Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Эпилог: как математика помагает нам задумываться о странных вещах⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22
Как издатель журнала «Скептик», исполнительный директор Сообщества Скептиков, и редактор «Scientific American», ведущий ежемесячную колонку под названием " Скептик", я получаю тонны почты от людей, которые бросают мне вызов историями о своём необычном опыте (дома с привидениями, призраки, опыт вне тела и околосмертельный опыт, НЛО, похищения инопланетянами, предчувствие смерти во сне, и многое другое). Самые интересные истории для меня это те, которые повествуют о весьма невероятных событиях. Смысл послания автора: если я не могу предложить удовлетворительного «естественного» объяснения для данного конкретного события, то общий принцип «сверхъестественного» сохраняется. Обычная история, когда человеку приснилась смерть друга или родственника, а на следующий день им по телефону сказали о неожиданной смерте человека из их сна. «Каковы шансы такого совпадения? » - меня спрашивают. Здесь-то математика и начинает играть роль в нашем мышлении и аргументировании. Я не собираюсь с важным видом говорить о том, как школьный курс математики учит людей мыслить критически, потому что об этом говорит, вероятно, почти каждый учитель математики почти в каждом классе почти каждой школы в Америке (хотя бы раз в год). Я хочу дать вам несколько конкретных примеров того, как я использую очень простую математику, которая помогает мне в процессе работы объяснять, почему такие странные вещи происходят с людьми. Хотя я не всегда могу истолковать какие-то конкретные случай, вероятностный принцип, называемый «законом больших чисел», показывает, что событие с низкой вероятностью возникновения при небольшом количестве испытаний имеет высокую вероятность появления при большом количестве испытаний. Или, как я люблю говорить, «один шанс на миллион реализуется в Америке 295 раз на дню». Давайте начнём с предчувствия смерти. Вот небольшие «предварительные» расчёты, которые я произвёл. Психологи говорят нам, что среднестатистический человек видит около пяти снов в день, что равняется 1825 снам в год. Даже если мы будет помнить только один из десяти, то это всё равно будет 182, 5 отложенных в памяти сна в год. У нас в стране проживает 295 миллионов человек, это означает, что будет запомнено 53, 8 миллиарда снов в течение года. Антропологи и социологи сейчас твердят, что каждый из нас довольно хорошо знает 150 человек (то есть, среднестатистический человек держит в своей адресной книге около 150 имён, о каждом носителе которого может нечто существенное). Это означает, что существует сеть контактов размером с 44, 3 миллиарда межличностных отношений среди 295 миллионов американцев. Ежегодный уровень смертности США (любая причина, любой возраст) составляет 0, 008 или 2, 6 миллиона в год. Это неизбежно, что какой-то из этих 53, 8 миллиардов запомнившихся снов придётся на какую-то из этих 2, 6 миллионов смертей среди 295 миллионов американцев с их 44, 3 миллиардами связей. Это было бы чудом, на самом деле, если бы ни один из этих снов-«предвестников смерти» не претворился в жизнь. Даже если мои числа ошибочны, даже грубо ошибочны, сама мысль от этого не теряет. Каковы шансы, что предчувствие смерти воплотится в реальности? Очень даже высокие. Существует дополнительный психологический фактор, называемый «смещение, обусловленное необходимостью аргументации выбранной точки зрения»/«предвзятость подтверждения» (то самое состояние, когда мы замечаем наши попадания и игнорировать промахи при поддержке наших любимых убеждений). Такая предвзятость подтверждения объясняет, как работают теории заговора, например. Люди, которые придерживаются определенной теории заговора (9/11 было организовано администрацией Буша для того, чтобы начать войну на Ближнем Востоке), будут искать и находить маленькие фактоиды6 тут и там, что, кажется, будет
указывать на то, что это может быть правдой (Буш сидел в этом классе и занимался с детьми чтением про коз, как если бы он знал, что он в безопасности), игнорируя при этом огромный объем доказательств, которые указывают на другое, более вероятное объяснение событий (Усама бен Ладен и его банда международных террористов организовали 9/11). Предвзятость подтверждения также помогает объяснить, каким образом астрологи, гадалки и экстрасенсы выглядят настолько успешным в " чтении" людей. Люди, которых «прочли», вероятнее всего запомнят несколько попаданий и забудут бесчисленные промахи. Если реально подсчитать все попадания и промахи — как я однажды сделал для специального выпуска про медиумов на телеканале ABC — то получается, что это не более чем угадывание и случайность в действии.
6 В случае снов-«предвестников смерти», если бы только парочка из этих людей, которым такое снится, поведали свои «чудесные сказки» на общественном форуме (сидя рядом с Опрой! ), паранормальность, кажется, оправдалась бы. Но по сути, это не что иное, как ярко выраженные законы вероятности. Такой математический процесс размышлений о странных вещах привел меня к другим черновым расчётам касательно чудес. Люди обычно пускают в ход термин «чудо» для описания действительно необычные событий; событий, шансы на происхождение которых равны «миллион к одному». Хорошо, давайте возьмём это в качестве «бенчмарка»: чудо - это событие, вероятность наступления которого один на миллион. Сейчас, в течение всего дня мы видим и слышим как что-то происходит примерно раз в секунду. То есть, данные со всего мира и события вокруг нас поступают к нам через органы чувств со скоростью около одного в секунду. Если мы бодрствуем и сохраняем бдительность, находясь в этом «мире», скажем, восемь часов в день, это означает, что существует тридцать тысяч бит данных в день или один миллион событий в месяц, которые мы пропускаем через себя. Конечно, подавляющее большинство этих данных и событий не несут никакого смысла, и наш мозг устроен так, чтобы отфильтровывать и забывать большинство из них, иначе, мы были бы перегружены. Но, рамках одного месяца, мы можем ожидать, что событие «один на миллион» наступит хотя бы раз. Прибавьте к этому предвзятость подтверждения, когда мы будем помнить самые необычные события и забудем про всё остальное, и это станет неизбежным: кто-то где-то будет сообщать о «чуде» каждый месяц. И таблоиды будут тут как тут, дабы зафиксировать это! Это короткий учебник на тему «Как работает наука». В нашем стремлении понять, как устроен мир, мы должны определить, что реально, а что нет; что происходит случайно, а что по конкретной предсказуемой причине. Проблема, с котороый мы сталкиваемся, состоит в том, что человеческий мозг в процессе эволюции приспособился обращать внимание на действительно необычных события и игнорировать огромный объем данных, проистекающих параллельно; само по себе, мышление в статистических и вероятностных категориях не дано природой. Наука не дана природой. Всё это подразумевает некую подготовку и практику. Вдобавок ко всему, существуют эти досадные когнитивные искажения, которые я упомянул ( например, предвзятость подтверждения). Есть и другие. Данные не просто говорят сами за себя. Они фильтруются через очень субъективные и предвзятые мозги. Такое корыстное смещение, например, навязывает нам склонность видеть себя в более позитивном свете, нежели нас видят другие: национальные опросы показывают, что большинство деловых людей считают, что они более нравственные, чем другие представители бизнес среды, в то время как психологи, изучающие моральную интуицию, думают будто они более порядочные, чем их коллеги. В одном из исследований «College Entrance Examination Board» из выборки 829 000 абитуриентов, 0 процентов оценили себя ниже среднего в «умение ладить с другими», в то время как 60 процентов поставили себя в топ-10 процентов (по-видимому, не все из них были из района «Мрачного озера»). И согласно исследованию U.S. News & World Report7 (1997) касательно веры американцев в то, кто, скорее
всего, попадёт в Рай, 52 процентов назвали Билла Клинтона; 60
процентов полагают, что принцесса Диана; 65 процентов выбрали Майкла Джордана; 79 процентов выбрали Мать Терезу, и 87 процентов респондентов выбрали в качестве такого человека своего интервьюера! Профессор психологии из Принстонский университет, Эмили Пронин, и её коллеги провели испытание типа предвзятости под названием «слепое пятно», во время которого объекты исследования признали существование и влияние на других людей восьми различных когнитивных отклонений, но они не смогли разглядеть тех же смещений в себе. В одном из исследований студентов из Стэнфордского университета, их просили сравнить себя со своими сверстниками на предмет таких личных качеств, как дружелюбность и эгоизм. Они, предсказуемо, оценили себя выше. Даже тогда, когда объектов исследования предупредили о типе смещения «лучше среднего» и попросили пересмотреть свои первоначальные оценки, 63 процентов респондентов заявили, что их первоначальные оценки были объективными, а 13 процентов даже утверждали, что они уже изначально были слишком скромны! Во втором исследовании Пронин наугад приписала респондентам высокие или низкие оценки по результатам теста «Социальный интеллект». Неудивительно, что те, кто получил высокие оценки, назвали тест более справедливым и полезным, чем те, кто получил низкие оценки. Когда их спросили, есть ли вероятность, что их мнение было продиктовано результатами теста, студенты ответили, что другие участники были гораздо более предвзяты, чем они. По результатам третьего исследования, в ходе которого Пронин расспрашивала студентов про методы, которые они используют для оценки своих и чужих предубеждений, она обнаружила: люди склонны использовать общие поведенчиские теории при оценке других, но применять методы самоанализа (рефлексии) при оценке себя. Однако, они не верят в так называемую «иллюзию самообмана», при этом считая, что другие не могут похвастаться её отсутствием. Что действует для меня, не имеет никакого отношения к тебе. Психолог Фрэнк Дж. Саллоуэй из Калифорнийского университет в Беркли и я сделали схожее открытие в сфере «предвзятости приписывания8» по ходу исследования на тему «Почему люди говорят, что верят в Бога и почему, на их взгляд, в него верят другие», которое мы провели. В общем случае, большинство людей связывают свою собственную веру в Бога с такими интеллектуальными причинам, как устройство и сложности мира. В то же самое время они приписывают чужую веру в Бога эмоциональным причинам (так комфортнее, это придает смысл, их так воспитали). Политологи сделал аналогичное открытие по поводу политических отношений, где республиканцы оправдывают свои консервативные взгляды рациональными аргументами, но утверждают, что демократы есть " мягкотелые либералы", в то время как демократы утверждают, что их либеральные настроения наиболее рациональны, но обвиняют республиканцев в «бессердечности». К а к н а у к а с п р а в л я е т с я с т а к и м и с у б ъ е к т и в н ы м и предубеждениями? Откуда мы знаем, является ли утверждение ложным или реальным? Мы хотим быть достаточно открытыми для новых идей, чтобы быть в состоянии принять радикальные точки зрения, когда время от времени на них натыкаемся. Но мы не хотим быть настолько восприимчивыми, чтобы наш мозг вышел из строя. Эта проблема привела нас в «Сообщество скептиков», дабы создать
образовательный инструмент под названием «Чепуха Детектед». Нас вдохновили рассуждения Карла Сагана из его чудной книги, «Заполонённый демонами мир», о том, как обнаружить «чушь». В комплекте с набором «Чепуха детектед» мы предлагаем десять вопросов, которые следует задать себе при столкновении с каким-либо утверждением. Они могут помочь нам решить, ведём ли мы себя слишком открыто, принимая всё на веру, или слишком закрыто, отвергая что-либо. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы