Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Природа художественного метода



 

Основные проблемы теории художественного метода — «метод и действительность» и «диалектика объективного и субъективного в художественном методе».

Художественный метод — исторически обусловленный тип образного мышления, на формирование которого определяющее воздействие оказывают три фактора: эстетическое богатство действительности, миросозерцание художника и художественно-мыслительный материал, накопленный в предшествующие эпохи (традиции, на которые художник опирается).

Предмет, содержание искусства и художественный метод исторически изменчивы. Новый художественный метод появляется всякий раз, когда изменяется эстетическое содержание действительности в силу сдвигов в общественной практике.

Откуда же берутся разные художественные методы в одну и ту же эпоху? Например, сейчас существуют романтизм, критический реализм, экзистенциализм, экспрессионизм, сюрреализм, и другие -измы. Это многообразие объясняется тем, что существуют разные слои и сферы общественной практики, различное миросозерцание у художников и их ориентация на различные традиции в предшествующем искусстве.

Художественный метод — результат активного отражения предмета искусства. Миросозерцание и избранная художественная традиция выступают как призма между действительностью и способом мышления художника. Типы же миросозерцания и ориентации на художественные традиции бывают разными у разных школ и групп художников. Отсюда и возникают разные методы в одну и ту же эпоху.

Действительность определяюще воздействует на метод. Например, формы античного мифологического мышления оказались непригодными для искусства эпохи печатного станка. Классицизм не способен был бы художественно осмыслить мир в XX в.: принцип единства времени и места действия рухнул бы в эпоху войн, революций, атомной, компьютерной, космической техники. Эпоха предъявляет свои требования к способу художественного мышления.

Художественное творчество

Художественное творчество — загадочный процесс. И. Кант говорил: Ньютон «мог сделать совершенно наглядными и предназначенными для того, чтобы следовать им, все свои шаги от первых начал геометрии, до своих великих и глубоких открытий - и не только самому себе, но и любому другому; между тем ни Гомер, ни Виланд не может сказать, как возникают и сочетаются в его сознании полные фантазии и вместе с тем глубокие идеи, потому что он сам этого не знает, а следовательно, и не может научить этому другого»[1]. Некоторые художники нового времени стараются разобраться в психологии творчества, но и сегодня в этих процессах еще многое остается неизведанным. Эстетика не может обойти своим вниманием психологические механизмы процесса художественного творчества.

Человек, способный к художественному творчеству, обладает рядом развитых духовно-мыслительных особенностей. Американский психолог Джой Пол Гилфорд отмечает шесть таких склонностей способного художника: беглость мышления, ассоциативность, экспрессивность, умение переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационная гибкость, умение придавать художественной форме необходимые очертания.

Художественной деятельностью, в том или ином виде искусства, в определенный период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Однако только способности обеспечивают создание художественных ценностей, представляющих общественный интерес.

Одаренность предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти тему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением. Человек художественно одаренный создает произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития.

Полно выражая суть своего времени, гении в искусстве чаще всего как бы не умещаются в свою эпоху. Они., можно сказать, тянут нить традиции от прошлого к будущему и потому частью своего творчества принадлежат прошлому, а частью будущему. И лишь посредственные современники видят только то, что в гении от настоящего, да и то видят неполно.

Гений создает высшие общечеловеческие ценности, имеющие значимость на все времена. Гениальность художника проявляется и в силе восприятия мира, и в глубине воздействия на человечество.

Творчество — это процесс воплощения замысла в знаковую систему и вырастающую на ее основе систему образов, процесс объективизации мысли в тексте, процесс отчуждения замысла от художника и передачи через произведение читателю, зрителю, слушателю.

Художественное творчество начинается с обостренного внимания к жизни мира и предполагает «редкие впечатления» (Гете), умение их удержать в памяти и осмыслить.

Память — психологический фактор творчества. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер. Одаренность — это умение выбирать объекты, достойные избирательного внимания, и способность извлекать из памяти впечатления и включать в систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением. Живописец Фальк учил своих учеников запоминать впечатления от натуры и затем писать этюды по памяти. Известно, какое значение имела память в творчестве Пруста. Считая, что действительность художественно формируется именно в памяти, он воскрешал прошлое и запечатлевал затем воспоминания в произведении.

Важный элемент творческого процесса — воображение. Оно комбинационно творчески воспроизводит блоки представлений, впечатлений и образов, хранящиеся в памяти, комбинирует и рисует в сознании художника живые картины, которые он, фиксирует в художественном тексте. Благодаря воображению в сознании художника возникают живые картины.

Воображение имеет много разновидностей: фантасмагорическое — у Гофмана, философско-лирическое — у Тютчева, романтически-возвышенное — у Врубеля, болезненно гипертрофированное — у Дали, полное таинственности — у Бергмана, реалистически-строгое и гротескное — у Феллини. Творческое воображение доставляет эстетическое наслаждение и этим отличается от галлюцинации.

Ассоциации, их богатство, возникающее по смежности, сходству и контрасту, их не предсказуемые логикой прыжки, неожиданные сопряжения далеко отстоящих друг от друга явлении — свойственны художественному мышлению.

Вдохновение делает творческий процесс особенно плодотворным. Вдохновение — специфически творческое состояние ясности мысли, интенсивности ее работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего «выброса» накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственного включения его в творчество, обостренная виртуозность в чувствовании формы.

В психологическом механизме творчества существенную роль играет внутреннее освобождение, которым разрешается потребность творческой индивидуальности в публичной исповеди или проповеди, желание поделиться с близким человеком глубоким переживанием, ярким впечатлением, существенной мыслью.

 

Художественный стиль

 

Понятие «стиль» многозначно, им пользуются разные науки (литературоведение, искусствоведение, лингвистика, культурология и эстетика). И чем расширительнее начинает толковаться это понятие («стиль одежды», «стиль моды», «стиль поведения», «стиль игры о, «стиль жизни», «стиль мышления», «стиль руководства», «стиль работы»), тем более усиливается его культурологический смысл. Стиль предстает как качество определенной культуры, отличающее ее от всякой другой, как конструктивный принцип построения культуры.

Произведение обладает стилем как ограниченным множеством устойчивых, качественно определенных выразительных элементов.

Стиль есть «генный набор» культуры, обусловливающий тип культурной целостности. Он представитель целого в каждой части, в любой клетке произведения. Подчиняя каждую деталь общему конструктивному замыслу, стиль определяет структуру произведения и его принадлежность к определенному типу культуры.

Стиль — устремленность всех элементов к единому художественному центру, центростремительная сила в произведении, обеспечивающая его монолитность. Стиль — типологическая целостность, принцип организации художественного мира.

Каково же поле функционирования стиля? От ответа на этот вопрос зависит понимание его социально-эстетической природы.

1. Стиль — фактор социального бытия произведения, осуществление ориентации художника по отношению к обществу. Стиль обусловливает существование произведения как законченного специфического социального явления, обеспечивает его онтологию.

2. Стиль — фактор художественного процесса, его стержень, его ось, вокруг которой происходят все «колебания». Даже реализм, будучи «много стилевым» направлением, имеет стилистическую ось. Стиль ориентирует художника по отношению к художественному Движению. Он обеспечивает развитие художественной традиции на новом, едином основании, позволяет осуществить художественное взаимодействие разных эпох, не нарушая при этом структуры данного произведения. Стиль спасает произведение от эклектики.

3. Стиль — фактор художественного воздействия искусства. Он определяет характер эстетического влияния произведения на аудиторию, ориентируя художника на определенный тип публики, а последнюю ^ на определенный тип художественных ценностей.

Художественный стиль — сфера оперативного воздействия искусства на сознание людей. Смысл, концепция произведения обращены к разуму, система образов — к мысли и чувству воспринимающего. Процесс прочтения (интерпретации) и оценки протекает во времени. Стиль же моментально, единым информационным броском, без подробностей сообщает о целостном качестве произведения. Стиль выступает как информативный аспект художественной коммуникации, в котором сходятся все нити, протянутые через произведение от художника к реципиенту.

Стиль выражает характер, направленность и меру эстетического освоения мира человеком и выступает носителем существенных сторон эстетической ценности и художественного смысла. Стиль — источник эстетического наслаждения искусством,

Стиль диктует художнику избирательность по отношению к жизненному материалу, к художественной и общекультурной традиции, к общественным целям и к аудитории искусства.

Структура стиля отдельного произведения и художественной культуры в целом сложна и многослойна. В разных своих пластах в свернутом виде стиль запечатлевает и особенности авторской личности, и целостность художественного замысла произведения, и типологические черты художественного направления, и историческую традицию культуры, на которую опирается творчество художника.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь