положение обуславливается особенностями развития мышления детей.

Проблемное обучение.

Предполагает создание проблемных ситуаций, постановку в процессе обучения проблемных заданий и вопросам. Проблемные задания – это задания практическое или теоретическое, которое вызывает познавательную потребность в новом неизвестном знании, служащим для наиболее эффективного выполнения действия, приводящего к решению задачи, достижению цели. Проблемный вопрос – это вопрос, определяющий область тех неизвестных закономерностей или способов действия, которые могут быть раскрыты на основе усвоенных знаний и достигнутого уровня способов действия.

Психологические основы обучения.

Занятие изобразительным искусством – важное средство развития личности ребенка. Они способствуют расширению кругу интересов, воспитанию эстетических потребностей детей, развитию их мышления, творческого воображения, памяти, художественных способностей, эмоционально-эстетического воспитания действительности. На уроках рисования формируются такие свойства личности: настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.  Отражение действительности начинается с ощущения. Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Отражение предметов и явлений в многообразии их свойств и особенностей представляет собой восприятие. Ощущение, восприятие – это наглядные образы предметов. Отражение действительности посредством органов чувств называется чувственным отражением. Чувственное отражение знакомит человека с непосредственно воспринимаемыми сторонами и качествами предметов и дает знание о них. 

 

2 курс .

Тема 1. Организация изобразительной деятельности детей младших школьников и развитие их творчества на уроке и во внеклассной работе. Использование альтернативных программ в процессе обучения детей изобразительному искусству.

Содержание: Уроки ИЗО. Типы уроков рисования. Структура урока. Планирование уроков изобразительного искусства. По­строение плана-конспекта урока. Методика преподавания ИЗО в начальной школе (вклад ученых с методику). Дальнейшее развитие умений и навыков, спо­собностей учащихся на кружковых занятиях по ИЗО, а также во внеклассных мероприятиях. Анализ авторских программ по изобразительному искусству младших школьников: Пурик Э.Э. «Изобразительное искусство 1-2 кл.», Кузин B.C. «Изобразительное искусство 1-2 кл.». Ку­зин B.C. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 кл.», Казаков Т.Г. «Изобразительная деятельность млад­ших школьников» и т.д.    Место ИЗО в начальной школе при осуществлении межпредметных связей.

 

Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенной отрезок времени. Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно – воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и значение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится таким образом к коллективно – индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимся знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Рождение любого урока начинается с создания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Цель – это предлагаемый, заранее планируемый результат деятельности по преобразованию какого – либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом – в уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося. Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи. Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической действительности через учебные задачи. Классификация уроков по цели организации, детерминированной общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обучененности учащихся. В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков. 1. Уроки изучения нового учебного материала. 2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др. 3. Уроки обобщения и систематизации. 4. Комбинированные уроки. 5. Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Структура урока. 1. Тема. 2. Цели и задачи: обучающие, развивающие, воспитательные. 3. Оборудование для учителя и учащихся. 4. Ход урока. а). организационный момент. – актуализация ранее полученных знаний; - сообщение новой темы занятия; рассказ учителя. б).объяснение нового материала. – беседа; - объяснение выполнения практической части; - показ учителя; - повторение и закрепление поэтапного выполнения практики. в). Практическая часть. в). Оценивание работ. г). Поощрение. д). Итог урока. е). Домашнее задание. ж). Уборка рабочих мест. 

Методика преподавания изобразительного искусства в начальных классах.

Большое значение разработки методов обучения рисованию имели труды великого чешского педагога эпохи средневековья Яна Амоса Коменского (1592-1670). Великий чешский педагог считал, что предмет «рисование» необходимо ввести в общеобразовательные школы, что он помогает решить ее воспитательные задачи.  В том же в 17 веке английский философ и педагог Джон Локк (1632-1704), преследуя цель подготовить джентльмена буржуазного общества, «умеющего разумно и прибыльно ввести свои дела», так же говорил о необходимости обучения рисования в школе. О пользе рисования как общеобразовательного предмета говорил и французский философ-энциклопедист Жан Жак Руccо (1712-1778). Руссо отмечал важную роль рисования в познании и развитии чувственно-эмоционального отношения к окружающей действительности. Однако рисование как общеобразовательный предмет начинает вводиться в школах только с начала 19 века. Одним из первых инициаторов практического введения рисования в курс учебных предметов является Иоганн Генрих Песталоцци (1746-18270), подробно изложивший свои взгляды на методику обучения рисованию в книге «Как Гертруда учит своих детей». Особенно необходимо рисование, по мнению Песталоцци на начальном этапе обучения.

К концу 19 века наметились два новых метода обучения к изобразительному искусству – геометрический и натуральный. Геометрический метод заключался в том, что в основе методики обучения рисования лежала геометрия, которая как считались сторонники этой теории, помогает с математической точностью строить изображения. Характерной особенностью натурального метода служила то, что ребенок должен был рисовать предмет только так, как он его видеть, без всякой геометрической основы построения рисунка. В России изобразительное искусство, как общеобразовательный предмет вводится с начала 18 века. В 1834 году был издан первый учебник по рисования для общеобразовательных школ «курс рисования» А.П. Сапожникова. Сапожников рассматривал рисование как важнейший общеобразовательный предмет, дающий знания и умения, необходимые человеку в жизни. С середины 19 века на развитие эстетической мысли и соответственно на развитие вопросов художественно воспитания и образование в России большое влияние оказывают эстетические взгляды русских революционных демократов В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова и Н, Г. Чернышевского.На научную разработку метода обучения, основанного на рисовании с натуры, оказали определенные влияния труды выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского (1824-1871). Ушинский считал, что развитие детей наблюдательности необходимо для развития мышления, для общего развития ребенка.  

  В 1951 году была опубликована «методика преподавания рисунка в средней школе» Е. С. Кондахчана, в которой, несмотря на отдельные недостатки, автор довольно полно и содержательно рассматривает вопросы методики преподавания рисования в школе.

В 1957 году издается учебник по рисованию для учащихся 1- го класса Н.Н. Ростовцева. Затем публикуются его же учебники по рисованию для 2, 3, 4 классов.

В последние годы на ряду с созданием и публикации и ряда научно-методических трудов коллектив лаборатории совместно с Академией художеств СССР и ведущими специалистами художественно-графических факультативов педагогических вузов страны разработал проект новой программ по изобразительному искусству 1-4 классов общеобразовательной школы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь