Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Процедуры и техники оказания психологической помощи в психодраме



Психодраматическая группа. Морено утверждал, что психодрама предполагает терапию в группе, посредством группы, для группы и терапию самой группы. Количество участников и состав психодраматической группы определяется ее предназначением и адресатом. Для собственно терапевтических групп рекомендуется состав 6–9 человек. Учебные группы и группы личностного роста могут включать 8–15 человек, хотя возможна эффективная работа и с большими группами (до 20 человек); в неклассическом варианте допускается работа и с большими залами. Чаще целесообразен гетерогенный состав группы (по полу, возрасту, социальному статусу, характеру недугов и т.д.). Встречи возможны на протяжении нескольких дней подряд и реже; возможна однократная группа, после которой группа расформировывается, или она может продолжаться годами. Продолжительность каждой встречи, включающей один или несколько сеансов, может занимать от 30–40 минут до нескольких часов, вплоть до «марафона». Длительность первой фазы составляет приблизительно 15 % времени всего сеанса, второй фазы – 65 %, третьей – 20 %. Однако особенности протекания психодраматического действия вносят свои коррективы и несколько уводят пропорции от средних норм. Группы могут быть открытыми и закрытыми. Участники группы руководствуются предварительно оговоренными принципами, к которым относятся, в частности, принцип конфиденциальности (неразглашение за пределами группы того, что произошло во время встречи) и принцип безоценочных суждений. Желательно, чтобе в группе сразу перешли к общению на «ты». Не приветствуется желание называться чужим именем, так как это препятствует Встрече.

Различают следующие виды психодрамы : 1) психодрама, центрированная на протагонисте; 2) психодрама, центрированная на теме; 3) психодрама, направленная на группу; 4) психодрама, центрированная на группе.

Психодрама, центрированная на протагонисте, концентрируется на главном исполнителе, который с помощью ведущего и партнеров изображает реальную или воображаемую ситуацию своей жизни. В результате достигают уровня переживания и осознания многие скрытые или вытесненные из сознания события.

Психодрама, центрированная на теме , проводится в случае отсутствия актуального конфликта или мотивированного протагониста. В этой связи находится тема, затрагивающая всех участников группы, которая может быть проиллюстрирована каждым через изображение соответствующих событий (например, страх). Короткие иллюстрации служат материалом для последующей, центрированной на протагонисте или направленной на группу психодрамы.

Психодрама, направленная на группу, зачастую осуществляется в виде психодрамы, центрированной на протагонисте. Характерной особенностью направленной на группу психодрамотерапии является терапевтическая работа с проблемой, затрагивающей всех членов группы. Такой проблемой в группе супружеских пар может быть, например, супружеская неверность или в группе алкоголиков – возвращение поздно ночью домой из ресторана, в группе подростков – возможно, отбывание срока в исправительной колонии, в группе родителей – проблемы с подрастающими детьми. Почти все участники группы получают возможность для идентификаций, которые детально анализируются в фазе обсуждения. Как и другие формы, психодрама, направленная на группу, может быть нацелена на раскрытие этиологии того или иного состояния, но прежде всего она ориентирована на обретение всеми участниками группы, благодаря обмену ролями, нового, углубленного понимания проблематики, в той или иной степени затрагивающей каждого из них.

Психодрама, центрированная на группе, занимается эмоциональными отношениями участников группы друг с другом и возникающими здесь и теперь общими проблемами, вытекающими из этих отношений. Иногда «центрированной на группе» называют также психодраму, не имеющую ведущего. Здесь данный термин будет все же относиться к тому виду психодрамы, которая занимается проблемами группы.

При проведении психодрамы используются техники психодрамы: 1) представление самого себя (самопрезентация); 2) монолог; 3) дублирование; 4) реплики в сторону; 5) обмен ролями; 6) пустой стул и высокий стул; 7) зеркало; 8) за спиной; 9) идеальный другой; 10) волшебный магазин.

Представление самого себя (самопрезентация) – состоит из коротких действий, в которых протагонист или другие участники группы изображают самого себя или кого-то очень важного для себя.

Монолог – предстает как комментирование своих действий, разговор с самим собой. Монолог позволяет протагонисту взглянуть на свои эмоции как бы со стороны и тем самым с большим успехом исследовать свои реакции на текущую ситуацию. Протагонист «выходит» из разыгрываемой в данный момент сцены и произносит монолог о том, какие внутренние реакции она у него сейчас вызывает. Обычно ему предлагается рассказывать о своих проблемах, расхаживая по сцене. Монолог может быть использован как для разогрева протагониста, подготовки его к конфликтной ситуации, так и для его успокоения.

Дублирование – осуществляется двойником (или вторым Я), заменяющим протагониста. Иногда двойник высказывает тайные чувства и помыслы протагониста, выполняя роль его внутреннего голоса. Может быть нейтральным, ироничным, страстным, оппозиционером.

Реплики в сторону – вводятся в действие, если протагонист излагает события недостоверно, умышленно скрывает правду. Реплики отражают внутренние мысли и чувства человека.

Обмен ролями – протагонист играет роль какой-нибудь ключевой фигуры, а вспомогательное «Я» берет на себя роль протагониста. Цель обмена ролями состоит в том, чтобы «вспомогательное Я» лучше уяснил свою собственную роль, глядя на ее исполнение протагонистом.

Пустой стул символизирует сидящего на нем воображаемого антагониста. Клиент взаимодействует с этим фантомом и даже обменивается с ним ролями и в роли фантома взаимодействует с воображаемым самим собой. Высокий стул обычно помещается на подставке, для того чтобы придать сидящему на нем клиенту-протагонисту силу или ощущение силы, которая ему необходима, чтобы успешно справиться со своими врагами в психодраматическом действии или с другими людьми, которые обычно подавляют его в реальной жизни. Пустые стулья используются в психосинтезе, гештальттерапии, транзактном анализе и других видах психотерапии. Так, например, в транзактном анализе на пустой стул обычно садится «Свинья», особое эго-состояние, которое своей целью имеет мучить нас, не давать нам делать то, что мы хотим, или заставлять нас делать то, чего мы не хотим.

Зеркало. Режиссер предлагает протагонисту отойти в сторону и понаблюдать за тем, как его изображают вспомогательные «Я». Упражнение позволяет протагонисту взглянуть со стороны на свои действия, понять, как его воспринимают другие. Режиссер может попросить кого-либо из участников: «Встань к нему лицом и покажи, как он это делает». «Зеркало» эффективно концентрирует, фокусирует внимание зрителей на определенных аспектах поведения протагониста. Режиссер может специально настроить вспомогательные Эго на то, чтобы они преувеличивали те эмоции, которые подавляет протагонист.

Техника зеркального отражения позволяет смоделировать новые виды поведения и демонстрирует дисфункциональные аспекты старых форм поведения. Она расширяет зону психологического видения участника, демонстрируя ему, как его действия воспринимаются окружающими людьми. Может использоваться в любых формах групповой работы, если ее упростить. Например, условному протагонисту можно предложить выполнять какие-либо двигательные упражнения или просто движения, а «Зеркало» должно точно и мгновенно воспроизводить все эти движения. У условного протагониста возникает ощущение сконцентрированности внимания другого участника на нем, ощущение связи с другим человеком и значимости своих действий. Эффект усиливается, если протагонист двигается в галерее зеркал, где его движения повторяют сразу многие участники.

За спиной . Клиент садится на сцене на стул спиной к зрителям, а режиссер призывает зрителей к обсуждению клиента, давая ему возможность понять, как его видят другие. Данный метод особенно высоко оценивается теми участниками, которые по разным причинам не чувствовали себя полностью включенными в группу – из-за пропусков групповых занятий, из-за малого знакомства с остальными членами группы, хорошо знакомыми между собой, или вследствие чрезмерной «экспонированности» после участия в психодраматическом эпизоде. Метод «За спиной» парадоксальным образом помогает участнику группы обратиться лицом к группе, а группе – лицом к данному участнику.

Идеальный другой – это изображаемый вспомогательным «Я» «другой» (супруг, родитель, друг, ребенок и пр.), который в психодраме становится «идеальным», т.е. таким, каким его хотел бы видеть клиент в реальной жизни. Существующий в действительности значимый для протагониста человек заменяется фантастическим образом такого значимого человека, какого у него никогда не было, но какого он хотел бы видеть возле себя. Эта техника обычно применяется на стадии завершения психодрамы с целью снижения напряжения.

Волшебный магазин – одна из широко применяемых в разминке игр. Клиент взаимодействует с владельцем «волшебного магазина», который часто изображает вспомогательное «Я» или Режиссер. Режиссер просит участников представить себе, что на сцене открыта лавочка, где продаются всякие чудесные вещи: любовь, мужество, мудрость, талант, богатство, успех, счастье и т.д. «Хозяин лавки» спрашивает у покупателя, что именно нужно, сколько, в связи с чем и т.д. В качестве платы требует от покупателя (клиента) что-нибудь из того, что ему также дорого, например здоровье, любовь, честь, независимость.

Психодраматические техники могут применяться в следующих формах, представляющих различные временные измерения: «шаг в будущее», «возврат времени», «тест на спонтанность», «тест на нахождение выхода».

Шаг в будущее – позволяет заглянуть в будущее.

Возврат времени – позволяет заглянуть в прошлое.

Тест на спонтанность – позволяет сфокусироваться на настоящем.

Тест на нахождение выхода – протагонист проигрывает ряд фрустрирующих ситуаций, с которыми он может столкнуться во внешнем мире.

 

Вопросы и задания для повторения и самоанализа

1. Дайте общую характеристику психодрамы: сущность концепции, основные структурные компоненты и категории, понимание сущности человека, базовые стремления личности, причины психологических проблем, цель психологической помощи, понимание психологического\психического здоровья (нормы), методы и техники психологической помощи, требования к личности психолога, рекомендации и ограничения в применении.

2. Каковы отличительные особенности социометрии, психодрамы и социодрамы?

3. Какие требования предъявляются к участникам психодрамы?

4. Каков может быть состав группы в психодраме?

5. Какова длительность психодрамы?

6. Чем «теле» отличается от эмпатии?

7. В чем состоят различия между зрителями традиционного театра и зрителями психодрамы?

8. В какой последовательности участники психодрамы выступают во время обсуждения?

9. Перечислите основные техники психодрамы.

10. Каковы достоинства и в чем состоят сложности психодрамы?

 

Практикум по теме

Упражнение «Ролевая игра».

Упражнение используется для отработки умений ролевой игры. Им хорошо начинать групповое изучение психодрамы. Разделите группу пополам, образуя два круга один внутри другого. Участники внешнего круга движутся по часовой стрелке, а внутреннего – против. По сигналу руководителя участники останавливаются и поворачиваются лицом к партнеру в другом круге. Находящиеся во внешнем круге играют роли полицейских, дающих указания по движению своим партнерам во внутреннем круге, которые играют роли автомобилистов. Участники спонтанно продолжают ролевую игру в течение трех минут, затем в течение двух минут делятся с партнерами своими впечатлениями.

По сигналу руководителя группа опять начинает движение, затем по сигналу останавливается и повторяет процедуру выбора партнеров. На этот раз участники во внутреннем круге играют роли продавцов, старающихся продать что-то «покупателям» из внешнего круга.

В этом упражнении могут быть выбраны также роли:

– родственников, которые долгое время не видели друг друга;

– детей, получивших новую игрушку;

– молодых людей, признающихся одному из родителей в своем желании жениться (выйти замуж).

В конце упражнения необходимо оставить время, чтобы группа обсудила свои впечатления, поделилась чувствами и реакциями на разные роли. Некоторые роли имеют большое эмоциональное значение для участников.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь