Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕСТ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»



Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».

Пространство сзади и слева от субъекта связано с перио­дом прошлого и бездеятельностью (отсутствием активной

495


связи между мыслью — представлением и планированием — осуществлением).

Правая сторона пространства спереди и наверху — связа­ны с периодом будущего и действительностью.

На листе левая сторона и низ — связаны с отрицательно окрашенными эмоциями (депрессия, неуверенность, пассив­ность).

Правая сторона (соответственно правой руке) и верх с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активнос­тью, конкретностью действия.

ПОКАЗАТЕЛИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

1. Положение рисунка на листе.

В норме рисунок расположен по средней линии стандарт­ного листа. Лист бумаги лучше брать белый, кремовый, каран­даш — средней мягкости. Простой ручкой или фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка на листе ближе к верхнему краю (чем больше, тем выраженнее) трактуется как высокая само­оценка и недовольство собственным положением в социуме и недостаточностью признания со стороны окружающих, пре­тензии на продвижение, тенденция к самоутверждению, пре­тензия на признание.

Положение рисунка в нижней части листа — обратный показатель: неуверенность в себе, низкая самооценка, подав­ленность, нерешительность, незаинтересованность в своем социальном положении, признании, отсутствие тенденции к са­моутверждению.

2. Центральная смысловая часть фигуры

Голова или заменяющая ее деталь: голова, повернутая вправо, — устойчивая тенденция к действительности. Почти все, что обдумывается или планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться, если даже не доводит­ся до конца. Человек активно переходит к реализации своих тенденций. Голова, повернутая влево, — тенденция к рефлек­сии, размышлениям: не человек действия, лишь незначитель­ная часть замыслов реализуется или начинается реализацией Нередко нерешительность, страх, боязнь активных действии (что именно, надо выяснить дополнительно). Положение в фас,

496


т. е. голова, направленная на рисующего, трактуется как эго­центризм.

На голове расположены детали, соответствующие орга­нам чувств: уши, рот, глаза. Глазам придается особое значе­ние. Это символ присущего человеку страха (вспомните япон­ские рисунки после Хиросимы и Нагасаки). Это значение особенно подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обра­тите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — показатели истероидно-демонстративной манеры поведения для женщин, для мужчин — женственных черт характера (с прорисовкой зрачка радужки совпадают редко). Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внеш­ней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Значение детали «уши» прямое — заинтересованность в информации, значимости окружающих. Приоткрытый рот в сочетании с языком, при отсутствии прорисовки губ, трактует­ся как большая речевая активность. В сочетании с прорисов­кой губ — чувствительность. Иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно зачерчен­ный, трактуется как легкость возникновения страха и опасений, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большин­стве случаев — защитная (огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение или порицание). Для детей и подростков зачернение рта округлой формы говорит о боязливости и тре­вожности.

Увеличение по соотношению с фигурой размера головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а возможно, и эрудицию в себе и окружающих. На голове часто расположены дополнительные детали: рога — защита, агрес­сия (определить в сочетании с другими признаками агрес­сии — ногтями, щетиной, иглами). Характер этой агрессии спонтанный или защитно-ответный. Перья — тенденция к самоукрашению или самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — подчеркивание своего пола, а иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

3. Несущая, опорная часть фигуры — ноги, лапы, по­стамент. Рассматривается основательность этой части фигу­ры по отношению к размерам всей фигуры и по форме.

497


Основательность — обдуманность, рациональность при при­нятии решения. Опора на существенную и значимую инфор­мацию, на существенные положения. И напротив, поверхност­ность суждений, легкомыслие, необоснованность выводов, осо­бенно при отсутствии или почти отсутствии ног. Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соедине­ны точно, тщательно, небрежно, слабо или не соединены совсем. Это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость форм ног, любых элементов опорной части — это конформность суждений и установок, их стаци­онарность, банальность. Разнообразие в положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятель­ность, иногда (соответственно необычности формы) даже творческое начало (в норме) или инакомыслие, ближе к па­тологии.

4. Части, возвышающиеся над уровнем фигуры (могут
быть функциональными или украшающими): крылья, дополни­
тельные щупальца ног, детали панциря, перья, бантики, что-то
вроде завитушек, кудрей, цветов. Первые — энергия, охват
разных областей человеческой деятельности, уверенность в
себе, «самораспространение» с неделикатным, неразборчивым
утеснением окружающих. Либо любознательность, соучастие
в как можно большем количестве мероприятий, завоевание
себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью.
Смелость — соответственно значению символа — (щупальца,
крылья и т.д.). Вторые — демонстративность, склонность к об­
ращению на себя внимания, манерность.

5. Хвосты. Выражают отношение к собственным дей­
ствиям или поступкам, решениям, выводам, размышлениям
своей вербальной продуктивности — судя по тому, повернут
ли хвост вправо на листе или влево. Положительная или
отрицательная окраска этого отношения выражена направле­
нием хвоста. Движением вверх уверенно, положительно, бод
ро или движением вниз — недовольство собой, подавленность,
сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т. д. Особо
обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких иногда
повторяющихся звеньев, особенно пышные, длинные, разветв­
ленные. Вправо — по поводу своих действий или поведения,

498


влево — по поводу своих мыслей, пропущенного момента, собственной нерешительности.

6. Контур фигуры. Наличие выступов (типа шипов, пан­
циря, игл, прорисовки и затемнения линий контура) — это
защита от окружающих. Агрессивная защита, если она выпол­
нена в острых углах. Со страхом и тревогой, если имеют
место затемнения, запачкивания контурной линии. С опасени­
ем или подозрительностью, если поставлены щиты, заслоны,
линии удвоены и т.д. Верхний контур — против вышестоя­
щих, против людей, реально имеющих возможность наложить
запрет, ограничения, осуществить принуждение, т.е. против
старших по возрасту(родителей, учителей, начальников, руко­
водителей). Нижний — против насмешек, непризнания, отсутст­
вия авторитетов у нижестоящих, подчиненных, младших, не­
признание, отсутствие авторитета у младших, боязнь осуж­
дения. Боковые — недифференцированная опасность и
готовность к защите любого порядка и в разных ситуациях.
То же самое — элементы защиты, расположенные не по
контуру, внутри его, на самом корпусе животного. Справа —
больше в процессе деятельности (реальной), слева — защита
своих мнений, убеждений, вкусов.

7. Общая энергия оценивается количеством изобра­
женных деталей:
только ли необходимых или также услож­
няющих конструкцию (дополнительных). Много — выше
энергия, наоборот — экономия энергии, застенчивость, орга­
ника, хроническое соматическое заболевание, то же подтвер­
ждается характером линий — слабая, паутинообразная. Об­
ратный характер линий не является полярным (жирная с
нажимом): обратный — это не энергия, а тревожнность.
Особое внимание резко продавленным линиям, видимым с
обратной стороны (судорожный, высокий тонус рисующей
руки), — резкая тревожность. Обратите внимание, какая деталь,
какой символ выполнен подобным образом (к чему привя­
зана тревога).

8. Оценка характера линий — дублирование, небреж­
ность, неаккуратность соединений, островки из находящих
друг на друга деталей и линий, зачеркивание частей рисунка,
«запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотип
линий и т. д. расцениваются, как при анализе пиктограммы.

499


Также фрагментарность линии и форм, незаконченность ри­сунка и оборванность

9 Тематически — животные делятся на угрожающие
и нейтральные (подобие льва, бегемота, волка или птицы, мура
вья, белки, кошки, собаки) Это отношение к своему «я», пред­
ставление о своем положении в мире, как бы идентификация
себя по значению с животным В данном случае рисуемое
животное — представитель самого рисующего

10 Уподобление животного человеку, начиная с поста­
новки животного в положение прямохождения (на две лапы
вместо 4 и более), кончая одеванием в человеческую одежду,
включая похожесть морды на лицо, лап на руки, — свидетель
ствует об инфантилизме, эмоциональной незрелости (аллего
рическое уподобление животных и их характеров человеку,
как в сказках, притчах и других фольклорных формах)

11 Степень агрессивности — выражена количеством,
расположением и характером острых углов на рисунке, неза­
висимо от их связи с той или иной деталью изображения
Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрес­
сии — когти, разящие острые клыки, зубы

 

12 Сексуальные признаки — вымя, грудь и др Это
отношение к полу, вплоть до фиксации на проблемах секса

13 Фигура круга — особенно ничем не заполненного,
символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего
внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружа
ющим, нежелание подвергаться тестированию

14 В монтирование механических частей в живую
часть животного — постановка на постамент, танковые или
транспортные гусеницы, треножник, прикрепление к голове
пропеллера, винта, вмонтирование в глаза электроламп, про
водов в тело и конечности, рукояток, клавиш, антенн и т д
проявляется у больных шизофренией, редко — у глубоких
шизоидов

15 Творческие возможности выражены обычно количе­
ством сочетающихся в фигуре элементов Банальность, отсут­
ствие творческого начала — принимает форму готового жи­
вотного, существующего, которому приделываются такие же
готовые детали Оригинальность проявляется в форме, по­
строенной из элементов, а не из целых заготовок

500


16 Название — может выражать рациональное соедине­ние смысловых составляющих (летающий заяц, бегемот) Дру гои вариант — словообразование книжное, с научным, иногда латинским суффиксом и окончанием Первое — рациональ­ность, конкретная установка при ориентировке и адаптации Второе — демонстративность разума, эрудиции Встречаются названия поверхностно-звуковые, знаменующие легкомыслен­ное отношение к окружающему. Инфантильные названия име­ют обычно повторяющиеся элементы Склонность к фантази­рованию (чаще защитного порядка) выражена непомерно длин­ным названием

ТЕСТ «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»

Историческая справка Графологом из Сан-Франциско Энн Махони был предложен тест, в котором необходимо было в порядке предпочтительности расположить фигуры (круг, квадрат, треугольник) и ломаную линию В исходной интер­претации предложенных фигур предполагалась следующая формула Круг — это символ, означающий одобрение, чув­ственность, дружеское отношение, игривость Квадрат означа ет ощущение безопасности, преобладание в характере логики, практического подхода к действительности, желание создать прочную базу Треугольник символизирует агрессию, его пред­почитают люди, которые ставят собственный успех выше эмо­циональной вовлеченности и не могут усидеть на одном месте Ломаная линия означает присутствие воображения, те, у кого они преобладают, ценят индивидуальность и отвергают рутину Они часто увлечены зарубежной культурой, филосо­фией, поэзией, музыкой и оценивают других людей, исходя из внутренних качеств, а не из их социального положения

В отечественной литературе встречается модификация данного теста, сделанная А В Либиным Интерпретация, при­водимая в нашей работе, основана на данной публикации и собственном эмпирическом материале

Цель применения теста выявление индивидуаль­но типологических различий

Материал испытуемым предлагается три листа бумаги размером 10x10 см, каждый лист нумеруется и подписыва-

501


ется На листе №1 выполняется первый пробный рисунок далее, соответственно, на листе №2 — второй, на листе №3 — третий После выполнения трех рисунков данные обрабаты ваются При нарушении инструкции материал не обра батывается

Обработка данных производится следующим обра зом подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждом\ рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзнач ных чисел, где сотни обозначают количество треугольников десятки — количество кругов, единицы — количество квадра гов Эти трехзначные цифры составляют так называемую «формулу рисунка», по которой происходит отнесение рисую щих к соответствующим типам и подтипам, которые представ лены в табл 1

Интерпретация данных Собственные эмпиричес кие исследования, в которых получено и проанализировано более 2 тысяч рисунков, показали нам, что соотношение раз личьых элементов в конструктивных рисунках не случайно Анализ позволяет выделить 8 основных типов, которым соот ветствуют описанные ниже типологические характеристики

Примечание Типы — это наиболее сильно различающиеся между собой характеристики индивидуальное ти, подтипы входящие в тот или иной тип г общих чертах соотносятся с характеристикам! типа однако имеют и свои специфические осо бенности

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по семантике Треугольник обычно относят к «острой», «наступательной> фигуре, связанной с мужским началом Круг — фигура обтека емая, более созвучна с сочувствием, мягкостью округлостью женственностью Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем из других, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструк тивная фигура, «технический модуль» (рис 1—3)

Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода «систему» индиви дуально типологических различий (табл 2)

502



Рис 1 Виды изображений к тесту «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»


503



504


Рис 2 Виды изображении к TetTv «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур >



Рис 3 Виды изображений к тесту «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»


505


Таблица 2

Система индивидуально психологических различий,

выявляемых при выполнении конструктивных рисунков

на основе предпочтении геочетрических фигур

 

901 802 703 604 505 406 307 208 109  
910 811 712 613 514 415 316 217 118 019
  820 721 622 523 424 325 226 127 028

 

730 631 532 433 334 235 136 037

 

  640 541 442 343 244 145 046

 

    550 451 352 253 154 055

 

      460 361 262 163 064

 

        370 271 172 073

 

          280 181 082
                190 091

ТИПЫ

1-й тип «руководитель» Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, мо гут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития Обладают хорошей адап тацией в социальной сфере, доминирование над другими удер­живают в определенных границах Обычно выбирают зеленый цвет (по М Люшеру) и рисуют «елку» в тесте «Дерево»

Формулы рисунков 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640

Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820, ситуативно — у 703, 712, 721, 730, при воздействии речью на людей — вербальный руково дитель или «преподавательский подтип» — 604 613, 622, 631, 640

Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития При высоком уровне разви тия индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточно хорошо осознаются При низком уровне развития могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутство вать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям Это отно сится ко всем характеристикам

506


Н-й тип — «ответственный исполнитель» обладает многими чертами типа «руководитеаь» являясь рядоположен ным ему однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания Данный тип людей более ориенти рован на «умение делать дело», высокий профессионализм обладает высоким чувством ответственности и требователь ности к себе и другим, высоко ценит правоту т е характеризу ется повышенной чувствительностью ь правдивости Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного проис хождения как следствие перенапряжения

Формулы рисунков 505, 514, 523, 532 541, 550 Ш-й тип «тревожно-мнительный» — характери зуется разнообразием способностей и одаренности — от тон ких ручных навыков до литературной одаренности Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожи данную, иметь также хобби, которое по сути явтчется второй профессией Физически не переносят беспоряаоь и грязь Обычно конфликтуют из за этого с другими людьми Отлича ются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе Нуждаются в мягком подбадривании

Формулы рисунков 406, 415, 424, 433, 442, 451 460 Кроме того, 415 — «поэтический подтип» — обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью, 424 — подтип людей, узнаваемых по фразе «как это можно плохо работать? Я себе не представляю как это можно плохо работать» Люди такого типа о личаются особой тщательностью в работе

IV-й тип «ученый» Эти люди легко абстрагируются от реальности обладают «концептуальным умом», они имеются способностью разрабатывать «на все» свои теории Обычно обладают душевным равновесием и рационально придумыва ют свое поведение

Формулы рисунков 307 316, 325 334, 343, 352, 361 370 Подтип 316 характеризуется способностями создавать тео-рии по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу 325 — подтип характе ризующиися большой увлеченностью познания жи> ни зд~ ровья биологическими дисциплинами, медициной

507


Представители данного типа часто встречаются среди лиц занимающихся синтетическими видами искусства кино, цир! театрально-зрелищная режиссура мультипликация и т д

V-й тип «интуитивный» Люди этого типа обладаю сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее ис тощаемостью Легче работают на переключаемости от однсъ деятельности к другой, обычно выступают «адвокатами меж шинства», за которым стоят новые возможности Обладаю повышенной чувствительностью к новизне Альтруистичны часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручнь ми навыками и образным воображением, что дает возмож ность заниматься техническими видами творчества Обычж вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним само контролем, т е предпочитают самоконтроль, отрицательн реагируя на посягательства, касающиеся их свободы

Формулы рисунков 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280 Подтип 235 — часто встречается среди профессиональны \ психологов или лиц с повышенным интересом к психологи! людей, 244 — обладает способностью литературного творчс ства, 217 — ооладает способностью к изобретательской дея тельности, 226 — большая потребность в новизне, обычнс ставит очень высокие критерии достижении для себя

VI -й тип «изобретатель, конструктор, художник» Часто встречается среди лиц с «технической жилкой» Это люди, обладающие богатым воображением, пространственны», видением, часто занимаются самыми различными видами тех ническогэ, художественного и интеллектуального творчества Чаще интровертированы, так же как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля Эмоциональны одержимы собственными оригинальными идеями

Формулы рисунков 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046 Подтчп 019 — встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией, 118 — тип с наиболее сильно выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобрете ниям

VII-й тип «эмотивный» Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело пере живаюг «жестокие кадры фильма», могут надолго быть «выби

508


тыми из колеи» и быть потрясенными жестокими событиями Боли и заботы других людей находят у них участие, сопережи вание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей

Формулы рисунков 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091

VIII-й тип — обладает противоположной тенденцией эмотивному типу Обычно не чувствует переживании других людей или относятся к ним с невниманием и даже усиливают давление на людей Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным Иногда для него характерна «черствость», которая возникает ситуатив­но, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кру­гу собственных проблем

Формулы рисунков 901. 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 1091

Комментарии к тесту несмотря на относительную ненадежность диагностики, данная методика может служить хорошим посредником в процессе общения психолога кон­сультанта с консультируемым Сообщая индивидуально-типо вую характеристику, можно на основании особенностей пост роения изображения задать следующие вопросы (на которые обычно следует утвердительный ответ)

при наличии шеи — «Являетесь ли вы ранимым чело­
веком, случается так, что вас слишком легко обидеть5»

ушей — «Вас считают человеком, умеющим слушать'»

кармашка на теле человечка «У вас есть дети5»

на голове «шляпы» в виде квадрата или треугольни
ка в одном рисунке
«вы, по-видимому, сделали вынужденную
уступку и досадуете на это5», при наличии шляпы во всех
трех изображениях «Можно ли сказать, что сейчас вы пере­
живаете «полосу скованного положения5»

полностью прорисованного лица «Считаете ли вы
себя общительным человеком5»

одного рта на лице «Любите ли вы поговорить? »

1 При совпадении данных формул с формулами типов I—VI одна из интерпретаций по усмотрению психолога может рассматриваться как дополнительная

509


одного лишь носа: «Чутко ли вы улавливаете запахи,
любите ли духи? »

изображения кружка на теле человечка — «Испыты­
ваете ли вы в настоящее время заботу о старшем близком5»

изображения треугольника на теле человечка
«В круг ваших забот входит необходимость отдавать кому-
либо распоряжения? »

Так, в процессе комментируемого общения можно устано­вить доверительный контакт с собеседником Пример интерпретации

На рис. 4 выполнен вариант теста конструктивных рисун­ков человечков из геометрических фигур. Первый рисунок имеет формулу 334 и относится к типу «ученых», для которых характерно умение быстро абстрагироваться от конкретного и делать обобщения, приводящие к объяснительным теориям Обычно это люди, которых «о чем ни спроси — все знают», на все стараются разработать теории и концепции. Имеют тяготе­ние к синтетическим видам искусства- театру, кино, эстраде, цирку, обладают некоторой эксцентричностью в поведении, ак­терским мастерством. Второй рисунок имеет формулу рисунка 551, которая не является правильной, т е. сумма цифр составля­ет больше 10, что часто бывает при рассеянном внимании

Третий рисунок имеет формулу 433, которая соответству­ет «тревожно-мнительному» типу, для которого характерно стремление к чистоте и порядку; у мужчин это часто выража­ется в культе «чистой сорочки». Грязь и беспорядок у людей этого типа вызывает физическую неприязнь. Имеют большой диапазон одаренности — от литературной до тонких ручных навыков. Могут неожиданно для других сменить профессию (им обычно тесно в рамках одной профессии); при этом они часто сомневаются в своих возможностях, нуждаясь в мяг­ком подбадривании. На первом рисунке прорисована (акцен­тирована штриховкой) шея, что часто бывает у лиц, отличаю­щихся высокой ранимостью; на двух других частично прорисо­вано лицо, что чаще означает более высокий интерес к собеседнику. В целом можно отметить наличие графических способностей, а также значительный размер рисунка, что сви­детельствует о нормальном физическом состоянии и отсут­ствии утомления.

510


Рис 4 Пример интерпретации теста «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

Первый рисунок представляет собой доминирующий тип, второй — тип, присутствующий как состояние, а третий — будущие перспективы

ТЕСТ «ДОМ. ДЕРЕВО. ЧЕЛОВЕК»

Прежде чем начать пользоваться каталогом, целесообраз­но прочитать весь его материал. Это сэкономит время и поможет выработать нужную ориентировку в поисках пози­ций Каталог состоит из двух разделов' общего для всех трех рисунков и раздела, предназначенного для интерпретации отдельных рисунков. Например, если линия основы сходна во всех трех рисунках, интерпретацию ее скорее всего нужно искать в общем разделе Но иногда ту же позицию можно найти в двух разделах Тогда для более совершенной ее интерпретации нужно учесть оба варианта

Часть материала из-за невозможности предъявить его в фор­ме каталога сюда не включена Также не входит сюда ряд основных концепций, с которыми читатель должен быть зна­ком по руководству, что, повторяем, является необходимым

ОБЩИЙ РАЗДЕЛ

Облака — общая тревога, связанная с нарисованной ситуа­цией

511


Цвет — пока используется реалистично и конвенцио нально, он не имеет патоморфного или патологического значе ния С уменьшением этой особенности цвет приобретает все большее значение Специфические интерпретации света дол жны проводиться с большой осторожностью

Цвет черный — депрессивный фон настроения Застен чивость, пугливость Сильные оппозиционные тенденции  с потенциальной агрессивностью Агрессивность может быть направлена и не направлена вовне

Цвет синий — определенный депрессивный фон настроения Улавливается потребность к самоконтролю и его тренировке

Цвет черно синий, комбинированный — шизо-аффектив ный тип реакции

Цвет коричневый — если штрихование коричневым цве том не применяется конвенционально (например ствол дерева стены дома, волосы человека), то оно указывает на осторож ность и несозревшую (недостаточно развитую) реакцию на эмоциональные стимулы

Выбор цвета — чем дольше, неувереннее и тяжеле1 клиент подбирает цвета, тем более вероятно наличие личное тных нарушении

Смешивание, сливание цветов Оттенки — более совер шенное использование цвета

Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасное ти, оградить себя от опасности Это положение является мало важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома

Цвет оранжевый — патоморфная комбинация чувстви тельности и враждебности (если цвет употреблен неконвеци онально)

Цвет пурпурный — сильная потребность власти, никогда не применяется конвенционально ни к дереву, ни к дому

Цвет красный — наибольшая чувствительность, потреб ность теплоты из окружения Некоторые этот цвет называют эротическим

Цвет, штрихование (тени) — интенсивное на переднем плане и на фоне — тревога, но в рамках реальности

Цвет, штрихование 3/ / листа — нехватка контроля за выражением эмоции

512


Штри ковка, выходящая за пределы контура, — тенден ция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию

Цвет желтый — сильные признаки враждебности Конвенциональное использование этого цвета в основном ограничивается изображениями внутри дома В этом случае, обозначая ночь или ее приближение, желтый цвет выражает переживание враждебности среды и необходимость скрывать свои действия от окружающих

Желтый цвет во всем рисунке — очень сильное чувство враждебности по всем социальным связям и отношениям

ДЕТАЛИ

Здесь важно их знание, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным практическим условиям жиз­ни Исследователь должен заметить степень заинтересованно­сти субъекта такими вещами степень реализма, с которым он их воспринимает, относительную значимость, которую он им придает, и способ соединения этих деталей в совокупность

Детали существенные — отсутствие существенных де­талей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недавнем прошлом характеризовался средним или более вы­соким интеллектом, часто показывает интеллектуальную де­градацию или серьезное эмоциональное нарушение

Избыток деталей — «неизбежность телесности» (не­умение ограничивать себя) указывает на вынужденную по­требность направить всю ситуацию на чрезмерную заботу об окружении Характер деталей (существенные, несуществен ные или странные) может послужить для более точного опре­деления специфичности чувствительности

Лишнее дублирование деталей — субъект, скорее все­го, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми

Организация деталей — если трудности организации обнаруживаются в каждом рисунке, можно подозревать более сильное эмоциональное или органическое нарушение (или оба вместе)

Если сложности организации встречаются лишь в одном рисунке, очень может быть, что нарушение функционального порядка и связано с изображаемой на рисунке ситуацией

17 Практическая психология                                                                                                                          S13


Если во всех 3 рисунках организация деталей удовлетвори­тельна, то личностная структура субъекта достаточно устойчи­ва (даже при большом количестве патофоричных знаков)

В случае более удачной организации деталей в цветных рисунках, чем в одноцветных, прогноз более благоприятен.

Стирание или перерисовка — если перерисовка более совершенна — это хороший знак.

Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка указывает на:

1) наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый
объект или на то, что он символизирует для субъекта;

2) наличие злокачественного органического фактора;

3) наличие обоих вариантов.

Стирание, не пытаясь перерисовать (исправлять) Такая деталь у субъекта вызывает внутренний конфликт с собствен­но этой деталью (или с тем, что она символизирует)

Видимая усталость — депрессивное настроение с возмож­ным сопровождением снижающего работоспособность фактора

Линия основы (земли) — незащищенность Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирова­ния, целостности рисунка Придает рисунку стабильность Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества, например: «Мальчик катается на тонком льду». Основу чаще рисуют под домом и деревом, реже — под человеком.

Специально нарисованные, «вымышленные» контуры зем­ли менее значимы, чем нарисованные спонтанно

Контур земли очень жирный, толстый — чувство трево­ги, беспокойство в рамках реальности.

Контур земли, спускающийся от центра рисунка в сто­роны и вниз. Чувство изоляции и незащищенности. Зависи­мость от матери. Потребность к эксгибиционизму (зависит от размеров рисунка и от комментариев испытуемого).

Контур земли, спускающийся вправо вниз Ожидание неясного и опасного будущего, тревожное (интенсивность тре­воги показывает крутизна наклона)

Контур земли, поднимающийся направо вверх — при­сутствие в будущем вынужденных усилий и борьбы (интен­сивность зависит от крутизны наклона)

514


Идентификация с собой — интерпретация зависит от степени субъективности и может варьироваться от предпочти­тельного сужения психологического горизонта субъекта до явного эгоцентризма, чрезмерного интереса к себе, озабоченно­сти собой, склонности все соотносить с собой

Контур кривой, изогнутый — обычно хороший признак, но может означать и отвращение к ограничениям и конвенци­ям при сильной выраженности.

Контур неясно очерченный в отдельных деталях — нежелание субъекта выставлять эту деталь из-за ее актуаль­ности или символической значимости.

Жирный контур в целом — генерализованное чувство неадекватности вместе с нерешительностью, колебанием, со страхом проигрыша. Если контур от «дома» к «человеку» становиться все тоньше — генерализованная тревога (или депрессия).

Контур жирный только по бокам — субъект стремит­ся сохранить личностное равновесие. Стремление это осозна­ется как неприятное и сопровождается физическим напря­жением.

Контур толстый в отдельных деталях — фиксация на данном объекте (детали). Скрытая или явная враждебность к таким образом нарисованному объекту или тому, что он символизирует, в сопровождении тревоги.

Контур толстый во всех рисунках — можно подозре­вать органическое заболевание.

Контур толстый в одном из рисунков — генерализо­ванное напряжение

Контуры обрывистые и не соединяются — предчув­ствие надвигающейся катастрофы.

Контуры очень прямые —• фригидность.

Контур эскизный, применяемый постоянно — в луч­шем случае мелочность, стремление к точности. В худшем — патоформный знак, указывающий на неспособность к четкой позиции.

Рисунки, выполненные легко, без лишней мелочности — способность к равновесию со средой

Рисунки мелочные, щепетильные — обессивно-компуль-сивные тенденции.


На фоне горы — защитная установка и стремление к зависимости (часто от матери)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.106 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь