Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Групповой поведенческий тренинг
Приведем упражнения группового социально-психологического тренинга, предложенные Н. П. Аникеевой. Мнения. Это упражнение применяется на первых занятиях как вводное для более серьезных упражнений. Для каждого из присутствующих все члены группы по очереди называют одно—два из присущих ему положительных качеств, что сразу создает необходимую доброжелательную обстановку. Однако упражнение это может быть продолжено и в этом варианте стать методом коррекции поведения присутствующих. После повторения первой его части (положительных характеристик) и небольшого перерыва участники по очереди называют по одному отрицательному качеству для каждого из присутствующих. Для того чтобы это чреватое известной напряженностью упражнение не привело к парафразу ситуации, блестяще описанному В. Тендряковым в повести «Ночь после выпуска», можно порекомендовать неприятные характеристики оформлять метафорически — «волк-одиночка», «ежик в тумане» и др. Интервью. У каждого из членов группы все желающие по очереди берут интервью. Тема его произвольная, но не слишком интимно-личная. Количество задаваемых вопросов не должно превышать 5-7 Необходимо, чтобы по возможности это упражнение прошли все члены группы. Для того чтобы вызвать необходимую раскованность у «интервьюируемого», на первых этапах рекомендуется предложить ему отвечать с частичной откровенностью или «в маске» — не за себя, а за кого-то другого. 645 Весьма эффективным для «раскачки» аудитории выступает здесь интервьюирование «в ролях», когда и спрашивающие, и отвечающие говорят не от своего лица, а от имени какой-то персонифицированной категории или персонажа: Учителей, Инопланетян, Чебурашки, Винни-Пуха и т.п. Подобное интервью может стать прекрасной разминкой перед более сложными играми и упражнениями. Видение других. а) Один из членов группы садится спиной к аудитории. Его б) Называется один из участвующих в занятиях. Вся Мимика и жесты. В этом упражнении каждый из участвующих в занятиях должен с помощью мимики и жестов: а) продемонстрировать два противоположных состояния б) передать, другому неизвестное тому задание (вымыть Варианты выполнения заданий. 1) только при помощи жестов; 2) только при помощи мимики; 3) при помощи мимики и жестов. Двойной диалог. Двое участвующих в упражнении получают задание вести диалог следующим образом. После того как первый выскажет какое-то мнение, второй должен сначала дословно повторить все, что было сказано, и лишь после этого высказать свое мнение. Первый также должен по возможности дословно повторить выступление второго, а затем продолжить обсуждение. Продолжительность подобного диалога — 5-7 мин. Присутствующие на игре (или кто-то из них) фиксируют количество искажении, допущенных участниками. Результаты упражнения обсуждаются присутствующими (желательно, чтобы через это упражнение прошли все). 646 Инсценировка. Участники разбиваются на пары и получают задание подготовить инсценировку какого-либо небольшого произведения с двумя действующими лицами (в оригинале автора — басня «Ворона и Лисица»). Один из них — «режиссер» — должен объяснить второму — «актеру» — трактовку образа и способы вхождения в него. После окончания инсценировки группа обсуждает работу пар, обращает первоочередное внимание на логику и особенности воздействия «режиссера». Театр. Выбирается небольшое, хорошо известное участвующим литературное произведение (в оригинале — сказка «Репка») и выделяется группа, по численности равная количеству действующих лиц. Им предлагается сымпровизировать, представив в соответствующих образах то, что произошло после окончания этого произведения (в варианте «Репки» автор упражнения предлагал участвующим, собравшись за столом, вспомнить о том замечательном дне, когда все они «тащили удивительную репку»). После окончания спектакля необходимо провести его обсуждение с участием не только зрителей, но и актеров. Живая картина. Группе участников представляется репродукция жанровой картины русского или зарубежного художника. Их задача — «оживить» картину, инсценировав изображенную на ней ситуацию. Оживший портрет. Каждый из участников получает репродукцию портрета, созданного русским или зарубежным художником. Задача каждого — «оживить» портрет, не только приняв его позу и выражение лица, но еще и произнеся сначала несколько реплнк, а по мере тренировки — и монолог за изображенного на портрете. Чувство другого Из группы выделяются двое. Их задача: медленно удаляясь в противоположные стороны, одновременно оглянуться, остановиться, идти и опять оглянуться — всего три раза подряд. «Телепатия». Выделяются два партнера. Первый из них становится спиной ко второму на расстоянии 2—3 метра. Второй, пристально глядя в затылок первому, в какой-то момент должен дать ему мысленный приказ оглянуться. Задача первого — всем своим существом почувствовать второго. 647 Для того чтобы присутствующие знали, в какой именно момент посылается приказ, второй партнер может в этот момент пошевелить пальцем. Пересказ. Предварительно членам группы дается следующее задание: подготовить трехминутное выступление на произвольную тему. После того как эти выступления будут подготовлены, задействованные в этом упражнении члены группы разбиваются на пары. Один из членов пары произносит подготовительную речь, которую второй участник парного взаимодействия должен внимательно выслушать, с тем чтобы после окончания выступления за 30 с пересказать все то основное, что в нем было. «Жюри» из оставшихся членов группы и сам выступавший оценивают полноту и точность пересказа, после чего участники взаимодействия меняются местами. В заключение — коллективное обсуждение упражнения. 16.3. ВНИМАНИЕ: КОНФЛИКТ! Социально-психологический тренинг Перейдем к обсуждению бесконфликтных взаимодействий — необходимых для этого умений и навыков. Выработка их возможна только в условиях социально-психологического тренинга, но хотелось бы предупредить, что используемые здесь приемы должны максимально отвечать принципу «не вреди» и ни в коем случае не обострять отношения между слушателями. Именно исходя из этого принципа, мы и подбирали упражнения этого раздела. Драматизация конфликта. С помощью этого приема оказывается возможным выделить и проявить реальные конфликты, существующие в социальной среде. Психологи предлагают следующее трехэтапное использование техники драматизации конфликта. На первом этапе слушатель, который недоволен сложившейся ситуацией, в присутствии оппонента исполняет его (оппонента) роль, отдав собственную роль кому-либо другому. При этом в случае, если оппонент протестует против наличного исполнения его роли (а это бывает сплошь и рядом, потому что изображение «ущемленным» «зажимщика» обычно носит выраженный гротесковый характер и вообще весьма шаржировано), ему самому предлагают сыграть свою роль, но 648 не с самым недовольным, а опять-таки с «актером» Явная идеализация собственных действий со стороны «зажимщика» вызывает протест «ущемленного», и драматизация конфликта закономерно и естественно переходит к своему второму этапу. На втором этапе «виновник» (в кавычках, ибо приписывание кому-либо одному вины за разногласие весьма условно — виноваты, как правило, оба) конфликта сам играет роль «ущемленного, воспроизводя смысл и тон его ответа в диалоге с «актером», который ранее изображал его самого. Обычно это вызывает протест со стороны «ущемленного», который считает, что его действия также шаржированы, после чего ему самому предлагают их воспроизвести с заменяющим «зажимщика» «актером». Явная идеализация «ущемленным» собственных действий порождает протест у «виновника» разногласия, который обычно поддерживается всеми присутствующими. Начинается третий этап драматизации конфликта. На этом этапе ведущий предлагает участникам разногласия изобразить то, как именно следовало бы противной стороне обращаться и действовать в ситуации конфликта. Начать можно с исполнения «недовольным» роли его оппонента, а сразу после этого дать возможность всем желающим предоставить собственную версию поведения «зажимщика». «Зажимщик» же далее сам представляет, как именно «недовольному» следовало бы поступить в ситуации, после чего добровольцы из публики также демонстрируют свои более правильные формы реагирования. Результатом подобной драматизации конфликта обычно выступает не столько разрешение разногласия (ибо конфликт может оказаться очень устойчивым и сохраниться без видимых на то причин), сколько коррекция взаимного поведения и взаимных ожиданий участвующих, а также повышение их психологической чувствительности и точности поведенческих реакций. Однако для того чтобы этот результат оказался достигнутым, ведущему необходимо помнить о четырех важнейших принципах драматизации: 1. Отказ от рассказа в угоду показа. 2. Перевод выражения агрессивности на заменяющее лицо 3. Обмен ролями партнеров по разногласию. 649 4. Активное привлечение аудитории, причем не только для игрового воспроизведения конфликта, но и (более всего) для совместного поиска адекватных форм взаимодействия в конфликтных ситуациях. Управление конфликтом. В качестве основы для этого упражнения может послужить художественный или публицистический конфликт, который может быть разыгран двумя участниками. В присутствии учебной группы (из которой целесообразно выбрать жюри) эти двое разыгрывают разногласие, применяя во взаимодействии принципы управления конфликтом, предложенные таллиннскими психологами: 1. Определение необходимости обострения конфликта, а) Возможно и желательно ли устранение противоречий б) Если да, нет ли более мирных, экономных и «чистых» в) Если нет, то хватит ли у вас сил на то, чтобы выиграть г) Если нет, то как долго он сможет длиться (это нужно 2. Полный контроль за собственными эмоциями, которые, 3. Анализ подлинных причин конфликта, которые могут 4. Локализация конфликта, т. е. установление его четких 5. Отказ от концентрации на самозащите, поскольку увле 6. Переформулирование аргументов оппонента, которые 650 7. Достаточная активность, поскольку даже «отступая по всему фронту», можно сохранить инициативу, задавая: а) эмоциональный тон отношений («Давай-ка говорить б) тему разговора («Мы не о том говорим, вернемся-ка к..»); в) языковый стиль (без грубости и пошлости); г) роли и степень строгости правил игры (в конфликт Выполнение упражнений обязательно оценивается и обсуждается по всем семи составляющим управления конфликтом. Третий нелишний. Это упражнение также можно осуществлять на художественном или публицистическом материале. Однако главным действующим лицом выступает здесь не кто-то из конфликтующих, а «третейский судья» — человек, который должен способствовать разрешению конфликта, используя принципы так называемого «косвенного разрешения конфликта», предложенные психологом А. Б. Добровичем. 1. Принцип выхода чувств (т. е. предоставление возмож 2. Принцип эмоционального возмещения (действенного 3. Принцип авторитетного третьего (остающегося тайной для 4. Принцип принудительного слушания (когда «третий» 5. Принцип обмена позиций (тот же «авторитетный третий» 651 6. Принцип расширения духовного горизонта спорящих (за счет записи ссоры на магнитофон и предъявления ее конфликтующим, которые обычно оказываются не просто удивлены, но даже шокированы тем, что услышали). Качество выполнения упражнения оценивается и обсуждается. В заключение — несколько упражнений на закрепление навыков бесконфликтных конструктивных взаимодействий Дискуссия — соревнование. Члены группы разбиваются на две команды и выборное жюри, которое должно разработать две категории оценки выдвигаемых в дискуссии аргументов (доказательность, логику, четкость формулировок, соответствие теме и т.п.) и систему оценки (в баллах). Определяется предмет дискуссии, команды разбиваются на «группу — про» и «группу — контра» (т.е. за и против), после чего, собственно, и начинается дискуссия — соревнование. В конце ее жюри объявляет и комментирует результаты. В заключение — коллективное обсуждение хода дискуссии. Конкурс ораторов. По жребию или каким-либо другим образом вызывается любой из членов группы и ему предлагается после минимальной подготовки (не более 30-60 с) произнести речь (2-3 мин) на заданную группой тему. Выборное жюри оценивает качество выступления (полноту раскрытия темы, логику изложения, аргументированность и т.п.). В заключение — коллективное обсуждение упражнения Стратегия в диалоге. а) Двое из участников вызываются ведущим и втайне от б) Противоположный вариант: второй партнер должен Ролевое обсуждение. В этой игре руководитель раздает участникам листовки с обозначением ролей, в которых они должны выступать в обсуждении (Философ, Дипломат, Эрудит, Скептик, Общественник, Игрун, Золушка и т.п.; роли желательно 652 подбирать не привычные, а дополнительные к тем, в которых привыкли выступать члены группы). Далее договариваются о предмете обсуждения, который может быть самым разнообразным, например обсуждение фильма спектакля или книги. Он не должен быть слишком сложным или чересчур волнующим. После 10-15 мин дискуссии окружающие должны определить, кто был в какой роли (список их должен быть сообщен присутствующим), причем неопознанные игроки считаются не справившимися с заданием. Руководство дискуссией. Выбрав тему для обсуждения и совместно выдвинув критерии оценки деятельности руководителя (умение четко формулировать вопросы, резюмировать переходные моменты в обсуждении, вовлекать пассивных, приостанавливать затянутые монологи, быть тактичным к выступающим и т.п.), группа избирает ведущего дискуссии (например, по жеребьевке или выдвижением кандидатур). После дискуссии продолжительностью 15-30 мин начинается главный момент игры ее (дискуссии) обсуждение. Начинается оно с самоанализа своей деятельности ведущим дискуссии, в ходе которого он должен определить, насколько он выполнил задачу в соответствии с критериями оценки, что у него получилось, а что нет; рассказать, в чем испытывал трудности, и уточнить, как группа помогала ему как ведущему. После этого о работе высказываются все желающие. Затем наступает самый сложный момент: каждый, кто хочет, должен сделать ретроспективный самоанализ своего состояния во время дискуссии — в какой момент она вызывала наибольший интерес, когда появилось чувство скуки или раздражения, какие ассоциации вызывали начало и конец. В этом упражнении можно предложить группе определить «тайного единомышленника» — неизвестного группе человека, который изначально получил от руководителя задачу: мысленно помогать и сочувствовать ведущему. ДВОЕ ДРУГ С ДРУГОМ |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы