Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Бремя правления и помощь Патриарха Никона.



 

      Первые годы долгого 30-летняго правления Царя Алексея Михайловича были наполнены неурядицами и народными волнениями в Москве, но более всего его жизнь вместила в себя великие события, отразившиеся на истории всего государства Российского. Одно из таких событий произошло в седьмой год его доброго царствования, за которое он и был прозван поданными Тишайшим.

     22 июля (4 августа) 1652 года Патриархом Московским и всея Руси соборно был избран Митрополит Новгородский Никон. Согласие его последовало не сразу.

Никон, зная о враждебном отношении к нему боярства, и, видимо предчувствуя испытания ему грозящие в будущем, и долго отказывался. Приведенный против его воли в Успенский собор Кремля, он и та долго не соглашался. Только когда Царь и все присутствовавшие пали на землю и со слезами молили его, то он, умиленный согласился, потребовав обязательства:

“…содержать Евангельские догматы и соблюдать правила Св. Апостолов и Св. Отцев и законы благочестивых Царей”. Он далее изрек: “Если обещаетесь слушаться и меня, как вашего главного архипастыря и отца, во всем, что буду возвещать вам о догматах Божиих и о правилах, в таком случае я, по вашему желанию и прошению, не стану более отрекаться от великого Архиерейства”.

   Царь Алексей Михайлович, все бояре и освященный Собор произнесли перед Святым Евангелием и чудотворными иконами обет исполнять предложенное Никоном. Об этом событии, позднее, патриарх писал в письме Константинопольскому Патриарху. Как мы теперь знаем, клятвы своей никто не исполнил - первыми ее нарушили бояре.

    Тесная дружба соединяла Патриарха Никона с Царем. Вместе они молились, рассуждали о делах, садились за трапезу. Ни одно государственное дело не решалось без участия Никона. Великий ум Патриарха отпечатался на счастливых годах Царствования Алексея. Пользуясь близостью к Царю, и радея за Матерь Церковь, Патриарх Никон не раз говорил, что учреждение Монастырского Приказа противно церковным правилам. Патриарх настойчиво требовал его уничтожения. Но Алексей Михайлович не мог согласиться на упразднение Приказа. Никону удалось лишь получить несудимую грамоту для себя.

     По ней все духовные лица Новгородской епархии подчинялись суду только своего Митрополита. При Патриархе Никоне Монастырский Приказ на время потерял свою силу. Вопреки запрету увеличивать церковные имения, патриарший дом обогатился новыми вотчинами. Он строил новые монастыри, помогал старым обителям. Современники отмечали, что никогда еще не было таких больших сборов с церковных земель, как при Патриархе Никоне. Сам Предстоятель Русской Церкви, радея за угнетенный католиками народ Малороссии, настаивал на выступлении против Польши, дабы принять гетмана Богдана и все войско Запорожское с городами их и землями “под свою государскую высокую руку для Православныя Христианския Веры и Святых Божиих церквей”. Никон выставил в поле до 10 000 воинов, столько же выставили монастыри. Царь, отправляясь в поход, оставил Никона правителем государства, что вызвало большое неудовольствие видных бояр, которые отныне должны были являться к нему с докладами, долго ожидая этого часа. 

  Патриарх, обладая большими средствами, увеличивал свои домовые богадельни, раздавал богатые милостыни, делал пожертвования для улучшения тюрем. Никон имел неограниченную церковную власть. У некоторых бояр он распорядился сжечь вывезенные с запада картины органы. Он обязывал духовенство читать в церквах поучения, сам усиливал свою ревность в проповедовании. Патриарх требовал от духовенства должного знания Святого Писания и церковной службы, христианской жизни, дабы служить примером для пасомых. Ставленников для своей обширной епархии он испытывал сам:

”…обходил их с книгой, заставлял каждого читать и петь и тут же полагал свои резолюции на их просьбах”. Он строг был с духовенством, не исполнявшим его требований: “Замеченные в пьянстве, или в нерадивом исполнении пасторских обязанностей ссылались в сибирские монастыри”.

     Старался Патриарх Никон строгими мерами установить образцовый порядок в монастырях, в особенности в трех, им основанных. Боролся он против новшеств в иконописи, отстаивая древний византийский стиль, восставал против заимствований с Запада. Борясь с хомовым пением и многогласием, он добивался раздельно-речнаго пения. Царю Алексею Михайловичу нравилось единогласие, установленное Никоном еще в Великом Новгороде, и Государь ввел таковое в своей придворной церкви, откуда оно стало распространяться и по другим церквам. Эта любовь передалась и сыну Царя Феодору, который тоже увлекался музыкой, особенно певческим искусством, и даже сам писал некоторые песнопения.

Велика заслуга Патриарха Никона и в деле исправления богослужебных книг. Содеянное им в этой области столь значительно, что требует отдельного повествования. 

Никон и на Патриаршем Престоле оставался строгим к себе иноком, соблюдавшим все церковные службы с такой ревностью, что всегда имел при себе во время богослужения древнейшие требники, для сличения обрядов и молитв. Митрополит Макарий (Булгаков) пишет об этом:

Патриарх Никон весьма любил церковное богослужение, для которого столько потрудился при исправлении церковных книг и обрядов... Каждый день посещал все службы в своей домовой церкви, и очень часто служил сам. Богослужение Никона отличалось торжественностью, особенно в большие праздники, когда он священнодействовал в соборной церкви. С ним обыкновенно служили несколько митрополитов и архиепископов, которые становились не рядом с ним, а по сторонам, вместе с архимандритами и прочими священниками”.

Архидьякон Павел, описавший торжественное богослужение в Успенском соборе Кремля, страдавший от холода, проведя семь часов на ногах “…на железном помосте, под влиянием сильной стужи и сырости, проникавшей до костей”, вместе с тем признает : “мы были поражены изумительной правильностью и порядком всех этих церемоний и священнодействий. Несмотря на то, что мы чувствовали сильный холод и великую усталость вследствие долгаго стояния без движения, мы забывали об этом от душевного восхищения, созерцая такое торжество Православия”. 

      Преобразования, проводившиеся им, по воле Божией, казались многим очень резкими. Они увеличили число его врагов, которых и без того было достаточно. Значение Патриарха Никона держалось единственно на его личной силе и любви к нему Царя Алексея Михайловича. Эта опора, как пишет историк Знаменский, была недостаточна прочна, как и все мирское:

Орудием, которым эти опоры были подломлены, были многочисленные враги Никона, действовавшие на него со всем усердием личного раздражения. Прежде всего своим крутым характером, привычкой сталкиваться со всеми, власть имеющими, он вооружил против себя сильную партию бояр...Все эти люди зорко следили за патриархом, ловили всякий случай, где он слишком резко выставлял свою власть, перетолковывали каждый его опрометчивый шаг...Затем много врагов явилось у Никона по поводу его церковных исправлений, которые были введены им очень круто, с обычной его самоуверенностью и со всем деспотизмом личного авторитета. Привычка не обращать внимания на других поставила его в самое невыгодное положение между двумя сильными партиями, партией новизны, стремившейся к Западу, и партией старины”.

     В Патриархе Никоне раздражало его строгость, недоступность, жестокие наказания провинившихся и усиленные поборы в патриаршую казну. Белое священство считало доведенным себя до последней степени приниженности, ибо Патриарх устранил прежнюю общительность, окружил себя недостойным величием. Подле Царя было много людей, которые, по словам историка С. В. Соловьева, твердили ему: “…что Царской власти больше уже не слыхать, что посланцев патриаршеских боятся больше Царских; что великий Государь Патриарх не довольствуется и равенством власти с великим Государем Царем, но стремясь превысить его...

      Но есть и другие мнения о Патриархе Никоне:

Никон, как человек, был доброй души, простой, не хитрый и не имел понятия об интригах, с помощью которых враждебная ему партия разрушила союз дружбы его с царем; но, создавая свой ум и свои нравственные преимущества он гордо держал себя перед своими врагами, которым это самое не нравилось. Никон понимал интриги своих противников, но не отвечал им, не собирал у себя партии, а оставался один”. (Н. Гиббенет., “Историческое исследование дела Патриарха Никона”. СПб. 1884 г.). Далее произошла великая трагедия, повлекшая за собою неисчислимые испытания для России. 

       


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь