Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема понимания искусства



Понимание есть завершающий этап коммуникации, начинающейся с творческого акта, с авторского самовыражения, с запечатления себя в определенном типе деятельности, в высказывании, в тексте, которые нацелены на передачу мыслей, чувств, целей, информации от коммуникатора к реципиенту.

М.Бахтин видит в процессе понимания четыре момента: 1) психофизиологическое восприятие знака; 2) его узнавание; 3) понимание значения знака в определенном контексте; 4) активно-диалогическое понимание. Последний момент особенно существен при понимании художественного текста, который всегда построен в расчете на диалогическое общение. Понимание — чувствование в духовный мир другого человека, сопереживание его чувствам и мыслям. Понимание — тип знания, не обладающий самостоятельным значением и не способный ни подтвердить, ни опровергнуть содержание знания. Понять — значит усвоить смысл и пережить то духовное состояние, которое испытал автор текста в процессе творческого акта. Понять можно лишь знаковую систему, ранее наделенную смыслом.

Понимание не есть «соприкосновение душ». Мы понимаем мысль автора настолько, насколько оказываемся конгениальны ему; в мысли запечатлевается духовный мир автора и реальность, преломленная в нем. Автору не удается полно самоосуществиться в тексте. Остается зазор. Кроме того, объем духовного мира автора шире самого обширного авторского текста. Понимание имеет дело с текстом, а не с духовным миром человека, хотя они и не чужды друг другу.

Понимаемое интерпретируется в процессе понимания. Порою понимание рассматривается как придание (приписывание) смысла тому, что мы понимаем. «Приписывание» смысла предполагает его привнесение в текст от воспринимающего.

Интерпретация — основа понимания текста, охватывающая все межличностные и межгрупповые коммуникации, все семиотические системы. Музыкант интерпретирует исполняемую симфонию, литературный критик — роман, переводчик — мысли, выраженные на языке оригинала, искусствовед — картину, математик — формулу. Понимание есть творческий результат процесса интерпретации.

Объективные факторы интерпретации не исчерпываются внешними связями произведении с действительностью и культурой. Столь же существенное значение имеют внутренние связи произведения (его структура, знаковая система, стиль), а также социальное функционирование текста (его читательские и критические интерпретации, предшествующие данной трактовке, поле общественного мнения).

Указанные выше проблемы составляют предмет герменевтики. Одна из трудноразрешимых проблем теории понимания — проблема герменевтического круга. Этот круг состоит в том, что целое понимается через части, а часть постигается только через целое.

Высшая категория процесса понимания и гарант преодоления герменевтического круга — целостность.


[1] Кант И. Критика способности суждения. - И.: Искусство, 1994. С. 182

Виды искусств

В эстетике издавна принято делить искусства на три группы: (1) искусства пространственные (архитектура, скульптура, живопись и т.д.); (2) временные (литература, музыка) и (3) пространственно-временные ( театр, танец и др.). Пространственные искусства также называют статическими, временные — динамическими, а пространственно-временные — синтетическими. Следует помнить об относительности этой классификации. Появление новых искусств, которые стали формироваться со второй половины XIX века (фотоискусство, киноискусство, телевизионное искусство, мультипликация, компьютерная графика, цветомузыка и т.д.)[1] может повлиять на традиционную классификацию.

 

Архитектура

Архитектура – один из основных и древнейших видов искусства. Термин «архитектура» используется в трех аспектах. 1. Вид искусства, целью которого является создание сооружений, отвечающих утилитарным и духовным потребностям людей, включая их эстетические потребности. 2. Деятельность проектирования и руководства процессом возведения сооружений, синтезирующая в себе художественные, научные и технические начала. 3. Совокупность характерных признаков сооружений какого-либо периода всеобщей истории (архитектура античная, готическая, барокко и т.п.).

Архитектура наряду с ткачеством, живописью, пластикой, изготовлением оружия, орудий труда является древнейшим из человеческих умений. Как область искусства архитектура оформляется в культурах Месопотамии и Египта в первой половине и середине 3-его тысячелетия до н.э. Как авторское искусство архитектура складывается к У веку до н.э. в античной Греции. На рубеже эпох старого и нового времени формируется самостоятельный, по отношению к другим искусствам, круг теоретических знаний об архитектуре (например, Витрувий «Десять книг об архитектуре»).

В эпоху Возрождения теоретические знания по архитектуре пополняет итальянский архитектор, теоретик и писатель Л.Альберти (1404-1472) в трактатах «О статуе», «О живописи», «О зодчестве». В ХУП-ХУШ веках теория архитектуры становится ведущей дисциплиной в академиях художеств, включается в ряд изящных искусств. В ХIХ веке в связи с совершенствованием строительных конструкций архитектура переживает кризис как вид искусства. В современную эпоху архитектура занимает промежуточное положение между градостроительным проектированием, дизайном и собственно художественной деятельностью.

До середины ХIХ века архитектура в единстве с живописью, скульптурой, декоративным искусством определяла стиль творчества (романский, готический, стиль Возрождения, барокко, классицизм). В конце ХIХ - начале ХХ веков архитектура утрачивает лидерство. Попытки вернуть доминирующее положение среди искусств не увенчались успехом (Ле Корбузье, Гропиус, А.Гауди, К.С.Мельников).

Архитектура формирует действительность по законам красоты при создании зданий и сооружений, призванных обслуживать потребности человека в жилье и общественных помещениях. Основной принцип архитектуры: польза – прочность – красота. Сегодня архитектура представляет собой синтез строительства, инженерии и художества.

Основными средствами художественной выразительности архитектуры считаются:

- пространственно-объемная композиция форм объектов,

- конструктивная гармония форм,

-соответствие архитектурных форм естественным материалам и окружающей природе,

- художественный синтез объектов архитектуры с формами скульптуры, живописи, декоративного искусства.

Архитектура имеет свой язык, свою семиотическую систему. Архитектурные формы, конфигурации, объемы нагружены смыслом:

- куб – воплощение идеи равновесия, устойчивости, неизменности,

- параллелепипед – образ устремленности к небу,

- цилиндр (ротонда) – символ вечности, божества, уподобления человека Богу,

- полусфера – образ неба, применяющийся в пантеонах, планетариях,

- П-образная композиция – образ входа в пространство и выхода из него.

Живопись и графика

Живопись — вид изобразительного искусства, специфика которого заключается в представлении образов действительности при помощи красок, нанесенных на твердую поверхность (основу). Живопись использует цвет, рисунок, композицию, выразительность наложения мазков (фактуру) для воспроизводства колористического богатства объектов действительности, их пространственности и материальности.

По назначению, роли и технике исполнения живопись разделяется на монументальную, станковую и миниатюру. Монументальная живопись (монументально-декоративная) связана с архитектурой (художественно оформленные стена, потолок, пол в здании). Она может быть представлена также мозаикой, фреской, витражом.

Мозаика – «наборная» живопись. Она может составляться из подбора цветных морских камешков (в античности), уложенных по заранее намеченному рисунку в вязкий грунт (известь, цемент, мастику). Мозаика может формироваться из смальт – специальных кусочков стекла или полудрагоценных камней на золотом или золотистом фоне (византийская и древнерусская мозаика).

Фреска – это живопись по сырой штукатурке. Образующаяся при высыхании пленка карбоната кальция закрепляет краски и делает их долговечными. Фреска – одна из главных техник стенной росписи. Фреска использует натуральные земляные краски (охры всех цветов, умбры, синий и зеленый кобальт) и растительные краски (индиго, киноварь, баканы). Сложность фресковой росписи состоит в том, что художник должен выполнять фреску частями, причем ровно столько, сколько успеет расписать, так как поправки невозможны (если только снять штукатурку). Художник должен иметь уверенную руку и ясное представление о композиции в целом, навык быстро работать красками. Выдающимися русскими мастерами фресковой росписи были Андрей Рублев и Дионисий.

Витраж (от лат. – стекло) появляется в романскую эпоху в ХI-ХП веках, расцвета достигает в ХШ веке. Витраж соединяет цветные стекла свинцовыми пластинками, которые под действием воздуха из белых становятся черными и визуально производят впечатление обводки, графического контура, окружающие не только единичные фигуры, но и многофигурные композиции.

Миниатюра (от лат.- киноварь, сурик) – живопись небольших размеров и тонкого исполнения. Чаще всего это портретные изображения человека и иконы. В живописи миниатюра воплощается в портретной миниатюре. Она небольшого формата пишется гуашью или акварелью по картону, кости, пергаменту, металлу, фарфору. Миниатюрный живописный портрет вставлялся в табакерки, часы, медальоны. Живописные миниатюры часто покрываются лаком.

Станковая живопись – это картины, имеющие самостоятельное значение, легко перемещающиеся из зала в зал, из музея в музей. Первоначально в качестве основы использовали дерево, затем на рубеже ХV-ХV1 веков стали использовать холст для письма на нем темперой, а затем и масляными красками. Станковая живопись по технике исполнения подразделяется на пастель, акварель и гуашь, темперу, масло. Пастель – живопись сухими мягкими цветными мелками. Пастель хрупкая, легко стираемая, имеет много признаков от графики.

Акварель и гуашь как техники живописи часто рассматриваются в ряду графического искусства, хотя акварель и гуашь – «водные техники», основанные на особых красках. Акварель – на прозрачных, а гуашь – на кроющих, так называемых корпусных красках. Главный связующий материал акварели с бумагой (картоном) – гуммиарабик – вязкая прозрачная жидкость, выделяемая некоторыми видами акаций. Быстро растворяясь в воде, краски впитываются в бумагу, растекаются. Техника акварели трудна: она соединяет в себе черты живописи (цветовая форма, богатство тонов) и графики (бумага как основа). Акварель создает ощущение необычайной свежести, легкости, кажущейся беглости впечатлений, усиленного пленительной текучестью тонов, просвечиванием белого фона бумаги сквозь тонкий размытый слой красок.

Темпера (от лат. – смягчать, смешивать) – техника живописи, в которой связующим элементом красок служат натуральные эмульсии (яичный желток, белок, соки растений), или искусственные (клей). Краски в технике темперы накладываются тонким слоем рядом друг с другом или один слой поверх другого (краски не смешиваются). Чтобы темпера блестела, ее покрывают лаком из смеси смолы и конопляного масла.

Масляная живопись возникла в ХV веке в Нидерландах. Для масляной техники характерно большое количество связующих веществ. Это сохнущие растительные масла (льняное, ореховое, маковое и др.) и различные лаки. Масляная техника позволяет использовать разнообразные комбинации приемов: применение корпусных и прозрачных красок, смешение красок, наложение одной на другую. Масло дает блеск, им легко передавать разнообразие фактур предметного мира: шелк, мех, атлас, кружева, тяжесть серебряной цепи, бронзу, дерево.

Живописный художественный образ воплощается в определенном жанре: историческом, батальном, анималистическом, жанре портрета, пейзажа, натюрморта. Внутри каждого жанра также имеются градации, например, портрет поясной, бюст, поколенный (полупарадный) портрет, парадный в рост, групповой, в интерьере, портрет в пейзаже и т.д.

Графика – вид изобразительного искусства, в котором задачи образного отражения действительности решаются с помощью рисунка. Кроме рисунка, графика включает печатные художественные изображения (гравюра, литография). Графика по своему назначению и содержанию подразделяется на станковую, журнально-газетную, плакат, книжную иллюстрацию и так называемую промышленную графику.

К станковой графике относится рисунок как самостоятельное произведение. В печатной графике, то есть отпечатке, полученном на бумаге с деревянной или металлической доски, линолеума или литографического камня, самостоятельное произведение называется эстампом. Эстамп дает возможность получить десятки и сотни оттисков, которые всегда будут не копией рисунка, а оригинальным произведением. Газетно-журнальная графика основана на карикатуре, в которой позволительно преувеличение одних черт и опускание других. Преувеличение может быть негативным, насмешливым, но не чрезмерным.

Плакат имеет призывный характер. Его признаки: обобщенность образа, мгновенно передающего суть; ясность языка; лаконизм цветового решения; слитность с текстом (и тематическая, и оптическая). Плакат лапидарен, лаконичен, схематичен; его идея проста, доступна и ясна.

Книжная иллюстрация – одна из самых распространенных и важных сфер графики, начиналась с миниатюр. В иллюстрации отражаются фрагменты содержания произведения. Иллюстратор выбирает важный раздел или ведущую идею произведения (художественный персонаж, ситуация, фабула), изображает их в стилистике книжного листа, соотносит с размерами и текстом страницы. С книжной иллюстрацией и самой книгой тесно связан экслибрис – знак собственника книги. Он представляет собой чаще всего композицию символического или аллегорического характера в сочетании с фамилией или инициалами владельца. Экслибрис печатается на отдельном листе и вклеивается в книгу.

Прикладная (промышленная) графика включает товарные ярлыки, фирменные знаки, почтовые, торговые и издательские марки, наклейки на упаковках консервных банок, духов, конфет, этикетки на спичечных коробках, формы печатной рекламы.

Графика использует линии (прямые, прерывистые, пунктирные), штрихи, пятна, наносимые различными способами на поверхность листа бумаги, паузы чистого листа бумаги. Специфика графики заключается в импровизации, эффекте незаконченности, опускании деталей, фиксации беглых впечатлений, высокой степени условности изображения, лаконизме, который дает лишь намек на изображаемый предмет, требуя работы воображения зрителя.

Графика использует карандаш, уголь, мел, сангину, тушь, чернила, акварели, перо, кисти.

Скульптура

Скульптура, или ваяние, пластика, лепка – вид пространственно-изобразительного искусства, осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах, способных передать жизненный облик явлений. Скульптура представляет образы людей, животных, иногда пейзаж, натюрморт. Сложились две основные разновидности скульптуры: круглая и рельеф. Круглая (статуя, бюст, группа, торс) рассчитана на осмотр с многих точек зрения. Рельеф – это изображение, расположенное на плоскости, воспринимаемой как фон.

Скульптура по функциям подразделяется на монументальную, станковую и малых форм. Монументальная скульптура обычно бывает значительных размеров и рассчитана на взаимодействие с архитектурой или пейзажной средой: памятник, монумент. Станковая скульптура имеет камерный характер и предназначена для интерьера. Ее жанры: портрет, бытовой сюжет, ню (обнаженная фигура), анималистическое изображение. Скульптура малых форм распространяется на медальерное искусство и резьбу по камню – глиптику.

Скульптура использует разные материалы: глину, воск, пластилин, камень, дерево, металл, гипс, бетон, пластмассу. Но она бедна возможностями художественного воплощения образа, которые достаточно монотонны. Основное орудие скульптора – резец, к которому надо приложить усилие, чтобы сделать хотя бы черту.

Ваяние всегда передает движение. Даже полный покой воспринимается в скульптуре как внутреннее движение, как состояние длящееся, протяженное не только в пространстве, но и во времени. В распоряжении ваятеля лишь один момент действия, но несущий на себе печать всего предшествующего и последующего. Это придает скульптуре динамическую выразительность. Восприятие скульптуры всегда последовательно разворачивается во времени, что используется в скульптурной композиции и помогает передать движение. Круговой обзор, изменение одна из возможностей скульптуры, обеспечивающая ей синтез с архитектурой.

Средства изобразительности и выразительности скульптуры — свет и тень. Плоскости и поверхности изваянной фигуры, отражая свет и отбрасывая тени, создают пространственную игру форм, эстетически воздействующую на зрителей. Бронзовая скульптура допускает резкое разделение света и тени, проницаемый же для световых лучей мрамор позволяет передать тонкую светотеневую игру.

Литература

Литература эстетически осваивает мир в художественном слове. Ее предмет хотя и не прямолинейно, но неуклонно расширяется. В его сферу ныне входят природные и общественные явления, огромные социальные катаклизмы и движения народных масс, духовная жизнь личности, ее чувства. В разных своих жанрах литература охватывает этот материал или через драматическое воспроизведение действия, или через эпическое повествование о событиях, или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека.

Литература в начале своей истории была исполнительским искусством, так как существовала лишь в устном виде. С возникновением письменности исполнительские формы словесности не исчезли (фольклор), однако основные линии ее развития обрели не исполнительский характер.

Литература исторически изменчива. Меняются отражаемые в ней жизненные явления, мировоззренческие позиции и идеалы ее создателей, появляются новые художественные средства, приемы и формы. Все элементы и особенности литературного произведения и литературного процесса исторически подвижны. Литература — живая, подвижная художественная система, чутко реагирующая на изменения жизни.

Слово — вечный строительный материал литературного образа. Образность заложена в самой основе языка, который создается народом, вбирает в себя весь его опыт и становится формой мышления. Исторический процесс складывания языка, включающий в себя перенос схожих черт от явления к явлению, насытил его ассоциативным видением мира и подготовил к художественному осмыслению действительности.

Благодаря гибкости и безграничным выразительным возможностям слова литература способна вбирать в себя элементы художественного содержания любого искусства. Литература занимает ведущее положение в системе искусств, оказывает существенное влияние на развитие других видов искусства.

Чтение не заменимо ничем, никакими художественными впечатлениями. Оно основная форма художественной коммуникации. Этот эстетический статус чтения объясняется опорой на естественный язык, которым все пользуются ежедневно и в котором сконцентрирован огромный опыт предшествующих поколений и современности; обязательной ориентацией на со творческое восприятие, на работу воображения, постоянное улавливание надфразового смысла.

Многие аспекты изобразительного искусства и музыки (особенно программной, песенной, оперной), а также сюжетные планы хореографии зиждутся на культуре чтения. Литература является сценарной и драматургической основой кино и театра. Все это свидетельствует о том, что чтение является эстетическим культурным фундаментом ряда других видов художественной коммуникации.

Сильные стороны чтения как типа художественной рецепции объясняются и особой активностью собственного опыта реципиента, и опорой на многовековую традицию, и характером литературной образности и выразительных средств, обращенных к фантазии читателя. К этому следует еще добавить прямую связанность чтения с национальным характером культуры, фундаментальное значение литературы (благодаря слову) для всей культуры. Кроме того, чтение литературного произведения заключает в себе ценную возможность обратного влияния на наш естественный язык, развивает чувство языка, обогащает его, способствует языкотворчеству. Чтение опирается на огромный пластический и идейный потенциал художественного слова, на возможности и исторический опыт перевода и приобщения к иноязычной национальной культуре.

Эпос, лирика и драма — роды творчества, сложившиеся на протяжении истории всей литературы.

Эпос — искусство повествовательное, дающее связный рассказ о событиях, объективированных от личности повествователя. Эпос может быть архаический, связанный с родовым началом, мифологической интерпретацией событий и классический, в котором происходит частичная демифологизация эпических персонажей и эпического конфликта («Илиада» Гомера).

В письменной литературе эпическими жанрами являются роман, повесть, новелла, рассказ, очерк.

В лирике человеческий характер раскрывается через переживание, через жизнь чувства.

В драме особое значение имеет действенное раскрытие характера и обнажённая конфликтность сюжета. Характеры, как правило, выражаются в драме через прямую речь (классическая драма не включает в себя повествователя). Основными драматическими жанрами являются трагедия, комедия и драма в узком смысле (бытовая драма, пьеса).

 

Театр

Театр как вид искусства художественно осваивает мир через драматическое действие, осуществляемое актерами в присутствии зрителей. Театр – это один из видов синтетического искусства, объединяющий усилия драматурга, режиссера, композитора, художника, оркестра, актера. В театре акт творчества, создание образа актером, происходит непосредственно. Театр осуществляет живой контакт актера и зрителя, представляет собой игру, в которой совершается переход конкретного человека – актера – в художественный образ. Игра присуща всем видам художественного творчества, но в театре она становится принципом художественного мироотношения и построения произведения.

Театр – это сообщение, разворачивающееся в пространстве сцены и во времени, это знаковая, семиотическая система, включающая в себя вербальные (звучащая речь) и невербальные (жесты, движения) знаки. В спектакле используется сложная система знаков: это знаки-индексы (например, гром в спектакле означает трагическое положение героя), знаки-декорации, знаки-символы (изображение чайки на занавесе МХАТа). Через знаки зритель получает одновременно несколько сообщений, исходящих от декораций, костюмов, освещения, размещения героев на сцене, жестов, мимики, речи.

Театральное искусство большей частью является коллективным, но известны и театры одного актера, в которых коллективность выражена другими участниками спектакля. Творчество актеров всегда событийно, изображает жизнь в состоянии конфликта, движения и развития. В этом смысле театральное искусство драматично, оно проявляется в жанрах драмы, трагедии, комедии, в балете, опере, оперетте, пантомиме. В современном театре сам спектакль, деятельность всего коллектива подчинена единому режиссерскому замыслу.

Истоки театра коренятся в различных общинно-родовых обрядах древних обществ, в мистериях и карнавалах, содержащих элементы игры, диалога, музыки, пения, переодевания, танца. Театральные представления, как считается, были известные еще на древнем Востоке (Индия и Китай). Театр в античности имел высокое художественное и общественное значение. В средние века и в эпоху Возрождения театр развивался в выступлениях бродячих актеров и творчестве первых самостоятельных трупп. В ХУ1 веке возникает оперный театр, в конце ХУП – начале ХУШ веков формируется балет. В первой трети ХХ века в театре появляется режиссер, руководящий труппой. Он интерпретирует замысел драматурга, воплощает пьесу в спектакль.

Произведение театрального искусства - спектакль, который как бы отделяет зрителя от реального мира рампой - знаком перехода в иной мир, мир художественной реальности.

Музыка

Музыка — вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков. Основой музыкальной образности и выразительности является звук. Он лишен смысловой конкретности слова, не воспроизводит фиксированных видимых картин мира. Музыкальный звук организован специфическим образом и имеет интонационную природу. Музыка обладает особо активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека. Она отображает человеческие чувства и мысли. В качестве выразительных средств музыка использует мелодию, фактуру, полифонию, гармонию, ритм, композицию, тембр, динамику, оркестровку. Музыка по природе динамична, она есть не только звуки особого рода, но и движение этих звуков, их поток, текущий во времени и выражающий бесконечную гамму человеческих переживаний.

Музыка фиксируется с помощью нотной записи, она неотделима от исполнения. В зависимости от средств исполнения музыка подразделяется на вокальную, инструментальную, вокально-инструментальную. К видам музыки относят: симфоническую, оперную, камерную. Жанры музыки: песня, танец, соната, сюита, симфония, лирико-бытовая, героическая, комическая опера.

Танец

Хореографический образ возникает из музыкально-ритмичных выразительных движений, дополняемых порой пантомимой, иногда специальным костюмом и вещами из бытового, трудового или военного обихода (оружие, платки, посуда и т. п.).

Как и музыка, танец сначала существовал одновременно как творческое и исполнительское искусство (автор одновременно был и исполнителем). Позже, с усложнением этих искусств, сочинитель (композитор, балетмейстер) отделился от исполнителя (музыканта, танцора).

Танец возник в древности, еще в условиях первобытнообщинного строя, как художественное воспроизведение охоты и других трудовых процессов, как средство объединения людей.

В Древней Индии был разработан ряд стилей и школ танца с различной мимикой и выразительными движениями. В Древнем Египте танец входил в ритуал богослужения. У древних греков танец был также частью культа.

В средние века искусство хореографии подвергалось гонениям официальных властей, но народное танцевальное искусство продолжало развиваться. В эпоху Возрождения танец вновь обретает популярность. В XVI в. возникают новые танцевальные формы: павана, куранта (медленные) и гальярда, вольта (быстрые). В 1661 г. во Франции создается Королевская академия танца, разработавшая систему классической хореографии, которая сыграла большую роль в развитии балетного искусства. В конце XVII в. в Европе приобретают широкое распространение бальные танцы — гавот, полонез, менуэт. Французское Просвещение (Вольтер, Руссо, Дидро), выступая против аристократии и абсолютизма, подвергло критике и их порождение — придворный балет — за украшательство, культ бездумного развлечения, фривольность, штампы, рутину. В XVIII в. танец обретает развитую сюжетно-драматическую эмоциональную основу, что способствует развитию балетного искусства.

В России первое танцевальное представление «Балет об Орфее и Евридике» было поставлено в 1673 г. Музыка П. И. Чайковского, творчество балетмейстеров Ш. Дидло и М. Петипа, танцевальное искусство А. Истоминой и А. Павловой сформировали самобытную школу русского балета.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь