Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Категории эстетического сознания
Эстетическое восприятие — вид эстетического отражения и способ существования духовности человека, выраженные в целенаправленном и целостном воспроизведении предмета искусства или художественно-творческой деятельности как эстетических ценностей. Восприятие относится к чувственным формам сознания и способам деятельности, сопровождается эстетическим переживанием. Эстетическое восприятие также – это процесс со-участия и со-творчества воспринимающего субъекта с автором. Восприятие произведения искусства осуществляется, как правило, от результата, что обусловливает цельность отражения. Возможны и фрагментарные восприятия музыкального произведения, спектакля, танца и т.п. Между художественным произведением и реципиентом всегда существует дистанция, связанная с осознанием того, что перед ним не сама действительность, а лишь ее изображение. Для преодоления этой дистанции нужна настроенность субъекта – эстетическая установка. Воспринимающий субъект одновременно верит и не верит в реальность изображаемого. Воспринимая художественное произведение, субъект проникает в его смысл, используя мышление. Степень проникновения зависит от эстетических способностей субъекта, от степени развитости его эстетического чувства и вкуса, от состояния культуры общества и общекультурным потенциалом самой личности, системы ее ценностных ориентаций. В эстетическом восприятии выделяются основные моменты: - установка на восприятие художественного произведения; - предварительные эмоции и ожидаемые чувства от встречи с художественным произведением; - радость узнавания в художественном произведении своего ожидаемого образа или возникновение оппозиции в случае несовпадения образов автора и образов воспринимающего субъекта; - развитие сформированного образа на основе сравнения субъективных ассоциаций с воспринятыми художественными признаками произведения и собственным жизненным опытом. Художественный образ никогда полностью не совпадает с ожиданиями субъекта из-за их неполноты, неточности, изменчивости, односторонности позиций и т.п. Если художественный образ существенно превышает ожидания субъекта или оказывается для субъекта несовершенным, «сырым», непонятным, то эстетическое восприятие либо разрушается (субъект оценивает произведение как странное, абсурдное, экстравагантное, безобразное), либо на основе интенсивной работы воображения у субъекта формируется новый образ-переживание, который по-новому ему открывается. Процесс эстетического восприятия может остановиться на предварительной эмоции, на этапе обнаружения знакомых образов или завершиться рациональным утвердительным или отрицательным эстетическим суждением. Художественное восприятие может закрепляться и в форме вопроса. Эстетическое впечатление — память об эстетических представлениях, их оценка и закрепление в сознании. Эстетический вкус — система эстетических предпочтений и ориентации, основанная на культуре личности и на творческой переработке эстетических впечатлений. Эстетический вкус – это способность человека по чувству удовлетворения или неудовлетворения (нравится – не нравится) дифференцированно ощущать, воспринимать, представлять и оценивать различные эстетические объекты. Эстетический вкус позволяет отличать прекрасное от безобразного в природе и жизни людей, а также в самом искусстве, различать эстетическое и неэстетическое, обнаруживать трагическое и комическое. Вкус – это «способность судить о красоте» (И.Кант). По отношению к оценке произведения искусства эстетический вкус проявляется как художественный вкус. Индивидуальный эстетический вкус представляет собой установку, формирующуюся в эстетическом опыте человека. Эстетическая установка включается в новый опыт, опосредствует каждое новое эстетическое отражение и переживание. Эстетический вкус часто проявляется надежным субъективным критерием эстетической оценки. Она в известной мере интуитивна, предшествует рациональному эстетическому суждению, но необходима. Качество (адекватность) эстетического вкуса определяется тем, в какой мере выраженная в нем субъективная оценка соответствует объективным показателям произведения искусства, а также объектам природы и социальной практики. Хороший эстетический вкус – это способность получать наслаждение от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать безобразное, а также потребность воспринимать, переживать красоту в действительности и в искусстве. Плохой, дурной, извращенный эстетический вкус у человека равнодушно, превратно, конъюнктурно или даже с отвращением воспринимает красоту, получает удовольствие от пошлого, трагического и уродливого. Эстетический вкус зависит от воспитанности человека, его привычек и характера, жизненного опыта, особенностей поведения и общения. Эстетический вкус активно формируется и под воздействием окружающей среды, образа жизни, включенности индивида в сферу искусства. Общую направленность вкусовых оценок определяют идеалы и мировоззрение человека. Эстетический идеал — исторически конкретное, совершенное чувственное представление или мыслимый образ (понятие, суждение) о должном как прекрасном, которые привлекают человека и считаются важными для осуществления. представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека. Идеал формируется путем отбора лучших эстетических ориентации, продиктованных эстетическими вкусами. Явление оценивается путем его сопоставления с идеалом. Идеал не совпадает с действительностью и является гиперболизацией лучшего в ней, домысливанием желаемого, но еще не существующего, потребность в чем уже возникла и была осознана. Идеалы воплощаются (материализуются) в искусстве и в реальной действительности. Эстетический идеал – это высший показатель эстетической оценки, который предполагает сознательное или неосознанное сопоставление произведений искусства или объектов действительности с возможными вариантами их художественно-эстетического воспроизведения как образцов, эталонов. Эстетический идеал имеет общечеловеческий характер, но может проявляться и индивидуально. В искусстве эстетический идеал воплощается в образах положительных персонажей. Его ценность может подчеркиваться образным строем художественного произведения и через сопоставление с отрицательными персонажами. Эстетическая концепция — теоретически осмысленный опыт эстетической деятельности людей. Эстетические взгляды — система эстетических концепций, господствующая в данном обществе и определяющая эстетическую и художественную практику людей, ценностные аспекты их материальной и духовной деятельности. Художественная культура общества — совокупность художественного творчества, его продуктов (произведения искусства), учреждений, готовящих кадры художественной интеллигенции (вузы, училища, студии) и обеспечивающих социальное функционирование искусства (музеи, библиотеки, кинотеатры, театры, концертные залы). Эстетическая культура общества — художественная культура общества в единстве со всеми формами эстетической деятельности и с учреждениями, обеспечивающими ее. Эстетические взгляды, вкусы, идеалы определяют все формы эстетической деятельности и ее продукты. Собственно категории эстетического Эстетическое Эстетическое — метакатегория, то есть самая широкая и фундаментальная категория эстетики. Она отражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, возвышенному, низменному, трагическому, комическому, драматическому и другим эстетическим свойствам жизни и искусства. Эстетическое было осознано как самостоятельная и основополагающая для системы эстетических знаний категория только во второй половине XX в. До этого разработка коренной категории эстетики — прекрасного — некоторыми своими аспектами предвосхищала теоретическое осознание и «появление» эстетического (эстетических свойств). Какова же природа эстетического и наиболее близкого к нему прекрасного? На эти вопросы в истории эстетики предлагались разные ответы, в соответствии с которыми сложились пять теоретических моделей эстетического. Концепции прекрасного, выдвинутые в истории эстетической мысли, так или иначе тяготеют к одной из этих теоретических моделей эстетического. Другими словами, многообразные концепции прекрасного можно также свести к пяти моделям. I модель эстетического (объективно-духовная): эстетическое — результат одухотворения мира богом или абсолютной идеей. Этой модели эстетического полно соответствует первая модель прекрасного: прекрасное — свет бога на конкретных вещах и явлениях либо воплощение абсолютной идеи. Концепция божественной природы эстетического ( нарушает научный принцип объяснения явлений исходя из их собственной природы (спинозовский принцип «causa sui» — по причине самого себя). Научно корректно объяснение, требующее минимального количества необходимых и достаточных оснований и аргументов. II модель эстетического (субъективно-духовная, или персоналистская): эстетическое — проекция духовного богатства личности на эстетически нейтральную действительность. Этой модели эстетического полно соответствует вторая модель прекрасного: действительность эстетически нейтральна, источник ее красоты — в душе индивида. Ш модель эстетического (субъективно-объективная): эстетическое возникает благодаря единению свойств действительности и человеческого духа. Этой модели эстетического полно соответствует третья модель прекрасного: прекрасное есть результат соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты (Аристотель), или с его практическими потребностями (Сократ), или с нашими представлениями о прекрасной жизни (Н. Чернышевский). IV модель эстетического («природническая»): эстетическое — естественное свойство предметов. Этой модели эстетического полно соответствует четвертая модель прекрасного: прекрасное — естественное свойство явлений природы, такое же, как вес, цвет, симметрия, форма (Д. Дидро и другие французские материалисты). Прекрасное и возвышенное предстают как природные свойства, а трагическое и комическое — как общественные (результат общественных противоречий). V модель эстетического («общественная» концепция). эстетическое — объективное свойство явлений, обусловленное их соотнесенностью с жизнью человечества (общечеловечески значимое в явлениях). Эстетическое появляется благодаря деятельности людей, втягивающей все в мире в сферу человеческих интересов и ставящей все в определенные отношения к человечеству. Этой модели эстетического полно соответствует пятая модель прекрасного: прекрасное есть явления с их естественными качествами, втянутые человеческой деятельностью в сферу интересов личности и обретающие положительную ценность для человечества как рода. Это явления «одухотворенные», очеловеченные человеческой деятельностью, ставшие сферой свободы, то есть оказавшиеся в сфере освоенного человеком мира. Поскольку в эстетическом отношении отсутствует непосредственная практическая цель, в это отношение входит все богатство и многообразие общественной практики, весь опыт человечества. Иными словами, эстетический объект и отношение к нему содержательно определены всемирно-историческим развитием человечества. Вещественность, чувственная конкретность, натуральные свойства предметов есть естественно-природный материал эстетического. Благодаря общественно-исторической практике предметы и явления мира втягиваются в сферу интересов человека и обретают «чувственно-сверхчувственную» природу, свою ценность для человечества (эстетическое значение, эстетические свойства). Сущность эстетического «сверхприродна» и социокультурна, но внешне выражается через чувственно-предметный материал. Или иначе: в эстетическом воплощаются природные и социальные особенности предмета в сопряжении с практикой человечества, в их значении для человечества. Прекрасное Прекрасное объективно. Оно зависит не от восприятия индивида, а от реальной общезначимой ценности предмета. Прекрасное общественно — это эстетическое свойство обусловлено деятельностью людей, которая вовлекает окружающий мир в сферу человеческих интересов и ставит каждый предмет в определенное отношение к человечеству. Прекрасное — это самое широкое положительное значение (позитивная Ценность) явления для человечества как рода. В общественной жизни — сфера политической и социальной свободы, в природе — сфера свободного владения предметом (способность его познать, освоить, изготовить), в искусстве или спорте — сфера свободного владения мастерством. Красота — исторический продукт. Явления действительности, в которых проявляется максимальное для данного уровня исторического развития общества господство человека над окружающим материальным миром, выступают как прекрасные. Свободное владение силами природы, умение подчинить их разумной практической цели вызывает у человека высокое эстетическое наслаждение. Искусство — высшая форма освоения мира по законам красоты. Красота в искусстве — и в совершенстве формы, и в глубине содержания, и в мастерстве — свободном владении темой и художественными средствами, — и в значимости художественной концепции произведения. Буквальное, бесстрастное копирование жизни не ведет к созданию прекрасного. Красота в искусстве достигается творческим воссозданием действительности. Возвышенное Возвышенное первоначально было осмыслено не как эстетическая категория, а как стилистическая фигура риторики. В I в. греческий ритор Цецилий написал сочинение «О возвышенном», где рассматривались правила возвышенного стиля, техника ораторской речи и классифицировались стилистические фигуры и тропы. Если прекрасное — это положительная общечеловеская ценность явлений, которыми общество уже и свободно владеет, то возвышенное — эстетике свойство предметов, имеющих положительное для общества и таящих в себе огромные, еще освоенные потенциальные силы. Воспринимая возвышенные явления в природе, мы испытываем восторг, к которому может вмешиваться и эстетически отрицательная эмоция, даже чувство страха. или иной момент восприятия (восторг — страх) различают две разновидности возвышенного: возвеличивающее мощь человека и подавляющее его. Возвышенное колоссально, могуче и превосходит возможности современного человечества. Сталкиваясь с этими грозными силами, гордо противостоя им, постепенно подчиняя их себе, человек роднится с вечностью, обретает земное бессмертие, опирающееся на деяния, на творчество. Отражение возвышенного в искусстве требует от художника особой интенсивности, яркости, приподнятости средств, художественной выразительности. Трагическое Трагическое 1) раскрывает гибель или тяжкие страдания личности; 2) показывает невосполнимость для людей ее утраты; 3) утверждает бессмертие погибающей личности (бессмертие человека осуществляется в бессмертии народа, в жизни людей находят свое продолжение общественно ценные начала, заложенные в человеке и его деяниях, а для религиозного сознания погибающего ждет потустороннее бытие); трагедия — всегда оптимистическая трагедия, в ней даже смерть служит жизни; 4) выявляет активность трагического характера по отношению к обстоятельствам; 5) дает философское осмысление состояния мира и смысла жизни человека; 6) вскрывает исторически, временно неразрешимые противоречия; 7) трагическое, воплощенное в искусстве, рождает чувство скорбности. Скорби (по поводу гибели героя), сочетаемое с чувствами торжества и радости (по поводу его нравственного величия и бессмертия); оказывает очищающее воздействие на людей (катарсис). Центральная проблема трагедии — расширение возможностей человека, разрыв исторически сложившихся границ, ставших тесными для пассионарных (наиболее смелых и активных) людей. Трагический герой прокладывает путь к будущему, он взрывает устоявшиеся границы, он всегда на переднем крае борьбы человечества, на его плечи ложатся наибольшие трудности. Он пассионарен со всеми положительными и отрицательными следствиями, порождаемыми этим типом динамичного и неутомимого характера. Трагедия раскрывает смысл бытия. Этот смысл невозможно найти ни в жизни для себя, ни в жизни, отрешенной от себя: развитие личности должно идти не за счет, а во имя общества, во имя человечества. С другой стороны, общество должно развиваться во имя человека и через человека, а не вопреки ему и не за счет него. Таков путь к гуманистическому решению проблемы человека и человечества, предлагаемый всемирной историей трагедийного искусства. Комическое Эстетическая теория предлагает несколько типологических моделей комического. 1. Теория отрицательного свойства: объект осмеяния — отрицательное явление (Аристотель); ее психологический вариант — теория превосходства: субъект возвышается над комическим предметом (Т. Гоббс). 2. Теория деградации: повод для смеха — принижение значительной особы (эту теорию сформулировал английский психолог первой половины XIX в. А. Бэн). 3. Теория контраста (Жан Поль, И. Кант, Г. Спенсер): «смех естественно возникает, когда сознание внезапно переходит от вещей крупных к малым». Причина смеха в несоответствии ожидаемому (Т. Липпс, Г. Хоффдинг). 4. Теория противоречия (Г. Гегель, Ф. Фишер, П. Чернышевский). 5. Теория отклонения от нормы: комично явление, отходящее от нормы и нецелесообразно и нелепо разросшееся. 6. Теория пересекающихся мотивов: сущность комического объясняют несколько мотивов (А. Бергсон, 3. Фрейд). В «Филебе» и в «Республике» Платон раскрывает свое понимание комического. Он говорит, что смешны те, которые слабы и неспособны отомстить, если над ними насмехаются. По Аристотелю, смех вызывают несчастья и отрицательные явления («некоторые ошибки и безобразия»), никому не причиняющие страдания и ни для кого не пагубные; комедия — «воспроизведение сравнительно дурных характеров», которые, однако, не абсолютно порочны. Гегель считал, что комическое появляется на основе контраста между сущностью и образом, между целью и средствами ее достижения, вследствие чего уничтожается образ и не достигается цель. Комическое коренится в веселом расположении духа и уверенности радостной субъективности в собственной недосягаемой высоте над противоречием, неспособным поэтому причинить никакой горечи и никакого несчастья, и в сознании силы, дающей возможность легко переносить промахи в стремлениях к целям. По Гегелю, состояние мира может быть трагическим и комическим. Развитие начинается с трагедии, из которой вырастают примирение и торжество субстанционального начала. Затем наступает успокоение духа и переход истории в фазу комедии. Парафразом этих идей Гегеля стало положение Маркса о том, что история повторяется дважды: сначала в виде трагедии, а потом в виде фарса. Юмор и сатира — основные типы комизма. Юмор — смех дружелюбный, беззлобный, хотя и беззубый. Он совершенствует явление, очищает его от недостатков, помогает раскрыться всему общественно ценному в нем. Юмор видит в своем объекте какие-то стороны, соответствующие идеалу. Часто наши недостатки суть продолжение наших достоинств. Такие недостатки — мишень для добродушного юмора. Объект юмора, заслуживая критики, все же в целом сохраняет свою привлекательность. Социально опасные явления рождают смех бичующий, изобличающий, сатирический. Сатира отрицает, казнит несовершенство мира во имя его коренного преобразования в соответствии с идеалом. Между юмором и сатирой целая гамма оттенков смеха. Многообразие оттенков смеха (карнавальный смех, юмор, сатира, ирония, сарказм, шутка, насмешка, каламбур) отражает эстетическое богатство действительности и духовного склада личности. Особое значение в эстетике играет ирония. Ирония — притворство; намерение в шутку или в насмешку сказать нечто противоположное тому, что человек думает, но сказать так, чтобы выявить истинный смысл ситуации. Ирония — тонкое юмористическое восприятие некой непоследовательности, в которой из контекста отчетливо прослеживается утверждение, оттеняющее совершенно иной смысл события. Ирония — манера речи или письма, при которой сообщается одно, а подразумевается иное. Романтическая ирония — прием, который встречается в произведениях, когда автор отрицает то, что сказал. Экзистенциальная ирония — понятие, которое разрабатывалось С. Кьеркегором применительно к человеческому существованию; рассматривалось как данность, неотделимая от экзистенциального предназначения человека, нечто среднее между эстетической и этической формами жизни. Словесная ирония — возникает из расхождения между тем, что говорится, и тем, что подразумевается (наиболее остро проявляется в сарказме). Структурная ирония — строится на использовании наивного или введенного в заблуждение персонажа или ненадежного повествователя, чей взгляд на мир разительно отличается от истинного положения вещей, признаваемого автором и читателями. Драматическая ирония: встречается тогда, когда зритель или читатель знают о ситуации больше, чем персонаж, и могут предвидеть исход (развязку) событий. Трагическая ирония — драматическая ирония в трагедии. Космическая ирония встречается в ситуациях, в которых бог или судьба властно вмешиваются в жизнь персонажей, свидетельствуя о ничтожности их усилий соотносительно с масштабами Вселенной. Сарказм — ироничное замечание, высказанное с целью обидеть или причинить боль. Гротеск — фантастическое по форме или по композиции, странное, причудливое, смехотворное, нелепое, искаженное, экстравагантное изображение реального. Гротеск — вид сатирической типизации, при котором деформируются реальные жизненные соотношения, правдоподобие уступает место карикатуре, фантастике, резкому совмещению контрастов. Гротеск — намеренное искажение и обезображивание с целью шокировать, осмеять или позабавить. Гротеск — сатирический художественный прием: преобразование действительности при помощи фантазии, объединение резко контрастирующих качеств, которые в реальности не совмещаются (существующего с вымышленным, страшного с комическим). В мировой эстетике сложились три точки зрения на сущность гротеска. Эта сущность заключается: 1) в карикатуре; 2) в воображении и фантазии; 3) в синтезе карикатуры и фантазии. В XX в. возникла новая форма юмора — гегг — смех, окрашенный неопасным ужасом и отражающий отчуждение людей в индустриальном обществе. Комическое национально своеобразно, и в то же время в нем проступают общечеловеческие черты. В силу общности законов социального развития часто одни и те же явления с одинаковой непримиримостью высмеивают все народы. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 812; Нарушение авторского права страницы