Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вивидхаш ча притхак чешта даиванчаиватра панчамам



«Тело (место действия, адхиштханам), исполнитель (душа, исполнитель, карта), чувства (деятельные органы, карана), всевозможные усилия (затрачиваемая энергия, чешта) и пребывающий внутри Антарьями (тот, кто побуждает действовать, Параматма в сердце, Бог) - вот пять причин, от которых зависит успех (результат) в любой деятельности».

Таким образом, Бог санкционирует всё происходящее. Это подтверждает также утверждение Бога, которое мы обнаруживаем в «Бхагавад-гите», 13.23:

упадраштануманта ча бхарта бхокта махешварах
параматмети чапй укто дехе 'смин пурушах парах

«В этом теле (любого живого существа) существует и высший (всепроникающий) Господь, божественный наслаждающийся. Это - Параматма: тот, кто наблюдает, дозволяет, обеспечивает и хранит. Он - Верховный Повелитель».

Если предположить, что помимо Бога существует независимая, неконтролируемая сила (например, дьявол), тогда при таком рассмотрении принципов мироздания, уже нельзя будет назвать Бога всемогущим, а следовательно и всепроникающим. Если приписать Богу неполноценность, неспособность проявлять абсолютную власть, тогда здравомыслящему и знающему верующему человеку такой бог не нужен. Истинный Бог, на то и Бог, Он Абсолют. Абсолют объединяет в Себе всё и всех без исключения. Если Он Абсолют, тогда Его сила подобна Ему, она абсолютна. Признав это, становится ясно, что у Всевышнего нет соперников. Это естественно, поскольку иерархию всех существ никто не отменял. На вершине пирамиды власти находится только Один и это всем известное Существо – адвая-гьяна пара-таттва – Бхагаван.

Значит ли это, что во всех проблемах живых существ и даже в нападках дьявола следует винить санкционирующего всё Бога? Нет. Почему? Потому что каждый получает только то, что заслуживает. В «Гите», 6.40 сказано:

шри-бхагаван увача
партха наивеха намутра винашас тасйа видйате
на хи калйана-крит кашчид дургатим тата гаччхати

«Верховная Личность Бога сказал: "О сын Притхи, человек, совершающий благоприятные действия, не встречает гибели ни в материальном мире, ни в духовном. Друг Мой, зло никогда не одолеет того, кто творит добро».

Соперничество, рассматриваемое вне гармоничного взаимодействия противоположных сторон – демонстрация невежества. Даже безбожная китайская концепция Дао, объединяет Инь и Янь в одном круге. Этот круг – Бог, а противоположные силы внутри круга, это гармонично взаимодействующие противоположности. Всевышний Господь всеведущ, Он контролирует всё мироздание, а также тех, кто в нём пребывает. Именно такому Богу и поклоняются Гаудия-вайшнавы, или вайшнавы других истинных сампрадай. Так называемый бог с ограниченным потенциалом не интересует подлинно верующих.

Всемогущий не знает Себе равных, поэтому Он известен как Асамаурдхва – находящийся вне конкуренции и соперников, анадир-адир говиндах – «Первый, стоящий над всеми, не имеющий начала». Он сарва-карана-каранам – «Причина всех причин, начало всех начал» («Брахма-самхита», 5.1). Поэтому все светлые и тёмные силы находятся у Него под абсолютным контролем. Без санкции Всевышнего, ни одно живое существо даже не шелохнётся. Абсолютная власть, допускающая некоторую свободу выбора, в рамках божественной воли и справедливости – это Бог. Следовательно, игры дьявола и его приспешников в противостоянии Богу остаются лишь играми тленного мира.




Доказательство того, что Кали Махарадж является слугой Бхагавана, мы находим в «Шримад-Бхагаватам», Песни Первой, Главе 17, которая называется «Наказание и помилование Кали Махараджа». Когда у Кали Махараджа начались серьёзные проблемы, он трусливо упал на колени перед вайшнавом Парикшитом Махараджем. И только по милости Парикшита Кали смог хоть как-то пристроиться на Земле. Пока вайшнавы не прикажут, ни одна нечисть не появится на Бхарата-варше. Сами же вайшнавы, как известно, подчиняются Бхагавану: Только там, где нет святости, Кали Махарадж имеет некоторую власть. Именно Всевышний Господь определяет, кому и где жить.

Посмотрим, как это было («Ш.-Б.», 1.17.35-40):

сута увача

парикшитаивам адиштах са калир джата-вепатхух

там удйатасим ахедам данда-паним иводйатам

«Шри Сута Госвами сказал: Услышав приказ Махараджи Парикшита, олицетворение Кали в страхе задрожал. Видя перед собой царя, подобного Ямарадже, готового убить его, Кали обратился к царю с такими словами».

калир увача

йатра ква ватха ватсйами сарва-бхаума таваджна(гйа)йа

лакшайе татра татрапи твам аттешу-шарасанам

«Кали сказал: О Ваше Величество, где бы я ни жил согласно Вашему приказу, везде я буду видеть только Вас, вооружённого луком и стрелами».

тан ме дхарма-бхритам шрештха стханам нирдештум

архаси йатраива нийато ватсйа атиштхамс те 'нушасанам

«Поэтому, о главный среди защитников религии, молю тебя, отведи мне такое место, где бы я мог постоянно жить, защищаемый твоей властью».

сута увача

абхйартхитас тада тасмаи стханани калайе дадау

дйутам панам стрийах суна йатрадхармаш чатур-видхах

«Сута Госвами сказал: В ответ на мольбу олицетворения Кали Махараджа Парикшит позволил ему жить там, где играют в азартные игры, пьют, занимаются проституцией и убивают животных».

пунаш ча йачаманайа джата-рупам адат прабхух

тато 'нритам мадам камам раджо ваирам ча панчамам

«Олицетворение Кали попросил дать ему ещё что-нибудь, и в ответ на его мольбу царь разрешил ему жить там, где есть золото, ибо там, где наслаждаются золотом, царят ложь, пьянство, похоть, зависть и враждебность».

амуни панча стханани хй адхарма-прабхавах калих

ауттарейена даттани нйавасат тан-нидеша-крит

«Итак, Кали согласно указаниям Махараджи Парикшита, сына Уттары, было дозволено жить в этих пяти местах».

Почему Кали стоял на коленях перед Парикшитом? Потому что у Кали нет силы противостоять подлинным вайшнавам. Только тот, кто пренебрегает бхакти, может пасть под его чарами. Если же Кали Махараджу и позволено где-то властвовать, то только там, где нет подлинной веры. В некоторых случаях Кали провоцирует проблемы, пробуждая тем самым божественную силу. Вайшнавы крепнут в бою с пороками и выражают тем самым преданность высшей божественной силе. Противостояние силам тьмы способствует укреплениям связи с Богом. Тот, кто попадётся на пути вайшнавов, чиня препятствия их религиозной вере, лишь взбодрит своим соперничеством.

В примечании к русскоязычному переводу книги Шрилы Мадхвачарьи «Кришнамрита-махарнава» сказано: «Несмотря на все перечисленные недостатки, следует понимать, что трудные условия века Кали не отменяют необходимости по­клонения Кришне. Напротив, эти трудности можно считать до­полнительным стимулом к духовному развитию». Это означает, что все проблемы, посылаемые Кали Махараджем, явно на руку поклоняющимся Бхагавану. Преодоление препятствий закаляет верующих людей, в какой бы религии они не находились. Так Кали Махарадж служит божественному замыслу возвращения душ к их Отцу Небесному.

Тем, кто недостаточно предан Вишну, Кали Махарадж устраивает много проблем, однако верующим людям он не может навредить, поскольку в сфере истинной религии Кали Махарадж способен даже содействовать слугам Бхагавана. Это естественно, ведь изначально он слуга Бога. Его положение тождественно по некоторым признакам Шиве Махадеву. Некоторые сатанисты утверждают, что не Кали Махарадж является олицетворением тёмных сил, а Шива. Шива в негативном статусе упоминается в «Шримад-Бхагаватам», 3.14.27:

йасйанавадйачаритам манишино гринантй авидйа-паталам бибхитсавах
нираста-самйатишайо 'пи йат свайам пишача-чарйам ачарад гатих сатам

«Никто в материальном мире не может сравниться с Господом Шивой или превзойти его, а безупречный нрав Шивы служит примером для всех великих душ, стремящихся освободиться из-под гнёта невежества, и, тем не менее, он носит личину дьявола, чтобы принести освобождение всем преданным Верховного Господа».

Другими словами, Шива лишь носит маску дьявола (пишачи-чарйам), оставаясь на самом деле возвышенным вайшнавом. Точно так же и Кали Махарадж лишь внутри материальной вселенной противостоит божественности, но, по факту, он как и все: дживера ‘сварупа’ хайа – кришнера ‘нитйа-даса’ – «Все дживы – слуги Кришны» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 20.108).

В другом месте «Бхагаватам», 12.13.16 рассказывается о возвышенном положении Шиве:

нимна-ганам йатха ганга деванам ачйуто йатха
ваишнаванам йатха шамбхух пурананам идам татха

«Как Ганга – величайшая из всех рек, Господь Ачьюта – величайшее из всех Божеств, а Господь Шива – величайший из вайшнавов, так и „Шримад-Бхагаватам“ – величайшая из всех Пуран».

Данный стих утверждает сварупу Шивы. Как и все вайшнавы, Шива утверждает в «Падма Пуране», что служение Вишну – лучшее из всех форм служения: арадхананам сарвешам вишнор арадханам парам.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь