Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Митрополит Фотий (1408—1431 гг.)



 

В самый год смерти митрополита Киприана, Московский князь Василий Дмитриевич поссорился с Литовским князем Витовтом, началась между ними война. У обеих враждующих сторон, конечно, не могло быть единства в вопросе о выборе следующего митрополита.

Московские послы просили византийских царя и патриарха назначить им митрополита «по старой пошлине», т. е. по старому обычаю — из греков. Но и Витовт не упускал из виду случая; он также избрал своим кандидатом грека — полоцкого епископа Феодосия и просил посвятить его не для отдельной литовской митрополии, а как преемника Киприану, для всей Руси, только с обязательством — быть литовским по месту жительства, т. е. сидеть в Киеве.

Все-таки для греков удобнее было исполнить просьбу Москвы, дружба с которой в то время считалась особенно ценной. Всероссийским митрополитом был поставлен 1-го сентября

1408 г. уроженец пелопонесского города Монемвасии, Фотий.

Через год после посвящения Фотий прибыл в Киев и здесь прожил полгода, примирив с

собой Витовта. Затем он отправился в Москву и по обстоятельствам времени должен был начать

свою правительственную деятельность с упорядочения только что пред тем расстроенного

хозяйства митрополичьей кафедры. В столице, при отсутствии князя, наступила анархия, с

сопровождающими ее воровством, грабежом и разбоем. В это время бояре и слуги

митрополичьи постарались расхитить движимое имущество митрополичьего дворца. Горячий нравом митр. Фотий начал восстанавливать порядок крутыми мерами.

Понятно, что такая деятельность создала митр. Фотию «целый облак» врагов, которые постарались различными клеветами поссорить его с великим князем.

Особенно жестоко отомстили Фотию изгнанные им «неправедные домоправители»

митрополичьи, вооружив против него литовского князя Витовта. Витовт прикидывается ревностным попечителем православной церкви и укоряет Фотия за хищение святынь и сокровищ Киевской церкви, за нежелание заботиться о ней и, наконец, за неисполнение будто бы данного им обещания — поселиться на жительство в Киеве. Литовский князь прогнал из Киева наместника и других чиновников Фотия, обобрал все их имущество и захватил в свое владение города и вотчины митрополичьей кафедры. Когда Фотий поспешил в Литву, чтобы успокоить Витовта, то Витовт приказал и его самого ограбить и вернуть обратно в Москву. Кандидатом на свою митрополию Витовт указал игумена Григория Цамблака, племянника митр. Киприана, родом из болгарского Тырнова.

После Цамблака Фотий сделался снова митрополитом всероссийским. К этому нужно прибавить, что он был митрополитом всероссийским в полном смысле этого слова, т. е. простирал свою власть и на Литву и на Галичину, т. к. еще при поставлении Фотия в 1408 г. патриарх не счел нужным продолжать управление Галицкой митрополией чрез своих наместников, назначавшихся туда после самозваного митрополита Иоанна, и приписал ее к митрополии всей Руси для поднятия престижа Фотия.

Вскоре все православные епархии Литовской Руси вновь вернулись под омофор Фотия. Это было закреплено поездками Фотия на Запад Руси в 1420—1421 и 1423 г.г. В 1430 г. Фотий вновь был у Витовта — на сей раз в Тракае, по случаю предполагавшейся, но так и не состоявшейся коронации князя королевским венцом (Витовт умер в том же году).

По возвращении в Москву, 1 июля 1431 г., св. Фотий скончался и был погребен рядом с св. Киприаном в Успенском соборе Московского Кремля. Впоследствии митрополит Фотий был причтен к лику святых.

 

 

5. Флорентийская уния и её значение для Русской Церкви. История автокефалии Русской Церкви. [1 Лекции 11-12 ], [3]

Обстановка накануне принятия унии

После казни митрополита Герасима в 1435 г., Москва направляет в Константинополь для поставления в митрополиты Иону Рязанского, но до его приезда, греки летом 1436 г. назначают своего ставленника Исидора, готового подержать унию с Римом, которая уже была запланирована в Византийской столице, для спасения империи от наступающих турок, а значение Руси было велико. К моменту назначения Исидора митрополитом Русской Церкви, в Константинополе уже шла подготовка к Ферраро-Флорентийскому собору, на котором планировалось решить вопрос об унии с Римом, надеясь взамен получить военную и финансовую помощь. Обнищавшая Империя угасала, ее размеры уже сжались до небольшого Морейского деспотата и Константинополя с его окрестностями, захват которого, в недалеком будущем, уже был очевиден. В Византии наблюдалось не только материальное обнищание, но царил духовный упадок населения, коррупция при дворе и патриархии, когда продавались не только кафедры и титулы, но готовы были уже поступиться фундаментальными духовными основами за помощь Рима, пойти на вероучительные уступки и высказывали готовность подчинить Православную Церковь римским властям.

В сложившейся ситуации, для Константинополя было важно, чтобы крупнейшая Русская митрополия, была лояльно настроена к готовящейся антиправославной унии. По этой причине, Константинополь, без согласования с Московским князем, ставит митрополитом Исидора, верного сторонника унии, который уже в 1433 г. побывал на Базельском соборе, где начал вести диалог с католиками о заключении договора. По мысли Константинополя, поставление такого митрополита не только ограждало от протеста русских, но и втягивало Русскую Церковь в деятельное участие в диалоге с Римом.

 

Принятие унии

 

Отрицательно настроенный к новому митрополиту великий князь Василий, из-зна неустойчивости своего положения, все же решает не устраивать скандал. Исидор только приехав в Москву, сразу начинает готовиться к отбытию на собор в Феррару, убедив великого князя, что с Западом можно примириться без ущерба Православию.

Исидор в сентябре 1437 г. отбывает в Феррару с большой помпой, имея свиту в 100 человек, в составе которой был епископ Авраамий Суздальский и обоз в 200 лошадей, везущий имущество митрополита, пожалованное ему Василием.

Еще по дороге на собор, стала очевидна приверженность Исидора к унии, в Ливонии он будучи встречен латинянами и православными, в первую очередь прикладывался к католическому кресту, заходил в костелы, не посещая православных храмов. В августе 1438 г., Исидор прибывает на собор, который уже шел с апреля 1438 г. и делегация греков к этому моменту, уже находилась в Феррару, поддавшись уговорам Папы Евгения IV не ехать на Базельский собор, который постановил, что собор выше папы и может низлагать его. На Базельском соборе, поддерживаемым большинством монархов Европы, у греков с Римом был бы больший шанс вести настоящий богословский диалог о воссоединении Церквей и давало возможность получить реальную помощь в борьбе с турками.

С начало собора по октябрь, шли переговоры о вопросе чистилища и состоянии праведников после смерти и Исидор прибыл уже к финалу этого диалога, который не принес результатов и греки отказывались его принять, тогда император стал на православных оказывать грубое воздействие, урезав им содержание и приказав никого не выпускать из города. Снова начались заседания, на которых обсуждалось filioque, но и это ни принесло никакого результата и несогласным опять перестали выдавать средства на проживание. В феврале 1439 г., собор переезжает во Флоренцию, где опять идут прения по вопросу filioque, на которых с православной стороны выступил крупнейший богослов свт. Марк Эфесский, аргументировано раскритиковавший нововведения латинян. Прения не принесли результата, обе стороны остались при своих мнениях. Раздраженный Папа Евгений, предъявляет грекам ультиматум, либо принять латинское учение до Пасхи, либо уезжать к себе обратно. Заседания собора заканчиваются и начинаются личные встречи папы с греками, на которых он при помощи ограничений и щедрых подарков, смог склонить на свою сторону многих византийских делегатов. Среди наиболее ревностных поборников в борьбе за соединение с Римом, был и митрополит Исидор. Греков убеждают принять латинские догматические нововведения и 5 июля 1439 г. уния подписывается всеми участниками, кроме Марка Эфесского. Исидор ставит свою подпись с характерной припиской: " подписуюсь с любовью и одобрением", а Авраамия Суздальского насильно принудили к подписанию, после которого он бежал домой, где покаялся и рассказал о творящемся на соборе. За большую роль в деле подписания унии, Исидору Римским Папой был дарована кардинальская шапка и особый титул " легата от ребра апостольского", в его юрисдикцию передают не только Русь с Литвой, но и Польскую Галицию с Ливонией.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь