Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РЕКА ? - ВОЛГА . ПОДЪЕМ ? - РАЗГИБОМ



Действительно, «подъем разгибом», «всклопка» давно стал как бы символом снарядовой гимнастики, ее простейшей эмблемой итрю-измом.

Но так ли примитивен этот подъем? Конечно, выбраться этим способом в упор не трудно, но владеть им мастерски...

На брусьях р/в подъем разгибом используется на каждом шагу, раз до пяти в комбинации, притом в разных соединениях, в разнооб­разных условиях и со всевозможными целями. Поэтому гимнастки, особенно старших разрядов, должны владеть им в совершенстве. И тут оказывается, что «простейший» подъем нет-нет, да и создает даже мастерам различные неудобства и затруднения.

Рассмотрим ниже несколько актуальных моментов, связанных, прежде всего, с организацией маха, подводящего к этому «примитив­ному» движению52.

52 Другие нюансы, связанные с исполнением подъемов разгибом см. в главе «Перекладина» (53, 54).

456


Река? - Волга. Подъем? - Разгибом

Как известно, мах на подъем разгибом должен быть оптимальным по силе (53, 54). И слишком маленький мах вперед в висе, висе углом, и чрезмерно сильный создают исполнительнице ощутимые пробле­мы и, значит, идя на подъем, нужно этот мах по необходимости отре­гулировать. Здесь две очевидные ситуации: либо мах нужно усилить, подпитать, если он слаб, либо, напротив, «окоротить».

В первом случае поможет активизация движения «броском» (рис. 175-а), который нужно завершить умеренной «протяжкой» ног впереди, не торопясь, подносить ноги кжерди (к.к. 3—6). Во втором случае (б) схема действий, в целом, обратная: в начале спада сразу, по возможности, берется сгибание (включая «угол» в плечах), которое при движении вниз распускается (к.к. 1—3), а мах вперед от вертика­ли выполняется без броска или со сдержанным «посылом» ног вперед (к.к. 3—6). Однако нужно учитывать, что в обоих случаях оконча­тельный успех подъема будет еще зависеть и от других факторов. Например, от того, когда и как гимнастка начнет подносить ноги к грифу: раньше или позже, выше или ниже (53, 54).

Нарис. 176на с. 458 показаны различия, возникающие при раз­личных траекториях движения ног к опоре.


457


Первый (а) отличается низким движением ног при переходе из виса в вис согнувшись. Обычно в этом случае разгибание быстро «расходуется» и гимнастка приходит в упор выпрямившись. Это удобно при уходе, например, в оборот вперед из упора (сгибанием), но совершенно не годится для отмаха.


БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ


Река? - Волга. Подъем? - Разгибом


 


Второй способ (6) выглядит как более высокое дугообразное дви­жение стопами над жердью. Чем выше ноги в этом случае поднима­ются, тем позднее, как правило, происходит разгибание, и гимнастка получает хорошие условия для активного отмаха назад из упора. Но и здесь, разумеется, нужно знать меру: излишне высокое движение со­здает такие же трудности, как и чрезмерно сильный мах; «забросив» ноги высоко над жердью, можно потом вообще не выбраться в упор... Отдельно прокомментируем ситуацию с подъемом на нижней жерди. Переходя в вис углом, гимнастка может действовать очень по-разному (рис. 177).

Часто она попадает на опору «с лёту» (а), и это провоцирует острое «разрывное» движение, которое некоторые исполнительницы усу­губляют, прибегая к акцентированному разгибанию в конце маха (к.к. 2—6). Такое движение, мощно натягивая мышцы-сгибатели ту­ловища и бедра, должно, по идее, резко активизировать движение ног к опоре, и, казалось бы, интенсифицировать весь подъем, но... Но столь подчеркнутое движение ногами вниз (да еще при рывке вперед грудью и при мощной «оттяжке» в плечах! ) приводит к актив­ному вращению ног вперед-вниз (здесь — против часовой стрелки), и» когда гимнастка пытается после этого быстро поднести их к жерди, выясняется, что ноги «налиты чугуном», их трудно поднять (это объясняется необходимостью перебороть инерционное движение

458


ног, сообщая им сначала отрицательное, а затем положительное — в сторону жерди — ускорение). Обычно в этом случае таз остается очень низко, и весь подъем, если он вообще удается, протекает с зат­руднениями, в частности, при последующем отмахе (182, 183). Та­кую технику могут позволить себе только физически очень сильные, резкие гимнастки, но особого смысла в такой работе нет. Единствен­ное оправдение подобного исполнения — стремеление к собственно­му стилю исполнения.

Полярный случай показан на фиг. б: гимнастка мягко, широко проходит вис углом, проводя ноги у нижней вертикали над самым матом, а затем, по плавной дуге, точно зачерпывая ногами, посылает их вверх. Эта схема близка к той, что показана на рис. 176-6. Она хороша невысокими требованиями к физической подготовке гимна­стки, но, увы, в подъеме дает довольно вялое обшее движение.

Оптимально, как всегда, нечто среднее (рис. 177-в): гимнастка от­носительно спокойно, но энергично проходит вертикаль, а затем по-

459


БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ ________________________________

сылает ноги вперед, «протягиваясь» примерно на уровне опоры (воз­можно и некоторое, короткое прогибание), и только после этого под­нимает стопы в вис согнувшись. Энергетически (в части, реально не­обходимой для подъема) и зрелищно этот способ не уступает перво­му, но и не обладает слабостями второго.

Вообще же, любой гимнастке следует искать свой, наиболее соот­ветствующий текущему состоянию подготовленности, способ про­хождения виса углом, отдавая себе ясный отчет в том когда и как можно подстраивать это движение в зависимости от особенностей связки и конкретного исполнения движения в попытке.

ПРОСТОЙ» ОТМАХ

Отмахи назад из упора продольно на брусьях р/в — такой же рас­хожий материал, как и подъем разгибом и поэтому кажутся еще более элементарными. Но, присмотревшись, легко заметить, что, будучи не отшлифованными, эти простые связующие элементы, повторяясь много раз в комбинации, соответственно множат малые огрехи, сни­жая класс исполнения махов и придавая работе гимнастки черты" примитивности; и это если не было более грубых ошибок!

Рассмотрим некоторые детали, полезные для тех, кто не может выполнять разные по назначению отмахи назад с полной уверен­ностью.

Когда подключать руки .^Упрощая, можно сказать, что любой мах их упора стоит на трех китах: Это:

1. Бросковое движение ногами; 2. Одновременное маху упругое отталкивание тазом от жерди и — 3. Работа прямыми руками, «под­хватывающими» тело после того, как оно было «подброшено» вверх благодаря маху и отталкиванию.

Наиболее тонкий момент здесь — работа руками. «Тонок» он по­тому, что от фазы подключения рук к действиям подъема и от интен­сивности этой работы зависят важные оттенки маха и его общий ре­зультат.

На рис. 178-а — типичная картина нормативного отмаха в стойку. Здесь гимнастка заведомо сильно наклонилась плечами вперед (к. Г), и это позволяет ей не только сразу после отделения таза от опоры (то есть по окончании отталкивания, к. 3) направить ноги вверх, к буду­щей стойке на руках, но и сразу же подключить к этой работе руки, нажимая кистями на жердь и активно увеличивая плечевой угол. Это наиболее благоприятная картина.

Казалось бы, так, собственно, и при любом отмахе?

460


Простой» отмах

Нет, не так. Например, если вы будете делать отмах из положения, типа показанного на фиг. б, к. 1, то немедленное включение рук обя­зательно уведет ваше тело назад в вис, даже если все остальное вы будете делать, как положено при отмахе в стойку на руках. Чтобы

461


БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ


Простой» отмах


 


избежать этой неприятности, вам придется повременить с активиза­цией работы в плечах и подключать руки позже—только тогда, когда тело поднимется благодаря маху достаточно высоко, и его ОЦТ будет двигаться хотя бы приближенно к вертикальной опорной плоскости {в, к.к. 4—6). И, конечно, это вариант худший, чемнафыг. а, так как возможные ресурсы отмаха здесь используются не полностью.

Как действовать кистями ? Из сравнения ситуаций, показанных на фиг. а, б, в, видно, что положение туловища в начале отмаха очень важно для энергетики всего движения, а также для определения его направления (в стойку, в высокий упор, в вис и т. п.).

Но что нужно делать, чтобы туловище «стояло» так или так?

Здесь нужно учесть ряд факторов. Наклон туловища зависит оттого:

—каким вращением завершалось предыдущее движение (напри­мер, вращало ли вас вперед после подъема разгибом, и как сильно? );

—как выполнялось подготовительное сгибание перед отмахом (сильное сгибание или умеренное, сгибание после акцентированного разгибания или иначе и т. д.);

—какими были условия равновесия в упоре (перевешивало туло-*» вище ноги в упоре согнувшись или нет) и др.

Но вот удобное для отмаха положение получено (а, к. 1). Если гимнастка будет совершенно свободно, ничего больше не предпри­нимая, активно разгибаться для отмаха, то туловище не останется в наклоне, а будет — в силу реактивного взаимодействия звеньев — подниматься плечами вверх-назад, и тогда нужное для выхода в стойку исходное положение отмаха будет утеряно (пунктир). Что де­лать?

Одно из простых средств, помогающих здесь действовать более правильно —работа кистями. В фазе ускоренного отмаха (к.к. 1—3) гимнастка имеет возможность помочь туловищу зафиксироваться в наклонном положении, прочно сжимая руками жердь и не позволяя кистям проворачиваться. Для этого в отмахе большие пальцы кистей должны противопоставляться остальным; перевод («перемах») боль­шого пальца осуществляется в процессе подготовительного сгибания тела (до к. 1). На брусьях р/в этот прием (в отличие от перекладины) дает ощутимый эффект. Другой фактор, помогающий сохранить на­клон вперед — возможно большее смещение туловища вперед, на­сколько это позволяет тазобедренный сгиб, а также выпрямление ту­ловища, «протяжка»; то и другое помогает верхней части тела (голова, туловище, руки) перевесить нижнюю. Наконец, играет здесь роль и положение ног относительно опорной вертикали: чем ноги к ней бли-


же, тем меньше, по условиям равновесия, он и проти водействуют на­клону туловищем вперед. Впрочем, умышленное опускание ног это здесь не что иное, как уменьшение «замаха», могущее отрицательно сказаться на биомеханике отмаха.

Когда притормаживать ноги ? Как известно, всякий бросковый мах дает эффект только в том случае, если ускоренное движение ног в нужный момент «притормаживается», передавая накопленный им­пульс смежным звеньям и вовлекая их тем самым в общее движение тела. При исполнении отмаха ноги гимнастки движутся ускоренно примерно до положения с прямым телом (к. 3); после этого происхо­дит переключение мышц (здесь — с разгибания на сгибание), ноги несколько теряют в скорости, давление на опору падает, гимнастка теряет связь тазом с опорой и начинает вращаться всем телом (кроме рук) вокруг плечевой оси.

Но прямое положение тела это, строго говоря, лишь приблизи­тельный ориентир для «вычисления» момента притормаживания ног. Управляя своими действиями, гимнастка может переключать усилия раньше или позже, смещая силовые акценты. Это позволяет тоньше управлять кинематикой, задавая, например, махом ног дви­жение более высокое или низкое. А это очень важно. Так когда же, говоря конкретнее, следует притормаживать движение ног, выстраи­вая нужный отмах?

Наиболее точный ответ таков: когда ОЦТ тела гимнастки начина­ет перемещаться в том направлении, в каком весь отмах должен при­вести тело в требуемое конечное положение. Менее точный, но более простой ответ: когда ноги (стопы) начнут в броске двигаться куда нужно (например — в стойку на руках).

Как лучше делать отмах со сгибанием ? Откровенно говоря, такой отмах (г) лучше вообще не делать... Во всяком случае — не начинать освоение активного отмаха с этой формы. Обычно, если гиминастка делает основной упор именно на движение со сгибанием в тазобед­ренных суставах, то это — признак ее технической и физической сла­бости, говорящий о том, что отмахом прогнувшись — то есть базовым отмахом — она владеет плохо или вообще не владеет. С биомехани­ческой точки зрения сгибание при отмахе это гипертрофированное торможение ног, при котором туловище и руки получают-таки нуж­ное движение ценой противодвижения ног. Кроме того, сгибание тела физически облегчает весь подъем, поскольку массы тела при­ближаются к опорной вертикали, уменьшая тем самым момент инер­ции системы «ноги-туловише» и момент силы тяжести, действую­щий на нее относительно плечевой оси. Но в целом, повторяем, такой


 


462


463


                 
       


464


БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ ________________________________

отмах — суррогат. Гимнастка, привыкшая к нему, будет иметь про­блемы с освоением элементов, требующих более высокой энергетики.

Но если уж делать отмах «через складку», то делать его нужно гра­мотно. Торможение ног и сгибание тела должны быть активными, а само сгибание — полным (ср. с техникой силовой стойки согнув­шись, 77, 174). Недопустимо разгибание в тазобедренных суставах раньшее, чем гимнастка полностью не выпрямится в плечах (к.к. 5—6).

И еще одна деталь: крайне неграмотно делать в этом случае отмах (к.к. 1—2) с преждевременным, ранним разведением ног. Ноги сле­дует разводить только на сгибаниитела (к.к. 3—5), а наиболее широ­ким движением, во фронтальной плоскости тела, они выводятся в стойку не раньше, чем в финальной части движения (к.к. 6—8).

НЕПРОСТЫЕ ОТМАХИ

Как известно, отмахом назад могут делаться не только элементар­ные выходы в стойку или вис. На этой основе исполнимы и более сложные вещи, начиная с «подхватов» и поворотов и кончая некото­рыми сальто и малоизвестными трюками. С этим связаны опреде­ленные тонкости технических действий, которые небесполезно знать.


Начнем с сальто, именуемого «комэнеч» (рис. 179).


______________________________________ 183. Непростые отмахи

По причинам вполне понятным, сальто делается в положении со­гнувшись ноги врозь; так легче, соблюдая должную элегантность, преодолеть основные трудности движения, связанные с необходимо­стью достаточной крутки и дохвата за жердь. Вместестем, настроен­ность именно на полет согнувшись порождает технические гримасы этого движения, без которых можно было бы обойтись.

На фиг. а показано сальто «комэнеч» с типичными для него ошиб­ками, на которые судьи обычно не обращают, увы, свое внимание. Главная из них — ущербный мах назад, при котором гимнастка, едва оторвавшись тазом от жерди (к. 2), тут же начинает активно притор­маживать ноги и сгибаться, все еще оставаясь на опоре (к.к. 2—4)\ Исполнительнице движения кажется, что если она пораньше «поза­ботится» о сгибании, то и вращение по сальто будет активнее (ведь все знают, что «складка» ускоряет вращение). Но как же она в этом случае заблуждается! Гимнастке следовало бы помнить (и понимать), что всякая группировка или сгибание хоть, безусловно, и ускоряют вращение в безопорном положении, но на опоре те же самые действия могут давать совсем другой эффект! Именно это и происходит в опи­сываемом сальто.

Посмотрим еще раз на рисунок: сохраняя опору о жердь, гимнаст­ка энергично сгибается в тазобедренных суставах (к.к. 2—4), застав­ляя ноги вращаться в направлении, противоположном сальто, а это прямо означает потерю нужного для сальто вращения всем телом! Вот откуда вялая «крутка» в полете (к.к. 5—7), необходимость дохвата в согнутом положении (к. 7) и спад почти сразу в вертикальный вис, с неприятным обрывом (к.к. 8—9).

Этих грубых ошибок можно избежать, если работать посмелее и больше, свободнее выпускать ноги назад-вверх во время броска (б, к.к. 1—4). При этом акцент делается на движении с подъемом над опорой, но без сильного от нее удаления53. В этой ситуации даже сги­бание ног в коленях, синхронное с активной фазой отмаха, работает на получение нужной крутки (заметим, что сальто вперед в вис, вы­полненное в компактной группировке, но с подчеркнуто высоким взлетом, виртуозным вращением и ранним дохватом «сверху», ни­чуть не менее эффектно, чем сальто «комэнеч» в форме согнувшись). Благодаря такому отходу не только заметно возрастает высота выле­та, но и ускоряется вращение всего тела вперед; для гимнастки от-

53 Сравните это движение со случаем исполнения сальто вперед прогнувшись на перекладине, когда сходная задача решается выходом в положение «стоя» над опорой (37).

465


БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ ________________________________

крывается возможность вернуться на опору без пресловутого пере­маха ноги врозь и дохватиться еще до прохождения телом опорной горизонтали (к.к. 8—9). Разумеется, добиться такого исполнения не легко — не только технически и физически, но и психологически, так как даже мастерам бывает трудно преодолеть инстинктивное стремление «не отпускать» себя далеко от опоры, если предстоит воз­вращение на нее. Но над этим имеет смысл специально потрудиться, эта овчинка выделки стоит.

Обратимся теперь к еще одному непростому отмаху назад, кото­рый интересен тем, что чрезвычайно красив, вполне доступен, но... никогда не исполнялся на соревнованиях. Это переворот вперед с поворотом на 360° в вис согнувшись {рис. 180).

Это оригинальное движение строится по принципу «обратного диомидовского».

Отмах начинается обычным образом, из упора хватом сверху. Сделав замах (к. Г), гимнастка выполняет бросок ногами с расчетом на некоторый отход назад-вверх, так, чтобы в итоге остаться несколько позади от опоры, не «переваливаясь» через нее вперед (к.к. 1—3). В идеале, отмах должен быть высоким, почти до полной " «оттяжки», и лишь после этого гимнастка выполняет быстрый пово­рот вокруг одной руки, обводядругой туловище по кругу (к.к. 4—9). Повернувшись на первые 180° (к. 6), гимнастка уже начинает посте­пенно сгибаться, отходя назад-вниз в упор согнувшись. Переносная рука (одноименная повороту) пораньше дохватывается за жердь, как бы находя ее за спиной (к.к. 9—10). Далее — обычный спад назад в вис согнувшись сзади (к.к. 10—11).

Существенная техническая деталь, не видимая на рисунке: весь мах из упора с последующим переворотом через стойку и сгибанием выполняется в одной плоскости, без какого либо смещения вбок и без переноса тяжести на опорную руку! Последняя совершает во время исполнения поворота конусообразное движение, направленное внутрь, и к концу движения опять встает прямо54.

(Попутное замечание: описанный переворот вперед имеет вари­ант «обращения». Практически точное представление о нем можно получить, «прочитав» рис. 180 вспять — от к. 11 к к. 1. Получится подъем вперед с поворотом на 360°вупор. Упражнение, насколько из-

54 Сравните эту ситуацию с махами на мужских брусьях: если бы гимнаст, например, при «оберучных» поворотах, держась одной рукой, переносил тя­жесть на опорную жердь, а не держался точно в плоскости начального маха, были бы неизбежные удары ногами о жердь (84).

466


вестно, никогда не исполнялось, но оно доступно, особенно на пере­кладине. Мощности, необходимые для его исполнения, к сожале­нию, мужские, хотя вся логика и стилистка этого движения, ско­рее, — «женская». Представим себе такое соединение: махом вперед из виса на в/ж хватом сверху перемах согнувшись и подъем вперед с поворотом на 360° в положение, близкое к стойке на руках, спад впе­ред в упор продольно хватом сверху и — оборот вперед с последую­щим отмахом назад).

В заключение отметим, что есть, конечно, и еще отмахи, достой­ные упоминания и требующие хорошего понимания техники движе­ния. Например — другие движения с поворотами, включая «вертуш­ку» Веры Чаславской, технику которой можно детально представить себе по аналогии с «вертушкой» махом из виса на перекладине (49). Что касается отмахов вперед, то наиболее известный из них — «через голову», также подробно описан нами в главе, посвященной перекла­дине (13).

КОГДА «РАЗВЯЗАНЫ» РУКИ

Один из характернейших признаков современного сложного уп­ражнения на брусьях р/в (как и на перекладине) — наращивание чис­ла элементов, исполняемых с отпусканием рук. Это не только полет­ные упражнения, но и самые разнообразные элементы с перехватами,

поворотами, перемахами.

А когда вообще можно отпускать руками опору, не нарушая тех­нических норм исполнения? В общем виде мы уже дали нужный от-

467


         
   


вет в главе о перекладине (2—4). Но рассмотрим в этой связи еще несколько конкретных случаев применительно к брусьям р/в.

Например, такие движения, как повороты в зоне стойки на ру­ках. В принципе, для любой под­готовленной гимнастки такой по­ворот не составляет проблемы, его делают именно в стойке и вообще в положениях, близких к верхней вертикали.

Но обращали ли вы внимание, где поворот выполняется наиболее активно — легко и быстро? — Нее стойке. Обычно это происходит в

начале спада из стойки (рис. 181). И это совершенно закономерно, поскольку у самой вертикали (к. 1) гимнастку прижимает к опоре силой тяжести, а в висах той же силой оттягивает. Иначе говоря, ки­сти в этих фазах движения находятся под давлением, и для перегруп­пировок такие моменты неблагоприятны (2, 3).

Что же, возразит недремлющий скептик, автор советует нам де­лать примитивные повороты и другие действия «на свале»?

Нет, автор не советует работать примитивно. Он предлагает наи­более разум но, точно пользоваться реальными физическими услови­ями: нужно уметь легко «держать осанку» в любой фазе движения в зоне стойки, уметь там действовать, но при этом полезно знать, что физически наиболее благоприятная фаза работы в этом случае — на­чало спада, (к.к. 2—3 и 2-а, 3-а) именно тогда можно и нужно выпол­нять решающие действия, в особенности, если они вызывают, пока что, затруднения.

Второй пример элементарен и связан с первым. Если гимнастка выполняет отмах не в стойку, а в наклонный упор (рис. 178-6), с наме­рением сделать, например, поворот, то какое положение будет наибо­лее рациональным, технически удобным? Ответтот же — положение, в котором кисти максимально разгружены, как за счет вытелкивания при отмахе, так и благодаря изменению давления на опору, вызван­ному движением тела в силовом поле (к.к. 5—6) (2, 3).

И еще один случай — отмах в стойку на руках с перехватом (178-а на с. 461). Где здесь освобождаются кисти гимнастки? Как лучше действовать?

468


Бесполый перешмыг

Отмах «с подхватом» — очень активная форма отмаха назад, ак­тивнее ее только сальтовые движения (183). Он начинается, как и другие подобные движения, с глубокого сгибания в упоре и замаха ногами (к. 1). Затем, «бросив» ноги назад-вверх, к вертикали и, на­сколько позволяют физические возможности, подтолкнув себя вверх прямыми руками (к.к. 4—5), гимнастка четко, акцентированно притормаживает ноги, как бы втягивая живот, то есть — некоторым сгибанием в тазобедренных и межпозвонковых суставах переходя от прогнутого положения тела (к. 4) к более прямому или едва заметно согнутому (к. к. 4—7). Именно в этой фазе происходит перераспреде­ление скоростей звеньев тела, и тогда приостановленные ноги «под­дергивают» вслед за собой остальные звенья, а значит и руки, кото­рые благодаря этому перестают нажимать на опору, освобождаются, и тогда только может быть выполнен сам перехват (к. 5, пунктир). Далее тело, несмотря на торможение ног (они лишь замедлили, но не прекратили движение), продолжает перемещаться к стойке на руках и достигает ее (к.к. 6— 7). При этом даже если тело гимнастки немного сгибалось, оно вновь выпрямляется, и к верхней вертикали полная «оттяжка» восстанавливается.

Итак, подчеркнем: все перехваты руками, повороты с перехвата­ми и им подобные упражнения делаются при участии всего двига­ тельного аппарата гимнастки. Перехват кистями — лишь следствие, результат всех прочих заранее организованных действий исполни­тельницы.

БЕСПОЛЫЙ ПЕРЕШМЫГ

Около тридцати лет назад оборот «не касаясь», он же «перешмыг», стал входить в практику гимнасток-мастеров и казался элементом трудным и весьма достойным. Поначалу мало кому даже из лучших гимнасток удавалось выйти в стойку без огрехов: сгибались руки, возникало прогибание, резко падал темп (рис. 182на с. 470). Появи­лась даже своеобразная тренерская идеология, согласно которой дол­жны были различаться «мужская» техника (прямые руки, четкий, под контролем силы, выход в оттянутую стойку) и техника «женс­кая» (с упомянутыми выше, «допустимыми» ошибками).

Но каковы же были удивление и досада таких идеологов, когда гимнастки из ГДР, в том числе Карин Янц, стали показывать отлич­ный «мужской» оборот в стойку! Но и тут нашлось было «объясне­ние»: Янц, мол, маленькая, физически сильная, ей —легче... Когда же другая немка, Эрика Цухольд, более рослая и тяжелая, чем ее под-

469


БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ ________________________________

руга по команде, продемонстрировала еще более великолепный, легкий, мощный «перешмыг», да еще с подлетом в стойке, то даже пропагандистам особой «женской» техники стало ясно, что дело не в девичьих слабостях, а в слабости идеологии, оправдывающей сурро­гатную технику...

И действительно, если действовать грамотно, то при любом весе и росте можно, играючи, выполнять такие движения как оборот в стойку, дополняя их, к тому же, различными усложнениями (51).


470


На рис. 182-бмы умышленно показываем оборот, начинающийся совсем невысоким махом из упора (к. Г), так как вовсе не в этом махе залог мощного движения в обороте. Главное здесь — правильно рас­порядиться «даровыми» силами, а прежде всего — силой тяжести, которая может прекрасно разогнать тело гимнастки даже из невысо­кого исходного положения. Нужно лишь делать спад (к.к. 1—2), удерживая достаточно большой угол в плечах, так, чтобы плечи, го­лова гимнастки ни в коем случае не уходили вперед (как на фиг. а,


______________________ 186. Клан движений «не касаясь»

к.к. 1—3) и не уравновешивали бы этим тело в упоре. Только тогда сила тяжести начинает эффективно разгонять тело на спаде, и этой энергии оказывается достаточно, чтобы построить любое, даже самое сложное, движение «махом под опору».

При описываемой технике гимнастка подчеркнуто долго удержи­вает тело прямым (к.к. 1—3), и лишь проходя вертикальное положе­ние, слегка сгибается (к.к. 4—5). Отметим, что оборот «не касаясь» всегда имеет момент, когда гимнастка допускает таки соприкоснове­ние бедрами с жердью (к. 5). И это вовсе не ошибка, а совершенно необходимая деталь техники, так как если гимнастка не будет здесь двигаться вплотную к опоре и слегка сгибаться, ее обязательно сне­сет в вис! Вместо оборота получится мах дугой55...

Ну, а дальше—дело техники: быстрое выпрямление тела, какбы запускающее действия по подъему в стойку (к.к. 5—7); при прохож­дении плечами уровня опоры (к. 7) — «подхват» кистей и — финаль­ный выход в стойку (к.к. 7—11), который при верной работе проис­ходит легко и даже с «подлетом».

На основе описанного «перешмыга» можно освоить целый ряд других достойных движений, в том числе так называемые соскоки «срывом», описание которых, включая некоторые технические «изюминки», мы уже давали в главе по перекладине (51). Однако, возможны и другие «ультра-си», о которых — ниже.

КЛАН ДВИЖЕНИЙ «НЕ КАСАЯСЬ»

Оборот «не касаясь», конечно, основной элемент, выполняемый махом вперед «под опору», но вовсе не единственный и не единствен­но интересный. Вспомним в этой связи, что здесь, как и во всех структурах маховых и прыжковых движений, элементы могут выст­раиваться в типологическиеряды56 (рис. 14).

55 Хитрость, правда, заключается в том, что в процессе обучения ни в коем
случае нельзя говорить гимнастке (гимнасту) об этом контакте с опорой. Ключе­
вая идея настройки на правильный «перешмыг» — именно движение «не каса­
ясь», а мимолетное сближение бедер с опорой возникает само собой, по ходу
работы, и часто остается неосознанным. Если же об этой детали «честно» сказать
сразу, результат может оказаться самым плачевным — получится примитивный
оборот «касаясь».

56 Особый случай, как всегда, представляют собой махи на коне. Там тоже
возможна систематизация движений по принципу «рядов», но с определенными
оговорками.

471


         
   



БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ ______________________________

При всем потенциальном богатстве структурных ресурсов на бру­сьях р/в57, небесполезно поразмышлять над тем, что еще можно было бы «выжать» из этого класса движений.

Ниже показаны для примера лишь отдельные виды полетных движений, доступных для исполнения, если гимнастка — свободно владея мощным махом «под опору» — целенаправленно варьирует траекторию полета и структуру вращения тела.

На рис. 183—три ключевых варианта продолжения маха вперед из упора продольно с отходом вперед от опоры.

В первом из них (а) максимально используется вращение началь­ного направления, в результате чего гимнастка может получить дви­жение типа сальто назад из упора, обычно именуемое «срывом».

Во втором случае (б) начальный мах из упора полностью гасится благодаря действиям в плечах и взвешенному разгибанию в тазобед­ренных суставах. Движение это хорошо известно и несложно. В со­временной практике оно — редкость, ибо считается банальным, хотя на самом деле его можно использовать как основу для многих при­влекательных движений, вполне достойных любого мастера (один пример «на вскидку» — перелет с в/ж с поворотом на 540° в вис лицом внутрь на н/ж).

Третий случай (в) также хрестоматийный, это разнообразные дви­жения дугой. Ныне славная эпоха соскоков дугой отошла в прошлое, хотя наиболее сложный из них (дугой двойное сальто вперед и его варианты) ничуть не менее эффектен (и более сложен), чем повально исполняемые теперь соскоки сальто махом вперед из виса.

Далее еще три варианта полетов, на этот раз — с перелетом назад через опору. Все эти движения гораздо сложнее и проблематичнее, чем предыдущие, так как полетный переход через жердь ставит перед гимнасткой довольно трудные, хотя и разрешимые задачи.

Первый вариант (г) представляет собой весьма оригинальное сальто назад с оборота «не касаясь». Задача гимнастки здесь — макси­мально использовать мощностные возможности спада из упора (к. к. 1—2) и не растерять полученное вращение в дальнейшем, при выталкивании себя руками назад-вверх (к.к. 3—5). Парадокс здесь в том, что действуя руками и стремясь работать мощно, не следует увле­каться высотой движения: «забраться» вверх тут можно лишь за счет

57 С «превращением» брусьев р/в в сдвоенную перекладину репертуар снаряда стал классичнее, но однообразнее, хотя о потерянном материале (жесткие, удар­ные отмахи в смешанных висах, соскоки срывом с нижней жерди и проч.) по гуманным соображениям жалеть, пожалуй, не стоит.

472


активного вращения на опоре, так как слишком сильное выталкива­ние (с увеличением плечевого угла) приведет только к резкому ос­лаблению крутки (51). Существует, правда, соблазн, выйдя в высо­кую стойку и почти остановившись, заново «подкрутить» себя дей­ствиями типа курбета. Такое возможно, но заметим, что это уже не тот элемент, что мы описываем, а, фактически, соединение «обо­рот — курбет — сальто». Главное же в том, что подобное построение соскока (встречавшееся в практике, но не прижившееся) нарушает динамику и стилистику движения, придавая ему довольно прими­тивную «мелко-трюкаческую» форму. Что касается формы, пока­занной на фиг. г, то она может быть вполне интересной и достойной освоения, например — в-виде сальто-перелета с верхней жерди на нижнюю.

Вариант д интересен только как структурная середина между ва­риантами г и е. Как реальное движение он может привлечь внимание только при наличии достаточно остроумных усложнений и связок.

Наконец, вариант е, как и соскок дугой, связан с форсированной переменой направления вращательного движения и по структуре по­добен «перелету Ткачева», который мы подробно комментировали (40—44, 180). Элемент этот известен и практикуется. Здесь лишь об­ратим внимание на то, что при техничном исполнении движение тре­бует мощной, но достаточно поздней работы в «контрдействиях». В

473


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.086 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь