Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Устроение Русской Церкви в монгольский период ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Устроение Русской Церкви в монгольский период оставалось таким же, как и в киевский период: она представляла собой митрополию, состоящую из епархий и возглавляемую митрополитом. Митрополит, как и прежде, поставлялся Константинополем. Отличием монгольского периода явилась тенденция к влиянию княжеской власти на поставление митрополита. А характерной чертой этого периода был рост его независимости от Константинополя: практически во всем он был самостоятельным главой Поместной Церкви. Начиная с XIV века, изменяется порядок поставления архиереев. Их уже не избирают на местах при участии князя или веча, а присылают из Москвы, где они избираются на соборе архиереев. При этом решающее слово имеет митрополит, выбирающий из кандидатов, представленных собором. Однако по-прежнему на особом положении был Новгород, который совершенно самостоятельно выбирал своих архиепископов. Казна митрополичья пополнялась за счет: - постоянной дани от всех подвластных епископий (по предположению митр. Макария (Булгакова); - судебных пошлин; - пошлин с приходов и клира, взимаемых при объезде митрополитом своей епархии, откуда и произошло их название «заезд» (по-другому, еще «зборное»); они были «рождественские» и «петровские»; - подношений от светских и духовных властей; - доходов от земельных владений (вотчин). Это были митрополичьи монастыри с числящимися за ними вотчинами; села и земли, поступавшие в виде подарков и вкладов князей и бояр; собственные целенаправленные приобретения митрополита. Самыми стабильными были доходы от митрополичьей области, которая представляла собой регионы (весьма обширные по территории), где сам митрополит являлся непосредственно епархиальным архиереем. Она состояла из двух доменов: 1) Московский, в который входили: Москва и ее область, Владимир, Кострома, Переславль-Залесский, с середины XIV века – Нижний Новгород и Городец Поволжский, отобранные у Суздальских епископов (в конце XIV – начале XV в.в. на короткое время эти области возвращались Суздальской епархии) и ряд мелких городов с прилегающими землями; 2) Киевский, в который входили: Киев, Вильно, Новгородок Литовский (ныне г. Новогрудок в Белоруссии), Гродно и некоторые другие города Литовской Руси. Когда митрополия была разделена, домены отходили соответственно Московскому и Литовско-Русскому митрополитам. Когда митрополия была единой и ею правил один митрополит, то его местопребывание было в Москве, а в Литве землями Первосвятительской кафедры управлял митрополичий наместник. Помимо управления вотчинами, наместник, обладая священническим саном, выполнял все функции епархиального архиерея, за исключением совершения хиротонии. Как правило, наместниками назначались архимандриты и игумены. Местопребывание наместников было в Киеве, при кафедральном храме св. Софии. Наместников могло быть несколько – по числу крупнейших городов митрополичьей области. Иногда они назначались и в города Московской Руси. Кроме наместников, существовали также десятинники (сборщики десятины) и волостели – управители более мелких городов, в функции которых входили обязанности судей и сбор податей и пошлин. В целом доходы митрополичьей кафедры были весьма высоки. Русская митрополия была богатейшей в составе Константинопольской Церкви. За ее счет во многом существовали и Вселенский патриарх, и император обнищавшей Византии. Сам Русский митрополит по уровню доходов был сравним со многими удельными князьями. В XIV веке произошли определенные изменения в материальном положении митрополита: - его двор получил «великокняжеские» атрибуты (были введены придворные должности: бояре, стольники, конюший, отроки, слуги); - резиденция-дворец в Кремле; - наличие митрополичьего полка с воеводой.
Русские митрополиты, их значение в жизни Церкви и государства В монгольский период Русь переживает глубокий кризис в связи с монгольским завоеванием и его последствиями: политический, экономический, демографический, социально-психологический. Церковь выступает воспитателем-пестуном и государства, временно упавшего, и народа, и культуры. Берет на себя многие функции: политические, экономические (пользуясь определенными привилегиями со стороны хана Золотой орды); воспитывает культуру народа и т.д. Церковь воспитывает и взращивает народ и Русское государство [2]. Митрополиты проводили политическую линию на поддержку великокняжеской династии и ее усилий по объединению Руси, понимаю, что создание могущественного, объединенного православного государства станет бесспорным благом для Церкви Христовой. Митрополит Алексий даже стал правителем Русского государства при малолетнем великом князе Димитрии Иоанновиче. Значение Русских митрополитов в этот период было огромно, его трудно переоценить, поскольку возглавляемая ими деятельность Русской Церкви в духовной, культурной, политической и экономической сферах была, по существу, спасительной для Руси, поддерживающей церковное и национальное самосознание народа в противостоянии Орде.
Митрополичья власть и епархиальные архиереи Предстоятель решал дела единолично, за исключением отдельных вопросов, решение которых в соответствии с канонами требовало участия собора русских архиереев: например, право избирать и поставлять епископов в своей юрисдикции, а также суд над епископами. В последнем случае на практике бывали нарушения канонов, когда решение о запрете в служении или даже лишении сана выносилось митрополитом единолично. Епархиальные архиереи, как правило, были лояльны митрополиту и усиливающейся Москве. Но такая позиция не всегда соответствовала настроениям народа, что приводило к конфликтам между архиереем и его паствой, и даже были случаи суда и изгнания архиерея, что, конечно, было нарушением канона, согласно которому судить архиерея могли только митрополит и собор архиереев. Для реализации своей власти митрополиту необходима была коммуникация с епархиальными архиереями. Она осуществлялась двумя способами: либо митрополит вызывал к себе архиереев для ознакомления с делами соответствующей епархии, либо он сам совершал поездки в различные епархии, которые иногда продолжались по несколько лет. На местах митрополит производил инспекцию дел, суд над епископами, поставление в епископы.
Особенности положения Новгородского архиепископа Новгородский архиепископ был вторым по значению архиереем Русской Церкви после митрополита. Особенности его положения были следующие: - он, так же как и митрополит, имел свой двор с боярами, стольниками и даже архиерейским полком; - вплоть до конца XV века он избирался исключительно самими новгородцами, на вече, а когда было несколько кандидатов, применялся жребий; - он считался в городе первым лицом, фактическим главой Новгородской боярской республики: без его благословения Новгород не совершал ничего: ни заключал мира, ни объявлял войну, ни решал внутренние дела.
Епархии Русской Церкви Епархиальное устроение в монгольский период сильно изменилось: - из-за страшного разорения ряда земель были упразднены епископии: Черниговская, Переяславская, Белгородская и Юрьевская (в домонгольский период обе были викаритствами при Киевской митрополии); - в 1250 г. была перенесена кафедра из Угровска в Холм, ставший новой столицей князя Даниила Галицкого; - другие кафедры, хотя и сохранились, однако, как можно полагать, довольно долго (до XIII – начала XIV в.в.) бывали вакантными; - Владимирская епархия, восстановленная в 1274 г., с 1299 г. стала основной частью митрополичьего округа после того, как резиденция Предстоятеля Русской Церкви была перенесена во Владимир; - в связи с изменениями на политической карте Руси, последовавшими за монгольским нашествием, созданы новые епархии: Сарайская (1261), Тверская (1271), Суздальская (1347), Брянская (1360), куда перемещается древняя кафедра Черниговских епископов, Пермская (1383), Луцкая (1 половина XIII века), Звенигородская (1389), просуществовавшая, однако, недолго. Всего на рубеже XIV-XV в.в. в Русской Церкви было 18 епархий, из которых: - 9 (включая Московскую митрополичью область) находились на территории Северо-Восточной Руси: Владимиро-Московская, Новгородская, Ростовская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Сарская, Коломенская и Пермская; - 9 (не считая митрополичьей Киевской) находились под властью литовских князей: Черниговско-Брянская, Полоцкая, Смоленская, Галицкая, Перемышльская, Владимиро-Волынская, Холмская, Туровская и Луцкая. Владыки всех епархий носят титул епископов, за исключением новогородского, который, как и в домонгольский период, именуется архиепископом.
Приходское духовенство Характерными чертами приходского духовенства в монгольский период были: - очень низкое социальное положение, которое колоссально отличалось от положения архиереев. Приходские клирики были обложены в пользу епископата податями и повинностями, сбор которых обеспечивали архиерейские десятинники; - рядовое приходское духовенство было по преимуществу выборным. Община определяла кандидата и ходатайствовала за него перед архиереем; - нахождение на содержании у общины, которая выделяла клирику в пользование земельный надел, а также незначительную ругу (чаще натуральными продуктами); - низкий уровень грамотности, а также духовно-нравственное оскудение, причинами которых были разруха и разорение, постигшие Русь в результате татарского нашествия, - люди были заняты лишь физическим выживанием. 6.7. Возрождение русского монашества в XIV столетии. Возрождение русского монашества началось лишь спустя столетие после нашествия Батыя, в середине XIV века. К началу XIV века Русь пребывала в крайне плачевном состоянии. Страна была разгромлена, практически уничтожена. Материальные и людские потери были огромны. Почти целое столетие Русь не могла оправиться от шока, полученного от Батыева погрома. Помимо материально-технических и демографических проблем, имело место духовное одичание народа, безграмотность, безкультурье, возрождение языческих суеверий, падение нравов, угасание предания и традиций. Поэтому во второй половине XIII – начале XIV в.в. практически нет канонизированных монахов. «Мерзость запустения», царившая почти повсюду, не могла произвести из себя подлинных подвижников иноческой жизни. Несколько десятилетий мира и тишины, обеспеченные мудрой политикой св. князя Александра Невского и купленные на собранные Калитой с кровью и слезами по всей Руси деньги, дали возможность передохнуть и, главное – воспитать новое поколение, которое уже не ведало панического страха перед Ордой и могло вспомнить о прошлом и дерзнуть возродить его. Люди этого поколения вышли потом на Куликово поле, к ним же принадлежал преп. Сергий Радонежский и его сподвижники, взявшие на себя подвиг возрождения русского монашества. А начале процесса возрождения монашества превалировала материальная составляющая – восстановления храмов и монастырских построек, духовной составляющей неоткуда было взяться, поскольку в иноки приходили представители того же одичалого народа, а нить преемственности была прервана. Почти все монастыри того времени – очень бедные, особножительные, с малым количеством иноков, с низким уровнем духовного образования, монастыри, где каждый спасался в меру своих представлений об иноческом подвиге. Усилиями митрополитов Петра и Феогноста духовно-нравственная обстановка на Руси поправляется, появляется новое поколение, искренне стремящееся к возрождению лучших монашеских традиций. Но не находя в духовно скудных монастырях того, чего жаждет их душа, они, как когда-то преп. Антоний, уходят в отшельничество. Именно с него начинают свой подвиг множество подвижников: - преп. Сергий со своим братом Стефаном уходит в Радонежские леса; - преп. Димитрий Прилуцкий – в Вологодскую землю; - преп. Пахомий Нерехтский – в костромские леса, покинув монастырь во Владимире; - преп. Стефан Махрищский – в Московскую землю, покинув Киево-Печерскую Лавру; - преп. Сергий и Герман – на острове Валаам; - преп. Кирилл Челмогорский устраивает свой скит на далеком севере, вблизи Каргополя; - преп. Дионисий Суздальский устраивает свой Печерский монастырь вблизи Нижнего Новгорода по образу родной для него Киево-Печерской Лавры. Эти отдельные подвижники начинают возрождать утраченную монашескую традицию. Вскоре возле них собираются их ученики, создаются монастыри с общежительным уставом. Так началось возрождение русского монашества.
7. Русское монашество «монгольской эпохи». Церковное искусство в XIV -1-й половине XV вв. [1 Лекция 14 ], [4] Возрождение монашества С начала XIV в. на Руси происходит возрождение монашества. Возникают монастыри с общежительным уставом, которые начали играть важную роль в общественной, культурной и политической жизни. Из первого жития Сергия Радонежского, написанного его учеником Епифанием Премудрым, можно понять величину вклада преподобного в развитие русского монашества. Достижение благодатного и просветленного пути достигается осознанным выбором монашества. Преп. Сергий в монашестве прежде всего видит путь спасения. Такое понимание монашества стало образцом для его учеников – лучших представителей русского монашества в дальнейшем. Преп.Сергий и большинство его последователей принадлежали к знатным аристократическим семьям, а главным средством смирения гордыни они видели в труде. Своим трудом они не только содержат себя, свои монастыри, но и формируют вокруг монастырей школы, лечебницы. Более того они имеют возможность ежедневно обеспечивать нуждающихся крестьян в питании, т.е. трудятся во благо ближнего. Эпоха монашества «монгольской эпохи» заложила фундамент для всего русского монашества впоследствии. Для неё особенно характерна обращенность достигшего духовной высоты подвижника к народу и служение ему, появление такого явления как старчество. К другим основным чертам развития русского монашества в этот период относятся: Переосмысление сути монашеского пострига, т.е. сам постриг не является гарантией спасения, его нужно заслужить через исполнение монашеских обетов. Физический труд рассматривается как необходимый компонент всего аскетического делания монаха. Труд – необходимое условие для выживания подвижников в северных условиях. Отход от отшельничества и становление общежительных монастырей. Этот переход связан главным образом с именем прп. Сергия Радонежского. Для подвижников характерно умное делание, связанное с глубочайшим молитвенным напряжением. Через этот мистический путь проходит постижение глубин богословия, возникает необычное для Руси пристальное внимание троическому догмату. Вершина — созерцание тайны Пресвятой Троицы. Укрепление монастырей привело к усилению их роли в жизни государства. Монастыри оказывают поддержку Московским князьям. Возрастает роль монастырей в освоении отдаленных земель, в том числе севера России. С ослаблением и окончанием татаро-монгольского ига у монастырей появляются земельные угодья, их положение стабилизируется. Монастырям стала принадлежать ведущая роль в развитии благотворительности и церковного искусства. Ведущая роль в возрождении монашества принадлежит преп. Сергию Радонежскому (1314-1392), его ученикам и близким друзьям («собеседникам»). Ученики и близкие преп. Сергия основали многочисленные обители по всей Руси, около 180 монастырей. Основанную им обитель прп. Сергий посвящает Пресвятой Троице, впервые на Руси уделяя особое внимание Троическому догмату – цель молитвы и монашеского жития, таинственное созерцание Божества. За этим стоит одинаковая практика с афонскими монахами-исихастами (паламитами), с которыми прп. Сергий поддерживал тесную связь. Одновременно с прп. Сергием устраивали обители преп. Стефан Махрищский и преп. Пахомий Нерехтенский. Прп. Кирилл Белозерский, не являясь непосредственным учеником Сергия, основал свой знаменитый Кириллов-Белозерский монастырь, который в течение всего XV столетия продолжал воспитывать подвижников, основывавших новые обители (преп. Зосима положил начало Соловецкому монастырю, прп. Ферапонт дал начало Ферапонтову монастырю на Белом озере и Лужецкому вблизи Можайска). Дружба Кирилла Белозерского с афонскими монахами Дионисием Святогорцем и его учеником прп. Дионисием Глушицким стала символом соединения школы преп. Сергия с заново усвоенной на Руси греческой традицией иночества. В результате на Русском Севере их учениками было основано огромное количество обителей. Не случайно Русский Север получил прозвание Русской Фиваиды. Друзья («собеседники» преп. Сергия), основавшие обители, – прп. Кирилл Белозерский, прп. Зосима, прп. Ферапонт, прп. Димитрий Прилуцкий, прп. Пахомий Нерехтский, равноап. Стефан Пермский, прп. Стефан Махрищский и др. Наиболее известные ученики преп. Сергия, которые основали другие обители, – прп.Никон Радонежский, прп.Сергий Нуромский, прп. Павел Обнорский, прп. Сильвестр Обнорский, прп. Авраамий Чухломский, прп. Иаков Железноборский, прп. Мефодий Пешношский, прп. Савва Сторожевский и др. Характерная черта почти всех учеников прп.Сергия: начав с общего жития, они достигают той духовной высоты, которая требует уединенного созерцательного образа жизни. Но за уходом в «пустыню» впоследствии непременно следует традиционное собирание вокруг себя учеников и создание новой обители. Одновременно оформляется монастырское землевладение, которое раньше не существовало, потому что «древними отцами не предано владеть монахам селами и землями, дабы не связывать себя мирским попечением» и из-за набегов татар. Монастырское хозяйство было необходимо для просветительской и благотворительной деятельности – страноприимства, больниц, школ, гостиниц и богаделен. Кроме того, монастыри занимали ведущую позицию в переписывании и изготовлении книг. Монастырское землевладение было выгодно и для крестьян. Земли не облагались разного рода налогами, а крестьяне с таких земель освобождались от принудительных работ для нужд князя. Монахи относились к работникам человеколюбиво. Поэтому вокруг каждого монастыря добровольно возникали сельские поселения. Частым явлением был переход крестьян с боярских земель на монастырские (до крепостного права). Таким образом, монастыри становились мощным фактором колонизации и освоения малонаселенного Русского Севера. Противниками монастырей в основном выступают крупные землевладельцы, боявшиеся конкуренции.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 1804; Нарушение авторского права страницы