Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ 21Стр 1 из 6Следующая ⇒
бога. В основе подобных взглядов лежат протест бюргерства и гор. плебейства против сословного неравенства и феод, господства. Как это ни парадоксально, но для средневековой мистики в Германии, особенно для Экхарта, учение к-рого было объявлено еретическим, характерно не принижение, а возвеличивание разума. Учение Экхарта было в дальнейшем развито, с одной стороны, в религ.-мистич. направлении доминиканским монахом Сузо, с другой, — Таулером, искавшим путей к богу в мирской деятельности. Через Таулера эти идеи оказали влияние на вождей Реформации и Крестьянской войны, в частности Лютера, проявлявшего большой интерес к мистике, напр. к анонимному произведению мистич. характера, примыкавшему к кругу Таулера, — «Немецкой теологии» («Ein deutsch Theologia», 1518). Название книги было дано Лютером, впервые издавшем ее. Среди наиболее известных мистич. произведений 15 в. следует назвать «О подражании Христу» («De imitatione Christi», 1472), к-рое выдержало (вплоть до наст, времени) более 2000 изданий. Авторство этой книги приписывается монаху Фоме Кемпий-скому. Мистика не утратила своего значения и в следующий период истории Н. ф.— период гуманизма и Реформации. Подготовка Реформации происходила также п в сфере светского свободомыслия. Резким насмешливым отношением к католич. церкви и к религии вообще была проникнута поэзия бродячих певцов — вагантов, к-рые пародировали Евангелие, высмеивали Ватикан и духовенство, прославляли радость жизни. К 13 в. восходят идейные истоки знаменитого атеистич. трактата «О трех обманщиках», в к-ром утверждалось, что основатели трех мировых религий — Моисей, Христос и Магомет — были обманщиками. Философия эпохи гуманизма и Реформации (15 — 16 вв.) Новые веяния усиливаются в 15 в. Развитие производит, сил, обострение социальной борьбы, распространение науч. знаний, воздействие культуры итал. Возрождения влияли на судьбы духовной жизни Германии, все явственнее ощущалась потребность в коренных идеологических переменах. На рубеже двух эпох возвышается фигура Николая Кузан-ского, римско-католич. богослова, но вместе с тем и натурфилософа, звавшего к изучению природы, к практике. Уже при его жизни в Германии все шире развертывалась деятельность писателей-гуманистов, критиковавших схоластику и ср.-век. аскетизм, выступавших против церк. и феод, опеки над личностью, за ее свободное, гармонич. развитие. Нем. гуманистич. мысль развивалась не в придворных кругах (как это было в Италии), а гл. обр. в стенах ун-тов, в среде бюргерства и мелкого рыцарства. На переднем плане стояли проблемы религии и философии, они широко дебатировались в лит-ре, в устных выступлениях, но критика католицизма и социальных порядков не выливалась в программу практич. действий. Творчество нем. гуманистов было глубоко противоречивым. Это характерно как для Агриколы, сочетавшего интерес к антич. культуре с христ. благочестием, так и для Рейхлина, резко выступавшего против церк. обскурантизма, но находившегося в стороне от развернувшейся политич. борьбы. Особняком стоит Гуттен — выразитель интересов мелкого дворянства, участник рыцарского восстания 1522 — 23. Начало Реформации, к-рая явилась для Германии своеобразной формой бюргерской революции, положил Лютер. Выступления Лютера против католич. духовенства и рим. папы нашли широкий отклик не только в среде бюргерства и мелкого дворянства, но и в нар. массах, страдавших от феод, гнета. Однако, когда революция стала перерастать в народную, Лю- тер, первоначально относившийся сочувственно к борьбе крестьян, резко изменил свою политич. ориентацию, объявил всякий бунт «дьявольским», призывал к уничтожению мятежников и подчинению законной власти. В результате Реформации в значит, части Германии образовалась церковь, приспособленная для бурж. развития страны. Большое значение для Н. ф., культуры и нац. самосознания имела реформа лит. нем. языка, осуществленная Лютером. Собств. филос. искания Лютера ограничивались развитием традиций нем. мистики; культура классич. древности оставалась ему глубоко враждебной. Филос. программу протестантизма сформулировал Меланхтон, направивший гл. свои усилия на соединение гуманизма и Реформации. От него берет начало протестантская неосхоластика, Аристотеля приспосабливали к нуждам лютеранства. Меланхтон в известной мере продолжил схоластич. традицию, дискредитированную развитием мистики. Этот новый перипатетизм укрепился затем и в протестантских учебных заведениях, и в литературе, образовав протестантскую школьную философию 16 —17 вв. Впрочем, и католич. схоластика не утратила в это время известного распространения и влияния. Положит, тенденции в пределах схоластики (см. Номинализм), рационализм к-рой противостоял реакц. линии развития мистицизма, были учтены как гуманистами, так и естествоиспытателями и философами-рационалистами 17 —18 вв. Крестьянская война, пламя к-рой в 1524—25 охватило почти всю Германию, выдвинула ряд революц. деятелей и мыслителей, наиболее выдающимся из к-рых был Мюнцер, в богословской форме проповедовавший пантеистич. учение, соприкасавшееся с атеизмом и коммунистич. идеями. К кругу людей, близких Мюнцеру, принадлежал Иоганн Гергот — предполагаемый автор опубликованного в 1527 утопич. соч. «О новом преобразовании христианской жизни», в к-ром провозглашалось требование общности нму-ществ. Участником нар. восстания был и Парацелъс — знаменитый врач и натурфилософ-пантеист. Отзвуки Крестьянской войны слышны в социальной критике С. Франка, мистика-пантеиста, мечтавшего о мире без войн и имуществ. неравенства. Экономич. и политич. подъем, к-рый переживала Германия в 1-й пол. 16 в., связанное с ним развитие естеств. наук вызвали к жизни светские филос. учения, вплотную приблизившиеся к материализму. Такой характер, в частности, носило учение Георга Агриколы (1494—1555) — основателя горного дела, врача, историка. Но ведущую роль даже в этот период в Н. ф. все же играли учения, так или иначе связанные с традициями мистики. Влияние мистики усилилось после поражения Крестьянской войны. Эту линию нем. филос. развития представляют А гриппа (Неттесхеймский), В. Вейгель, Бёме. Дань мистике, в к-рой усиливались диалектич. тенденции, отдавали даже такие крупные естествоиспытатели, как Кеплер, сыгравший огромную роль в развитии мате-риалистич. представлений о космосе. Эпоха, в к-рую жили Бёме и Кеплер, — тяжелая пора в истории Германии. Хозяйств, упадок, вызванный перемещением осн. торг. путей из рек и морей Сев. Европы в Атлантпч. океан, усугубился Тридцатилетней войной. К окончанию этой войны страна лежала в руинах, обескровленная, разделенная на множество мелких гос-в. Германия в течение длит, времени пребывала в состоянии полного застоя. Лишь к концу 17 в. появляются признаки нового подъема. Философия эпохи Просвещения (17 — 18 вв.) Для Н. ф. 18 в. характерно внедрение идеи историзма, идеи развития, связанной с подъемом естествознания. Накопление множества фактов, произведен- 22 НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ ное в предшествовавшую эпоху, ставило вопрос об их истолковании, о рассмотрении природы в развитии, во взаимной связи ее элементов. После открытия Ньютоном и Лейбницем дифференциального и интегрального исчислений идеи диалектики стали проникать в наиболее абстрактную из наук — математику. Значительно расширились представления о Вселенной. Кант выдвинул диалектич. гипотезу происхождения солнечной системы. Идея развития рождалась также в недрах биологии. «...Почти одновременно с нападением Канта на учение о вечности солнечной системы, — писал Энгельс, — К. Ф. Вольф произвел в 1759 г. первое нападение на теорию постоянства видов, провозгласив учение об эволюции» («Диалектика природы», 1964, с. 14—15). В 18 в. идея историзма стала проникать и в обществ, дисциплины. Появляются обобщающие труды по политич. истории, по истории философии. Винкелъман положил начало совр. археологии и истории искусств. Однако в целом нем. науч. знание 18 в. оставалось метафизическим, что справедливо даже по отношению к Лейбницу. Соч. Лейбница отмечены гениальными диалектич. идеями, но он в то же время дает метафпзич. формулировки о том, что природа не делает скачков и др. X. Вольф явился одним из классич. представителей метафизич. способа мышления в 18 в. с его плоской телеологией, отрицанием противоречия в бытии и мышлении и т. п. Следует отметить, что лейбнице-вольфианской, в основном идеалистич., школе, в особенности воззрениям двух ее крупнейших представителей — Лейбница и Вольфа, были свойственны тенденции механистич. материализма, связанные гл. обр. с естеств.-науч. просветительскими идеями. Вольф и его ученики, считая себя систематизаторами философии Лейбница, догматизировали и вульгаризировали ее. Философия нем. Просвещения в социально-политич. отношении носила противоречивый характер. Воль-фианцы Баумгартен, Мендельсон, Николаи и др. были убеждены, что распространение образования незамедлительно приведет к решению всех острых вопросов современности. Культ разума сочетался у них с преклонением перед христ. верой, к-рой они пытались дать «рациональное» истолкование. Центром воль-фианской «популярной философии» был Берлин — столица Пруссии, король к-рой Фридрих II любил принимать позу «философа на троне». Деспот-вольнодумец, враждовавший с папой и дважды отлученный от церкви, являл собой колоритнейшую фигуру эпохи: он насаждал просвещение, но жесточайшим образом карал своих политич. противников и еретиков из гор. низов. Одна из папских эн-цпклпк утверждала, что Фридрих II признавал лишь то, что можно объяснить с помощью здравого смысла и законов природы. Наряду с лейбнице-вольфианским идеализмом и идеалистич. концепциями Гамана и Якоби, развивавшихся в русле теории непосредственного знания, в нем. Просвещении существовали материалистич. и атеистич. направления, иногда связанные с нар. протестом против социального гнета, более или менее враждебные офиц. церк. догме. Идейным источником этих оппозиц. учений была пантеистич. традиция и стоящая с ней в связи материалистич. философия Спинозы, начавшая интенсивно проникать в Германию уже в конце 17 в. Чирнгаузен, Штош, Лау, Эделъман и др. вошли в плеяду первых нем. спинозистов. Сторонником спинозизма стал в последние годы своей жизни и Лессинг. Распространение спинозистских материалистич. идей встречало в Германии сопротивление как со стороны откровенной идейной реакции, так и со стороны умеренного идеалистич. крыла Просвещения. Спинозистские книги сжигали, их авторов подвергали преследованиям. Поэтому Лессинг скрывал свои симпатии к голл. материалисту. О них стало известно лишь после смерти философа. В печати по этому поводу разгорелась оживленная дискуссия, к-рая затем переросла в полемику по ряду важнейших филос. проблем. Это был знаменитый «спор о пантеизме» (или «спор о Спинозе»). В ходе дискуссии с защитой учения Спинозы выступил Гердер, отстаивавший пантеистич. т. зр. и пытавшийся соединить взгляды голл. материалиста с христианством. Пантеистич. характер нем. материализма явился одной из национальных особенностей Н. ф. 17—18 вв. В течение длит, времени в нем. пантеизме переплетались (и подчас в одних и тех же учениях) две тенденции — натуралистическая, растворявшая бога в природе, и спиритуалистическая, растворявшая природу в боге. Размежевание точек зрения внутри пантеизма произошло лишь в конце 18 в. Если Гердер еще колебался между идеализмом и материализмом, то Гёте явно тяготел, а Форстер окончательно склонялся к материализму. Характерной особенностью и сильной стороной нем. материализма были попытки преодолеть механистич. мировоззрение. Механистич. направление в Н. ф. оформилось к 70-м гг. 18 в. в медицине и психологии (Вейкард; Михаэль Хисман, 1752—84). Механицизм подвергался критике со стороны Гердера, Кне-беля, Гёте. Оставаясь в целом метафизическим, нем. материализм 18 в. в лице своих лучших представителей выходил за пределы механицизма, ставил во главу угла проблему органич. материи. Специфику жизни нельзя понять исходя из законов механики, но столь же ошибочен взгляд о существовании особой «жизненной силы». В работах Гердера, Гёте, Кнебеля высказывались догадки о естеств. возникновении жизни, об эволюции живых существ. Принципы органической структуры распространялись на всю действительность, к-рая представлялась не скоплением отдельных предметов, а единым взаимосвязанным целым. Против механицизма выступали также сторонники теории непосредств. знания — Гаман и Якоби. Их иррационалистич. философия преследовала цель укрепления позиций лютеранского богословия, однако критика плоского рационализма в известной мере способствовала дальнейшему развитию диалектики. Это развитие обусловливали и те процессы, к-рые происходили в сфере социальной борьбы. Германия еще не созрела для революции, передовые идеи приходили сюда из-за границы, но все же в умах происходило брожение. Ярче всего оно проявлялось в искусстве и литературе, в философии. Другой характерной чертой нем. материализма эпохи Просвещения было осторожное обращение с религией, иногда даже использование религ. форм и терминологии. В этом отразилась неразвитость обществ, отношений в Германии; идеологич. борьба не достигла там остроты, характерной для более развитых европ. стран, и не привела к отчетливой поляризации социальных сил. Борьба за просвещение, против ортодоксального христианства проходила под лозунгами веротерпимости, создания улучшенной религии. Реже появлялись здесь открытые, более по-следоват. формы атеизма. Первые известные нам анти-религ. выступления в Германии связаны с деятельностью М. Кнутцена. Ряд анонимных атеистич. трактатов относится к началу и сер. 18 в. Получает распространение упомянутый уже лат. трактат «О трех обманщиках», авторство к-рого приписывалось Фридриху II. В защиту атеизма выступил Шулъц, боевые антирелиг. памфлеты принадлежат перу Кно~ блауха. В целом, однако, нем. филос.-атеистич. публицистика уступала по своему объему, остроте, влиянию соответствующей франц. лит-ре 18 в. Сильной |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы