Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Значение Русской Церкви в период ига



Русская Церковь выступает как решающая объединительная сила. Она способствовала сохранению сознания единства русского народа. В Орде к исходу XIV в. наметилось ослабление. К моменту нашествия монгол русский народ - это народ православный. Недостаток государственности компенсируется за счет возрастания значения Церкви в жизни общества. Именно Русская Церковь является ведущей консолидирующей силой, которая препятствует полному развалу разоренной страны. Русские митрополиты заложили основы той политической линии, которую впоследствии восприняли и развили Московские великие князья.

Единство Русской Церкви сохраняется незыблемым в течение всего монгольского периода истории Руси. В этом выразилось огромное национально-государственное значение Русской Церкви.

 

Митрополиты Кирилл и Максим и их деятельность

 

 XIII-XIV в.в.- время великих святителей Русской Церкви: Кирилла II, Максима, Петра, Феогноста и Алексия.

Митрополит Кирилл II (встречается Кирилл III), занял опустевшее место, сбежавшего грека Иосифа. Русская митрополия стала не интересна Византии. В 1246г. патриарх Мануиле II в Никее поставил Кирилла в митрополиты Руси, которй он управлял сприбытия в 1249 г. по 1281 г. Его характерная черта – поездки по всей по Руси: Киев был разорен полностью, на русской земле необходимо было устроить церковную жизнь после разорения. В 1250 г. Кирилл посещает Черниговскую, Рязанскую и Суздальскую земли, прибывает во Владимир на Клязьме. Поддерживает князя Александра Невского( Даниил не снискал симпатий Кирилла, в силу своего западничества). Князь Александр подтвердил победой над ливонскими рыцарями отказ от католицизма и его стратегию, направленную на замирение с монголами и противостояние латинской агрессии, Кирилл считает правильной (пример Прибалтики), необходимойсть для сохранения государственности, православной веры, национальной культуры и самобытности.

В основе Российского государства лежит православная симфония государства и Церкви (митрополита Кирилла и св. князя Александра Невского). Святитель Кирилл особое внимание уделяет Северо-Востоку Руси. В 1251 г. он посещает Новгород. В 1252 г. торжественно встречает Александра Невского и ставит его на великое княжение. А в 1263 г. погребает его в Рождественском монастыре во Владимире. В 1261г основал епархию в столице Орды — Сарае- епископ Митрофан, епархию в Твери. Хан Менгу-Тимур (1266—1281 г.г.) выдал первому митрополиту Киевскому и всея Руси Кириллу II ярлык на управление Русской Церковью.В 1276 г.-митрополит в Киеве, в 1280 г.- во Владимире, в Суздальской земле, в Переславле-Залесском, великий Первосвятитель скончался 9 декабря 1281 г., погребен в Киеве. Святитель Кирилл восстанавливал Русскую Церковь, ставил епископов, священников, возрождал епархии, монастыри и храмы. Он предотвратил духовную деградацию Руси, возродил православную духовность. Его главной задачей было устроение церковной жизни в разоренной стране.

 В 1274г был собран Собор во Владимире для поставления на Владимирскую кафедру епископа Серапиона, но предметом обсуждения стали нестроения, которые имели место в Русской Церкви.

 Итогом работы Владимирского Собора стало «Правило митрополита Кирилла», которое подытожило все, что Собор определил в целях уврачевания нравов. Вместе с митрополитом Кириллом Правило составляли епископы Долмат Новгородский, Игнатий Ростовский, Феогност Переяславский и Симеон Полоцкий. Главные правила Собора:

1.Вопрос о симонии (продаже церковных должностей и даже священного сана).2.О нарушениях богослужебного характера: о практике совершения таинств крещения(необходимость погружения) и миропомазания ( смешивалось помазание елеем при оглашении и миропомазание после крещения).3. Осуждение языческого обычая - кулачных боев. 4.Богослужебные нарушения - совершение проскомидии диаконами (сохранилось до XVв), начало празднования Пасхи  в день Вербного Воскресения, празднество «русалии» и другие нравственные отклонения.

Кирилл приобрел славянский перевод Кормчей-Номоканона для нравственного воспитания народа, Митрополит Максим - грек по происхождению, стал приемником св. Митрополита Кирилла и продолжал политику предшественника, направленную на возрождение духовной жизни в русских землях. Максим был поставлен на Киевскую кафедру в 1283 г. Константинополем.Получив ярык он в 1284 г. созвал Собор епископов. Соборы созываются чаще, ибо есть потребность соборным разумом решать дела церковной жизни и устранять недостатки. Целью Киевского Собора было довести до русских архиереев ситуацию, сложившуюся в Константинопольском Патриархате: о Лионской унии 1274, которая потерпела крах, и торжество Православия в Византии. Владимирский Собор- антитеза Лионскому собору. В 1285 митрополит посещает Новгород и Псков, Суздальскую землю, ставит епископов для Владимира — Иакова (в 1288 г.) и Симеона (в 1295 г.). В 1299 г. Максим, переведя епископа Симеона в Ростов, переводит кафедру из разоренного Киева во Владимир, учитывая приверженность Владимиро-Суздальских князей Православию, уже после получает соборное утверждение и императорский указ из Константинополя с разрешением на ее перенос. Из Владимира Максим вновь совершает свои поездки по Руси: в Новгород, на Волынь, в Константинополь. Максим скончался во Владимире в 1305 г. и был погребен в Успенском соборе. Максим именовался митрополитом Киевским и всея Руси, но он сделал свой выбор в пользу Владимиро-Суздальского, а не Галицко-Волынского княжества, чья судьба была предрешена губительной политикой его князей. Митрополит Максим оказал неоценимую услугу Церкви и государству. Владимир, как церковный центр Руси, являлся благословением великим князьям Владимирским на собирание русских земель, укрепление авторитета князей Северо-Восточной Руси. Галицко-Волынские князья ( князь Юрий Львович Галицкий) создали в 1302-1303гг. в Галиче собственную митрополию, независимую от Киево-Владимирской при императоре Андронике II Палеологе Старшем и патриархе Афанасии. Галицкий епископ Нифонт получил титул митрополита и 6 епархий: Галицкая, Перемышльская, Туровская, ВладимироВолынская, Луцкая и Холмская. Новоиспеченная митрополия, нарушившая единство Русской Церкви и создавшая опасный прецедент, просуществовала недолго. В 1305 г. Нифонт умер, а Галицкая митрополия упразнена.

 

Постепенное изъятие церковных областей юго-западной Руси из юрисдикции митрополита всея Руси. Литовская и Галицкая митрополии

 [1 Лекции 7-9, 11, 12 ], [4, т.1]

Галицкая митрополия

Разрушение Киева как политического и духовного центра Руси обусловило необходимость переноса центра духовной жизни на территорию, управляемую князем, хранящим верность Православию. Таким образом кафедра митрополита Киевского и Всея Руси была перенесена на Северо-Восток Руси во Владимир в 1299 г. Этот процесс начал митрополит Максим, который был грек по происхождению, но истинно русским по духу.

Галицко-Волынские князья, тяготевшие к союзу с Западом, были недовольны этим поступком митрополита. Их не интересовало объединение Руси, ни политическое, ни церковное. Кроме того, они опасались зависимости митрополита от владимирских князей. Поэтому князь Юрий Львович Галицкий начал деятельность, направленную на создание в Галиче своей собственной митрополии. Его труд увенчался успехом. В 1302-1303 г.г. императоре Андронике II Палеологе и патриархе Афанасии Галицкий епископ Нифонт получил титул митрополита и 6 епархий в свою юрисдикцию. Но уже 1305 г. Нифонт умер и Галицкая митрополия была упразднена. Это был первый прецедент, нарушивший единство Русской Церкви.

Отправленный галицким князем Петр был поставлен теми же Андроником II и патриархом Афанасием митрополитом, но не Галицким, а митрополитом единой Русской Церкви.

Во время управления Русской Церковью митрополитом Петром произошла еще одна попытка создания новой митрополии. Инициатором выступил литовский князь Гедимин, который объединил Литву и захватил большие территории Белой и Малой Руси за время своего правления  1315-1341 г.г. Следуя примеру Галицких князей, Гедимин обращается в Константинополь и получает просимое - в 1317 г. на Соборе в Константинополе уже присутствовал Литовский митрополит.

Новая Литовская митрополия тоже просуществовала недолго - при митрополите Феогносте (преемнике свт. Петра) она была упразднена (1328 г.) и, несмотря на старания Феофила Литовского в 1329 г., не была возвращена.

Но попытки дробления Русской Церкви продолжались. На закате своего княжества Галицкий князь Юрий II Андреевич добился от патриарха Исайи открытия Галицкой митрополии (1331 г.), которую Феогносту удалось ввести в свое подчинение в качестве епархии в 1332 г. Галицкая смута возобновилась через 15 лет, когда на фоне Паламистских споров Константинопольский патриарх варлаамит Иоанн XIV в пику исихасту Феогносту открыл митрополию в Галиче (1346 г.).

В это же время Рим предпринимает неудачную попытку ввести унию в Галиции. Феогност смог добиться отмены этой митрополии только в 1347 г., когда к власти в Константинополе пришли император Иоанн Кантакузен и патриарх паламит Исидор. Но вскоре Галицию окончательно захватили поляки, которые стремились к разрыву с Русской Церковью и последующему переходу в католицизм.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь