Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Раздел 1. Упражнения для рисованияСтр 1 из 5Следующая ⇒
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Рисунок»
Специальность: 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
Квалификация: художник – мастер с углубленной подготовкой в области традиционного прикладного искусства
Тамбов 2007
Автор: Фалеев А.В. – преподаватель спецдисциплин отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» ТОГОУ СПО «Педагогический колледж», заслуженный учитель РФ Караваева С.В. - преподаватель спецдисциплин отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» ТОГОУ СПО «Педагогический колледж» Рецензенты: Золотов П.Ю. – председатель правления Тамбовского отделения Союза художников России Киселев Ю.И. – зав. кафедрой «Дизайн» МОСА, старший преподаватель кафедры «Архитектура и строительство зданий» ТГТУ
Пояснительная записка. Программа по дисциплине «рисунок» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом РФ по специальности 070802. Курс академического рисунка вместе с живописью и композицией является основополагающей частью художественного образования и эстетического воспитания будущего специалиста. Академический рисунок изучается в педагогическом колледже в течение пяти лет обучения. Задача курса – изучить теоретические вопросы изобразительной грамотности и овладеть практическими умениями и навыками в области рисунка. Обучение теоретическим основам и практическим навыкам строится в форме академических занятий. Результатом профессионального изучения рисунка должно быть прочное знание законов построения объемной трехмерной формы объекта на плоскости, моделирование формы изображаемых объектов средствами светотени, передачи глубины в пространстве средствами линейной и воздушной перспективы, а также знание конструктивного строения типичных важнейших объектов и основ пластической анатомии человека. В результате изучения курса рисунка студент должен знать и уметь использовать: инструменты оборудования, основные техники и материалы рисунка, законы линейной перспективы; владеть навыками: профессионального изображения натуры средствами рисунка. Процесс обучения рисунку проводится на основе глубокого изучения натуры, а также выполнения кратковременных зарисовок с натуры, по памяти, наблюдению и представлению. Учащиеся должны рисовать, логически обосновывая построение формы в пространстве, перспективные сокращения, размещение предметов на плоскости и пространстве. Обязательным условием овладением академическим рисунком, является последовательность в работе над каждым заданием, начиная с зарисовки простейших геометрических форм, переходя затем и изучению объектов «мертвой» натуры более сложной формы, заканчивая курс рисунка изучением фигуры человека. Задания по рисунку выполняются в следующей последовательности: эскиз-набросок небольшого размера, компоновка изображения на листе бумаги, пластическая характеристика главных пластических масс, разработка деталей, подчинение их целому. Перед выполнением каждого задания преподаватель должен четко определить задачу данной постановки. Законченность рисунка определяется степенью решения поставленной задачи. В процессе работы, помимо вступительных бесед, устных методических указаний, вспомогательных рисунков на полях, преподаватель может практически помочь учащемуся, внося исправления в его рисунок и направляя дальнейший ход работы. На занятиях по рисунку дополнительно могут быть показаны репродукции произведений мастеров реалистической школы и лучшие работы методического фонда. На первом курсе рисунки выполняются на формате А4 в первом семестре, А3 во втором, на третьем и четвертом А2, А3. Основной рабочий материал – графитный карандаш различной твердости. Для полного уяснения формы изображаемого предмета, рисунок проводится с направленным источником света. Кроме рисования в классе, учащиеся выполняют домашние задания, которые педагог систематически контролирует и анализирует. Курс рисунка предусматривает тесную связь с такими предметами, как пластическая анатомия, живопись, перспектива, история искусств. Программа по дисциплине «Рисунок» рассчитана на 652 часа.
Формой итогового контроля по дисциплине «Рисунок» в соответствии с рабочим учебным планом являются семестровые просмотры работ студентов.
Учебный план курса «Рисунок» для специальности 070809 «Художник - мастер»
Тематический план.
Содержание учебной дисциплины. Семестр. Введение Содержание и специфика дисциплины «рисунок» на 1-ом курсе в первом семестре. Задачи 1-ого семестра. Материалы, используемые на занятиях по рисунку. Оборудование кабинета, правила пользования им. Техника безопасности. Самостоятельная работа. Упражнения в штриховке.
Самостоятельная работа. Задание 1. Линейный рисунок коробок с различных точек зрения. Задание 2. Линейный рисунок банки в горизонтальном и вертикальном положении.
Тема 3.1. Рисунок натюрморта из геометрических тел.
Понятие « натюрморт ». Ведущие художники, работающие в жанре натюрморта, их произведения. Виды натюрморта. Анализ натюрморта. Приёмы ведения рисунка от общего к частному, от большей формы к меньшей. Последовательность построения рисунка натюрморта. Особенности композиционного размещения рисунка натюрморта. Визирование пропорций и углов. Специфика линейно- перспективного построения натюрморта. Основные тональные отношения в натюрморте, тоновой масштаб. Приёмы передачи объёма геометрических тел средствами светотени. Плановость и освещённость в натюрморте. Целостность восприятия изображения натюрморта.
Практическое задание. Тональный рисунок натюрморта из геометрических тел. М: карандаш. Размер бумаги: А 4.
Самостоятельная работа. Тональный рисунок натюрморта (2 предмета в основе лежат простые геометрические тела).
Тема 3.2. Рисунок натюрморта из предметов быта.
Анализ формы и строения предметов, входящих в натюрморт. Анализ пространственного положения предметов, относительно выбранной точки зрения и линии горизонта. Этапы ведения рисунка натюрморта из предметов быта. Особенности композиционного размещения рисунка натюрморта. Визирование пропорций и направлений. Особенности линейно-перспективного построения конструкции предметов, входящих в натюрморт. Основные светотональные отношения. Тоновой масштаб в натюрморте. Светотональная проработка формы предметов. Светотональный контраст в натюрморте. Освещение и плановость.
Практическое задание. Тональный рисунок натюрморта из предметов быта. М: карандаш. Размер бумаги: А 4.
Самостоятельная работа. Тональный рисунок натюрморта (3 предмета)
Тема 3.3. Рисунок натюрморта из предметов быта. Контрольный натюрморт.
Анализ формы и строения предметов, входящих в натюрморт. Анализ пространственного положения предметов, относительно выбранной точки зрения и линии горизонта. Этапы ведения рисунка натюрморта из предметов быта. Особенности композиционного размещения рисунка натюрморта. Визирование пропорций и направлений. Особенности линейно-перспективного построения конструкции предметов, входящих в натюрморт. Основные светотональные отношения. Тоновой масштаб в натюрморте. Светотональная проработка формы предметов. Светотональный контраст в натюрморте. Освещение и плановость.
Практическое задание. Тональный рисунок натюрморта из предметов быта. М: карандаш. Размер бумаги: А 4.
Самостоятельная работа. Тональный рисунок натюрморта (3 предмета)
Семестр.
Введение. Основные задачи 2-ого семестра. Содержание практических работ и учебной дисциплины. Программное содержание.
Раздел 1. Рисование тканей. В работе над рисунком тканей студент должен грамотно закомпоновать рисунок, определить местоположение в пространстве, передавать пропорции и характер тканей, соподчинять главное и второстепенное, пользоваться средствами линейной и воздушной перспективы, уметь «лепить» форму складок в пространстве средствами светотени, иметь представление о тоне, применять его, уметь передать материальность тканей, характер складок. Самостоятельная работа. Тональный рисунок драпировки с цилиндрическими складками.
Самостоятельная работа. Тональный рисунок драпировки с конусообразными складками.
Самостоятельная работа. Тональный рисунок драпировки со свободно образованными складками.
Тема 2.1. Рисунок натюрморта из предметов быта и драпировки со складками. Анализ формы и строения предметов, входящих в натюрморт. Анализ пространственного положения предметов, относительно выбранной точки зрения и линии горизонта. Этапы ведения рисунка натюрморта из предметов быта и драпировки со складками. Особенности композиционного размещения рисунка натюрморта. Визирование пропорций и направлений. Особенности линейно-перспективного построения конструкции предметов, входящих в натюрморт. Основные светотональные отношения. Тоновой масштаб в натюрморте. Светотональная проработка формы предметов. Светотональный контраст в натюрморте. Освещение и плановость.
Практическое задание. Тональный рисунок натюрморта из предметов быта и драпировки со складками. М: карандаш. Размер бумаги: А 3.
Самостоятельная работа. Тональный рисунок натюрморта из предметов быта и драпировки со складками (2предмета).
Самостоятельная работа. Тональный рисунок натюрморта из предметов быта и драпировки со складками (3 предмета). Семестр. Введение Содержание учебной дисциплины на 3-ий семестр. Особенности и своеобразие. Основные задачи 3-его семестра. Материалы, используемые для рисунка. Специфика практических работ 3-его семестра.
Тема 1.1. Рисунок интерьера в угловой перспективе. Понятие «интерьера». Законы и приемы построения угловой перспективы. Основные особенности рисования интерьера в угловой перспективе. Выполнение предварительных эскизов с различных точек зрения. Этапы выполнения рисунка. Особенности композиции, передачи плановости, пространства и освещения. Рисование интерьера имеет свои особенности: рисуя натюрморт или пейзаж, студент наблюдает натуру снаружи, на определённом расстоянии от неё, то при рисовании интерьера он находится или должен представлять себе, что находится внутри замкнутого пространства, которое можно уподобить геометрическим телам: кубу, параллелепипеду и т.д. Рисовать лучше небольшой участок комнаты под случайным углом к картинной плоскости.
Практическая работа. Линейный рисунок интерьера с легкой проработкой собственных и падающих теней. Эскизы интерьера с различных точек зрения. М: карандаш, формат А 4.
Самостоятельная работа. Рисование интерьера комнаты в угловой перспективе.
Практическая работа. Копирование с учебных рисунков черепа в разных поворотах (фас, профиль, три четверти). М: карандаш, формат А 4.
Самостоятельная работа. Выполнение набросков фигуры человека карандашом.
Тема 2.2. Рисунок черепа в трех положениях. Конструктивные особенности строения черепа: форма и пропорции костей. Геометризация рисунка, как средство изучения формы и строения костей черепа. Особенности компоновки и построения рисунка черепа. Тоновое решение рисунка. Выполняя рисунок черепа с натуры, всё внимание студентов должно быть направлено на изучение формы и пропорций костей. Сложные поверхности следует расчленить на отдельные участки, более или менее приближающиеся к плоскостям. Рисунок приобретает несколько гранёный вид, что не совсем соответствует натуре, но такой способ очень помогает изучению формы, приобретая твёрдые знания в области и рисунка, и пластической анатомии.
Практическая работа. Тональный рисунок черепа в трёх положениях. М: карандаш Размер бумаги: формат А 4 Решение светотеневое.
Самостоятельная работа. Выполнение тональных набросков фигуры человека в технике гризайль.
Практическая работа. Копирование головы человека в трёх положениях. М: карандаш, формат А 4.
Самостоятельная работа. Выполнение копий рисунков головы человека в различных ракурсах.
Тема 2.4. Рисунок « обрубовки» гипсовой головы. Анализ постановки «обрубовки» головы. Специфические особенности « обрубовки» головы. Анатомический анализ головы. Пропорции головы. Методы рисования гипсовой головы. Этапы построения изображения головы. Рисованию головы живой модели предшествует работа над рисунком головы с гипсового слепка, так называемая «обрубовочная модель». В такой модели наиболее полно и обобщённо представлены главные, существенные плоскости составных частей головы: плоскость глазниц, плоскости призмы носа, плоскость уха и т.д. Это способствует сосредоточению внимания студентов на передаче в рисунке положения каждой плоскости в пространстве. Первая стадия рисунка - композиционное размещение изображения на листе бумаги (1/4 ватмана); приблизительно наносим пропорции головы, включая пропорции шею; затем рисуем овал с крестовиной, которая даёт возможность уже на первой стадии рисунка наметить пространственное положение всей головы. Затем отмечаем линию, разделяющую лицевую поверхность от боковых. Последние находится в тени и покрывается свободной лёгкой штриховкой. ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА. Вторая стадия. Уточняются пропорции всего объёма головы и отношение величины лицевой и мозговой части головы. Уточняется изгиб срединной линии. Особенно важно точно определить взаимоположение переносицы и середины подбородка по вертикали. Намечаются линии разреза глаз, надбровных дуг, основания носа, разреза губ, линия верхнего и нижнего краёв уха. Определяется величина плоскостей глазниц, носа, губ, уха. Весь объём головы расчленён на основные плоскости, что очень хорошо помогает студентам познанию конструктивной формы головы. Уясняя направление этих плоскостей, легче определяется направление их штриховки, легче определяется тоновое различие. Таким образом, процесс лепки формы средствами светотени будет сознательным со стороны студентов. Третья стадия - дальнейшая, более точная проработка светотеневыми отношениями всех плоскостей объёма головы с учётом линейного и тонового объёма: чем ближе форма, тем она контрастнее, т.е. сильнее и свет, и тень. Чем дальше от рисующего форма, тем контрасты слабее, т.е. ослабевает и свет, и тень. На данной стадии заканчивается работа над рисунком «обрубовочной» гипсовой головы. Практическая работа. Тональный рисунок гипсовой « обрубовочной »головы. Освещение: сверху, спереди М: карандаш. Размер бумаги: формат А 4. Семестр Введение
Содержание учебной дисциплины на 4-ый семестр. Особенности и своеобразие. Основные задачи 4-ого семестра. Материалы, используемые для рисунка. Специфика практических работ 4-ого семестра.
Раздел 3. «Рисунок гипсовой головы человека с гипсовых слепков. При рисовании гипсовой головы студент должен: знать основные принципы построения головы человека, передавать характер модели, уметь скомпоновать рисунок головы в листе, передавать пропорции, изображать части лица, применяя метод анатомического анализа, строить большую форму головы, определять связь головы и шеи; иметь представления об этапах построения головы. Практическая работа. Тональный рисунок гипсовых слепков частей лица (нос, ухо, губы, глаз). М: карандаш. Размер бумаги: формат А 4.
Самостоятельная работа. Выполнение зарисовок с натуры губы, глаз, нос, ухо Давида с разных точек зрения.
Тема 3.2. «Рисунок гипсовой анатомической головы «экорше». Анатомические особенности конструкции гипсовой анатомической головы. Анализ строения головы. Анализ конструкции частей лица. Классические нормы и пропорции. Опорные, конструктивные точки и вспомогательные линии. Этапы ведение рисунка. Специфические особенности работы в тоне. Цельность видения натуры, цельность ее изображения. Рекомендуется выполнить несколько предварительных набросков, решая композицию рисунка. Первая стадия - композиционное расположение изображения; приблизительная передача пропорций и «характера» головы, включая изображение шеи; намечаем крестовину, определяя степень поворота головы в сторону, вверх, намечая «ребро» формы, направление лицевой и боковой поверхности в глубину; боковая поверхность, находящаяся в тени, штрихуется. Вторая стадия - уточнение пропорций объёма головы; -отношение мозгового черепа и величина лицевого; сокращение лобной, височной и теменной костей; -уточнение изгиба серединной линии; вертикалью определить взаимоположение переносицы и середины подбородка; -уточнение изгиба поперечной линии, т.е. взаимоположение глаз, скул, ушей и затылка по горизонтали; -уточнение разделения лицевой поверхности от боковой (краем виска, углом скулы и подбородка); намечаются края надбровных дуг, основания носа, разреза рта, уха; определяется величина глазных полушарий, носа, длина и ширина губ. Третья стадия - дальнейшее, более углубленное изучение и анализ формы поверхности; тоже делается и с остальными частями головы: скуловыми дугами, глазными впадинами и т.д. Рисунок на любой стадии должен быть одинаково проработан во всех частях. Определяем пропорции носа: высоту горбинки и ширину у основания и кончика, величину крыльев, у губ намечаются основные направления поверхностей; более точно строится форма глазничной впадины, намечается толщина и положение век; у нижней челюсти определяются и строятся основные повороты формы. Строя объём, целесообразно расчленить его поверхность на основные направления, близкие к плоскостям - это хорошо помогает познанию конструкции формы. Прокладывая светотень - не просто копировать светлые и теневые места, а согласовывать штрих с направлением поверхности каждого участка объёма - в этом случае процесс лепки формы светом и тенью будет сознательным (лёгкой штриховкой начинаются самые основные тени). Четвертая стадия - идёт процесс дальнейшей углубленной проработки всей формы, её детализация. Например, уточняется форма нижней челюсти, у носа строятся остальные мелкие поверхности - лепится форма крыла, намечаются ноздри, уточняется толщина носа; строятся веки глаз, зрачки, форма круговой мышцы глаза и т.д. Тени (собственные и падающие) усиливаются, прокладываются полутени, намечаются рефлексы.
Практическая работа.
Тональный рисунок гипсовой анатомической головы «экорше». М: карандаш. Размер бумаги: формат А 4.
Самостоятельная работа. Выполнение набросков фигуры человека фломастером и тушью.
Тема 3.3. «Рисунок гипсовой маски головы человека. Нерон». Анатомические особенности конструкции гипсовой маски головы. Анализ строения маски головы. Анализ конструкции частей лица. Классические нормы и пропорции. Опорные, конструктивные точки и вспомогательные линии. Этапы ведение рисунка. Приемы освещения гипсовой маски головы. Задачи предварительного наброска. Выбор точки зрения. Особенности изображения разных положений головы (фас, профиль, три четверти). Первый этап. Композиционное расположение рисунка на листе бумаги с учётом тяжести, равновесия. Определение масштаба изображения маски головы, включая шею. Выполнение наброска головы вместе с шеей. Рисуя крестовину, намечается пространственное положение головы. Благодаря крестовине, определяется степень поворота головы по отношению к рисующему. Далее приблизительно намечается передний план - линия, отделяющая лицевую поверхность от боковой. Боковая поверхность, находящаяся в тени, покрывается лёгкой штриховкой. Второй этап. Уточняются пропорции всего объёма головы. Определяется отношение величины мозговой части головы к величине лицевой части. Мозговая часть из-за приподнятого положения головы сокращена. При этом лобная, височная и особенно теменная кости сократились в большей степени. Далее уточняется изгиб срединной линии, определяется взаимоположение переносицы и середины подбородка по вертикали. Уточняется изгиб поперечной линии, т.е. взаимоположения глаз, скул, ушей по горизонтали. На втором этапе работы идёт уточнение общей формы маски головы и намечаются основные детали, но обязательно в отношении к целому и друг к другу. Третий этап. Продолжается дальнейший, более углубленный анализ изображаемой формы; точнее строится форма мозгового черепа, разграничиваются его основные поверхности. Тоже делается со скуловыми костями, глазничными впадинами, призмой носа, строятся основные повороты формы. Главное внимание должно быть обращено на построение края челюсти с его углами и подбородочным возвышением. Сообразовываясь с направлением поверхности каждого участка объёма, штриховка выполняется по направлению этой формы, т.е. процесс лепки формы средствами светотени должен быть сознательным. Штриховкой намечаются самые основные собственные и падающие тени. Четвёртый этап. В этой стадии идёт дальнейшая углубленная проработка всей формы, её детализация. Уточняется форма нижней челюсти, у носа строятся остальные мелкие поверхности- лепится форма крыльев носа, уточняется толщина носа на всё его протяжении; строятся веки глаз, зрачки, форма круговой мышцы глаз, рта и т.д. Тени усиливаются, прокладываются полутени, намечаются рефлексы. На этом этапе заканчивается работа над рисунком. Практическая работа.
Тональный рисунок гипсовой маски головы человека. М: карандаш. Размер бумаги: формат А 4.
Самостоятельная работа. Выполнение копирования рисунков головы человека с работ художников. Тема 3.4.. «Рисунок гипсовой головы человека. Антиной ». Основы конструктивно-анатомического строения гипсовой головы человека. Основные принципы и особенности построения гипсовой головы. Методическая последовательность ведения рисунка. Выбор точки зрения. Особенности изображения разных положений головы (фас, профиль, три четверти), относительно рисующего и линии горизонта. В данном задании методическая последовательность выполнения рисунка аналогична предыдущему заданию. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы