Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социально-классовая структура.



Вступая в социальное взаимодействие, люди объединяются в группы, которые занимают различное положение в обществе. Неравенство существует на всех этапах человеческой истории, что и выражается в наличии в любом обществе системы социальной стратификации (страта – слой). Социальная стратификация – распределение людей по группам на основе иерархического принципа. Обычно выделяются три группы дифференцирующих людей признаков:

1)  прирожденные характеристики (способности, этническая принадлежность, половозрастные особенности);

2)  профессионально-трудовая деятельность;

3)  элементы «обладания» (собственность, привилегии, материальные и духовные ценности).

 Люди при этом стремятся к изменению своего положения в социальной структуре, исходя из принятых в обществе «социальных наград» (собственность, власть, культурные ресурсы). Стремление к этим «наградам» вызывает социальную мобильность, т.е. движение людей по «ячейкам» общества в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Политическая структура.

Любое общество, будучи системой множества элементов, нуждается в институтах, которые согласовали бы интересы отдельных субъектов в деятельности, разрешали бы конфликты между ними и направляли бы их к какой-то коллективной цели. Эту функцию выполняет политическая структура. Политика пронизывает все поры общества, доходит до каждого индивида, ибо она присутствует везде, где есть коллективное действие, которое всегда требует упорядочения на основе определенных норм. Соответственно формируется политическая система, включающая различные учреждения, прежде всего, государственные органы.

Политика есть сфера отношений между классами, нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного, в том числе, национально-государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене.

Политическая система включает в себя политические институты (государство, партии и т.д.), политические партии (конституции, законы и подзаконные акты, уставы) и политическое сознание (обыденные политические взгляды, идеи и теории).

В центре политической жизни находится проблема власти. Власть есть способность одного человека или группы людей утверждать через соответствующие органы, даже при наличии оппозиции, собственную волю. Всякая власть сильна до тех пор, пока ее авторитетность признается большинством общества. Как только власть лишается этой своей духовной поддержки, она, сколь не был бы силен аппарат принуждения, неминуемо рушится сама собой.

Политическая структура должна действовать в пределах закона, т.е. опирается на соответствующую правовую систему. Право, как бы выводит внутренние начала общества в мир реальных многообразиях отношений между людьми. При этом исходным принципом подлинного права является признание неприкосновенности прав человека. Право есть определенная законом свобода.

Цивилизация как форма существования и развития общества.

История общества – это развитие человеческой цивилизации, проходившей определенные этапы и закономерные стадии социального прогресса. Понятие цивилизации формировалось исторически, а философы в разные времена вкладывали в него различное содержание. Впервые оно стало широко употребляться в эпоху Просвещения во Франции и рассматривалось просветителями (Вольтер, Руссо и др.) как близкое по содержанию понятиям духовной культуры, разума и справедливости. В 1798 году слово «цивилизация» было внесено в «Словарь Академии», в котором оно определялось как высшая степень духовности. В XIX веке в странах Европы в многочисленных трудах цивилизация рассматривалась как комплексное состояние общества, в котором культуре отводится значительное место.

В процессе дальнейшей разработки понятия цивилизации в его толкование вводились новые характеристики и уточнения. И. Кант, занимаясь этой проблемой, разграничивал понятие культуры и цивилизации, поскольку последняя, по его мнению, представляет собой лишь внешний «технический тип культуры», а в процессе развития общества их взаимодействие существенно противоречиво, так как духовная культура, особенно в ее нравственной форме, отстает от цивилизации. Эту идею развивали философы-идеалисты второй половины XIX века – О. Шпенглер, Ф. Ницше и др., утверждая, что развитие цивилизации неизбежно приводит к деградации и духовной гибели общества.

В России в 19 веке концепция цивилизационного развития разрабатывалась социологом Н. Я. Данилевским, который рассматривал цивилизацию как определенный «культурно-исторический тип общества». Каждая локальная цивилизация проходит в своем развитии этапы: становления самобытности, юности (формирование политических институтов), зрелости и упадка. С этих позиций Н. Я, Данилевский впервые в социологии предпринял попытку обосновать содержание славянской цивилизационной общности и, сравнивая ее с западной цивилизацией, писал, что славянский мир отличают такие высокие духовные качества, как мягкость характера, почтительность, стремление к свободе и справедливости и др. Он отмечал, что Россию «Европа не знает, потому что не хочет знать, или, лучше сказать, знает так, как знать хочет, т. е. как соответствует ее предвзятым мнениям…»

В 19 веке представление о цивилизации разрабатывалось и с научно-материалистических позиций. В рамках данного направления цивилизация рассматривалась как общество, преодолевшее зависимость от природы, достигшее более высокого уровня жизни по сравнению с периодом дикости, характеризующееся производительным типом хозяйства, духовной культурой, возникшей на профессиональной основе, и обладающее определенной системной организованностью. Наиболее видными представителями такого подхода являлись К. Маркс и Ф. Энгельс, которые изучали общество как развивающуюся систему. Цивилизация представляет собой совокупность достижений материальной и духовной культуры, а содержание ее определяется типом общественно-экономических формаций.

В 20 веке традиции культурно-исторического подхода к анализу цивилизации развивал английский историк и философ А. Тойнби, определявший ее как особый вид отдельного конкретного общества. В своем двенадцатитомном труде «Исследование истории» он попытался дать ответ на вопрос о смысле исторического процесса. На основе систематизации огромного фактического материала он рассматривает развитие общества как круговорот локальных цивилизаций, которых он насчитал 21, а затем сократил их численность до 13.Основой цивилизационного процесса, по Тойнби, является религия. В русле данного направления рассматривались вопросы развития цивилизаций и П. Сорокиным.

В современной материалистической философии цивилизация рассматривается как универсальное понятие, определяющее содержание всех общественных процессов и лежащее в основе концепции выделения основных исторических этапов развития общества. Под цивилизацией понимаются не только результаты материальной и духовной деятельности людей, но, главным образом, способ или технология воспроизводства общественных отношений.

В настоящее время в содержание цивилизации добавляется также способность общества решать глобальные проблемы, в том числе основную из них – выживание человечества.

Типы цивилизаций.

Цивилизация является формой существования и развития общества. Собственно, началом цивилизации является тот период истории, когда общество дикости и варварства сменяется обществом с культурой.

В зависимости от степени технической оснащенности в сфере общественного производства, свободы личности в социальной и духовной сферах, типа культуры определяются и качественно различные типы цивилизаций, через которые проходило человечество в своем развитии: космогенная (охватывающая древнее общество и эпоху средневековья); техногенная, или индустриальная (соответствующая капиталистической и социалистической общественно-экономическим формациям), и формирующаяся в настоящее время антропогенная (информационное общество).

Космогенная как исторически первый тип цивилизации основывалась на орудийной технике и ручной технологии и характеризовалась большой зависимостью общества от природных сил, когда мировой космос определял смысл жизнедеятельности, диктовал законы, устанавливал жесткие формы общественной организации, связи индивидов с общественными институтами.

Основой техногенного типа цивилизации явились машинная техника, развитие науки и постепенное превращение ее в непосредственную производительную силу, наемный труд, рост профессиональной культуры во всех ее формах. Развитие техногенной цивилизации в 20 веке как противоборство капиталистической и социалистической социально-политических систем определило необходимость ее замены более совершенным обществом.

К концу 70-х годов 20 века индустриальная технология и основанный на ней техногенный тип цивилизации исчерпывает возможности дальнейшего развития общества. Как свидетельствует практика современного цивилизационного процесса, преодоление кризисного состояния может быть обеспечено лишь на путях перехода к новому, более высокому, эффективному и менее расточительному способу воспроизводства самого общества.

Материальная основа для этого начала формироваться с середины 50-х годов 20 века в связи с развитием информационной технологии. Именно она составляет содержание процесса становления цивилизации нового типа – антропогенной, именуемой в научной литературе информационно-технологическим или постиндустриальным обществом.

Формирование и развитие информационной цивилизации на сегодня превратилось в глобальный мировой процесс.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь