Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Отзыв проф., д. ф.-м. н. Родионова Б.У.
Глубокоуважаемый Александр Петрович! На семинаре кафедры теоретической физики МГУ у проф. Ю.С. Владимирова я обещал Вам высказать свое мнение о подаренной Вами книге «Когнитивная Психофизика», что и исполняю по мере моих возможностей. Отмечу, что еще с советских времен Вы являетесь одним из моих заочных учителей, которые помогли мне войти в мир психофизики. Естественно, я разделяю Ваши основные идеи и горячо приветствую Ваши усилия по их дальнейшей разработке. Теперь остановлюсь на наших с Вами возможных разногласиях или, точнее, разночтениях из общего для нас Единого. 1) О стиле книги. Как физик, я и в психофизике оставляю последнее слово за экспериментом, а не за рассуждениями (даже и очень умными). Поэтому Ваши обильные ссылки на авторитеты (особенно — прошедших времен) мне кажутся в некоторых случаях не просто излишними, а подрывающими статус современной психофизики как строго научной дисциплины. Когнитивная Психофизика. Основы 249 Дело в том, что я, как и многие мои коллеги, воспринимаю современную философию только как историю человеческой мысли. Мы полагаем, что собственно Мирозданием серьезно занимаются только естественные науки, давно вычленившиеся из средневековой натурфилософии. Современной же экспериментальной (если не сказать — эмпирической по сути) психофизике так не хватает не рассуждений, а именно опытных данных! Под экспериментами я имею ввиду не демонстрации психофизических явлений при тех или иных условиях, а последовательное проникновение в их суть с помощью неодушевленных приборов (предметов). 2) О названии «новой науки» и книги о ней. По-моему, термин «когнитивная психофизика» нуждается в более подробном обосновании или же в его замене на какой-то другой словесный эквивалент. Лично я понимаю этот термин (их смеси латинских и греческих корней, что уже неудачно) как выражение Вашего желания сосредоточиться на самой сути психофизики, на ее «природе» — на научных моделях, то есть на метафизике психического. Тогда напрашивается что-то вроде «мета-психофизики». Или на «основаниях (началах) психофизики». Мне кажется, что новому не стоит бояться старых одежд — терминов. Есть же «Метафизика» Аристотеля и есть «Метафизика» Владимирова. Почему же не появиться новой психофизике (псифизике) Дуброва, продолжающей такого рода многовековые исследования? Левитировали люди, вроде бы, всегда — даже в незапамятные (библейские) времена. Замечу,что слово «метафизика» с точки зрения ортодоксального физика ничуть не лучше «психофизики». И то, и другое для него — близкие в своей основе «лженауки». Правда, выдающийся современный ученый Ю.С. Владимиров несколько реабилитировал слово «метафизика», назвав им свой семинар в МГУ и свои безусловно психофизические, с моей точки зрения, труды. Кстати, с подачи Вашего покорного слуги, предложившего Юрию Сергеевичу на астрофизической конференции «Космион-2001» не только само название «Метафизика», но и издателя для тогда только еще задуманной им, а 250 Дубров А. П. ныне весьма читаемой философской книги. Так старинный термин — почти ругательный у марксистских философов — обрел новую жизнь! 3) Когда необходим новый язык. Мне кажется, нельзя говорить в одних главах книги (и говорить с замечательным «дубровским» энтузиазмом) об успехах хронотопологии (пси- и биохронотопологии), ставящей под сомнение объективное существование (как категорий) пространства-времени, физических «контактных взаимодействий» и «физических полей» (см. труды Ю.И. Кулакова и его последователя Ю.С. Владимирова плюс описания шокирующих ученого-традиционалиста психофизических феноменов), а в других главах с тем же энтузиазмом писать о «резонансно-полевом взаимодействии» и прочих составляющих нашего современного пространственно-временного мышления. Старый язык нас привязывает к старым же представлениям. Где, увы, нет места психофизике как науке. 4) О тайне. Подлинная наука (а таковой мы желаем видеть психофизику), как нам кажется, разгадывает тайны Мироздания, к которым человек всегда и прямо сопричастен. И всякая «исходная» научная гипотеза строится для разгадки очередной Тайны, а не для включения таинственного в научную модель Мира, в теорию. Позвольте, глубокоуважаемый Александр Петрович, на этом закончить записки въедливого читателя Вашей замечательной книги. Родионов Борис Устинович, доктор физико- математических наук, профессор кафедры микро- и космофизики Московского инженерно-физического института 24 мая 2006 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы