Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Попытки разделения Киевской митрополии



 

 

В 1353 г. после смерти Феогноста митрополитом становится свт. Алексий. Во время его правления обострились противоречия между Константинополем и Москвой. Византия пыталась сохранить свою власть над Русской Церковью, которая стремилась к автокефалии, пытаясь избавиться от греческого влияния, тормозящего церковное и политическое развитие. По этой причине Константинополь поддержал литовского князя Ольгерда в создании Литовской митрополии и там поставил (одновременно с утверждением свт. Алексия на Киевском престоле) митрополита Романа. Роман, поддерживаемый Ольгердом пытался утвердиться в Киеве, но неудачно. Однако ему удалось изъять из власти митрополита Алексия Галицко-Волынские епархии - Владимирскую, Луцкую, Холмскую, Перемышленскую и Галицкую в 1355 г., а после захвата Ольгердом Черниговского княжества и Брянско-Черниговскую епархию (1356 г). Распря между митрополитами закончилась только смертью Романа в 1361 г. После чего патриарх Каллист объявил, что не будет ставить преемника Роману, а сменивший его патриарх Филофей издал акт провозглашающий Русскую Церковь неделимой на вечные времена (1364 г.). Все эти церковные нестроения происходили на фоне политически сложной ситуации, когда Москва и Литва боролись за наследие Киевской Руси, гибнущая Византия пыталась сохранить свое влияние на Русскую церковь, а Рим готовился к экспансии на Восток.

Литовский князь Ольгерд продолжал заваливать Константинополь доносами на св. Алексия до 1371 г., но это ни к чему не привело. В то же время польский король Казимир III, захвативший ко второй половине ХIV в. Галицию и часть Волыни, под угрозой насильственного обращения всех галичан в католичество вытребовал у Константинополя восстановления Галицкой митрополии. В 1371 г. митрополитом Галичским стал Антоний, в состав митрополии вошли Галич, Владимиоо-Волынская, Перемышльская и Холмкая епархии.

После этого Ольгерд усили свою деятельность против свт. Алексия и патриарх оправил в Литовскую Русь для ознакомления с церковными делами иеромонаха Киприана. Киприан, направленный с целью примирить Ольгерда и свт. Алексия, в итоге убедил Константинополь, что мир между ними невозможен и для блага Православия Литовской Руси нужен независимый митрополит. После серии интриг и подкупов Констнатинополь утвердил Киприана митрополитом Киевским и Всея Руси (1375 г.) и направил в Москву комиссию для расследования деятельности митрополита Алексия. Митрополит Киприан, пытавшийся утвердиться в своем статусе, направил письма в Москву и Новгород, которые резко отвергли его притязания.

 

Попытки изъятия литовских и польских православных из юрисдикции русского митрополита.

Над Русской Церковью нависла реальная угроза расчленения на три митрополии с центрами в Москву, Киеве и Галиче. После смерти свт. Алексия в 1378 г. разразилась церковная смута, которая завершилась в 1390 г. В конце концов на митрополичьем престоле остался Киприан - поборник единства Русской Церкви. Он успешно проводил церковную политику в Литве и Польше, защищая Православие.

После кончины св. митрополита Киприана (1406 г.) великий князь Литовский Витовт вновь обратился к патриарху Константинопольскому поставить митрополитом на Киев и Литовскую Русь, своего ставленника - епископа Полоцкого Феодосия. Москва в ответ попросила Царьград поставить митрополита " по старому обычаю" безотносительно к какому-либо кандидату. Обрадовавшись, что Москва готова принять митрополита-грека, Константинополь (который к тому моменту существовал благодаря пожертвованиям русских) поставил на престол св. Фотия в 1408 г. Митрополиту Фотию несмотря на его старания не удалось установить хороших отношений с Витовтом. Последний в 1415 г.принудил западно-русских епископов отречься от митрополита и подать на него жалобу патриарху, еще раз требуя для Литвы отдельного митрополита - Григория Цамвлака племянника св. Киприана, отъявленного авантюриста, - угрожая в противном случае поставить митрополита самостоятельно. Фотия в ответ доложил в Константинополь об интригах Витовта и Григория. Цамвлака лишили сана за учиненную церковную смуту. Но в 1416 г. запуганные Витовтом архиереи поставили Григория митрополитом Киевским и Литовским. В итоге от Москвы в откололись 7 епархий: Полоцкая, Смоленская, Луцкая, Черниговская, Туровская, Холмская и Владимиро-Волынская. Галицкая и Перемышльская епархии не вошли в состав митрополии Цамвлака. Эти епархии были возвращены под власть митрополита всея Руси при поставлении Фотия в 1408 г. и Галицкая митрополия больше никогда не возобновлялась.

 

Митрополиты Литовско-русские Роман и Киприан, Григорий Цамвлак. Митрополит Галицкий Антоний.

 

Зимой 1419-1420 г. Григорий исчез. После чего все православные епархии Литовской Руси вновь вернулись под омофор Фотия. В 1431 г. св. Фотий умер. Из-за междоусобицы между Юрием Звенигородским и Василием Васильевичем Московским Константинополь утвердил митрополитом на место св. Фотия кандидата Литовского князя Свидригайло Ольгердовича - епископа Смоленского Герасима. Свидригайло был изгнан из Литвы князем Сигизмундом и, заподозрив в измене Герасима, сжег его на костре в Витебске в 1435 г.

После этого Москва отправляет в Константинополь на поставление Иону Рязанского, названного на этот пост Поместным Собором 1432 г. Однако он опоздал, и Константинополь к лету 1436 г. поставил митрополитом на Русь грека Исидора. Константинополь стремился к унии с Римом, и Русь должен был представлять " свой человек", лояльный этой идее. Прокатолически настроенному Исидору была подчинена вся Русская Церковь, включая западно-русские епархии. Исидор, как известно, подписал Ферраро-Флорентийскую унию 1439 г., за что был поставлен папой митрополитом не только Руси и Литвы, но также Ливонии и Польской Галиции. Однако он не получил поддержки ни католических властей Польши и Литвы, ни Москвы, где князь Василий объявил " еретиком и латинским прелестником" в 1441 г., а Поместный Собор - низложил. После Флорентийского собора в мире осталась только одна верная Православию Поместная Церковь - Русская. Отвергнув управление униатским патриархом, Москва выбрала своего митрополита. Московский собор 1448 г. утвердил митрополитом свт. Иону.

Это послужило поводом для Литвы к новому разделению Русской Церкви, что и случилось в 1458 г. Это разделение было оусловлено принятием Польско-Литовским государем Казимиром Флорентийской унии. Примирившись с Римом, он, с помощью папских эмиссаров, осознал выгоду обращения своих подданых в униатов. Это позволяло сделать и русских и литвинов верными поддаными, не оглядывавшимися на Москву. Митрополитом Литовской Руси был избран ближайший ученик и протодиакон Исидора - Григорий Болгарин, которого рукоположил. униатский Константинопольский патриарх " в изгнании" Григорий Мамма живший Риме. Это избрание одобрил папа Пий II. Попытки Москвы вразумить Казимира были безрезультатны. Он даже предложил утвердить Григория митрополитом в Москве. 

Разделение Русской Церкви на две митрополии - Московскую и Киевскую в 1458 г. стало окончательным, т.к. поставление униата Григория митрополитом на Киев делало невозможным воссоздание единства Русской Церкви.

 

3. Участие Русской церкви в объединительном процессе вокруг Москвы. Святые митрополиты Пётр, Феогност, Алексий. [1], [3]

Митрополит Пётр

В домонгольский период кафедра предстоятеля русской церкви находилась в Киеве. Во время внутренней войны в Золотой орде Киев подвергся разорению и в 1299г. мирополит Максим перенёс свою резиденцию во Владимир- на Клязьме. В 1305 митрополит Максим скончался и константинопольский патриарх Афанасий I митрополитом Киевским и всея Руси поставил Петра. Митрополит Пётр, первое время находился в Киеве, но в 1309г. по примеру своего предшественника митрополита Максима, переехал жить во Владимир. Владимирский князь находился во вражде с Тверским Михаилом, который желал, чтобы кафедра предстоятеля находилась в тверском княжестве. С этой целью он оклеветал митрополита Петра, обвинив его в симонии и инициировал осуждение митрополита на Соборе. Собор был созван в 1313г. в Переяславле-Залесском, на котором митрополит Пётр был полностью оправдан.Конфликтом между владимирским и тверским князьями умело воспользовался князь московский Юрий.Он оказал всемерную поддержку митрополиту, после чего Пётр стал часто и подолгу пребывать в Москве, которой в ту пору управлял младший брат князя Юрия- Иван Данилович Калита. Качества князя Ивана Калиты- миролюбие, набожность, щедрость к бедным, а главное –политика укрепления государства нравились митрополиту, и с 1322г. он безвыездно поселился в Москве и не формально переносит церковный центр в Москву. В 1325г. он уже в Москве, а не во Владимире совершает рукоположение на Новгородскую кафедру архиепископа Моисея, тем самым придав значимости Москве. В том же году он погребает убитого в Орде Дмитрием Тверским князя Юрия. Иоанн Калита становится Князем Московским. В 1326г. видя приближение своей кончины и чая возвышение Москвы митрополит Пётр повелел построить соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, в которой и был похоронен 21 декабря 1326г.

 

Митрополит Феогност

После кончины митрополита Петра предстоятелем Руси патриарх поставил грека Феогнгноста, в 1328г. В том же году золотоордынский хан отобрал ярлык на великое княжение у тверских князей и Иван Данилович становится великим князем. Таким образом преемник митрополита Петра, новый митрополит явился ко двору уже великого князя Ивана Калиты. Иван Калита желал назначения своего преемника, но со смирением принял константинопольского грека. Феогност, как и положено, посетил Киев, Владимир, после чего Москву, где и остался жить, так как в Москве жил Великий князь, который оказал ему самый тёплый приём. К тому времени политическая власть была сосредоточена в Москве, и митрополит Феогност приложил силы для единства Русской Церкви, он добивается закрытия Ливтовской митрополии. Галицкие князья вновь добиваются открытия, с тем, чтобы оторвать своих православных подданных от Москвы. В ответ Феогност лично отправляется в Константинополь и в 1332г. добивается отмены митрополии Галица, митрополит Галицкий вновь становится епископом, в подчинении Феогноста. Феогност ставит епископов Новгородского и Тверского, тем самым подтверждает свою юрисдикцию над всей Русью. В 1347г. новый патриарх Константинополя Исидор Вухир подтвердил незаконность Галицкой метрополии, своё решение направил Феогносту и князьям Симеону Гордому и Любарту в Луцк, тем самым прекратил смуту. В 1350г. Первосвятитель заболел и направил ходатайство в Константинополь о поставлении, в случае кончины митрополитом епископа Алексия, своего наместника во Владимире. Скончался святитель Феогност от чумы в Москве, 11 марта 1353г. Святитель Феогност был искренним патриотом Руси, опорой княжеской власти. Тесным союзом великокняжеской власти с митрополией всея Русь, митрополит Феогност способствовал объединительному курсу Московских князей.

Митрополит Алексий.

 

В Константинополе епископа Алексия приняли «прохладно», ставить митрополитом русского священника им не желалось. После продолжительных раздумий, которые продлились целый год, греки согласились поставить Алексия митрополитом Киевским и всея Руси. Перед отъездом из Константинополя в 1355г. митрополит Алексий убедил греков, что, ввиду фактического перенесения местонахождения кафедры из Киева во Владимир оформить этот факт каноническим определением. На это константинопольцы согласились, так как митрополит-грек Максим перенёс кафедру во Владимир и там покоится, а нынешний митрополит Алексий является епископом Владимирским и там пребывает, и вынесли определение Патриаршего Синода. По возвращении на Русь митрополит Алексий избирает местом пребывания Москву и продолжает политику св.Феогноста по укреплению союза с княжеской властью и объединении Церкви вокруг Москвы. При нём Москва окончательно обретает статус духовного центра Северо-Восточной Руси. Вследствие этого укрепились связи русских земель вокруг Московского княжества. Симеон Гордый, который скончался от той же «московской чумы», что и митрополит Феогност, завещал святителю Алексию стать попечителем его братьев-князей Иоанна Красного и Андрея, и в этом ещё одна из причин пребывания митрополита Алексия в Москве. По смерти Иоанна митрополит Алексий берёт воспитание и опекунство над его малолетним сыном и преемником великого князя Дмитрия Иоанновича, - будущего великого Дмитрия Донского. Связь церковной и светской власти вылилась в фактическое правление Русским государством Предстоятелем Русской Церкви. В самом начале служения митрополита Алексия в 1357г. по требованию хана Золотой Орды Джанибека святитель отправился в Орду исцелять жену хана Тайдулу. Опасная поездка закончилась успешно, жена исцелилась, после чего отношения с ханом Джанибеком гораздо улучшились и укрепились. И, соответственно, авторитет Москвы и Церкви сильно возрос. К Москве стали обращаться за поддержкой в междоусобных спорах. Святитель Алексий и преп. Сергий Радонежский помогли новгородцам бескровно преодолеть смуту, возникшую между братьями князьями Борисом и Дмитрием. Увещеванием и отлучением от Церкви заставили Бориса уступить княжение брату Дмитрию. Смоленского князя Святослава угрозой отлучения заставил восстановить союзнический договор с Москвой и прекратить поддерживать Литовского князя Ольгерда. Святителю Алексию удалось отстоять титул великого княжения молодого князя Дмитрия. Когда в 1360г. Суздальский князь выхлопотал в Орде ярлык на великое княжение, вмешательство и ходатайство святителя Алексия позволило вернуть ярлык московским правителям. Литовский князь Ольгерд неоднократно предпринимал попытки получения церковной власти над южными землями Руси. Для этого пытался утвердить на Киевской кафедре своего митрополита Романа. Но все попытки, благодаря святителю Алексию, греками были отклонены. То, что не удалось литовцам, удалось польскому королю Казимиру, в1371г. патриархом был поставлен Галицкий митрополит. Литовцы тоже потребовали митрополита и в 1375г. получили своего Киевского митрополита и на Руси образовалось три метрополии- Галицкая, Киевско-Литовская и Владимиро-Московская. За время своего пребывания первосвятителем, митрополит Алексий покровительствовал монашеству, основал 3 монастыря в своей епархии и три в Москве: Спасский Андронников, Алексеевский женский (на Остоженке) и Чудов в честь «чуда архистратига Михаила в Хонех», в котором он и погребён 12 февраля 1378г., потрудившись на кафедре всероссийской метрополии 24 года.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь