Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эстетика эпохи Возрождения и Нового времени



1) Эстетика эпохи Возрождения. Этап эстетического развития, сформировавшийся в период между средневековьем и новым временем (приблизительно, XIV — XVI вв) называется эстетикой Возрождения. Эпоха носила переходный и противоречивый характер, что сказалось на форме и содержании эстетической мысли. Теоретики эпохи Возрождения пытались воскресить античность, но при этом, как правило, остаться внутри христианского мировоззрения. Они пытались абсолютизировать человеческую личность, но при этом испытывали трудности отделения положительных и отрицательных её сторон. Профессиональная самостоятельность художника и его творческий гений ценятся больше всего, а главной ценностью искусство всё больше становится его способность доставлять удовольствие. Резкое возрастание авторитета искусства не привело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность всех форм единой деятельности человека.

В мировоззрении Возрождения мы наблюдаем сначала подъём и оптимистическое настроение, сменяемое разочарованием в идеях гуманизма в период позднего Возрождения. Тем не менее, справедливо, что это был «величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством» (Ф. Энгельс). Теоретики эпохи Возрождения — это, как правило, и практики художественной деятельности (Л. Альберти, Леонардо да Винчи, Л. Валла и др).

2) Эстетика Нового времени связана с процессами дальнейшего освобождения европейского общества от остатков средневеково-феодального мировоззрения. Философия Ф. Бэкона и Р. Декарта утверждала возможность научного познания мира посредством методологии эмпиризма и рационализма. Идея самосознания человека, свободной, предприимчивой и ответственной личности всё более пробивала себе дорогу, несмотря на ужасы контрреформации и религиозных войн. В европейском искусстве XVII века складываются национальные школы, а в стилях господствуют барокко и классицизм. Особую роль на этом этапе развития эстетики сыграла эстетика классицизма сформировавшаяся в основном во Франции и отразившая содержание и форму французского абсолютизма. Н. Буало в «Поэтическом искусстве и Ш. Баттё в «Начальных правилах словесного искусства» пытались сформулировать строгие правила художественного творчества и регламентировать эстетические критерии оценок произведений искусства. Художественно-эстетические каноны классицизма ориентированы на образцы античного искусства. Тематика, характеры, ситуации античной эпохи должны были наполнится новым содержанием. Иерархия жанров, установление трёх единств — места, времени и действия. Требование ясности содержания, чёткости показа характера — характерные черты эстетики классицизма.

3) Следующий этап развития эстетики Нового времени — это эстетика Просвещения, понятие, отражающее общность эстетических взглядов философов и деятелей искусства Западной Европы XVIII века. Деятели Просвещения придерживались различных философских взглядов и социально-политических ориентаций, однако эстетические взгляды той эпохи имели ряд характерных черт: уверенность в возможности человеческого разума проникнуть в тайны бытия, в том числе и тайны красоты, добиться гармонии сначала личной, а потом и общественной жизни, разумно обустроить государственную и частную жизнь. Искусству в этой преобразовательной деятельности, как правило, отводилась существенная роль (исключением из правил была теория Ж.-Ж. Руссо), поэтому нормативность, тенденциозность, воспитательная функция искусства подчеркивались теоретиками эпохи.

Значительное место в эстетике Просвещения занимало учение о красоте, гармонии, возвышенном. Эстетики Просвещения искали объективной основы эстетических категорий. Эстетика Просвещения исследовала природу художественного творчества, уделяли внимание понятию «художественной правды».

Впервые в истории эстетики просветители поставили вопрос о развитии искусства, а также о специфике видов искусства.

Эпоха Просвещения — время демократизации искусства, расширения его аудитории, а также рождения института художественной критики.

4) Немецкая классическая эстетика представлена именами И. Канта, Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. Представители немецкой классической философии внесли в эстетику диалектическое понимание связи субъекта и объекта в процессе эстетического восприятия, идею развития культуры и искусства, понимание искусства как тончайшей стихии духовной деятельности человека, связанной с его свободой и самостановлением.

Основоположник эстетики немецкого классического идеализма И.Кант исследовал проблемы эстетического суждения, природу восприятия прекрасного, эстетического воображения, вкуса. Эстетические понятия диалектичны и внутренне противоречивы, говорит философ. Так, можно сформулировать тезис: «Суждение вкуса не основывается на понятиях, иначе можно было бы о нём диспутировать (решать при помощи доказательств)». Но можно, продолжает Кант противопоставить этому суждению антитезис: «Суждения вкуса основываются на понятиях, иначе, несмотря на их различие, нельзя было бы о них даже спорить (притязать на необходимое согласие других с данным суждением)» (И. Кант «Критика способности суждения» $56).

Особенность эстетики Гегеля состоит в том, что он настаивал на связи искусства и красоты с понимаемой идеалистически деятельностью человека. Красота, по Гегелю, это чувственная форма идеи. Прекрасное для Гегеля — главная тема художественной деятельности, но в «снятом» виде в прекрасное входит и безобразное. Искусство развивается, доказывает Гегель, как элемент общего развития Духа, и возможно выделить последовательно сменяющиеся формы этого развития. На Востоке господствует символическая форма. Для античности характерна классическая форма, а в христианской Европе преобладает романтическая форма. В последней содержание перерастает форму, мысль и рефлексия обгоняют художественную форму, чем нарушается гармония. Искусство распадается, уступая место религии и науке.

Несмотря на различие методологических подходов, ключевые понятия немецкой классической эстетики имеют в основе много общего. Так, трактовка искусства и красоты как процесса, и как некоторой целостности, способной разрешать возможные противоречия духовной жизни человека составляют единый фундамент этого направления эстетической мысли.

5) Эстетические концепции в европейской культуре 19 века. Противоречивость эпохи сказалась и на эстетических взглядах второй половины XIX века. В этот период формируется марксизм, складываются учения берущие за основу философию И. Канта, сильны традиции гегельянства. Наряду с этим в эстетике находят выражение идеи субъективизма, волюнтаризма и иррационализма (А. Шопенгауэр и Ф. Ницше). В XIX веке происходит переосмысление центральной эстетической категории классической эстетики — категории прекрасного, и мы наблюдаем попытки вытеснения её на периферию. В этот же период поднимаются концепции «искусства для искусства», пытающиеся разорвать связь художественного творчества с социумом. Создателем термина «искусство для искусства» считается В. Кузен, считавший, что нужно понимать и любить мораль ради морали, религию ради религии, искусство ради искусства. Однако XIX век — это и подъём реалистического искусства, демократических тенденций искусства, направленных на выполнение им социальных задач по гармонизации общественных отношений, а также выражения эстетических идеалов социальных групп, не представленных ранее в художественной практике.

Важнейшим художественным и эстетическим направлением первой половины XIX века был романтизм. Эстетика романтизма выдвигала требование свободы личности, художественного творчества, освобождения от правил и холодности классицизма. Очень часто они защищали бунтующую, обуреваемую страстями личность, неприятие к мещанской действительности, а в художественной практике — вдохновение и гений. Поздние романтики зачастую отрицали социальные функции искусства, считая, что искусство бесполезно и предназначено для выражения абсолютной красоты. Представителями французского романтизма были В. Гюго, П. Мериме, Э. Делакруа, Т. Готье. Английский романтизм — это У. Вордсворт П.Б. Шелли, Дж. Г. Байрон и другие.

Эстетика классического реализма складывается в 30-х годах XIX века в практике О. Бальзака и Г. Флобера во Франции и У.Теккерея и Ч. Диккенса в Англии. Они считали, что искусство — это отражение действительности, а художник в своей практике должен следовать принципам точности и правдивости (но не копирования). Художник не должен ложно идеализировать действительность, а отображать закономерности жизни черезх типические характеры.

В XIX веке складывается эстетика позитивизма. Основоположником философии позитивизма был О. Конт, считавший, что изучение общества должно вестись такими же методами, что и в естествознании. Поэтому и художник должен исследовать действительность как своеобразный естествоиспытатель. Позитивизм лег в основу натурализма в искусстве (Э. Золя).

Эстетика марксизма сформирована К. Марксом и Ф. Энгельсом на основе диалектико-материалистического понимания истории. Искусство рождается из практической деятельности людей и является одной из форм общественного сознания. Однако это особая сфера духовно-практического освоения действительности связана с непосредственной деятельностью по поддержанию жизни — экономикой — весьма опосредовано, поэтому определённые этапы расцвета искусства могут не совпадать с общим развитием данного региона. Для марксизма искусство в целом отражение действительности, но субъект отражения — художник — конкретный субъект, включённый в современную ему жизнь. Такого рода включённость объясняется в марксизме посредством классовой теории: художник принадлежит и защищает или же защищает, но не принадлежит, ценности того или иного класса. Таким образом, искусство объективно классово и партийно. Поэтому марксизм ценит реалистическое искусство, правдиво отражающее действительность и критикует искусство, затушёвывающее общественные коллизии или же чистой развлекательностью отвлекающее людей от насущных проблем.

Эстетические теории ХХ века

Эстетические теории ХХ века опираются на неклассическое понимание мира, достаточно многообразны и по своему тяготению разделяются на антропологически ориентированные теории и на теории, ориентированные на применение точных методов, освобождающиеся от субъективизма и «метафизики».

Так, эстетика интуитивизма (А. Бергсон, Б.Кроче) настаивает на внимании к нерациональным предпосылкам художественного творчества. Рефлексия порой опасна, а мифотворческая природа искусства способна нейтрализовать чрезмерную рассудочность и гармонизировать человеческую жизнь. Искусство не является познавательной деятельностью, оно алогично, иррационально и не может оцениваться как моральное или как утилитарное.

В эстетике прагматизма к сфере эстетического относится всё, что может быть предметом личного наслаждения. По их мнению, классическая эстетика не решила вопрос о сущности красоты, но, впрочем, считают прагматики, почему не считать более красивой ту вещь, которую чаще покупают, на которую есть спрос? Коммерческий успех вполне может быть критерием прекрасного.

Психоаналитические концепции базируются на творчестве З. Фрейда и его последователей (особенно, К.Г. Юнга). Искусство, возникает как результат столкновения человеческого бессознательного с репрессивной культурой общества. Искусство — это компенсация за постоянное напряжение, неосознанную агрессию индивида к обществу. Бессознательное выражается в художественных произведениях, составляя самую ценую их часть.

Эстетика экзистенциализма признает истинным лишь бытие индивида, обречённого, по словам Ж.П. Сартра, на свободу. Свобода связана с социальной ответственностью, поэтому экзистенциализм отвергает теории «искусства для искусства» и утверждает ангажированность творца, его активную позицию в мире. Экзистенциализм очень часто развивает темы индивидуального отчаяния, пустоты жизни, абсурдности существования, «одиночества вдвоём» (А. Камю), переживаемых человеком и тем не менее существующим как единичный, изолированный и свободный индивид в этом трагическом мире.

Структурализм и постструктурализм в эстетике ХХ века. Основные понятия структурализма, претендующего на научное понимание мира, это структура, знак, значение, функция, язык и т.д. Знаково-символическая сторона реальности и, соответственно, искусства, является главной заботой этого направления. Для структуралистов важно рассмотреть художественное произведение как особую структуру, упорядоченность особого типа, довлеющая, как некая надындивидуальная реальность, над человеком. Эту структуру и следует изучать объективными методами, что же касается таких традиционных категорий эстетики как «выразительность», «эмоциональность», «творческий гений», то их надо избегать как неопределённые и субъективные.

Постструктурализм пытается дополнить исследование структур герменевтикой и психоанализом. Понятие «текста» окончательно становится решающим для понимания художественного произведения, а технологии работы с текстом, например, деконструкция, технологиями работы с любым произведением искусства.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь